?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Продолжаем эксперимент Школы образных решений IDEA-class. Основатель Школы Татьяна Бондаренко и ее команда изучают, совпадает ли архетип, который "считывают" с внешности человека, и стилевые решения, которые бы порекомендовали профессионалы в области стиля для наиболее выигрышного раскрытия внешних данных.

Из всех заявок для эксперимента были отобраны три кандидата, которых незнакомые люди большинством голосов определили в Опекунов.

Эксперт проекта:

ШКОЛА ОБРАЗНЫХ РЕШЕНИЙ IDEA-class
Татьяна Бондаренко - основатель Школы образных решений IDEA-class, имидж-стилист

АРХЕТИП "ОПЕКУН"



Архетип заботливого – пожалуй, один из самых сдержанных, с точки зрения выразительных средств из всей дюжины архетипов. Это и понятно, ведь его роль – помогать и поддерживать, находясь рядом или на шаг сзади, не привлекая внимание к собственной персоне, заботясь о деле или о своем (своих) подопечных.
Приступая к статье, я была уверена, что образов, которые я предложу к рассмотрению окажется немного, но на деле вышло совсем иначе - стоило лишь покопаться в теме поглубже. И не смотря на явную сдержанность визуальных инструментов (цветов, фактур, форм и принтов), на этот архетип хватило своих стилевых вариаций, и что-то даже пришлось оставить за бортом.
Как обычно, начнем исследование образа опекуна в стиле с создания «атмосферного» коллажа, передающего нам ассоциативные зарисовки, которые возникают в воображении в связи со словами «забота», «обучение», «опека», «помощь», «поддержка». И уже из полученного коллажа будем «доставать» конкретные инструменты для создания образов: цвета, формы, фактуры и рисунки.
Основные ассоциации с названием «caregiver» - «дающий заботу» - это родители, и прежде всего мать, а также учитель, наставник, опекун, слуга, сиделка, взрослый, воспитатель, врач, помощник и другие. А слова, ассоциирующиеся с темой заботы – это руки, поддержка, тепло, уют, нежность, ласка, помощь, очаг, надежность, доверие, спокойствие, мягкость, естественность, еда, жизнь, опека, опора.


Ответственность за другого человека – его жизнь, успехи, формирование ценностей, часто приводит к появлению в ряду ассоциаций таких слов, как: строгость, ответственность, осторожность, давление, настойчивость, правила и запреты – ведь иногда заботящийся в интересах своего подопечного может оказаться даже жестким, чтобы привести объект своего наставничества к желаемой цели.


Учителям часто приходится подгонять своего ученика, а врачам – причинять боль, для того, чтобы вылечить и выходить своего пациента, сохранить ему жизнь.
Социальную и культурную важность «опекунов» сложно переоценить. Зачастую находясь в тени, они не только сохраняют жизни, но и помогают миру получить блестящих Мыслителей с их теориями, разработками, и, как следствие общим прогрессом, бесстрашных Героев, спасающих мир от разных напастей, отважных Землепроходцев, открывающих новые страны и расширяющие горизонты доступного, неутомимых Бунтарей-революционеров, ломающих старые системы, а также представителей всех остальных архетипов: Магов, Правителей, и т.д. Увлеченные своими идеями и приоритетами, они нередко оказываются далекими от бытовой стороны жизни, и здесь надежные руки Заботливого оказываются как нельзя кстати: покормить, напоить, настроить, показать путь, увлечь идеей, вдохновить на подвиг, заставить поверить в свои силы, уберечь и сохранить своего подопечного, а нередко еще и законспектировать в своих заметках, хрониках, дневниках и летописях все произошедшие истории, найденные методы, теории, планы, чертежи, находки, весь бесценный опыт, который смело можно будет передать новому, молодому Опекуну, перенимающему эстафету, тому, кто будет заботиться уже о новом поколении.

Жизненные ценности и ориентиры Заботливого не могут не быть мне близки. Четверо детей, работа, связанная с обучением, а также миссия (личная и Школы) помогать людям становиться успешными через красоту и гармонию, стимулируют меня показать, насколько разнообразен и красив в своем стилевом выражении может быть образ Заботливого, вопреки многим суждениям о том, что его стилистика достаточно скудна и, как следствие этого, скучна.

