?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Религиозный философ и историк Лев Карсавин писал: «Одна лишь Истина не боится адского глума».
Этим глумом и занимается юродивый. У него свой взгляд на проблему добродетели и греха.
Для него «добро» никак не связано с обыденным представлением о том, что такое хорошо"
.
«Блаженные похабы. Культурная история юродства» С. Иванов

Сергей Шнуров: Шут + Изгой/Бунтарь - убедителен в этой истории, его вид не обнадеживает. У такого спросить на улице "который час?" не каждый решится. Несмотря на его улыбочки и в общем-то беззлобные хитрые прищуры возникает подозрение, что запросто можно огрести.
Кстати, очень любит полоски, что кагбэ намекает опять же на ведущие архетипы. Помните, мы читали исследование Мишеля Пастуро "Дьявольская материя. История полосок и полосатых тканей": "В Средние века полоски были связаны с хаосом и нарушением нормы. История, литература и иконография средневековой Европы свидетельствуют о множестве персонажей, традиционно носивших полосатую одежду. Евреи и еретики, шуты и жонглеры, палачи, проститутки и прокаженные, а также воин-предатель из романа о рыцарях Круглого стола, безумец из Книги Псалмов и сам Иуда Искариот – все они были изгоями и отверженными, все они нарушали или искажали существующий порядок вещей".

В пафосных, приличных, "социально-поощряемых" одежках он смотрится часто комично:


Теперь о новом нашумевшем клипе "В Питере - пить".



Что тут можно сказать? Шнур как Шут-Изгой честно делает свою работу, потому как с эту работу кому-то нужно делать, и-так-было-во-веки-веков-аминь.

"Сегодня слова «похабный» и «блаженный» означают весьма различные вещи. Между тем в древнерусском языке они описывали одно и то же явление, для которого ныне осталось единственное слово: «юродство». <...> человек, который публично симулирует сумасшествие, прикидывается дураком или шокирует окружающих нарочитой разнузданностью".

"Едва ли не самый знаменитый русский храм, что стоит на Красной площади в Москве, мало кому известен под своим официальным именем – Покрова на Рву. Зато весь мир знает другое его название – собор Василия Блаженного.
А чем, собственно, прославился этот святой? Как гласит его житие, он разгуливал голый, буянил на рынках, задирал прохожих, кидался камнями в дома набожных людей, насылал смерть, а однажды расколол камнем чудотворную икону. Разве подобное поведение типично для святых? Конечно, если они – юродивые. Недаром тех же людей на Руси называли ещё «похабами»".

"... юродства не бывает без провокации и агрессии"

«Блаженные похабы. Культурная история юродства» С. Иванов

"Что такое древнерусский дурак? Это часто человек очень умный, но делающий то, что не положено, нарушающий обычай, приличие, принятое поведение, обнажающий себя и мир от всех церемониальных форм, показывающий свою наготу и наготу мира,— разоблачитель и разоблачающийся одновременно, нарушитель знаковой системы..."

"Функция смеха — обнажать, обнаруживать правду, раздевать реальность от покровов этикета, церемониальности, искусственного неравенства, от всей сложной знаковой системы данного общества".

И немного о сценарий клипа - он построен на вечной схеме:
"Для древнерусских пародий характерна следующая схема построения вселенной. Вселенная делится на мир настоящий, организованный, мир культуры — и мир не настоящий, не организованный, отрицательный, мир антикультуры. В первом мире господствуют благополучие и упорядоченность знаковой системы, во втором — нищета, голод, пьянство и полная спутанность всех значений. Люди во втором — босы, наги либо одеты в берестяные шлемы и лыковую обувь-лапти, рогоженные одежды, увенчаны соломенными венцами, не имеют общественного устойчивого положения и вообще какой-либо устойчивости, “мятутся меж двор”, кабак заменяет им церковь, тюремный двор — монастырь, пьянство — аскетические подвиги и т. д. Все знаки означают нечто противоположное тому, что они значат в нормальном мире".

"Смех в Древней Руси" Д. Лихачев

Comments

hloflo
May. 4th, 2016 04:28 pm (UTC)
Спасибо! Одна ссылка не открывается:(
Я до сих пор пытаюсь понять, по какому принципу авторы "Герой и Бунтарь" разделили Бунтаря и Шута, ибо основа там одна - нарушить привычное, обычное, проверять на жизнеспособность, тестировать "живое или не-живое"
nelt
May. 4th, 2016 04:38 pm (UTC)
А которая не открывается? У меня обе в порядке.

Я думаю, авторы просто акценты разные сделали, как с Магом и Мудрецом. Все-таки базовые архетипы - многозначны и амбивалентны, и потому для последовательного применения в брэндинге, для которого разрабатывалась концепция, слишком сложны. Видимо, авторы их и разделили на более простые и легко представимые образы. Бунтарь - ближе к Герою, такой слегка благородно-пафосный, не столько высмеивает, сколько борется, а Шут и сам смешон, и все осмеивает. По внешним признакам. :)
hloflo
May. 4th, 2016 04:47 pm (UTC)
http://zadocs.ru/filosofiya/4211/index.html?page=2 -вот эта
"Доступ ограничен
Доступ к запрашиваемому ресурсу ограничен по решению суда или по иным основаниям,
установленным законодательством Российской Федерации"

nelt
May. 4th, 2016 04:51 pm (UTC)
Ого. Прислать в файлике?
hloflo
May. 4th, 2016 04:53 pm (UTC)
О да:)
nelt
May. 4th, 2016 04:59 pm (UTC)
Ага, отправила.
hloflo
May. 4th, 2016 05:02 pm (UTC)
Спасибо!
Olga Redko
May. 5th, 2016 10:31 am (UTC)
Концепция 12 архетипов разрабатывалась не для брендинга.

Пирсон, филолог по первому образованию, изучающая литературу и вдохновленная книгой Кэмпбелла "Герой с тысячью лиц" в конце 80-х, после 25 лет изучения и обучения, выпускает книгу "Внутренний герой".
В начале 90-х выходит книга "Пробуждение внутреннего героя", где впервые появляются 12 архетипов. В эту книгу, по сути, включена предыдущая.

И только в 2000-х выходит книга про маркетинг, как частный случай практического применения системы из 12 архетипов.

Мы об этом здесь писали http://hloflo.livejournal.com/913550.html

Тут точно не про разные акценты, суть разная.

ЗЫ. Сорри за занудство. Пирсон проделала колоссальную работу, вижу это по книге "Пробуждение внутреннего героя", поэтому "немогумолчать" :), когда вижу, что эксперт проекта пишет, что эта архетипическая концепция разрабатывалась для брендинга.
nelt
May. 5th, 2016 11:10 am (UTC)
Да, спасибо, читала ваше исследование, и с удовольствием. У меня немножко специфический взгляд на концепцию Пирсон. Что работа автором проделана огромная - не отрицаю. Меня смущает некоторое "уплощение" (не опечатка, от слова "плоский") результирующих архетипов. (Даже с уточнениями, приведенными из "Пробуждения героя": в принципе, в "Герое и бунтаре" Марк и Пирсон тоже дают для ряда архетипов не только внешнюю сторону, я тут говорю не столько о глубине проработки, сколько о характере этой проработки.) Это интересный взгляд и и интересная классификация, но как практически любая классификация в данной области, довольно условна и ограничена, в том числе, по сравнению с оригинальной концепцией Юнга. Вы, полагаю, правы в том, что Пирсон разрабатывала ее не только (а может быть, изначально и не столько) для маркетинга: подозреваю, что развитие концепции вы изучали подробнее, чем я, так что вам, разумеется, виднее. Говоря о брэндинге, я имею в виду прикладное значение концепции, каковым, насколько я могу судить, оно во многом выступает и у Пирсон, и в рамках нашего проекта.
Olga Redko
May. 5th, 2016 10:22 am (UTC)
Это я из книги Кэрол Пирсон первой про 12 этих архетипов черпаю.

Бунтарь - это Танатос, про смерть. Закуклиться, отринуть все. Искателем поскитался, посмотрел, теперь настало время окуклиться, умереть для мира, разрушить - в первую очередь - старого себя.
Это поиск своей души.

Шут - это про радость жизни. Завершающий этап. После него - следующий виток Невинного.

Profile

Хло
hloflo
Хло-Фло

Latest Month

November 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com