Эксперт проекта:

ИНГА АДМИРАЛЬСКАЯ

ИНГА АДМИРАЛЬСКАЯ
Кандидат психологических наук, психотерапевт. Специалист в области гендера.
ОПЕКУН: РЕЗЮМЕ ГЕНДЕРНОЙ ЛАБОРАТОРИИ
Собрав воедино мнения участников, формирую выводы о гендерной окраске Опекуна и тех маркерах, которые помогают вычислить этот типаж. Спасибо всем поучаствовавшим, добавившим свой голос в наше полифоническое звучание!
Мы можем воспринимать Опекуна как образ, растянутый от середины к краям гендерной шкалы, но никогда не заходящий на «территорию» противоположного гендера. Ни середины, ни полюсов он не касается.
Опекун не «сидит» на Беллуччи и Бандерасе. Хотя Опекуны-мужчины и Опекуны-женщины неуловимо похожи друг на друга, они не андрогинны: Наставников разного пола невозможно спутать, гендер выражен четко, но… представители этого архетипа «одеты» в свою задачу, свое предназначение. Они похожи выражением лица – сосредоточенным, строгим, с легким налетом озабоченности – и осанкой, выправкой. Как если бы футляр был двух форм – на женское тело и на мужское, но все равно оставался футляром. В Опекунах трудно схватить женскую или мужскую суть (которая так выпукло выражена в Магах), зато сразу же и безошибочно «считывается» их задача.
Про сексуальность Опекуна скажу отдельно. Он, будучи на своем месте и имея дела с незрелыми и формирующимися, не может быть сексуальным, не может провоцировать и соблазнять. В этом просвечивает запрет на инцестуозные отношения, поскольку Опекун – символический «отец» или «мать» для своих воспитанников.

Вот, как это и много другое схватывалось участниками лаборатории (привожу фрагменты комментариев):
• Прямая спина, несгибаемость, возможно, некоторая жесткость
• У Опекуна есть какой-то каркас
• Если сравнивать с Магом, где объединение полюсов было перетекающим из одного в другое, как волшебное превращение, основанное на неустойчивости формы и подвижности, то в случае Опекуна полюса разделены гендером, но связаны общей этикой и целью, стилем;
• Архетип "сидит" одинаково хорошо и на мужчинах, и на женщинах, ему все равно. Хотя, мне кажется, что вот андрогинов -то в нем как раз и нет. Ярко выраженный тот или иной гендер;
• В Опекуне вообще нет сексуальности. Он – ярко выраженный мужчина или женщина, но мыслей о сексе не вызывает, потому что встречается с людьми в обстоятельствах, исключающих секс: он няня, учитель, врач, полицейский, спасатель, психолог на "Телефоне доверия", волонтер, просто ваша соседка, которая опекает всех знакомых, забыв про себя;
• Эмоции фильтруются и наружу только то, что допустимо. Поэтому геометрия, четкость (клетка, полоска, никаких розочек и т.д.) Пуговицы в строгом порядке. Четкие границы. Моё – твоё.
Ключевые слова типажа: пример для подражания, авторитет.
Основные характеристики образа
• Смысловая отсылка платья к военной форме, медицинскому халату, одежде гувернантки, сюртуку воспитателя викторианской частной школы. Английский стиль из романов П. Г. Вудхауса;
• Одежда вне моды и трендов, без лейблов;
• Цвета – серый, коричневый, «припыленные» природные цвета;
• Ткани - практичные, немаркие, держащие форму. Плотные ткани, однотонные или пестротканые. Скорее, натуральные – шерсть, твид, плотный хлопок;
• Верх и низ в комплекте;
• Клетка или полоска, скромный раппорт. Два-три цвета в ансамбле;
• Образ выстроен вдоль вертикали, вытянут вверх;
• Покрой – прилегающий. Рельефные швы, четкие линии, двубортная застежка. Одежда, напоминающая или являющаяся униформой;
• Многослойность, в которой все слои прилегают к друг другу и являются составными частями единого ансамбля;
• Классические аксессуары – галстук/камея или нитка бус, ремень, корсет/жилет, платок, шляпа;
• Тело максимально закрыто. У мужчин – удлиненный верх, у женщин – длинная юбка. Оба не носят короткий рукав. Запрет на декольте. Воротник-стойка или воротник под горло – одна из ключевых деталей. Костюм восточного Опекуна отличается большей просторностью, но длинные рукава, воротник-стойка и «комплектность» образа остаются устойчивыми деталями и там.
Сдвиги к мужскому полюсу могут осуществляться через отказ от аксессуаров и дополнительных цветов в образе, тяготение к «мундиру».
Сдвиги к женскому полюсу могут осуществляться через добавление мягких тканей, складок и драпировок, воротничка (как у Мэри Поппинс), брошки, сумочки, кокетливой шляпки, платка, немного кружев. Через сдвиг одного из слоев одежды (нижнего, едва выглядывающего) в “нежность” – например, розовая шелковая блузка под пиджаком.

И, как и в истории с Магом, у нас снова есть стихотворный образ от cinem_a
опекун - это бабушкины фартуки..
пока ты еще мал и поэтому достаешь ей до коленок
фартуки в основном из прошлого столетия
вынутые и взятые
часто они украшены квадратными карманами
и рисунки на них - клетки квадратные
они пахнут домом мукой
и строгостью
строгостью не характера а сохранения существующего порядка
это важно для молодого растения..
хотела сказать -- так же важно для молодой души
как и для молодого растения
миропорядок должен быть сохранен
это их основная идея
а если расстегнуть пуговицу
то увидишь в их душе бирюзовую дымку
млечный путь
и мечту по несбыточному
но это подождет!