Итак, начнем.
Сам образ Опекуна создается при помощи инструментов натурального и классического стилей. (Если Вы хотите подробнее узнать о каждом из основных стилевых направлений, посмотрите наш бесплатный курс «7 нот стиля» ). Натуральный стиль – это те самые мягкость, тепло, уют, забота, очаг, семья, естественность, принятие - это основы, без которых невозможно дальнейшее развитие – земля, базис. А классика вносит строгость, ответственность, четкость, «правильность». И оба стилевых направления сходятся на том, что несут ощущение надежности и спокойствия, а также поддерживают идеи традиционности и консерватизма, с различиями лишь в том, что в случае классики речь скорее идет о традициях правил и порядков поведения, общения и внешнего вида, соблюдении методов и практик, эмоциональной сдержанности, а в случае натурального стиля – это забота о наследии народа, о сохранении его культурных и семейных ценностей, предметов быта старины, поддержании фольклорных направлений, а также интереса молодых к истории своего народа, к устному и письменному народному творчеству, забота о неразрывной связи между поколениями.

Натуральный стиль является основой образа, а классика скорее регулирует настроение и способ подачи, иногда даже (чисто визуально) выходя в этом тандеме в лидеры.

Общую стилевую формулу архетипа можно обозначить следующим образом:

Цветовая гамма. Основные цвета: бежево-коричневые или серые оттенки (нейтральные, спокойные, земные). Дополнительные: белый (хлопковый, бельевой), синий, и другие природные цвета чаще в приглушенных оттенках.
Фактуры. Как гладкие, так и рельефные, как легкие, так и тяжелые, грубоватые (это будет зависеть от конкретного образа и преобладания классики или натурального в конечной стилистике. Здесь не будет блестящих тканей – только матовые, натуральные. Через фактуры, как правило, и будет передаваться основа натурального стиля.
Формы кроя. Простые. Как более классичные – правильные, лаконичные, выверенные, так и более объемные, укутывающие, уютные - натуральные.
Рисунки, принты. Как я уже говорила, Заботливый, не привлекает внимание к собственной персоне, поэтому чаще принты либо отсутствуют, либо неяркие, сдержанные, по оттенку близкие к основному цвету ткани, без контрастов – родом из натурального стиля – орнаментальные. Наиболее распространенным принтом также является клетка – как самый статичный, «надежный» и консервативный принт, а также тема клетки часто ассоциируется с пледом, т.е. чем-то укрывающим, согревающим.
Аксессуары. Тема служения берет свои корни очень давно, да и сам по себе образ достаточно консервативен, ведь он направлен на сохранение и оберегание как жизни и комфорта, так и традиций, ценностей, информации, а не на поиски чего-то нового и необычного. Именно поэтому в качестве «говорящих» инструментов могут быть исторические элементы кроя и винтажные или сделанные под старину аксессуары, словно бы передаваемые из поколения в поколение, «фамильные».
Тема заботы тесно связана с темой матери – а это территория натурального стиля. Мать – первая, кто встречает свое дитя в этом мире, и безвозмездно дарит свою любовь, заботу и ласку, оберегая от всех напастей. Во все времена красота образа Матери воспевалась в стихах, песнях, живописи и скульптуре: нежная и укрывающая, жертвенная и защищающая, верная и преданная.


В одних только материнских образах можно найти множество вариаций: от улыбающейся молодой женщины, кормящей грудью своего новорожденного младенца, до изможденной, но сильной и закаленной ожиданиями солдатской матери, глядящей вдаль, на дорогу, где взгляд, застланный слезой, так ожидает увидеть своего сына живым и невредимым.
Безусловно, подача образа будет в этих случаях разной и по колориту (светлому и нежному или более тяжелому, насыщенному), и по фактурам (летящим и легким или грубоватым и плотным). Но общая основа тем не менее останется единой: крой простой, натуральный, принты орнаментальные или заменены фактурными вариациями. Разница стилевых формул будет объясняться примесью других архетипов. Дитя окажет влияние на итоговый образ в первом случае, а герой – во втором.
Образы могут быть нарядными или повседневными, более современными или с добавлением исторических ноток, но стилистика, связанная с радостью материнства, с младенцами и маленькими детьми всегда будет наполнена светом, нежностью и легкостью.


Образ заботливого больше связан с женственностью, поэтому предпочтительны юбки или платья, но для удобства в отдельных случаях можно надеть и брючки. Тогда, чтобы настроение не ушло, важно сохранить цветовую гамму, а также добавить какие-то «укутывающие» элементы вроде большого воротника или мягкого шарфа. А с помощью винтажных украшений можно внести в образ историческую изюминку.


А вот для сравнения образ солдатской матери – благословляющей, отпускающей, ожидающей, незримо и постоянно дающей свою защиту, поддержку и любовь на расстоянии.


Образ ждущей матери – это не только киношный образ послевоенной эпохи. Подобная стилистика достаточно часто используется и в современной работе с клиентом, когда натуральный стиль смешивается с классикой или даже драмой, создавая образ природный и одновременно героический. Подобные решения могут подойти и в случае, когда натуральный стиль идет в чистом виде, и черты лица клиента при этом достаточно крупные, крепкие.


Образ Матери можно рассматривать также в самом широком смысле – как образ прародительницы, Матери Земли.


И в этом случае мы можем обратиться к языческим натуральным образам, вовсю подключающим фольклорные, этнические элементы, чтобы раскрыть связь с Землей, Природой, с древностью.


На этом образе я плавно перейду к реальным героиням – опекунам. В этот раз я решила совместить две статьи в одну, и рассматривать внешность героинь прямо внутри обзора стилистики, как примеры, кому пошли бы те или иные вариации. Тем более, что типажи героинь этого месяца отлично иллюстрируют те образы, о которых я веду речь.

Героиня первая – Ольга


Натуральная основа во внешности Ольги достаточно очевидна, к тому же фотографии на природе (особенно с колосками) подают образ очень выгодно, несмотря на то, что одежда проста, отсутствуют украшения, а также яркий макияж или какая-то специальная прическа. Длинные распущенные волосы – главный козырь Ольги, с которым нельзя расставаться ни под каким предлогом в угоду каких-либо модных тенденций. Наполненность черт лица, их крупность, а также некоторая «сказочность» во внешности неизбежно выводит нас на языческий образ славянской Берегини – заботливой, помогающей, могущественной, хранящей, повелевающей природой (разливом рек, живностью), помогающей в любви, хозяйстве и даже войнах.


Для Ольги образ может иметь ....
как более «суровые» натуральные вариации (благодаря ее крупным чертам лица) – в основном на холодное время года.


Так и более нежные, легкие (благодаря улыбке, ямочкам на щеках, и некоторой сказочности) – как правило на летнее солнечное время. В обоих случаях формы кроя удлиненные, поддерживающие вытянутые черты и форму лица, а также необходимы фактурные элементы или свободные формы (юбка со сборками, свободный свитер, объемная сумка) для гармонии объемов.
Хлопковые блузки, вязаные кардиганы и удлиненные жилеты с вышивкой – все это Ольга может использовать в создании своих образов. Еще одна вариация для нашей героини – это образ хиппи, в котором тесно переплетаются природные мотивы и тема радости жизни «детей цветов» (но об этой вариации я буду подробнее рассказывать при обзоре архетипа «Дитя»)


В качестве принтов в основном применяются орнаменты. Также используется печворк, бахрома, отделка тесьмой. Украшения – из полудрагоценных камней неровной (валунной формы), тема листьев, ягод.
От стилистики нашей героини я плавно хочу перейти к еще одной вариации образа Заботливого. Фигура Берегини в какой-то момент в славянском эпосе очень тесно переплелась с образом Богоматери, Богородицы, Девы Марии – земной Матери Иисуса Христа, величайшей из всех святых. Можно сказать, что образ Богоматери – это религиозное проявление заботы и опеки.


Появление в одежде платков и накидок, а также аксессуаров и принтов с изображениями икон, библейских сюжетов и ликов святых не будет кощунством, если человек, носящий подобные вещи, вкладывает в них не только лишь украшательский смысл, а разделяет настроение и убеждения на глубинном уровне.


Платки на голову, объемные капюшоны, палантины, накидки, все то, что покрывает голову и плечи – могут стать ярким элементом, создающим в образе ощущение защиты.
А теперь перейдем к образам, в которых влияние классики более заметно и ощутимо. Классика входит в образ заботливого прежде всего через форму, организовывает, придает строгости. Современные врачи и медсестры, а ранее – сестры милосердия – один из ярких вариантов исследуемого архетипа. И если в образе современного врача мы вряд ли найдем инструменты для создания выразительного стильного образа, то обратившись к стилистике сестер милосердия, мы сможем почерпнуть интересные элементы, которые можно перенести в современный стильный сет.


Причем формы могут по-прежнему варьироваться от более строгих и четких к более мягким и объемным, а фактурный ряд быть как гладким и плотным, так и более фактурным, и рыхлым. Цветовое решение может быть, как монохромным, так и более контрастным (в зависимости от колорита клиента, а также от настроения и задачи). Но и в первом и во втором случае остается простота и «неприметность», общая неброскость сетов.


Еще один пласт образов, которые могут расширить наш ряд стилевых вариаций – это горничные, служанки, экономки и гувернантки.


Казалось, бы, общие инструменты для создания весьма однообразны, однако же и здесь можно найти пространство для фантазии: от более строгих, даже немного чопорных образов гувернантки викторианской эпохи до более игривой и кокетливой садовницы.


В последнем случае в инструментарий можно добавить цветочный принт и плетеную соломенную фактуру (в аксессуарах) – как имитация корзин для цветов и общая ассоциативная связь с садом, цветовая гамма также может в небольших пропорциях пополниться более яркими «цветочными» оттенками.


А одной из наших героинь – опекунов как раз подошел бы образ гувернантки – элегантной, хорошо воспитанной и немного мечтательной девушки 19-го века, говорящей на нескольких языках, умеющей поддержать беседу на самые разные темы, показывающей высокий уровень знаний, но вечерами, тем не менее украдкой зачитывающейся романами о любви, и хранящей «Евгения Онегина» под подушкой.




Героиня вторая – Мария


Крупные и выразительные черты лица Марии по сравнению с чертами Ольги имеют больше тяготения к классическим, от этого общий облик становится более сдержанным, спокойным, строгим. В поведении считывается больше манерности и даже некоторой чопорности, традиционности, благодаря чему в образ необходимо «уводить в прошлое».
Непреходящая мода на историзм позволяет нашей героине несмотря на «несовременность» внешности носить очень модные, совершенно уникальные и мало кому идущие вещи и сеты.


Образ Марии строится на ...
более гладких фактурах, сочетании светлых (белых, кремовых, бежевых, серо-голубых) оттенков и глубоких, темных, но слегка приглушенных (черных, серых, синих, коричневых) тонах.
Основные формы кроя – длинные или удлиненные юбки в сочетаниях с блузами закрытых форм с оборками и бантами, жилетами, жакетами с элементами исторического кроя (расширенные рукава, оборки, с бантами, приталенные жакеты с шалевым воротником)
Фактуры – тонкий хлопок, бархат, шерсть, кружево, твиды, кашемир, отлично будут смотреться тяжелые ткани на контрасте с легкими. Дополнить образ можно камеями, кулонами, из обуви идеально подойдут закрытые замшевые туфли или ботильоны.
Прическа – длинные волосы, убранные в низкую прическу на затылке.


В повседневных сетах можно использовать более нейтральные варианты одежды, лишь с небольшими отголосками прошлой эпохи, общая эмоция от образа сложится благодаря «сотрудничеству» с внешностью.


Мария, исторические образы – это ваша область, носите с удовольствием! А я продолжаю дальше обзор образов для архетипа Опекуна.
И в этой связи нельзя не сказать об английском стиле, занимающим здесь очень важное место. Англия по праву считается одной из самых консервативных стран, поэтому и стиль этот в самых разных вариациях от элегантных и аристократических (в смеси с Правителем) до более естественных, природных и даже фолковых образов.
Стилевые вариации на тему Англии могут быть как историческими, так и более современными, к примеру, образ (назовем его условно) «профессор из Кембриджа».


Учитель, педагог, наставник передает свои знания, опыт и навыки. Здесь главными чертами становятся собранность, четкость и точность, а также некоторая строгость, ведь в любом обучении есть свои правила, которые необходимо соблюдать. Также важна эмоциональная нейтральность, которая поможет ученику сконцентрироваться на предмете познания и обучения.

Возможны также и вариации, когда тему «наставника», «Англии», и историческую традиционность можно соединить в одну стилевую историю – историю нашей третьей героини.


Героиня третья – Мария


Внешность Марии сочетает в себе сосредоточенность и сдержанность классики, «смягченной» естественностью и природностью натурального стиля. Также в некоторых ракурсах можно заметить некоторую «плывучесть» черт, несущая ощущение глубины, погружения в свой мир, отстранения, созерцания - все это нотки романтизма. Я бы предложила для Марии как ориентир – образ Джен Эйр, пожалуй, самой знаменитой гувернантки викторианской эпохи благодаря перу Шарлотты Бронте, а также популярной телеэкранизации, а затем и художественному фильму 2011 года.


Я не стану подробно описывать формулу стиля, думаю, приемы для создания образа в данном случае очевидны, а лучше покажу...
чуть больше картинок.

Особенностью внешности Марии является то, что она может поддержать как образ с историзмом, так и более современные вариации – все будет зависеть от личных пристрастий героини.


Несмотря на холодный цветотип Марии, образ выстраивается во многом на теплых оттенках, их глубина и выразительность вносят сложность в достаточно сдержанные сеты.


Мария, Вы можете активно использовать клетку, только я бы не рекомендовала очень крупную, или располагать ее подальше от лица, в нижней части сета или фрагментарно.


А вот и более современные варианты.


И в заключение обзора, как обычно, подтвержу то, что стилистика «чистого» архетипа в случае с реальными людьми как правило видоизменяется в зависимости от примесей других архетипов. А в соответствии со своей зоной комфорта и проживаемыми в настоящий момент архетипами, можно «настроить» образ, трансформировать его для того, чтобы он стал максимально удобным, радующим Вас, вдохновляющим и придающим силы в конкретный временной период Вашей жизни. А постараться выявить свои текущие архетипы и обсудить, как бы они могли реализоваться в образе, я приглашаю москвичек на наш уже четвертый тренинг «Архетипы и стиль», расширенная версия которого пройдет 29 мая с 10 до 15 часов в московской студии Школы. Подробнее о мероприятии.

P.S. Не удержусь все-таки, и немного забегая вперед, на территорию другого архетипа, покажу 2 слайда, имеющих некоторое отношение к сегодняшней теме.
Эпоха Ренессанса принесла не только возрождение идеалов древней Греции и интереса к античной культуре и человеку, но и моду на зрелую красоту, красоту материнства, беременности. Ренессанс в большей степени – эпоха Любовника, именно в обзоре данного архетипа я буду рассматривать ее подробнее, а здесь покажу лишь два самых сдержанных слайда, наиболее соответствующих теме сегодняшнего обзора.

Comments

( 13 comments — Leave a comment )
hloflo
May. 18th, 2016 03:04 pm (UTC)
Потрясающе интересно! Татьяна, каждый раз поражаюсь Вашей способности видеть:)
n_artemova
May. 18th, 2016 03:29 pm (UTC)
Какие любопытные интерпретации архетипа, особенно с уклоном к природе, спасибо, было интересно!
Татьяна Самохина
May. 18th, 2016 05:21 pm (UTC)
Боже, какая роскошь!
И архетип великолепно раскрылся, вот прям ЛЬНЁТ (каждый из сетов по-своему) :)))
talanta27
May. 18th, 2016 05:22 pm (UTC)
Какие прекрасные образы получились!
gilluin
May. 18th, 2016 08:53 pm (UTC)
Спасибо! Как раз то, что Вы написали, я и люблю :) Юбки в пол, жилетки, блузки с оборками, клетки, камеи... Да, шляпы еще! У меня их целая коллекция :)
П.С. Возрождение тоже люблю. Но, кажется, другой любовью :)
gilluin
May. 18th, 2016 08:59 pm (UTC)
А еще я умею носить палантин на голове, так, чтобы он не падал :) А все оттого, что крестили меня в приходе Богоматери Лурдской и там есть статуя с покрывалом на голове. Я смотрела и вдохновлялась :)
kirakostukova
May. 19th, 2016 03:53 am (UTC)
Очень красиво! Особенно мне понравился образ "прекрасной садовницы" - такой милый, просто прелесть!
xfiles_mk
May. 19th, 2016 05:30 am (UTC)
Какая красота! Низкий поклон от опекуна :) какие вдохновляющие образы и сеты. Как ложится на сердце! Такое близкое и родное. Будем перечитывать и примерять на себя в реальности. После пары первых постов о стилистике в одежде опекуна я совсем расстроилась. Такой нафталин :( Интуиту, как я, легче идти от образа к составляющим. С нетерпением ждала Вашего поста. И теперь прямо бальзам на душу. Намного проще держать в уме общую стилистику своего архетипа и по ней подбирать вещи, чем из набора "подходящие линии, принты, фактуры" собирать целостный образ. Огромное-огромное спасибо ещё раз Татьяне и Хлофло!
molly_rabbit
May. 19th, 2016 07:13 am (UTC)
Огромное спасибо, буду изучать. Думала, что у меня ничего нет из "опекуна" - хотя меня именно как опекуна определили, однозначно, а оказывается, у меня есть почти все))))
myrenysh
May. 19th, 2016 09:39 am (UTC)
Огромное спасибо стилистам за проделанную работу, очень интересно получилось
f_i_s_e_r
May. 19th, 2016 10:10 am (UTC)
Какая красотища! Уж насколько я далека от Опекуна, но каждым сетом просто любуюсь! И как здорово вы раскрыли архетип в образах Берегини, Богородицы и сестер милосердия, а ведь мне раньше казалось, что удел Опекуна - это только лишь чопорные гувернантки в стиле Мэри Поппинс и Джен Эйр. Зверски хочется поучаствовать в вашем эксперименте в октябре, когда будет рассматриваться Герой. :)
Еще раз - браво, Татьяна!
olia_oliona
May. 19th, 2016 11:03 am (UTC)
Татьяна, здравствуйте! Это Оля:)
Спасибо вам большое за такие чудесные советы и подсказки! (и за то, что увидели "сказочность" :)))
Я с нетерпением ждала Вашего поста и всё гадала: если выберут меня - что же предложат? Неужели длинные серые платья?? Но нет!:) Здесь столько интересного! И образы, и цвета, и фактуры! Мне очень понравилось:)
Про палантины и капюшоны, стиль хиппи и цветочные мотивы - тоже взяла на заметку. Кстати, от бабушки мне досталась чудесная плетеная сумочка-корзинка, с которой я не расставалась всё прошлое лето:) Люблю такие вещи!
А еще, на протяжении всего поста, я обращала внимание на обувь, которую вы подобрали. Во всех коллажах она такая интересная, стильная, женственная! Поймала себя на мысли, что на многие похожие модели я всегда обращаю внимание в магазинах))
Еще раз спасибо Вам! И вдохновения в дальнейших исследованиях:)
tatiana_stylist
May. 20th, 2016 10:53 pm (UTC)
Очень рада, что смогла показать красоту и разнообразие стилистики данного архетипа. И просто супер - что вам понравилось! Приступаю к правителю.
( 13 comments — Leave a comment )

Profile

Хло
hloflo
Хло-Фло

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com