Category: дети

Category was added automatically. Read all entries about "дети".

Хло

По следам вчерашнего поста о предпринимательском мышлении

После публикации поста о предпринимательском мышлении пришел комментарий от olesya_sh, которая решила открывать школу-парк, "школу наоборот от традиционной", без оценок, домашних заданий, со свободным посещением и самостоятельным изучением предметов. Оказалось, что те, на кого была ставка - родители, которые были недовольны школьной системой (а ля "рука-лоб", нет-это-невыносимо-надо-что-то-менять!) - на деле не готовы к такому повороту.

Но если принять за ключевой критерий "повседневная жизнь человека говорит об его истинных желаниях гораздо больше, чем его слова об истинных желаниях в жизни", то все встанет на свои места. На старте бизнеса (и любого дела/проекта) нельзя рассчитывать на ту аудиторию, которая говорит "вот я бы хотел..." (водить ребенка в школу нового типа, выучить английский язык, покупать горячий кофе рядом с домом, пройти курс по профориентации и пр.) - это фатальная ошибка.


Ее часто допускают при проведении маркетинговых опросов начинающие предприниматели: "Скажите, а вы бы хотели, чтобы ваш ребенок прошел обучение по финансовой грамотности, которое поможет ему в будущем?".
Сотни опрошенных - и вопли радости "Ура, я сказочно богат! 90% респондентов готовы отдать своих детей на мои курсы!".

Стопаньки. На старте рассчитывать имеет смысл на тех, кто УЖЕ вкладывается/вкладывался в аналоги и подобия. Если люди ни разу не делали попыток вложиться в дополнительное образование своего ребенка (или в услуги финансового коуча, дизайнера интерьеров, PR-продвижение и пр.), то при анкетировании "А хотели бы вы..." большинство из них запросто может ответить "Было бы здорово!" - и при этом они будут продолжать хотеть дальше, не используя возможности для воплощения своих хотелок.

Кому интересна тема - вот тут мой открытый Краткий курс по созданию творческого стартапа
Хло

ИГРА-ЗАГАДКА: РАЗГАДКА

Ответ на загадку, которая была здесь: http://hloflo.livejournal.com/957946.html

Мы тут с группой товарищей все не уймемся - архетипы обсуждаем. Есть некие универсальные коды-первообразы, которые незнакомые люди считывают с внешности, т.е. впервые увидев человека, строят визуальные ассоциации с тем или иным архетипом. И в первом эксперименте с коллажами мы явно видели, что человек с одной внешностью транслирует аристократическую историю, с другой - наивную, с третьей - героическую.

Но кроме архетипов внешности, в нас проявлены и иные архетипы - назовем их "архетипы ценностей". Это мотивы, выборы, которые нас определяют - это то, что нам важно, что составляет наши личные смыслы. И человек, внешностью транслирующий историю Правителя, по ценностям может быть по жизни геройский герой и не дурак полежать на амбразурах. А другой, с внешностью Опекуна, все свои выборы с детства делает в духе Бунтаря.

И так получается, что знакомые нам люди начинают видеть в нас микс наших ведущих архетипов - внешних и внутренних. То есть неумышленно приписывать весь ареал знаний о нас только нашей внешности - "да это у тебя на лице написано". Это хорошо было видно в историях с 12 коллажами у многих людей, которые обращались к знакомым. Например, зная меня лично и через ЖЖ, большинство определило меня в Шута и Творца, тогда как "в чистом эксперименте" люди, видевшие меня впервые, единодушно сошлись на Опекуне и Славном Малом.

А теперь, собственно, к загадке. Я обратилась к экспертам проекта - Школе Образных Решений "IDEA-class" - чтобы подумать, как можно "подружить" в одном стилевом решении внешние и внутренние архетипы. В моем случае: как составить джаз-комбо из Опекуна, Славного Малого, Творца и Шута, еще и опираясь при этом на особенности внешности, линии и пр. Еще и учитывая мою работу на два мира - и в деловой/"приличной", и в игровой среде. Я поработала над этой задачей с Ольгой Меньшиковой - креативным директором школы, членом Международной ассоциации дизайнеров. И это было увлекательное приключение!

Когда работа была окончена и основа образа-микса найдена, я решила проверить, насколько найденная стилевая история совпадает с моими трансляциями, которые считывали люди: и те, которые меня знают, и те, которые меня не знают. Я взяла несколько совсем разных предметов гардероба из найденной стилевой истории, составила коллаж и предложила вам поиграть в кастинг-директоров: описать персонажа, которому принадлежат эти вещи.


Сначала предыстория.
Вот что говорили незнакомые люди, которым предложили описать меня, основываясь только на коллаже из моих фотопортретов: «учитель ребёнка главной героини», «фея-крестная», «няня или добрая фея, спасающая маленьких девочек», «учительница или воспитательница», «учитель музыки в детском саду», «роль барышни помогать кому-то в чем-то», «врач или психолог»

А что видели в этом же коллаже из моих фотопортретов те, кто меня знает: «затевательница хиханек и хаханек», «персонаж из комедии или детского фэнтези», «поступает смешно и нелогично», «готовность и любовь к веселью», «озорная, смешинка, Пеппи длинный чулок», «клоунесса», «веселая старушка-феечка», «изобретатель крутящихся на ветру, как флюгер, петушков на палочке», «весь мир для нее лаборатория, в которой она постоянно ставит опыты»


Разные люди из разных историй описаны, правда? И разные ролевые гардеробы.

А теперь наиболее часто повторяющиеся ваши описания персонажа из загадки. Лидер в ФБ и ЖЖ, конечно, «Мэри Попинс». И дальше: «гувернантка из Санта-Хрякуса... заботливая, насмешливая, волшебница, но не без комедии», «волшебница, отзывчивая, заботливая и по-хорошему смешливая», «няня», «учитель младших школьников или воспитатель», «учительница музыки», «учительница рисования», «дизайнер», «девушка-художник, подрабатывает няней», «опекун слегка чудаковатый в смешную сторону», «опекун, но несколько легкомысленный». Тема неназидательного, творческого, насмешливого опекуна, по-моему, раскрыта.

И кстати, я посмотрела актрис, которых упоминали чаще и которых я знаю. Они все очень разные, по сложению, цвету волос и глаз, форме лица. Но знаете, что их объединяет?
Collapse )

Спасибо всем за игру! Вообще научиться рассказывать истории через визуальные решения - это чумачечий скилл. Хотела бы это уметь. А вы?
Хло

ПРОЕКТ ПО АРХЕТИПАМ "РОЛЕВЫЕ ГАРДЕРОБЫ". ОПЕКУН. ЭКСПЕРТ АННА ЛЯНСКАЯ

Эксперт проекта:

АННА ЛЯНСКАЯ
Лингвист, сценарист, геймдизайнер, фотограф

АРХЕТИП "ОПЕКУН"


Однажды к мастеру Шри Япутре пришли странники.
-Учитель, вот уже пять лет мы практикуем дзадзен, читаем коаны,
делаем асаны, но так и не достигли самадхи.
Шри Япутре открыл один глаз и после непродолжительной паузы ответил:
- Идите откуда пришли, я и слов-то таких не знаю...


Согласно учебникам по истории педагогики, воспитание как отдельный вид деятельности появилось примерно 40 тысяч лет назад, но подражательное поведение, копирование успешной модели, характерно не только для человека, но и для многих млекопитающих. Именно оно дает возможность аккумулировать внутри сообщества опыт, полученный отдельными особями, способствуя, таким образом, его выживанию и развитию.

Опекуны и наставники представляют собой то средство, которым накопленный опыт передается дальше, идеальный образец для копирования и, с одной стороны, они, подобно матери, вскармливающей своих детей молоком, они призваны давать молодому поколению питание души, знание, а с другой – на них же возлагается задача по «обтесыванию» острых углов и направлению роста навыков и знаний в нужное русло.
Таким образом, в структуре этого образа сразу видно несколько противоречий – с одной стороны, дающий полезные для жизни знания и навыки должен владеть ими в совершенстве, достойном подражания – с другой, свои силы и энергию он расходует в этом случае на мета-деятельность, а не на их применение в своих интересах или интересах сообщества. С одной стороны, от него зависит многое – с другой – сам он остается в тени, представляя себя в мире через своих учеников. Он одновременно и отжившая сухая форма, предназначенная для новой отливки, и источник живой питающей энергии. Он должен быть лучшим и при этом – не быть.


У каждого учителя две стороны – добрая, кормящая, дающая силы и знания и вторая – карающая, строгая, контролирующая, обучающая ответственности и послушанию. Как добрый и злой полицейские (а мы же помним, что на полицию возлагается и воспитательная функция).

Представления о том, каким должен быть идеальный наставник менялись вместе с представлениями о том, каким должен быть идеальный человек, а также о том, что такое ребенок и как соотносятся между собой мир взрослых и мир детства.
Еще один важный момент – наставники это те, кто приходит в жизнь человека «на смену» родителям, становятся как бы новыми родителями, предоставляемыми обществом для того, чтобы формировать его новых участников. Переход от частной жизни и маленького домашнего мира к общественному. И степень и возраст этого вмешательства также зависят от того, насколько глубоко общество стремится проникнуть в частную жизнь своих граждан и какие представления о соотношении личного и профессионального существуют в данной культуры.

В антиутопиях такой переход, зачастую, осуществляется как можно раньше – дети воспитываются специалистами-профессионалами с рождения, для того, чтобы исключить все возможности частного влияния – подобной цели должна была служить система яслей-садиков-школ-продленки, призванная с младенчества обеспечить детям правильное – то есть, профессиональное, не домашнее, воспитание. Переход из зоны влияния родителей в зону влияния общества – может выглядеть и как система школ-интернатов в Англии, и как готовящий фрейлин и гувернанток Смольный институт, и как младшая дружина при княжеском дворе, и как система найма подмастерий.

Для кого-то выход из родительского мира становится освобождением, для кого-то – концом счастливой детской свободы. Это зависит и от того, как соотносятся в данной культуре и в внутри- и внесемейное, и от конкретной семьи и конкретного наставника, к которому попадает ребенок, подросток, послушник и любой другой неофит. Для кого-то второй родитель может стать проводником в лучшую жизнь, для кого-то - жестоким тираном.
И этот тот переход, который...
Collapse )
Хло

2 апреля

Первый раз город Сургут участвует во Всемирном дне распространения информации о проблеме аутизма.

Полинка, Полька, Полинище, моя подруга из этого города, сыну которой поставлен аутический синдром, придумала с мамами других детей-аутистов акцию - не просто распространять в этот день обычные информационные листовки, а рассказать свои истории. Живые истории, которые происходят в соседней квартире, в соседнем доме, на соседней улице. Она мудрая, моя Полька. Посмотрите сами.


"Меня зовут, Полина Гончарова, я руководитель фирмы, бизнес тренер и мой десятилетний сын Никита – аутист????. Эти строчки я решалась написать шесть лет. Как и многие мои знакомые, матери особых детей, я прошла длинный и тернистый путь от первого момента «Что-то не так» через «что же все-таки, в конце концов, происходит» до постановки диагноза и столкновением с вопросом «как с этим жить»? И сегодня я хочу поделиться несколькими историями.

2 апреля, для многих людей это просто день. Еще для кого-то, кто прочитал в календаре, это день распространения информации об аутизме. Очередное событие, которое не наполнено никаким содержанием. И есть те, для кого это шанс открыто рассказать, что в их семье есть особый человек – аутист. И обычно мы им не пользовались, ограничивались распространением листовок с общими сведениями и информационными материалами через соц. сети и СМИ, это, конечно, немаловажно. Но вот как-то на человеческий, открытый разговор не хватало духа. Наверное, потому что не хочется делиться горем, рассказывать слезливую историю о нечеловеческих испытаниях и героических преодолениях. Ведь в наших жизнях это не главное.

И когда я стала размышлять, тогда что важное, вот самое-самое? И я поняла - безусловная любовь к своим детям. Это когда твой сын может вдруг в общественном месте снять с себя одежду или просто упасть в лужу в парке и счастливо в ней валяться, а ты стоишь, вся такая директор под аккомпанемент какой-нибудь «очень заботливой» тетеньки, которая, воздев руки долу, восклицает: «куда мир катится, вы что, мамочка, ребенка не воспитываете???? Вот они потом террористами вырастают!», стоишь и просто любишь своего ребенка. И это все, что ты можешь сделать для него, позволить ему быть и любить такого, какой есть, вкупе со всеми дополнительными опциями! Когда я разговаривала с другими мамами, выспрашивая их истории, то очень удивилась, каждая из них сказала: «Мне так повезло, что моей жизни появился этот ребенок»!


История про Полину и Никиту
Мне очень повезло, что однажды в моей жизни появился Никита! Он перевернул мой мир и научил любить.
Первое испытание грянуло, когда сыну было 1,5 года. Гломерулонефрит (аутоиммунное заболевание), как говорят врачи, оно не лечится, иногда проходит само.

Его заболевание проходить не торопилось и в течение нескольких лет мы жили от обострения к обострению. Поэтому мне как-то казалось нормальным, что мой сын не любит людей, замкнут и не особо радостен. Я сама не очень стремилась к общению и полностью предавалась внутренним пережевываниям своего горя (нескончаемая череда больничных палат, реанимаций к этому неплохо располагала). Нам очень нравилось с сыном просто валяться вдвоем (особенно не на больничной кровати, а где-нибудь в приятном месте на травке) и молчать о своем, об общем. Но время шло, а ситуация не менялась. Не буду подробно излагать все перипетии, итог известен – второй диагноз, тоже неизлечимый, аутизм.

Конечно, в первый момент я ударилась в отрицание. Все повторяла, такого не может быть, молния два раза в одно дерево не бьет! Потом другая крайность – раз так я все равно выиграю, я все вылечу. Занятия, врачи, развитие – расписание по минутам… Все строго и без баловства. Однажды моя хорошая знакомая, глядя на нас сказала: «У меня такое впечатление, что ты не только хочешь вылечить аутизм, что в принципе невозможно, ты ребенка своего исправить хочешь! Ты как - будто говоришь, немедленно замените мне ребенка на другого, правильного и умненького». Неделю я с ней не разговаривала. А потом стала думать, наблюдать и анализировать. Итак, вот к чему пришла: да аутизм – это вор, он крадет наших детей, тихо, по-маленьку. Я теряла Никиту, он ускользал, утекал сквозь пальцы. И что я делала, чтобы остановить это?

Итак, у аутистов другое восприятие, сверхчувствительность. Мой ребенок опасался и не доверял внешнему миру. Он, как правило, оборачивался своей теневой стороной к нему. А я? Я спасала, не задумываясь, а есть ли у моего сына простое обычное детство, ну хоть чуть-чуть, в каком-нибудь адаптированном виде. Посмотрела на все происходящее глазами ребенка. И вы знаете, мне так захотелось ударить себя по лбу. Мы не баловались, и не играли, никогда не бились подушками, не строили песочных замков, не затевали шутливых драк. Только диеты, лечение и режим…

Сегодня я возвращаю, отвоевываю Никиту, также по сантиметру, по частичке. Я больше не лечу его (это не значит, что мы отказались от лекарств или обязательных процедур, просто изменила к этому отношение), я учусь с ним жить и быть счастливой. Я стремлюсь показать ему, что мир может быть другим, радостным, озорным. Мы отыгрываем и выбаловываем все, что пропустили! Я перестала бояться и беру везде его с собой. Конечно, это для нас не просто. Ведь люди реагируют по - разному, подчас очень эмоционально на инаковость ребенка. Но теперь я понимаю, окружающие имеют право на свое отношение и переживание, важнее научить Никиту жить с этими реакциями. Я говорю ему: «Посмотри, это не страшно, они переживают так же, как и ты, просто у тебя аутостимуляция (импульсивная телесная реакция детей направленная на эмоциональную разгрузку), а у них громкий монолог, они, как и ты, не всегда понимают, что происходит, и это иногда пугает, правда?». Я учусь уважать своего ребенка, ведь если этого не сделаю я, как смогут другие?"
Хло

С Новым годом:)

Вчера рассказывала о видеопоздравлении для "Жить интересно!".
Оно также для всех вас, чердачные обитатели. Вы-то точно знаете толк в интересной жизни:)

Отсюда:
"Еще один покоритель рейтингов "ЖИ!" - Валентина Габышева, наш самый веселый герой. Ее статья "Люди хаоса" (http://interesno.co/mag/96d13bb8d8d4) не сходит с Олимпа уже второй год (более 202 000 (!) просмотров).
Игропрактики помогают взрослым серьезным дядям и тетям вспомнить, что они умеют смеяться и дурачиться, и от этого их внутренние дети приходят в восторг - радуются, удивляются новому, спонтанность и активность, верят в чудеса, творят и с наслаждением исследуют мир.
В январе 2015 года в проекте "Десять дней креатива" мы ежедневно публиковали игру от Валентины Габышевой. Хотите устроить себе веселые каникулы? Тогда вам сюда:
http://interesno.co/projects/f7b117af4512"


Хло

"МЕЧТА, ЧТОБЫ ВЕРНУЛИСЬ КАРНАВАЛЫ В ЖИЗНЬ" Полунин



Четыре гектара земли он купил 12 лет назад за небольшие деньги и превратил в настоящую, как он сам говорит, «лабораторию праздника». Одним из последних, к примеру, здесь был отмечен праздник морковки. Сам Полунин всегда был против организации представлений для детей, полагая, что малыши и без того могут себя позабавить. Но с рождением внуков изменил своё отношение к этому, и теперь в его садах дети сами организуют праздники.

Вячеслав Полунин, мим, артист: «Я раздал своим внучкам полтысячи билетов, все бумажки были цветные, они разослали по всем деревням соседним, по школам. И в билете было написано: это билет для такого-то малыша, он имеет право привести с собой одного взрослого: это огромные были взрывы в семьях, кого выберет ребёнок, и стояла куча взрослых у ворот в надежде, что кто-нибудь из детей возьмёт с собой».
Хло

Рыжий-рыжий-полосатый: о ролевых универсальных кодах трикстеров, шалунов и плутов

"полосатая поверхность ритмична, динамична, связана с повествованием,
она обозначает действие, переход из одного состояния в другое"

Мишель Пастуро

Как-то я цитировала книгу исследователя Средневековья Мишеля Пастуро "Дьявольская материя. История полосок и полосатых тканей"

В книге исследуется феномен полосатых тканей и одежд, которые в Средневековье были маркером социальной маргинальности, а рыжие волосы + полоски - узнаваемым сигналом изменщика, нарушителя существующего порядка вещей. Если интересно, по ссылке выше выдержки из книги.

Пересечение социальных, физических, моральных границ, стирание водоразделов между сакральным и профанным, правильным и неправильным - это характерные черты трикстеров. Они и взломщики правил, и медиаторы. Великие специалисты по обнулению ролевых гардеробов, заставляющие тех, кто встретился на их пути, выйти из привычных ролей, нарушить упорядоченный ход вещей.

Давайте посмотрим трикстеров, шалунов и плутов из детской литературы.
Как создать нужные ролевые ожидания, что перед нами шилопопое существо, которое отправит всех приключаться и от которого привычная жизнь поменяется до неузнаваемости? Нужен рыжий цвет (от пшеничного до красно-рыжего) - в копне волос, в одежде и пр. И конечно, полоски!
На фото: Буратино, Пеппи Длинныйчулок, Незнайка (туда же, кстати, Карлсон, Том Сойер и пр.)


На добропорядочном опекуне детских снов полосатые носки? Угумс... Какгрится, обломалась вам, дети, спокойная ночь.
Оле Лукойе:
Collapse )

Под приличным платьем приличной девочки из приличного общества полосатые носки? Ясен павлик, девчонка позволит себе неправильное, нарушит правила и сбежит.
Алиса:
Collapse )

Самое страшное слово в ядерное физике "Упс". Самая страшная ядерная атака для благопристойных систем - рыжая девочка в полосатых чулках. Разных.
Пеппи:
Collapse )

А как определить, какой кот повлияет на жизнь героя, очаровательно заманит в полную ж приключение, а какой нет? ЛеХко!
Collapse )
Хло

МетаИмидж-портфолио

Создайте свое МетаИмидж-портфолио для первого задания.

Этап 1: выбор фотографий

Выберите, пожалуйста, 9 своих фотографий из разных периодов жизни (юность, молодость, зрелость).
Критерии для выбора: фотография лица крупным планом (анфас), желательно без макияжа, грима, ярких украшений и без ярких эмоций, расслабленное. Без плеч, шляп, темных очков, сигар и прочих декораций.
NB! Только лицо - это значит, что только лицо.
Если вы не владеете навыками редактирования фотографий (не знаете, как вырезать лицо из фото, увеличить и пр.), попросите это сделать детей, друзей, знакомых.
Если у вас нет 9 фотографий, отвечающих критериям, то составляйте коллаж из меньшего числа.

Этап 2: создание коллажа

Первый шаг: откройте страницу по ссылке и выберите в меню "Коллаж"


Второй шаг: в открывшемся окне выбираем форму для коллажа из девяти фотографий (или шести - если фотографий меньше).


Третий шаг: загружаем в форму коллажа выбранные фотографии, нажимая на плюсик в центре.


Полученный коллаж сохраняем: нажимаем на правую крайнюю кнопку с галочкой Finished, а затем на кнопку с галочкой Save.

Если возникли сложности с этим сервисом по созданию коллажей, можно воспользоваться другим: https://mycollages.ru/standartnye-shablony/
___________________________________________

Пример: как НЕ нужно

Пример: как нужно

Хло

ИгромеХА!ники: хроники

На Хэппенинге помогающих практиков в апреле я познакомилась с Татьяной Сокольниковой, успешной деловой женщиной, общественным деятелем из Томска. Одним из благотворительных проектов Татьяны долгое время является поддержка семей с приемными детьми. Вот она собственной персоной:


Недавно Татьяна пришла на мой курс для специалистов помогающих профессий "ИгромеХА!ники" и после первого модуля призналась, что ей сложно проектировать игровые практики, "меняться и менять свои наработанные приемы". После второго модуля по игровым практикам на основе метафор, она поделилась своим первым опытом. Публикую с ее разрешения.

"Валентина, привет. После второго модуля смелости у меня оказалось больше. Уже сегодня утром применила на практике материал, который изучали вчера. С запросом пришла мама - возврат опекаемых детей в детский дом. Дети прожили в семье 5 лет. Моя цель была проста - начать диалог. Не оформлять документы, а посмотреть, есть ли надежда.

Мы беседовали в кафе. И вначале она нашла символ состояния ее семьи на текущий момент - букет сухоцветов, в тени. После обсуждения текущей ситуации она нашла символ желаемого будущего. Это была кирпичная кладка. После всех вопросов мы вышли на ключевую проблему. На все ушло 15 минут(!) Чудеса! Оказывается, все кирпичики разные, у них своя история появления на свет и жизни, они РАВНЫ и никто ни на кого не давит. Это был ключевой момент выстраивания взаимоотношений в их семье между родителями и детьми. Родители жутко давят на детей, не признавая их уникальность и особенности судьбы (их травмы). Мы уже расстались, с надеждой в сердце, что лед тронулся и взрослые начинают включаться.

Это, конечно же, первая встреча и потом будут еще десятки, чтобы окончательно решить проблему этой семьи, но я сегодня рада:
1. Что уже могу быстро применять полученные знания, включилась что есть такое метафора
2. И за детей тоже. Спасибо огромное"
Хло

Подсмотрела в ФБ

"Один директор школы посылал это письмо каждому учителю, которого брал на работу:

"Уважаемый учитель!
Я пережил концлагерь, мои глаза видели то, чего не должен видеть ни один человек:
- как ученые инженеры строят газовые камеры;
- как квалифицированные врачи отравляют детей;
- как обученные медсёстры убивают младенцев;
- как выпускники высших учебных заведений расстреливают и сжигают детей и женщин...

Поэтому я не доверяю образованности.

Я прошу вас: помогайте ученикам стать людьми. Ваши усилия никогда не должны привести к появлению учёных чудовищ, тренированных психопатов, образованных Эйхманов.

Чтение, письмо, арифметика важны только тогда, когда помогают нашим детям стать более ЧЕЛОВЕЧНЫМИ".