Хло-Фло (hloflo) wrote,
Хло-Фло
hloflo

Categories:

ПРОЕКТ ПО АРХЕТИПАМ "РОЛЕВЫЕ ГАРДЕРОБЫ". ОПЕКУН. АНАСТАСИЯ КАМАЕВА

Эксперт проекта:

АНАСТАСИЯ КАМАЕВА
Практикующий психолог, руководитель клуба для молодых психологов, проекта для старшеклассников "Профессор",
специалист проекта по профессиональному самоопределению "Твой Эверест"

АРХЕТИП "ОПЕКУН"


В описании архетипа «Заботящийся» мне бы хотелось немного изменить формат, затронуть тему истории профориентации. Тем более, что она пропитана духом заботы и помощью в трудоустройстве людей разных категорий, статусов.

Одним из ярких моментов истории развития профориентации является конец 19 века. Место развития событий – Америка. Человек, создавший историю - Фрэнк Парсонс (Frank Parsons) – американец с английскими и ирландскими корнями, который внес в современную профориентационную работу значительный вклад. Я бы даже сказала – кладезь принципов, способов и методов.


Возможно, вы слышали где-то краем уха про бюро по выбору профессий. Это бюро детище Фрэнка Парсонса, которое он создал после нескончаемой череды работ –инженер-строитель, агроном, преподаватель истории и французского языка, юрист, писатель, декан колледжа и еще, еще, еще.

После очередной реорганизации колледжа, Фрэнк Парсонс стал изучать причины экономических реформ в различных странах и вышел на проблему кадровой политики. Промышленные революции, строительство железных дорог, интенсивное строительство предприятий, заводов - всем нужны были работники. Образование на тот момент могли себе позволить не многие, а кто мог - не хотели идти в разнорабочие. Предприятия могли взять только обученных специалистов, так как станки были дорогостоящие и любой простой производства выходил в копеечку. Погрузившись в проблемы кадровой политики на предприятиях, Парсонс создал сначала «Институт выживания» с возможностью получить образование любому молодому человеку, независимо от положения в обществе, а на волне активного интереса среди населения - «Бюро профориентации».


Услуги Бюро оказывало для населения бесплатно, а попечительский совет в лице профсоюзных лидеров, президентов колледжей, государственных лиц оказывали не только финансовую поддержку, но и определили цель деятельности: «Помощь молодым людям в выборе профессии, подготовке к выбору области профессиональной деятельности и созданию эффективной и успешной карьеры».

В книге «Выбор профессии» Фрэнк Парсонс подробно описал те модели и принципы профориентации, которыми специалисты, консультанты по профессии пользуются по сей день:
- Четкое представление о себе, своих склонностях, способностях, интересах, ресурсах, ограничениях и других качествах.
- Знание требований и условий для достижения успеха преимуществ и недостатков, компенсаций, возможностей и перспективы в различных направлениях деятельности.
- Правильное, обоснованное соотношение этих двух факторов.

По мнению Фрэнка, именно этот подход позволяет совершить удачный выбор и состояться в профессии. Практики в области профориентации до сих пор подтверждают, что анализ своих способностей (внутреннего ресурса) и внешних факторов (заработная плата, условия труда, функционал, количество людей в компании) дает возможность выбирать для себя близкие к идеальным условия работы, освобождать себя от груза давления мыслей «кто я?», «что я здесь делаю?» и других философских фразеологизмов.

Самостоятельная работа для любознательных
В современной интерпретации это упражнение «Хочу», «Могу», «Надо», где в области «Хочу» выписываете свои желания, потребности, в области «Могу» - что вы умеете, что хорошо получается, в области «Надо» - анализируете востребованность на рынке труда той или иной специальности.

Сотрудники бюро придерживались принципов, которые актуальны и в данный момент времени:
• Выбор профессии по значимости можно приравнять к супружескому выбору.
• Профессию лучше выбирать осознанно, чем надеяться на удачный случай.
• Никто не должен выбирать профессию без тщательного размышления и без опоры на профконсультанта.
• Молодежь должна ознакомиться с большим числом профессий, а не браться сразу же за «удобную» или случайно подвернувшуюся работу.
• Выбор профессии протекает тем успешнее, чем внимательнее профконсультант изучит особенности личности выбирающего, фак¬торы успешного выбора и мир профессий.


В 1910 году прошла первая национальная конференция по вопросам профессиональной ориентации в Бостоне. Участники из 35 городов обсудили тезисы, которых Соединенные Штаты придерживаются до сих пор:
• Престижной считается та работа, которая реально приносит пользу для общества.
• Первоначальная задача начальной школы развивать в ребенке кругозор, а не определять будущую профессию.
• Средняя школа должна информировать учащихся о разных профессиях.
• Не следует рекомендовать профессию без учёта способностей учащихся, руководствуясь только её востребованностью на рынке труда.


Фрэнк Парсонс не дожил до этого славного времени. Он умер в сентябре 1908 года. Тем не менее, его взгляды и принципы подбора профессии стали фундаментом для дальнейшего развития профориентации в стране и за ее пределами. Была сертифицирована программа для консультантов. Программа прошла адаптацию Гарвардским университетом как первая образовательная программа для консультантов. Был придуман так называемый бостонский план, по которому учителя начальной и средней школы должны были стать профессиональными консультантами.

Если посмотреть путь Парсонса, то вполне наглядно продемонстрированы уровни Заботливого:

Вызов: увидеть кого-либо в беде (проблема кадровой политики, безработица и низкий уровень образования).
Первый уровень: Заботиться о тех, кто нуждается в ухаживании (бесплатное оказание услуг населению по профориентации).
Второй уровень: сбалансировать заботу о себе с заботой об окружающих.
Третий уровень: альтруизм, забота о мире (здесь говорят вышеперечисленные факты биографии и вклад).
Тень: мученичество, беспомощность, чувство вины.
Про второй уровень и теневую сторону в данном случае написать сложно. Некоторые моменты в биографии отсутствуют, да и про теневую сторону можно восстанавливать лишь опосредовано, что также может оказаться интерпретацией, а не действительностью.

Что важно - пропуская подобную деятельность через призму архетипа «Опекун», можно увидеть ключевые (профессионально важные) качества, которые проявляются в человеке:
- эмпатия (способность смотреть на вещи и чувствовать их с точки зрения другого человека);
- умение услышать то, что было сказано, что осталось невысказанным, и что имелось в виду;
- последовательность;
- надежность;
- обязательность;
- доверительность.

Все сферы, где требуется поддержка, помощь людям в сохранении отношений, проявление заботы Опекун проявит себя с яркой и сильной стороны. Но здесь человек может попасть в ловушку, а именно к вопросу о монетизации своих умений и стереотипе: «Я же делаю добро, как за это можно брать деньги??». Занимательно, что Парсонс не брал деньги за консультации и подобное встречается среди начинающих помогающих практиков.
Второй ловушкой может быть дисбаланс между заботой о себе и заботой об окружающих. Это как раз к вопросу: «Может ли голодный повар вкусно и с душой накормить других?», про сапожника без сапог и так далее.

Желательные требования к условиям труда.
Именно в этой части хотелось бы исследовать идеальные условия труда, которые для Опекуна одновременно являлись бы как профилактикой эмоционального выгорания, так и проявлением его сильных сторон.
Исследование будет простым. В комментариях к первому ряду вы пишите свое имя и профессию или специальность, по которой вы сейчас работаете или процесс, в котором задействованы профессионально.
После того, как вы опубликовали свой комментарий (не до того, а после!), вы становитесь компаньоном участнику, который разместил свой комментарий перед вашим.

Ваша роль как игрока: вы известный Практик по кадровым вопросам, который анализирует профессию с точки зрения Архетипа Опекуна. Вы должны поделиться своим экспертным мнением со своим компаньоном, какие условия сотруднику-Опекуну необходимы, чтобы он мог качественно и продолжительно работать в этой профессии, реализовываться в ней. Как он, по вашему мнению, проявляет себя в работе при таких условиях? Что ему лучше поручать и не поручать ни в коем случае? И при каких условиях рабочего процесса деятельность Опекуна приносит плоды, создавая атмосферу благожелательности?

Задание со звездочкой: также вы можете побыть компаньонами для тех участников, с которыми вы хорошо знакомы, или дополнительно попросить кого-то побыть вашим компаньоном.

Пы.Сы. По возможности буду включаться и рассуждать вместе с вами.

ФБ Анастасии Камаевой: https://www.facebook.com/kamanasi
Tags: Ролевой Гардероб, архетипОпекун, архетипы, эксперты проекта по архетипам
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments