Category: общество

Category was added automatically. Read all entries about "общество".

Хло

Про семантику внешности и одежды, а также про внутренние смыслы говорили на проекте "Ролевые игры"

Это то, что меня сейчас особенно занимает: одежда как знак человека - то, в чем человек воспроизводит себя.
Наружность другого является для нас сигнальной семантической системой. Еще до знакомства, при первом взгляде, мы "считываем"/дешифруем для себя характерные особенности облика другого, формируем свои ожидания и реакции: этот человек надежный или опасный, честный или хитрый, наивный или компетентный, миролюбивый или агрессивный, доминирующий или подчиняющийся и пр.

Наружность человека может вступать в противоречие с тем, что на нем надето (Нонна Мордюкова в легкомысленном платье Мерлин Монро, Евгений Леонов в образе кардинала Ришелье). И тогда семантика внешности и семантика одежды не совпадают, смыслы конфликтуют. В этом случае окружающие формируют гипотезы относительно такого человека, моментально объясняя себе эти парадоксы ("хочет обмануть", "нельзя доверять", "держаться подальше" и пр.) и неосознанно пытаются вывести его "на чистую воду", начиная провоцировать.


На очных проектах в последние годы я провожу такую практику знакомства участников: люди встречаются попарно и говорят, герой какой истории перед ними (например, "если бы вы снимали фильм, то в каких ролях, в каких интерьерах и эпохах вы бы сняли человека, который сейчас перед вами?"). Для этой практики убирается все, что может отвлечь внимание от лица (очки, украшения и пр.), то есть фокус - только на лицо.
Поработав в 8-10 парах участники собирают статистику о своих внешних трансляциях и ролевых ожиданиях окружающих. Эту игропрактику прошла не одна сотня человек, и всегда в группах есть люди в нежных рюшах или простых эко-одежках, которые сурово спрашивают "И что прикажете с этим делать? Мне все приписывают жесткость и властность! Это вообще законно?". Или люди, одетые грозно и правительственно, которые по-детски обижаются "Мне все сказали, что я милаха, Муми-мама и девочка-ВинниПух. Но я на самом деле очень-очень опасная! Ну что вы все ржете?".

Как соединить внутренние истории с внешними трансляциями и найти способ выражения этого в одежде? Практически с момента своего появления одежда отождествлялась со шкурой-кожей и считалась сакральной, двойником человека. Как найти свою "шкуру"? Вот это я сейчас исследую, ужжжасно интересно!
Если у вас есть ссылки на работы по семантике одежды, поделитесь, пожалуйста!
Хло

Богатая на инсайты практика из проекта "Игровая Богадельня"

"Представьте на один день, что вы - это не вы, а персонаж, которого вам доверили развивать в этой реальности. Посмотрите на его ролевой репертуар. Персонаж может играть в разных ситуациях, с разными людьми похожие роли. И тогда мы можем говорить, что у него есть Доминирующее Амплуа. Персонаж также может выбирать для себя разные роли — в одних ситуациях с одними людьми быть рохлей и мямлей, в других ситуациях и с другими людьми слыть славным малым и душой компании, а в третьих ситуациях проявляться как тиран.

Повспоминайте, есть ли у вашего персонажа Доминирующее Амплуа?

Когда любой персонаж любой истории — в жизни ли, в спектакле ли, в фильме ли — начинает играть свою роль, то он создает вокруг себя ролевую матрицу — комплементарные (взаимосоответствующие) ролевые позиции. В эти позиции попадают другие персонажи — партнеры по ролевому взаимодействию.

Роли всегда возникают там, где на них есть спрос:
Там, где все подавлены и растеряны, возникает лидер.
Там, куда приходит яркий лидер — появляется и анти-лидер, и аутсайдеры.
Там, куда приходит талантливый учитель — обязательно обнаружится гениальный ученик.
Где появляется садист — возникает и мазохист.
Где появляется звезда, там возникают фанаты и завистники.
И т.п.

Итак, ваш персонаж создает ролевые матрицы — устойчивые повторяющиеся позиции для своих партнеров (в семье, на работе, в кругу друзей и пр.). Таким образом, у вашего персонажа образуются свои ролевые ансамбли.


Подумайте, проанализируйте, какие герои непременно входят в ролевой ансамбль вашего персонажа? Какие ролевые партнеры составляют обязательный комплект?

Например:
Персонажи-сверхконтролеры «комплектуют» свой ролевой ансамбль безалаберными, невнимательными героями, которые пропадут/не выживут без их контроля, не способны о себе позаботиться самостоятельно.
Сверхранимые персонажи создают вокруг себя ролевые позиции для Злодеев и Бетменов — именно они идут в комплекте со сверхранимыми.

Примеры от игропациентов "Богадельни":
«Основой персонаж — Успевалка.
В комплекте: безрукие и безголовые подопечные, и хаотический мир вокруг, нуждающийся в причесывании».

«Основой персонаж — Хозяйка.
К ней положены Требующие Заботы, Свиньи Неблагодарные, Благодарные и Высокооценивающие».

«Доминирующее Амплуа: Самая Умная.
Ролевой набор персонажа: Двоечники Необразованные, Тупицы Непроходимые, Беспредельщики Невоспитанные, Пофигисты-саботажники, Манипуляторы-жертвы, Эксплуататоры-чужого-ума, Ни-в-грош-не-ставящие».


❓Подумайте над вопросами:
Радует ли вас доминирующее амплуа, ролевые наборы вашего персонажа, которого вам поручили развивать и совершенствовать?
Какие сюжетные линии себя изжили — и их продолжение не развивает историю, на ваш взгляд?
Какие роли могли бы сделать историю вашего персонажа более захватывающей? Где и с кем порепетировать эти роли легче всего?"
Хло

Из недавнего

Чудесная описка: публичности вместо субличности. По-моему, очень круто.
Если наши ключевые субличности - это внутренние программы-роли, "голоса в голове". То наши публичности, вероятно, это часть социального имиджа - наши ролевые аватары, в которых мы чаще всего выступаем в обществе. Доминирующие амплуа.

Архетип - это абстракция, но он может быть проявлен в конкретных ролевых аватарах-публичностях.

Например, архетипаж Мудрец может быть представлен публичностями "ПрофЭссор", "Прагматик до мозга костей", "Критик-Зануда" и пр.

Архетипаж, Бунтарь может быть проявлен в публичностях "Крамольник", "Оторва", "Мятежник-революционер", "Изгой".

Архетипаж Герой - в публичностях "Стоик", "Отважная амазонка", "Рыцарь без страха и упрека", "Ломовая лошадь".

Архетипаж Искатель - в публичностях "Трендсеттер", "Бродяга-перекати поле", "Авантюрист-экспериментатор", "Человек, бесконечно меняющий работы".
Хло

О внутренней и внешней карьере

Недавно писала о том, во что верю: у каждого есть замысел, заданность, изначальная концепция себя.
То, что психологи и психотерапевты называют по-разному: "суть", "самость", "независимый "Я", "автономный агент" - внутреннее нечто, которое в курсе изначальной концепции себя.

Я порядком подзадолбала своими проповедями о том, что исследовать это, искать ответы на вопросы "ктоя-длячегоя" = инвестировать в развитие своей внутренней карьеры.
Но, "такова селяви": пока у нас принято "херачить в диком ахере", делая внешнюю карьеру прежде внутренней. Поэтому к 35-50 годам многие социально состоявшиеся (после дикого ахера) люди имеют нарядный экзистенциальный кризис и довольно смутное и противоречивое представление о том, кто же они такие. Какгрится, "Недавно поняла, что глубоко в душе я веселая, мохнатая венгерская овчарка, только мрачная и лысая" Линор Горалик.

Внешняя карьера - это история про профессиональную компетентность в выполнении поставленных задач, про развитие профессиональных талантов, про рост ценности на рынке труда и внешние бонусы, про ощущение растущего профессионального мастерства.

Внутренняя карьера - это история про человеческую работу по исполнению, воплощению себя. Про жизненную компетентность, которая проявляется в понимании себя, в развитии личного мастерства, способности жить талантливо, проходить внешние и внутренние квесты с дарами. Про рост самоценности и внутренних бонусов в виде "ощущения растущей жизненной силы и наслаждения жизнью" Эмми Ван Дорцен, "Практическое экзистенциальное консультирование и психотерапия"


Что я делаю как игропрактик и организатор проектов?
Предлагаю людям немного позаниматься своей внутренней карьерой. Играючи.
Ближайшие онлайн-проекты для внутренних карьеристов.

Зимний
21 ноября по 20 декабря: БРЕНДОДЕЛЬНЯ
Проект для тех, кто занимается самопродюсированием, продвижением собственных проектов, событий, школ, курсов, игр, мастер-классов, вебинаров, блогов и пр.
Регистрация полным ходом идет ТУТ.

Новогодний
3 по 17 января 2019: УТРЕННИЕ ПРАКТИКИ ПО ПОИСКУ ПРИЗВАНИЯ
В первый раз пройдут в формате ФБ-сообщества. Тем, кто хочет подарить поход за призванием себе или своим близким в качестве новогоднего подарка, сигнализирую: количество мест ограничено.
Детали и регистрация ТУТ.
Хло

О продвижении своих продуктов, программ, проектов, событий

ТВОРЦЫ: изобретайте новые ниши и оригинальные продукты, которых не было до вас. И вам не нужен никакой маркетинг, вы в дамках - потому что вы единственные в своем роде!

МУДРЕЦЫ: глупо надеяться на то, что оригинальный продукт будет иметь прямую корреляцию с продажами. Это примитивный подход. Необходимо снять социологию, собрать статистику, произвести детальный анализ отрасли...

ПРОСТОДУШНЫЕ: не нужно ничего придумывать для продвижения специально. Если сложно, значит, ложно. Продвигаться очень легко, если вы выбираете простые, природосообразные для себя шаги.

МАГИ: не все так просто. Есть те, кто мыслят рационально и не видят знаки грядущих коммерческих триумфов и катастроф. А есть те, кто ориентируется на иррациональные знания, "симптомы и предвестники" - и совершают на рынке то, что другие описывают, как чудо.

ГЕРОИ: не нужно надеяться на чудо. Все решает количество подходов и усилий. Побеждает тот, кто каждый день делает чуть больше, чем в предыдущий.

СЛАВНЫЕ МАЛЫЕ: да зачем напрягаться? Проверено: работает только партнерка! Эффективно и стремительно сегодня можно продвигаться только через сообщества, клубы, лояльную, дружескую аудиторию.

ШУТЫ: зачем тратить ресурс на установление дружеских связей? Развлекайте аудиторию, смешите, генерируйте впечатления. Сегодня продвигаться без использования фана невозможно!

ПРАВИТЕЛИ: при чем тут фан? В маркетинге цирк с конями и фокусы не работают. Маркетинг - большой производственный процесс, завод. Работает только четко выстроенная, многоступенчатая структура продвижения.

ЭСТЕТЫ: смотреть на маркетинг как на сложный механизм - ошибка. Маркетинг - это соблазнение. Если вы не умеете соблазнять - вы не сможете продвигать свой продукт.

БУНТАРИ: соблазнение? Хрен-то там! Шокируйте аудиторию, создавайте ажиотаж. Фурор, шок, женские истерики.

ОПЕКУНЫ: проблема в том, что все пытаются соблазнять, шокировать, развлекать или просчитывать реакции людей, чтобы впарить свой продукт. А людей нужно просвещать, делать экспертами в том, что вы производите!

ИСКАТЕЛИ: все проблемы в продвижении от того, что все используют старые шаблоны, которые уже не работают. Впереди только те, кто используют новаторские маркетинговые методы.

Хло

Игропрактика

Многие думают, что подлинное бытие и наслаждение жизнью начинается с глубокого осознания своего пути, предназначения, дела жизни. А на самом деле оно начинается с быта, с нашего малого мира, с ежедневного умения выбирать свое.

«Ощущение растущей жизненной силы и наслаждения жизнью есть признак подлинного бытия. ..подлинное бытие включает понятие решительного выбора между тем, что является собственным, а что - нет. Это требует от человека подтверждать и придерживаться того, что он считает своим, и отказываться и освобождаться от всего, что он таковым не считает» (с) Эмми Ван Дорцен «Практическое экзистенциальное консультирование и психотерапия»

Оглядитесь вокруг.
Задайте себе вопрос: ваши вещи отражают вас? Каждый ли предмет из постоянно окружающего вас вещного мира служит напоминанием вам о том, что вы цените, что вас радует? Каково соотношение среди принадлежащих вам вещей неслучайных и случайных, полностью отражающих вас и никак не отражающих?

Ваша чашка является ли воплощением вашего подлинного Я?
А ваша одежда?
Ваша зубная щетка?
Ваша подушка?
Телефон?
В интерьерах, которых вы живете, вы узнаете истинного себя?
Тот материальный мир, который окружает вас изо дня в день, напоминает вам о вас самих, о вас настоящих?


Вообразите, что вам взбрело в голову провести тест: получить от незнакомых людей описание ваших уникальностей по нескольким вещам, которыми вы пользуетесь ежедневно. Как думаете, насколько точными были бы их догадки?
Хло

Метеосводка на пятницу 13-ого.

И снова в эфире старушка Хло, которой лижбы надоесть хорошим людям своими наставлениями и поучениями.

Сегодня, ребятки, регулятор уровня жизни докручивается до уровня хардкор, днем местами может случится локальный "ад и Пакистан". Если рядом с вами происходит апофеоз неадеквата - знайте, это такой эпичный квест на умение говорить "твою ж мать!" тихо, мягко и глубоко дыша, не затвердевая и не сжимаясь.

Хло

Делюсь одним из игровых заданий проекта "Утренние практики по поиску своего призвания"

Вообразите себе, что у людей на земле разом исчезли все праздники и воспоминания о них. Надежды человечества обращены к вам. Потому что именно на вас возложена важная миссия: создать 4 главных праздника всех времен и народов.
Главный Праздник Лета,
Главный Праздник Зимы,
Главный Праздник Осени,
Главный Праздник Весны.


Характер и содержания каждого из 4-ех знаковых событий для каждого сезона доверено выбрать вам. Вы вольны решать, будет ли это событие в форме творческого фестиваля или адреналинового действа, целительного обряда или сумасшедшего карнавала, тихого семейного празднества или тайной магической инициации.

Есть только одно ограничение: если новый праздник будет копировать исчезнувший старый (Новый год, Рождество, Имболк, Масленица, праздник урожая и пр.), то он не сможет осуществиться. Нужны совершенно новые праздники. Итак, вам предстоит заново создать 4 главных точки года, которые станут традиционными и важными событиями для людей на земле.

Сформулируйте ответы на следующие вопросы по каждому из 4-ех праздников:
1️⃣️️️️ Что это за праздник?
2️⃣ Для чего он предназначен? Какова его миссия, функция, задача?
3️⃣ Каким людям особенно важен этот праздник? Кому плохо без этого праздника?

Только после того, как сформулировали ответы на все вопросы, переходите дальше.


Посмотрите, о каких важных ценностях говорят придуманные вами праздники? О каком векторе вашей личности они недвусмысленно намекают?
Например:
Альтруизм, забота о тех, кто нуждается в помощи и поддержке?
Эстетические наслаждения, красота, гармония?
Популярность, почет, известность?
Объединение людей, радость от общения с другими?
Движение, динамика, активность?
Познание тайн, открытия, поиск истины?
Адреналин, авантюризм?
Любовь, дружба, доверие, близкие отношения?
Забота о теле и его удовольствиях?
и пр.

Подумайте, к каким делам, занятиям, процессам, судя по этой игровой практике, вам стоит присмотреться повнимательнее? Если затрудняетесь с этим, попросите людей, которым вы доверяете, прочитать ваши ответы, выделить общее в них и поделиться с вами, про какой вектор самореализации говорят им ваши ответы. Можно задать им вопрос "Чем лучше всего заниматься человеку, который утверждает, что людям нужны такие праздники?".


Иллюстратор Johanna Wright
Хло

К 9 мая

"Ну да, я — ветеран Великой Отечественной войны снял "Каникулы Бонифация". Это очень понятно. После войны, этой мясорубки, люди хотели простой веселой истории <...> Ненавижу думать о войне, но насколько я помню, мы тогда не говорили о смерти, о ранах. По любому поводу — гоготали". (с) Федор Савельевич Хитрук, мультипликатор, режиссер "Вини-Пуха", "Каникул Бонифация", художник-иллюстратор мультфильмов "Дядя Степа", "Цветик-семицветик", "Аленький цветочек", "Приключения Буратино", "Снежная Королева".

"...вдруг разнесся слух, что открывают бани. Это был светлый луч надежды на какую-то новую жизнь. В нашей бане открыли один класс — общий, для мужчин и женщин одновременно. <…> Мы пришли в баню все вместе: бабушка, уже очень слабая, мама, мои две тети и двоюродная сестра. Увидеть голых людей, этих дистрофиков, эти скелеты, покрытые серой кожей, было потрясением. У женщин почти не было грудей, животы втянуты, торчали тазовые кости. Ноги образовывали дугу из костей, мышц почти не было. И никакого стыда ни у женщин, ни у мужчин. Никакого различия полов. Мыли друг другу спины, поливали теплой водой тех, кто слабее, наслаждались относительным теплом и просто мытьем. А после бани, счастливые от пережитых ощущений нормальной жизни, мы сели пить горячий чаек из маленького самовара на два стакана, который быстро закипал от щепочек. И начали вспоминать баню. Мы так смеялись, перебирая все подробности совместного мытья с мужчинами: а он ей говорит, а она ему, а этот-то таз налил, да и опрокинул, ха-ха-ха. Не очень веселый юмор, но тогда это был первый проблеск живых людей, которые поняли и почувствовали, что жизнь еще возможна" (с) из воспоминаний жительницы блокадного города Эммы Казаковой "Блокадная баня"