?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Эксперт проекта:

ШКОЛА ОБРАЗНЫХ РЕШЕНИЙ IDEA-class
Татьяна Бондаренко - основатель Школы образных решений IDEA-class, имидж-стилист

АРХЕТИП "ТВОРЕЦ"


Экватор проекта – 6-й архетип. Творец – один из самых сложных для меня персонажей, ибо я испытываю настоящий трепет перед истинными Творцами, преклоняюсь перед ними, рукоплещу. Для меня область высокого Творца остается за гранью понимания, потому что это другие миры, на которые я могу лишь смотреть со стороны, не имея возможности войти в святая святых, и поэтому допускаю возможность неправильного понимания, как в этом мире все устроено изнутри.

Творец, креатор, создатель – очень активный персонаж. Творит, креативит, создает. Берет уже существующие компоненты, и являет миру что-то новое, чего еще не было, по крайней мере не в таком сочетании. И для меня это всегда завораживающее действие. Приученная с детства оперировать фактами, придерживаться четкой логики и системности в любых действиях (хотя может быть и не приученная, а имеющая эти качества в своем «золотом запасе» с рождения), я не понимала и даже где-то по-хорошему завидовала тем, кто умеет взять и что-то придумать, не опираясь на инструкции или руководства по придумыванию. Человек может написать множество книг, музыки или картин, но при этом не быть истинным Творцом, если он будет действовать по ранее разработанным шаблонам. Существует много описанных техник того, как создать что-то «новое», но по большому счету это не что иное, как игра в «конструктор» - когда вроде бы что-то меняется, но кардинально новое не создается, иного мира не возникает.

И это, пожалуй, первое условие для Настоящего Творца –

создать новый мир. Я бы изначально разделила всех создающих что-то новое на две группы: «истинные творцы» и «творцы по инструкции» или «творцы с помощью логики». Я в своей профессии постоянно создаю что-то новое – мастер-классы, курсы, статьи, коллажи, и прочее. Но это происходит по четкому механизму, на основе имеющихся знаний, логики, по аналогии или путем систематизации профессионального опыта. Но это не про архетип Творца, по крайней мере не про архетип Творца в его высоком (продвинутом) выражении.

Поэтому, на мой взгляд, не каждый создающий что-то новое – Настоящий Творец. Но таких в мире не много, и в каждом из нас в той или иной мере живет свой Творец, меньшего масштаба, но для каждого из нас очень важный. Именно он позволяет нам выбирать одежду, создавая свои комплекты, наполнять новый дом мебелью и менять существующий дизайн, придумывать детям новогодние костюмы и помогать им писать сочинения в школу, разрабатывать планы поездок и праздничных мероприятий, готовить что-то вкусненькое из того, что есть в холодильнике, генерить идеи для бизнеса, и делать еще очень много того, из чего состоит наша повседневная жизнь. Но подход Творца и взгляд на мир через призму Творца наделяет окружающий мир особыми красками, вкусом, раскрашивает ее в более тонкие оттенки, и приносит зачастую поражающие результаты. Словно мы добавляем специи в пресное блюдо. И обычные дни уже становятся совсем не похожими друг на друга, если мы применяем «творческий подход» ко всему, с чем прикасаемся.

Марк и Пирсон пишут, что для Творца очень важно самовыражение. Творец пропускает через себя весь окружающий мир, то, что его взволновало, растрогало, смутило, разгневало, коснулось его чувств и эмоций, затронуло внутреннее состояние и пройдя через его душу, материализовалось в новую форму. Быть Творцом - значит уметь наблюдать и чувствовать. Ведь луч солнца, проглядывающий через тучи, капля росы на лепестке, особенный звук в тишине и все то, что для обывателя не представляет интереса, или то, что он не замечает, - все это может стать идеей для рождения чего-то нового: картины, стиха, музыки, дизайна одежды, концепции пространства, фотосессии, видеоролика, рассказа, циркового представления или чего-то еще.

Душа Творца – тонкий и чувствительный инструмент, остро реагирующий на внешний мир. И то, на что Душа откликается, изменяет ее, трансформирует. И уже из этого нового состояния, из измененного состояния, Творец создает что-то действительно новое, потому что он в этот момент находится в другом мире, в другом измерении и, как из какой-то далекой поездки, приносит из этого мира памятные сувениры – свои творения – необычные, заставляющие задуматься, приглядеться, восторгаться или наоборот оказаться в недоумении, ощутить грусть, радость или другие более сложные эмоции. Его творение в свою очередь влияет на окружающих, не оставляя их равнодушными, воздействуя на их эмоции. Как камушек, от которого идут круги по воде.
Душа Творца резонирует с каким-то внешним сигналом, и пережив изменения внутри себя, являет миру то, что далее воздействует на сознание других. Творец всегда в эпицентре колебаний, запускающих трансформационные волны в пространстве.
Для того, чтобы услышать эти сигналы извне, Творец должен быть очень открытым, а вследствие этого уязвимым. Но в то же время он остается свободным, чтобы не поддаться на зов уже существующих правил, ограничений и представлений о том, что хорошо, а что плохо, что красиво или не красиво, что понравится или не понравится зрителю. И даже если Творец сомневается, что публика ответит признанием, он не пойдет против себя и не сможет явить что-то, что противоречит его мироощущению.

Настоящее творчество ждет вдохновения – того самого момента, когда Душа откликнется. Поэтому Творец спонтанен и непредсказуем, со стороны может показаться, что в его действиях нет очевидной закономерности, он хаотичен и алогичен. Для Творца сложно описать какое-то конкретное проявление или визуализацию, потому что он может отреагировать на любой процесс или явление и создать что-то новое в совершенно любом ключе и в любой области, поэтому здесь скорее надо вести речь об отдельных элементах и специфических маркерах в общем, которые могут проявиться по-разному в каждом конкретном случае.

Поэтому я предлагаю сегодня поговорить о Творце в каждом из нас, вне зависимости от того, насколько этот Творец масштабен: тот ли высокий, настоящий, который являет миру «новый взгляд» и меняет сознание и души зрителей, или тот, кто демонстрирует собственное видение, хоть в какой-то мере отклоняясь от уже существующих концепций, т.е. тот, кем может быть каждый.
Сейчас развитие творческой составляющей – особый тренд. Мы рисуем, лепим, учимся писать стихи, ведем свои блоги, овладеваем правополушарными техниками, чтобы видеть мир ярче, чувствовать тоньше, быть свободнее и уметь отбрасывать рамки собственных ограничений – ибо все это и ассоциируется у нас с творчеством.

По традиции начнем исследование с коллажа, передающего мир Творца, и далее возьмем из него инструменты: цвета, формы, фактуры, рисунки, передающие суть этого мира. Со словом «творец» или «творчество» ассоциируется следующий вербальный ряд: яркость, свобода, полет, вдохновение, порыв, спонтанность, открытость, поток, смелость, наблюдательность, трансформация.





Дизайнеры высокой моды – настоящие Творцы в стиле. Ведь все, что можно было создать в мире моды – уже было создано и явлено зрителю. Сначала мода проходила виражи больших исторических эпох, меняясь со скоростью, исчисляющейся столетиями. В 20-м веке, этот темп значительно увеличился, повиновавшись десятилетиям. Мода настоящего эклектична, и считается, что теперь ее путь лежит через поиск самых разных сочетаний того, что уже когда-то было.

А Настоящие Творцы в мире стиля могут проявить себя либо через создание принципиально новых форм, в том числе и с поддержкой технологической индустрии (новые ткани, красители, способы обработки, и т.д.) или через «смешение» существующих компонентов в самых необычных составах и пропорциях.
Соседство в одном комплекте или даже в одной вещи далеких друг от друга стилевых направлений или элементов разных эпох, комбинирование непохожих фактур или разных принтов, необычные или даже неожиданные формы кроя, - все это приемы, с помощью которых может раскрыться Творец в стиле. Словом, если вы делаете так, как никто еще до этого не делал, заставляя окружающих присматриваться к вам и задумываться – это и есть почерк Творца.
И это то, что так отчетливо видно в street-style сетах – всегда ярких и необычных.


Понятно, что подиумы высокой моды изобилуют творцовыми идеями с примесью тех или иных архетипов, но и масс-маркет не уступает, ведь «почерк» творца можно найти в самых обычных вещах.
Вот некоторые примеры платьев, которые могут стать основой для комплекта Творца, стоит лишь умело добавить аксессуары (украшения, шарфики, платки) и другие предметы одежды (жакеты, болеро, лосины или цветные колготки, плащи, куртки или жилеты).

Если вам пока еще сложно придумать с чем сочетать такую ярко-принтованную одежду,

остановитесь на однотонных вещах из цветовой палитры платья или подберите чуть более спокойные изделия. Все равно яркая цветовая гамма или необычный принт сделают свое дело, и вам проще будет почувствовать себя творцом в подобной одежде.
Как вы уже видите, для визуализации Творца отлично подходят яркие оттенки и необычные цветосочетания. Наполненность красками, «раскрашенность» комплекта у нас напрямую ассоциируется с творческим процессом, с креативом.
Среди принтов Творца может оказаться имитация полотен великих художников, а также кисти, краски, карандаши и рисунки, выполненные мазками, мозаичные принты или принты, напоминающие витражи. В качестве отделки могут выступать ручные вышивки или хенд-мейд техники, что тоже очень сильно связывается с творчеством. Но чтобы общий облик образа не ушел в сугубо фольклорное направление, важно, чтобы любой хенд-мейд прочитывался как эклектичный элемент, и наряду с ним в образе присутствовали более современные или более статусные инструменты.

И здесь для меня совершенно непревзойденным мастером является Антонио Маррас, чьи работы всегда просто потрясают. Ведь каждый раз ему удается создать невероятно живописные образы, взяв за основу самые простые «ингредиенты» натурального стиля: принты, фактуры и формы разных фольклорных направлений, и создать из этого произведение искусства. Даже на таком «узком» пространстве его фантазия не иссякает, продолжая находить новые и новые сочетания оттенков, фрагментов тканей, принтов, вызывая интерес к народному прошлому даже у ориентированного на будущее модника.


Характерным принтом могут стать необычные изображения окружающего мира (к примеру, пейзажные фрагменты: горы, цветы, животные, архитектура, и др.), поданные в особом ключе, необычно, как взгляд на мир глазами художника. Также одежда может выступать фоном (холстом, полотном) для появления на нем ярких и необычных аксессуаров.
Изделие может быть составлено из разных фрагментов, элементов. Сама идея «составного» очень созвучна теме Творца. И здесь снова стоит вспомнить Антонио Марраса, гениально владеющего «коллажной» техникой.


Мысль о свободе, вдохновении и полете, а также «трепетной душе художника» помогут поддержать летящие элементы кроя или отдельные детали образа – шарфики, платочки, банты на блузе, или даже свободные юбки или брюки. Т.е. в образе не должно быть все-на-своем-месте или все-по-полочкам, нужен какой-то спонтанный элемент, или элемент-хаос.
Очень часто в образе Творца могут звучать абстрактные элементы: как принты, так и формы – смелые, странные, неразгаданные.


От Творца мы как правило ждем сложносоставного комплекта, а не одной вещи. Даже если это платье, к нему должны быть подобраны украшения, аксессуары, (именно во множественном числе), другие элементы одежды (скажем, жакет, болеро или плащ), т.е. образ должен быть непростой композицией, которую интересно рассматривать. Встреча с Творцом всегда вызывает эмоцию (равнодушия быть не может), мы обязательно реагируем: либо с интересом, либо с недоумением, либо с восхищением.




Привычные вещи, имеющие свое традиционное назначение, могут использоваться Творцом в совершенно новом ключе, к примеру, зажим для денег может стать концептуальной заколкой для волос, плетенный абажур для лампы превратится в летнюю шляпку, а из ярких детских носков Творец сделает себе необычную брошь. Подобные вещи не всегда могут быть носибельны, но уж точно поразят зрителя своей креативностью. Кстати, от приколов Шута эти элементы образа будут отличаться тем, что не будут смотреться иронично, вы даже не сразу поймете, что эти детали имели когда-то другое назначение.


У Творца со всеми его «необычностями» есть одна серьезная ловушка – переборщить с эклектикой или «выразительностью» элементов и выглядеть нелепо, дисгармонично или попросту смехотворно. Именно поэтому Настоящий Творец – это еще и настоящий знаток всех правил и законов, действующих в его области творчества, это тонкий интуит, и его знания, опыт и чутье помогают ему не выпадать за рамки разумного и создавать гораздо более яркие и смелые решения, чем мог бы себе позволить обыватель. И при этом такие решения в большинстве случаев восхищают окружающих, даже если и остаются не до конца понятными.

Образы Керри Бредшоу из сериала «Секс в большом городе» - отличный пример стрит-стайл луков в духе Творца. Они все пронизаны не только свободой самовыражения, но и знанием моды и пониманием ее законов. Именно поэтому для многих любительниц этого сериала Керри в свое время стала яркой иконой стиля, чьи образы многие хотели скопировать, но мало кто мог это сделать, не рискуя выглядеть комично или просто нелепо. Ведь то, что делает Творец на самом деле очень сложно скопировать, потому что без специальных знаний и понимания, что ты делаешь, образ сложно «разложить» на молекулы и просто повторить рецепт.


И хотя история знает случаи непризнанных в свое время гениев, чье необычное видение стало настоящей легендой уже после их смерти, в большинстве случаев можно отличить Творца из области а-я-так-вижу от Творца, который понимает, что он делает, обладая знаниями в своей области. Достаточно, к примеру, сравнить всегда тщательно продуманные образы Мирославы Думы и стрит-стайл образы многих начинающих модниц, считающих, что яркость и смелость - это главное, что стоит вынести на флаг.


Можно себе представить и последовательниц Айрис Апфель, которых окружающие могут запросто причислить к «городским сумасшедшим», не желающим смириться со своим возрастом.


Эта подборка – еще очень гуманные варианты, в которых по крайней мере можно увидеть интересные цветовые сочетания, но все равно они очень и очень сильно уступают великолепной Айрис, чьи смелые и всегда яркие образы можно разглядывать часами, поражаясь тому, как они были созданы: какое потрясающее понимание и чувствование стиля, владение цветом, пропорциями и искусством композиции. И это касается не только ее имиджа. На фото можно разглядеть потрясающую атмосферу Творца. Ее удивительный дом похож на лабораторию, где прошлое встретилось с настоящим.


Итак, все описанное выше мне бы хотелось кратко резюмировать так:
Творец = знание + чувствование + свобода
Сейчас на мой взгляд – очень «творцовое» время, и я это вижу по своим клиентам и их запросам при создании образа, а поэтому часто возникает необходимость добавлять в свой образ маркеры этого архетипа, чтобы гармонично и наиболее успешно прожить очередной этап своей жизни, помогая себе почувствовать себя Творцом своей жизни или ее отдельных течений.

Предлагаю посмотреть, как специи под названием «творец» можно добавить в образы наших героинь - о чем далее...


Стилевой разбор для первой героини: http://hloflo.livejournal.com/956799.html
Стилевой разбор для второй героини: http://hloflo.livejournal.com/957037.html
Стилевой разбор для третьей героини: http://hloflo.livejournal.com/957398.html

Comments

( 12 comments — Leave a comment )
nitiel
Aug. 1st, 2016 06:57 am (UTC)
Немного не в тему, но мне кажется, что внешнее проявление себя через моду не всегда означает, что человек творит что-то ещё. То есть свой внешний вид уже как бы является "холстом".
А как раз настоящие Творцы обычно одеваются весьма скромно и подчас незаметно, творчество забирает слишком много энергии. Я сужу и по своему примеру - я художник, и кончно люблю "на выход" одеть что-то необычное, но в обычной жизни на это нет сил и времени.
Поэтому вопрос одежды Творца весьма спорный, ибо несёт в себе противоречие.
puho
Aug. 1st, 2016 07:40 am (UTC)
Вот да, интересный вопрос: может ли человек творить только свой образ, при этом не испытывая желания, возможности, сил творить что-то еще? Бывают ли "творцы формы" без содержания и теневая ли это сторона архетипа?
hloflo
Aug. 1st, 2016 07:50 am (UTC)
Задумалась, а творение внешнего образа - чем не самодостаточный акт творческой самореализации? Хотя Апфель, Анна Пьяджи, Сальвадор Дали и пр. вполне справлялись с творчеством по всем фронтам.

Edited at 2016-08-01 07:54 am (UTC)
puho
Aug. 1st, 2016 07:54 am (UTC)
Он-то самодостаточный. Но сможет ли творец на нём остановиться? :)
nitiel
Aug. 1st, 2016 07:56 am (UTC)
Мне кажется тут есть два аспекта - первый - одежда как переизбыток творческого потока, когда Творец направляет свою энергию на всё вокруг. Второй - когда именно одежда и образ - не столь важно свой или чужой - становится объектом и приложением творчества.
nitiel
Aug. 1st, 2016 07:59 am (UTC)
Не думаю, что теневая. Стилист или дизайнер одежды или просто модный человек - возможностей много, если сфера одежды совпадает со сферой творческих интересов. Если же человек скажем - музыкант, то в одежде его творчество может и не проявляться.
puho
Aug. 1st, 2016 08:13 am (UTC)
Получается, "просто модный человек" - может быть проявлением архетипа творца? Что-то здесь странное.
nitiel
Aug. 1st, 2016 08:40 am (UTC)
Ну не просто модный, а создающий свой образ посредством моды.
hloflo
Aug. 1st, 2016 09:04 am (UTC)
Или задающий тренды, создающий модные тенденции?
lada_ladushka
Aug. 1st, 2016 10:25 am (UTC)
Мне кажется, что "задает тренды" не сам Творец, а его окружение (если мы не о профессиональных дизайнерах одежды говорим). Творец самовыразился, оделся как-то по-новому, окружение сказало: "О! Круто!" и стало одеваться похоже. И получается, что человек задал тренд, хотя его целью не было задавать тренд.
tatiana_stylist
Aug. 2nd, 2016 07:52 am (UTC)
А если так: когда в миксе архетипов преобладает Творец - то это неизбежно выплескивается в таком вот радужном и креативном виде, особенно, как вы правильно заметили, когда сфера одежды совпадает со сферой творческих возможностей. А если Вы творите и создаете что-то новое, но как Мудрец, т.е. с глубинным подходом, с теорией, и т.д., то во внешнем виде может взять верх этот архетип, и мы не увидим творческой феерии. Так же может взять верх маг, и тогда Творец "скроется" под черным, ну и т.д.
Поэтому все зависит от "букета архетипов" и того, кто в этом букете ведет главную роль, кому "подчинены" все остальные.
А второй момент кроется в другом: очень часто творцы не выглядят творцами, одеваются скромно и незаметно. А потом удивляются, почему их воспринимают окружающие не так, как они бы хотели, иными словами не видят в них творцов? Это вопрос позиционирования. Т.е. изначально не правильно определять характерный внешний вид Творцов по тому, как эти Творцы одеты. Тогда не существовало бы науки имиджелогии.
nitiel
Aug. 2nd, 2016 12:25 pm (UTC)
Точно!Я всё время забываю, что одежда в сущности инструмент и способ подать себя миру, посему конечно не лишне многим творцам заняться гардеробом .))
( 12 comments — Leave a comment )

Profile

Хло
hloflo
Хло-Фло

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com