Хло-Фло (hloflo) wrote,
Хло-Фло
hloflo

Categories:

ПРОЕКТ ПО АРХЕТИПАМ "РОЛЕВЫЕ ГАРДЕРОБЫ". СЛАВНЫЙ МАЛЫЙ. АЛИНА ШМАНЕВА.

Эксперт проекта:

АЛИНА ШМАНЕВА
Историк культуры, ведущая Курса о женских образах в литературе и искусстве в Школе образных решений IDEA-class

АРХЕТИП "СЛАВНЫЙ МАЛЫЙ"

Славный Малый хорош тем, что рядом с ним комфортно и душевно, как на печке в морозный зимний день. И не как с Опекуном, а вполне себе на равных. Рядом с этим персонажем легко, и можно быть самим собой, принятым в этом качестве почти безусловно. Славные Малые будут пить всю ночь с другом, если его бросила девушка. Из солидарности. И плевать, что утром на работу. Они на радостях, когда родится первенец, угостят вкусностями всю округу и закатят пир на весь двор. Скажут на дружеской вечеринке самые за душу берущие тосты. Теплая сердцу нашего героя иллюзия перелагается на множество любимых в народе песен:
«Ах как хочется вернуться в городок… на нашу улицу в три дома, где всё просто и знакомо… Где без спроса входят в гости, где нет зависти и злости. Милый дом…».
Славный Малый соткан из общностей, субкультур и коллективных движений. Клетчатая рубашка – рубаха-парень, душа компании. Джинсы с дырками, кеды, парка если зима… К нему первому на улице подходят спросить дорогу, да и чего уж там – что-угодно и где-угодно, словно бы он хостес на шумной вечеринке, знающий всех гостей. Или передвижной респешн.


Где водятся Славные Малые в жизни

Мне кажется, это архетип, который мы все неизменно проходим лет в 15-17, где-то перед Бунтарем.
Среди людей известных и ярких его можно встретить, например, в Нике Вуйчиче. Мотиватор, свой парень, душевный человек, призванный зажигать искру жизни во многих сердцах. Присмотритесь, и вы заметите Славного Малого в нем и его жене, мексиканке с японскими корнями, Канаэ Вуйчич. Конечно же, по сериалу «Друзья», да и по общему имиджу и фотографиям с красных дорожек мы можем причислить к армии Славных Малых Дженифер Энистон, и я думаю, будем правы. Сюда же добавим Дмитрия Дюжева с его фирменной улыбкой и читаемой русской душевностью во взгляде. Широка душа у русского человека, честное слово. Тому же подтверждение Петр Мамонов, в котором наш Славный Малый чудно ужился с Шутом. Добавив к этой компании Сириуса Блэка из Гарри Поттера («Узник Азкабана»), мы получим вполне приятное общество).


И кое в чем он все-таки труден для коммуникации. Наглядный пример тому – любой менеджер среднего звена, желающий вам продать нечто «жизненно важное», без чего счастья вам не видать «ни в жисть», наденет для этой цели маску Своего Парня, без масла залезет в ваши личные границы, минуя все форпосты. И с самым доброжелательно-братским видом сядет вам на шею.
Для Славных Малых социум – одна большая и дружная семья/ коллектив/субкультура. А значит и границы не нужны.
А у вас, кстати, есть подруга, которая осведомляется о зарплате вашего мужа, пребывая в незыблемой уверенности, что спустя пару секунд получит от вас точный отчет в цифрах? Или «замечательный сосед», который без лишних китайских церемоний в лифте осведомляется, а почем вы нынче приобрели машину?

Среда обитания Славных Малых в истории

Эти милые нюансы – пережитки советского менталитета. И одной из наиболее масштабных в историческом ключе локаций Славного Малого, собственно, и был СССР. Кстати, в ментальности Индии вы тоже запросто встретите сметливого Славного Малого как национальный типаж. Видимо иначе не выжить такой толпе людей на одном куске пространства. Как писал Д. Робертс в «Шантараме»: «Будь они другими - давно бы друг друга укокошили». Отсюда и произрастает тень архетипа, которая вполне аккуратно укладывается в эффект краба.
Когда кто-то из семьи крабов, помещенных в банку, пытается вылезти на свободу, другие дружно и в едином порыве стягивают его обратно – «ибо нечего». Именно в России есть проблемы с privacy (личным пространством) – вы могли видеть, как в Финляндии на массовых концертах люди сохраняют почтительное расстояние друг от друга, будь то даже heavy metal, а в Японии выстраивается четкая очередь в электричку метро.
И именно на постсоветском пространстве можно услышать массу историй «в суд и осуждение». Начинаются они обычно так: «А они, прикинь… (далее вставка к случаю) две машины на двоих купили. И зачем им столько?». Умный наблюдатель скажет: «А ваше ли дело, товарищ, зачем?». Но пока сам факт такого вопроса не оспаривается, он в постсоветском пространстве вписывается в общую канву жизни и кажется как бы уместным. Просто одни ответят: «Да! Вот буржуи, вот понты!» - и понеслась великосветская кухОнная беседа. А другие подумают: «Хватает – пусть покупают. Проблем-то…». Когда две машины на семью станут нормой, что, кстати, уже скоро, теневые Славные Малые начнут диспут «за» что-нибудь другое из ряда вон и неоригинальное, скажем, три машины на семью. И только когда публичное обсуждение этих тем в офисных курилках и кухнях хрущевок покажется ни разу не уместным и как бы отпадет за ненадобностью, Славный Малый выйдет из сумрака архетипа простого паренька с пивом на лавке или женщины с кредо «да я простая, мне от жизни и не надо ничего, только пусть и вам не надо», в область положительного и очень симпатичного персонажа. А пока у него четко протоптан ход то в Бунтари, то в самопожертвенную тень Опекуна.

Помните остроумный эпизод из «Собачьего сердца»? Славный Малый советский персонаж упрашивает профессора Преображенского купить журнал в помощь детям Германии. Тот отказывается.
«— Я понимаю вашу иронию, профессор, мы сейчас уйдем. Только я как заведующий культотделом дома...
— Заведующая.
— Заведующая. Предлагаю вам купить несколько журналов в пользу детей Германии. По полтиннику штука.
— Нет, не возьму.
— Вы не сочувствуете детям Германии?
— Сочувствую.
— А, полтинника жалко?
— Нет.
— А почему?
— Не хочу».

Когнитивный диссонанс. Занавес.

Где посмотреть на Славного Малого в книгах и кино

Родоначальниками Славного Малого в литературе я бы смело назвала галерею сирот Чарльза Диккенса. Полюбоваться ими и проникнуться мироощущением архетипа можно в «Рождественских рассказах», «Оливере Твисте», «Больших надеждах» и далее по списку, включая одноименные фильмы и мультфильмы.


От них мы плавно переходим к «Двум капитанам» В. Каверина, «Гаврошу», воспитанникам Макаренко, а значит и героям его «Педагогической поэмы». Встречаем по пути великолепную Пеппи длинный чулок. Замечаем за поворотом марктвеновского Тома Сойера. Смотрим на десерт отличный мультфильм «Вверх», «Джек и волшебные бобы» и «Историю игрушек»… и вот наше знакомство со Славным Малым удалось) Предлагаю вот такой краткий литературный путь.
И, кстати, в этих героях вы можете заметить, что в отличие от Простодушного они могут за себя постоять, если надо, и довольно сметливы на фоне общей душевности. Концепт сиротства этому выучил. Как и стоящая за ним травма несправедливости.
А если искать их в кино, то вариантов еще больше. Предложу на выбор несколько.


Хотите Славного Малого в дуэте с Простодушным? Вам стоит проникнуться французским фильмом «Амели».
А слышали о нашумевшем не так давно фильме «До встречи с тобой»? Я к нему спокойна, но в нем отлично показан путь взросления Славного Малого к более старшим архетипам от жизни «ради всех и каждого» из «я хороший – значит всем смогу сделать хорошо и тем быть полезен в жизни» до встречи с собой. Сюжет прост и незаборист. Девочка, работавшая официанткой и заодно душой компании в милой кофейне, по неким (ярко окрашенным режиссером в несправедливые) причинам остается без работы и устраивается сиделкой. А по совместительству и зажигателем искры жизни к богатому и по всем параметрам завидному англичанину, прикованному к креслу. В процессе мы видим многие ракурсы личности типичного Славного Малого.
Хотите похожую историю, но с общим хэппи эндом? Тогда включайте великолепный фильм «1+1» (во французской версии «Неприкасаемые»). И вы почувствуете, что в Славных Малых есть эта искра жизни, которая раскачает любого в диапазоне от чувства «как на теплой печке с глинтвейном и плюшками» (и тут в ушах звучит голос Славного Малого Карлсона «а мы тут плюшками балуемся»)) до «аааа! Ребята! Эта была шикарная тусовка!».
Еще немного оригинальных фильмов к архетипу? Советую «Глухой пролет». Андеграундная история диджея Славного Малого по пути взросления архетипа. И просто отличная человеческая история.

Hey bro!

Славный Малый процветает в афроамериканской культуре. Рэп, хип-хоп, братство в стиле ‘hey, nigga!’, с положенными нотами сиротства городских улиц, озорного бунта и нереальной «качовой» энергетики.

Славный Малый в некотором смысле как каучуковый мяч, который скачет по жизни, распираемый драйвом и распыляющий свой внутренний кайф на всю округу.
Даже если это интеллектуал Snoop Dog, почитывающий Достоевского перед сном.

Ну а теперь давайте познакомимся со Славным Малым в себе. Для этого зададимся короткими, но меткими вопросами.
1) Сколько в процентах свободного времени (по своей воле) вы проводите наедине с собой и семье, а сколько среди друзей, застолий, на общественных мероприятиях, движениях, в пабах и на вечеринках?
2) Ваша любимая клетчатая рубашка в шкафу как выглядит? Кстати, а она у вас есть?
3) Любите ли стиль casual и задушевные беседы с друзьями?
4) Запросто заводите новые знакомства?
5) Выглядите юным сорванцом даже за 30?
6) Вам искренне интересно всё на свете, даже самые неожиданные вещи, в которые вы легко вовлекаетесь, особенно за компанию?
7) То, что получаете в жизни, неизменно делите на всех, кто рядом? (кроме семьи и ближнего круга)
8) Уверены, что причастность к некоему кругу, группе помимо семьи – главное в жизни?
9) А может быть любите рэп, хип-хоп, ритм городских улиц и концепт свободы во всем?
Tags: Ролевой Гардероб, архетипСлавныйМалый, архетипы, эксперты проекта по архетипам
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments