Хло-Фло (hloflo) wrote,
Хло-Фло
hloflo

Category:

ПРОЕКТ ПО АРХЕТИПАМ "РОЛЕВЫЕ ГАРДЕРОБЫ". ПРАВИТЕЛЬ. ОЛЬГА РЕДЬКО

Эксперт проекта:

ОЛЬГА РЕДЬКО
Перевозчик между языками. Запускатель процессов. Мастер игры Genesis.

АРХЕТИП "ПРАВИТЕЛЬ"

Общая справка: в книге «Пробуждение внутреннего героя» Кэрол Пирсон предлагает систему из последовательных 12-ти архетипов путешествия героя.

Путешествие, метафора процесса индивидуации, состоит из трех этапов:
1. Подготовка к путешествию. Проработка Эго (Ego), контейнера, границ, способных удержать дары предстоящего путешествия.
И здесь последовательно архетипы: Невинный, Сирота, Воин, Опекун.
2. Само путешествие. Встреча с Душой (Soul), поиск, обретение и удержание своего смысла.
Архетипы: Искатель, Бунтарь, Любящий, Творец.
3. Возвращение из путешествия. Достижение Самости (Self). Проявление обретенного смысла в мир.
Архетипы: Правитель, Маг, Мудрец, Шут.

Больше про систему архетипов здесь и здесь.
Слова «Эго», «Душа» и «Самость» далее по тексту указываются с заглавной буквы, чтобы в том числе обозначить соответствующий этап путешествия героя.

***
АРХЕТИП: ПРАВИТЕЛЬ

Правитель – архетип, знаменующий возвращение героя из путешествия. Первый из так называемых старших архетипов.
Языковая cправка. В англоязычном тексте для описания архетипа используется понятие «power». В тексте ниже оно переводится или как «сила», или как «власть», в зависимости от контекста. «Power» – это еще и мощность, то есть способность направленно применить свою силу. Эта языковая справка представляется важной для понимания архетипа

Далее – адаптированный перевод текста Кэрол Пирсон из книги «Пробуждение внутреннего героя».

***
Многие истории, сказки и легенды завершаются открытием: главный персонаж, на первый взгляд простолюдин, с трудом пробившийся сквозь многочисленные преграды, - и есть долгожданный сын или дочь Короля. Зачастую герои – сироты и воспитываются простолюдинами. Этот опыт жизни низшего сословия, конечно же, критически важен для развития смирения, эмпатии и для знания вызовов обычной жизни, столь необходимых для действительно выдающегося лидерства.
Путешествие героя часто рассматривается как подготовка к лидерству. В классическом мифе о Короле-рыбаке королевство - пустырь, поскольку старый Король ранен или болен. Молодой герой отправляется в квест, сражается с драконом и находит сокровище, которое привнесет новую жизнь в умирающую среду. Когда герой возвращается и становится новым Правителем, королевство снова оживает. И действительно, лидерство – это не просто развитие нужных навыков. Cтать действительно выдающимся лидером можно лишь только отправившись в путешествие и вернувшись из него.

Правителем становятся тогда, кода берут полную ответственность за свою жизнь – не только за внутреннюю реальность, но и за то, как внешний мир отражает эту реальность. Правитель – символ целостности и достижений Самости, проявляющейся в мир. Правитель целостен, поскольку объединяет в себе мудрость юности и зрелости, удерживая их в динамическом балансе.
Архетип Правителя заключает в себя не только баланс юности и зрелости, но также мужского и женского. Андрогинный монарх – это ...
символ завершившегося алхимического процесса изменений. Алхимия соотносится с путешествием героя: различные химические процессы, выделяющие золото (или дух) из «меньших» элементов (материи) – это путешествие из общепринятой реальности, где доминирует эго, в территории метаморфоз и духа. Итоговый этап, выраженный символами царственности, золота и солнца - демонстрация состоявшейся способности проявлять истины Души в физическую реальность.
Правитель создает мирное и гармоничное королевство тем, что сам изнутри становится умиротворенным.

Ответственность царствования

Правитель готов к тому, чтобы взять ответственность за свою жизнь. Он не избегает понимания того, что его королевство – зеркало и что он, смотря вовне, видит себя. Если королевство все время подвергается атакам и опустошается, это означает, что Воин не защищает границ, и Правителю нужно собрать войска. Если королевство недружественно, то это Опекун неверно функционирует, и Правителю нужно уделить этому внимание. И так далее. И наоборот, когда королевство процветает, это означает относительную внутреннюю целостность, пусть и временную.
Традиционная свадьба Правителя с землей – символ эротического единения Правителя и его внешней жизни и символ единения Души с физической стороной жизни. Правитель – архетип материального благосостояния и, как следствие, он должен быть готов и способен жить в мире с миром. Труд Правителя – в том, чтобы способствовать порядку, миру, процветанию и изобилию. Здоровая экономика, мудрые законы, чтимые и действующие, среда, способствующая развитию каждого в отдельности, и мудрое использование ресурсов, как человеческих, так и материальных.

Правитель – архетип господства способности оперировать на физическом плане, и Правитель не может брезговать реалиями обычного материального мира. Он чувствуем себя как дома в физическом мире и будучи ответственным сам за себя.


Он наслаждается процессом выражения того, каков он есть, в физическом пространстве: работы, дома, денег, собственности. И он знает, как удовлетворить свои потребности.

Правитель – реалист, у которого нет свободного времени для иллюзии. Он понимает политику силы и может в нее играть. У него нет иллюзий по поводу угроз врагов или враждебности среды.
Он полностью отвечает за свою жизнь. Это не означает, что он винит себя за все с ним происходящее. Это означает лишь то, что он суверенен и отвечает за то, чтобы действие, подходящее ситуации, было совершено.
Как и государства, королевства могут быть бедны и богаты, с богатейшими залежами полезных ископаемых и вовсе без них, благословенны миром и осаждаемы со всех сторон враждебными захватчиками. Правитель берет на себя ответственность в том числе и за то, чтобы увидеть, что он стал слишком догматичным, заскорузлым тираном-людоедом или Королем-Рыбаком и что цветущее некогда королевство превратилось в пустырь. И тогда Правителю нужно найти силы, чтобы ослабить мертвую хватку и позволить возникнуть новому голосу в королевстве и психике.

Сила и мудрость

Правитель – архетип проявленной силы во благо и во вред. Многие опасаются более сильных архетипов, в особенности Правителя и Мага, поскольку их способность причинить вред так же велика, как и способность совершить благо.
Во все времена лишь от немногих ожидалось пройти тропой героя и таким образом стать Правителем своей собственной жизни. Знания об архетипах были частью мифов, карт Таро, алхимической и астрологической систем. Принимались меры, чтобы обычный человек, не подготовленный к мистическому путешествию, не понял бы, что надо делать. Алхимические тексты, к примеру, были намеренно написаны так, чтобы только тот, кто устно обучался алхимической традиции, мог бы их понять. Верилось, что лишь немногие из людей способны отправиться в путешествие и стать Правителями собственной жизни. Так, в средние века люди верили в божественные права Короля. Будущие Король и Королева обучались тайному знанию, чтобы слышать и говорить от имени Бога. Другим же попросту следовало им подчиниться.

Правитель, у которого нет связи с божественной мудростью или чья самовлюбленность и высокомерие превосходят эту связь, ответственны за величайшие злоупотребления силой. Истинный Правитель не будет принимать решения, основываясь лишь на нуждах и прихотях Эго. Он всегда будет в контакте со своей Душой.


Носитель архетипа Правитель смотрит на себя как на монарха своего королевства и действует так, чтобы сделать желаемую жизнь реальной. Величие и масштабы отличают Правителя от Творца. Последний экспериментирует с тем, что позволяет выражать новые устремления и порывы в своей жизни обычно без особых мыслей (не считая эпизодическую панику) о последствиях своих действий на других или на свою жизнь в будущем. Творец временно отключает рутинные заботы и обязанности.

Правитель же не столько создает жизнь, сколько поддерживает и управляет ею. Все истинные монархи или политические лидеры отождествляли себя с коллективным благом и балансировали личные желания и устремления с потребностями других людей.
Быть Правителем означает взять ответственность за успехи и за провалы. Создать образ того, что он хочет для своего королевства и продумать способы превращения этого образа в реальность. (Мудрый Правитель всегда привлечет к этой задаче Мага, поскольку Маг по своей сути – человек видения). И ни один Правитель не правит без плана и без выстраивания коалиций с другими – теми, кто узнаваем как Правитель своего королевств.


Мастерство и ограничения

Пробуждение позитивного архетипа Правителя в психике свидетельствует о достижении определенного мастерства в мире. Очень часто это мастерство на физическом плане работы, вещей, денег, деталей обычной жизни. И не обязательно, что носитель архетипа богат. Это означает, что он достиг удовлетворительного для себя взаимоотношения с деньгами. Живет ли он в экстравагантной роскоши или спартанской простоте, это – результат его собственного выбора.
Архетип Правителя помогает найти метод выработки благосостояния, поддерживающий полное выражение сути его носителя. Это может проявляться и в величайшем богатстве, и в способности чувствовать себя царем, не имея практически ничего.

Архетип Правителя типично ускоряет конфликт власти и ее пределов. Даже власть монархов не абсолютна – она ограничена финансовыми ресурсами королевства, состоянием армии, уровнем поддержки правительства и народа и уровнем собственных способностей Правителя. Если казна пуста, рвы не охраняются, враги наводнили замок, двору не достает радости или Правителю не хватает уважения окружающих, Правитель лицом к лицу сталкивается со своими ограничениями. Правитель осознает, что обвинение других в собственных проблемах забирает его достоинство. И больше достоинства можно найти в том, чтобы предпринимать действия в отношении своих недугов и слепых пятен, не отрицая их.

Правитель понимает, какие действия создают царствование, и не сражается с ними. В психологических терминах это означает, что человек принимает ограничения смертной человеческой жизни.



Правитель не тратит силы на стенания о сбыче мечт. Он действует. Настолько благородно, насколько может, чтобы поступить наилучшим из возможных способов для всеобщего блага, эффективно используя имеющиеся у него ресурсы.
Правитель полностью осознает, что он не всегда может решить проблемы. Иногда вызов, с которым он встречается, превосходит уровень сегодняшних навыков Правителя и поражает его. И тогда побежденный Правитель...

анализирует, что он мог сделать, чтобы быть готовым к новым вызовам.

Это время утверждения ответственности за выбор своей жизни. Время действия и уверенности в том, что Правитель делает любимое дело и имеет достойный образ жизни. Хороший Правитель делает выбор, в котором его склонности, надежды и мечты сочетаются с текущим контекстом жизни. Правитель – реалист. Сверх того, он благосклонен. Он осознает, что не существует необходимого или неотъемлемого конфликта между благами одного и другого, поскольку если один выиграет за счет другого, то все проиграют. Если Правитель сильно держится за высокие идеалы или раздутый образ того, что он хочет в жизни, и отказывается идти навстречу потребностям мира, все потеряют – поскольку таланты Правителя истощатся (так же все будут в минусе, если Правитель пойдет на сделку со своей сутью). Именно поэтому первичный миф о Правителе – это история об исцелении раненого Короля (или Королевы).

Теневой Правитель

Непреодолимое желание контролировать себя и других, неспособность довериться процессу – вот метки теневого Правителя. Контроль ради контроля, власти, статуса или славы, а не во имя процветания королевства. Теневой Правитель неизбежно будем отрезан от своих подлинных, человечных и здоровых побуждений или, наоборот, одержим реальностью своей Души так, что отказывается хоть как-то понимать потребности других и запросы текущего времени и места.
Теневой Правитель – это тиран-людоед, действующий из парадигмы дефицита, верящий, что ему недостаточно и что чье-то приобретение обернется для него потерей. Он хочет принудить других делать так, как велит он, пышет гневом в случае своей неудачи. Он наказывает того, кто ему перечит. Король или Королева, кричащий: «Голову с плеч!» - это теневой Правитель.

Тираны проявляют все черты теневого Правителя. Они эгоистичны, узколобы и злопамятны, часто лишены воображения, невежественны и склонны или к праздности и потаканию, или к спартанской жесткости и нетерпимости. Похожие проявления возникают, когда человек не может найти баланс между приятными радостями жизни и дисциплиной для завершения работы; между собственными потребностями и потребностями других; или между потребностями своей Души и ответственностью в реальном мире.

Теневой Правитель может также «перейти на темную сторону», как говорят о Дарт Вейдере в «Звездных Войнах». Это, конечно же, серьезно. Герой отправляется в путешествие, чтобы найти свою Душу, но потом что-то вмешивается, настолько травмирующее, что проявляется не свою собственная сила и потенциал, но сила зла.
В жизни тех людей, кто вырос достаточно, чтобы увидеть потенциал выражения своей силы в мир, есть момент искушения – использовать эту силу только для расширения Эго или личного удовольствия. Искушения Христа или Будды – примеры этих ключевых моментов в путешествии героя.


Каждый познавший силу сталкивается с этим искушением и осознает, что сделал неверный выбор, когда чувствует себя опустошенным и видит, что жизнь его стерильна и мертва.
Важно помнить, что теневой Правитель может проявиться не только потому, что в жизни слишком много силы, но и потому, что слишком мало. Так же, как и Воину нужно научиться сражаться за то, что имеет смысл (а не просто ради победы), а Опекуну жертвовать только ради сути (а не просто, чтобы быть «хорошим»), Правителю нужно учиться использовать власть и силу не столько для того, чтобы получить богатство и славу, сколько для создания благодатного и цветущего королевства.
Теневой Правитель слишком циничен или полон страхов, чтобы использовать свою силу для проявления своих самых высоких мечт и устремлений, и тогда он довольствуемся потребительством, статусом и властью.

Правитель, двор и постоянное обновление

Опасность стать ригидным, запертым в старые способы действия и, как следствие, причинения вреда своему королевству – вот, что всегда актуально для Правителя. Один из способов предотвратить опасность – это продолжать путь героя всю жизнь, чтобы обновлять себя и королевство. Важно, чтобы Правитель был дополнен другими архетипическими фигурами – для обеспечения баланса. В традиционном дворе эти персонажи были известны как Маг, Мудрец и Шут. Они не так отличаются от ключевых фигур, балансирующих Вождя первобытных племен: Шамана, Мудрого Старца или Старухи и Трикстера.
Стать Правителем своей жизни – это большой триумф сам по себе, но это не конец путешествия. Для полного цикла важно затребовать и выразить внутреннего Мага, Мудрец и Шута.
Tags: Ролевой Гардероб, архетипПравитель, архетипы, эксперты проекта по архетипам
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments