Хло-Фло (hloflo) wrote,
Хло-Фло
hloflo

Categories:

ПРОЕКТ ПО АРХЕТИПАМ "РОЛЕВЫЕ ГАРДЕРОБЫ". ЛЮБОВНИК/ЭСТЕТ. ЭКСПЕРТ АННА ЛЯНСКАЯ

Эксперт проекта:

АННА ЛЯНСКАЯ
Лингвист, сценарист, геймдизайнер, фотограф

ЛЮБОВНИК/ЭСТЕТ


"il faut aimer"
Прекрасное и чувственное. Мы уже немного коснулись темы эстетики, красоты и потребности в ней, рассматривая предыдущий архетип – Творца. И если для него красота была способом выразить себя, проявив в мир внутреннюю структуру, то для эстета красота – это способ получения чувственных наслаждений – из внешнего.

Для меня любовник (эстет) это, в первую очередь, принимающая, воспринимающая сторона – причем делающая это активно, своим восприятием актуализирующая внешние объекты.

«А зачем нужен мед? Чтобы я его ел. По-моему так!»
В мире без Винни-Пуха мед может существовать. Теоретически. Но тем самым медом он не будет.


В европейском искусстве любовь и чувственная красота, со времен древней Греции, находят свое воплощение в образе Афродиты/Венеры. По одной версии, она является дочерью Зевса и нимфы Дионы, по другой – родилась из пены морской, куда Кронос бросил гениталии оскопленного им отца (когда б вы знали, из какого сора).
Наверное, она вообще является одной из самых известных Богинь – просто Богиней. Возможно, это связано с тем, что именно женщинам, женскому началу приписывается способность ценить и восхищаться, быть зрительницей и поклонницей. Самой не действовать, но быть той, ради которой все – придавать смысл. Не то, чтобы всех женщин целиком и полностью устраивала эта роль – и не то, чтобы в ходе истории они играли исключительно ее.

Афродита – богиня свободная в своих выборах. Захотела – вышла замуж за хромого Гефеста, отвергнутого собственной матерью, захотела – изменила ему. То, что мы считаем моралью, ей, как, впрочем, и многим олимпийским богам, было не очень знакомо. Эту категория лежит совершенно в иной плоскости, чем наслаждение.

Тем не менее, на протяжении значительной части истории человечества, красота и добродетель были нераздельны: героев изображали непременно прекрасными внешне. Собственно, и современные исследования показывают, что большинство людей склонны лучше относиться к тем, кто привлекателен внешне.
Особенно очевидно было слияние красоты и добродетели в средние века, когда практически вся эстетика была строго подчинена идеологии. «Обычный» человек, в принципе, не считался достойным изображения: портреты писались исключительно с правителей – и тем, безусловно, приписывались одновременно все достоинства сразу, включая внешнее совершенс тво. Интерес к изображению повседневной жизни и занятий в европейской культуре появился только в 18-м веке – но даже в конце 19-го века выпускники Императорской Академии художеств были обязаны писать выпускную работу, обращаясь исключительно к классическим сюжетам – протест против такого ограничения дал начало движению художников-передвижников.


В эстетических предпочтениях культура зачастую выражает свои представления о том, каким должен быть человек – идеал средневековья, когда в женщинах поощрялось материнство, но не сексуальность - бледная дама с S-образной фигурой, практически плоской грудью и беременным животом (некоторые дамы даже носили специальные накладки, чтобы достичь идеала – они были в ходу даже в комплекте к свадебному платью для тех, кто выходил замуж, не успев заранее озаботиться наследником).


Впрочем, тема идеала красоты в различных обществах и культурах слишком широка для того, чтобы даже пытаться раскрыть ее в рамках одного поста.
Поэтому я вернусь к вопросу сочетания красоты и добродетели и процитирую классика:

«Под словом «красота» по-русски мы разумеем только то, что нравится нашему зрению. Хотя в последнее время и начали говорить: «некрасивый поступок», «красивая музыка», но это не по-русски.
Русский человек из народа, не знающий иностранных языков, не поймет вас, если вы скажете ему, что человек, который отдал другому последнюю одежду или что-нибудь подобное, поступил «красиво», или, обманув другого, поступил «некрасиво», или что песня «красива». По-русски поступок может быть добрый, хороший или недобрый и нехороший; музыка может быть приятная и хорошая, и неприятная и нехорошая, но ни красивою, ни некрасивою музыка быть не может.
Красивым может быть человек, лошадь, дом, вид, движение, но про поступки, мысли, характер, музыку, если они нам очень нравятся, мы можем сказать, что они хороши и нехороши, если они нам не нравятся; «красиво» же можно сказать только о том, что нравится зрению. Так что слово и понятие «хороший» включает в себе понятие «красивого», но не наоборот: понятие «красивого» не покрывает понятия «хорошего». Если мы говорим «хороший» о предмете, который ценится по своему внешнему виду, то мы этим говорим и то, что предмет этот красивый; но если мы говорим «красивый», то это совсем не означает того, чтобы предмет этот был хорошим.
Таково значение, приписываемое русским языком — стало быть, русским народным смыслом — словам и понятиям — хороший и красивый.
Во всех же европейских языках, в языках тех народов, среди которых распространено учение о красоте, как сущности искусства, слова «beau», «schön», «beautiful», «bello», удержав значение красоты формы, стали означать и хорошество — доброту, то есть стали заменять слово «хороший»
.
(Л.Н. Толстой, «Что такое искусство?»)

Относительно современного нам состояния русского языка, тем не менее, можно сказать, что примерно в 3% всех употреблений в текстах слово «красивый» используется в значении «хорошества» – доброты, глубины внутреннего содержания (красивый поступок). Впрочем, в 3% случаев употребления слова «хороший» оно встречается в значении «приятный внешне» (девушка хороша собой). То есть, мы можем предположить, что сходятся эти понятия не только в нашем сознании, но и в языке.

Другими примерами на первый взгляд «нецелевого» использования этого слова будет фраза «красивая теорема», сказанная математиком, или «красивое решение» в устах инженера. Для того, чтобы реализовывать свой архетип эстета, совершенно не обязательно работать в области искусств – получать эстетское, чувственное удовольствие можно от деятельности в любой области.
Tags: Ролевой Гардероб, архетипЭстетЛюбовник, архетипы, эксперты проекта по архетипам
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments