Хло-Фло (hloflo) wrote,
Хло-Фло
hloflo

Category:

ПРОЕКТ ПО АРХЕТИПАМ "РОЛЕВЫЕ ГАРДЕРОБЫ". МУДРЕЦ. АНАСТАСИЯ КАМАЕВА

Эксперт проекта:

АНАСТАСИЯ КАМАЕВА
Практикующий психолог, руководитель клуба для молодых психологов, проекта для старшеклассников "Профессор",
специалист проекта по профессиональному самоопределению "Твой Эверест"

АРХЕТИП "МУДРЕЦ/ФИЛОСОФ"


Теоретический этап

Благодарю всех, кто принял участие в обсуждении Искателя. Хотелось бы далее прояснить позиции, через которые мне видится архетипическое поведение и профессия.

Важно внутри себя разлепить архетип и профессию. Например, если Мудрец, то обязательно преподаватель философии, если Искатель, то обязательно путешественник и первооткрыватель.
У каждого архетипа есть своя проявленность - у кого-то архетип в базовой прошивке, у кого-то на стадии Вызова (Вызов здесь выступает как начальная ситуация, запускающая архетипическое поведение), после решения задач которого придет следующий этап (читать — архетипическое поведение).

Говоря о профессии, я говорю о функциях, деятельности, профессионально важных качествах (ПВК) человека, которые могут сослужить добрую службу на работе. Если вы видите в себе Искателя, то это не значит, что нужно писать заявление на увольнение и отправляться в кругосветное путешествие. Вполне может стать так, что достаточно будет выявить акцент, где вы можете насладиться поиском чего-либо, проявить свою независимость и самостоятельность в принятии решении.

Архетипическое поведение Искателя может еще долгим эхом отзываться в нашем поведении и мы можем переживать из-за постоянных поисков, но и здесь нам в помощь книга Барбары Шер «Отказываюсь выбирать!». Выступление Эмили Вапник и группа в фэйсбуке «Я-сканер!»

Осознание того, на каком этапе какого архетипа вы сейчас находитесь может помочь вам принять решение с меньшими потерями (моральными/материальными).

Ниже буду сравнивать ахетипические поведения Искателя и Мудреца для более ясной картины и представления.

Архетип Мудрец/Философ

- Мой мозг, - сказал он, опершись локтями о ручки кресла и соединив перед собой кончики растопыренных пальцев, - бунтует против безделья. Дайте мне дело! Дайте мне сложнейшую проблему, неразрешимую задачу, запутаннейший случай - и я забуду про искусственные стимуляторы. Я ненавижу унылое, однообразное течение жизни. Ум мой требует напряженной деятельности. Именно поэтому я и выбрал для себя свою уникальную профессию, точнее, создал ее, потому что второго Шерлока Холмса нет на свете.

Артур Конан Дойл. Знак четырех.



Главное желание: открыть истину.
Цель: использовать интеллект и анализ для постижения мира.
Самый большой страх: быть обманутым, введенным в заблуждение; невежество.
Стратегия: искать информацию и знание; саморефлексия и понимание процесса мышления.
Ловушка: Мудрец может изучать вопрос бесконечно, так и не приступив к действию.
Награда: мудрость, интеллект.

Какие этапы проходит человек в архетипе Мудреца?

Вызов: смущение, сомнение, глубокое желание найти истину.
Первый уровень: поиски абсолютной истины, стремление к объективности, надежда на экспертов.
Второй уровень: скептицизм, критическое и новаторское мышление, стремление стать экспертом.
Третий уровень: мудрость, уверенность, совершенное овладение предметом
Тень: догматизм, башня из слоновой кости, отрыв от реальности.

Кэрол Пирсон подробно описывает сотрудника Философа:
«Работников-Мудрецов отличает большая потребность в автономии. Возьмем, к примеру, университеты и исследовательские лаборатории — естественную среду обитания Мудрости. Сюда Мудрецы хотят приходить и уходить, когда им удобно (никаких учетных карточек), любят делать свою работу в собственной манере, а мнение руководства предпочитают выслушивать как равные. Зачастую скептически относятся к способности менеджера любого ранга — в силу недостаточного образования — принимать решения об их работе.»

Идеальные условия работы для Мудрецов:

«Организации-Мудрецы обычно имеют децентрализованную структуру с упором на повышение квалификации, а не на контроль. Считается, что работники сами знают, что им следует делать и, следовательно, вольны принимать самостоятельные решения. Администрация, обычно малочисленная, ведает коммерческой и маркетинговой стороной, а большинство важных решений — касающихся учебных планов, методик преподавания, даже карьерного роста и трудовых договоров — принимается в основном профессорско-преподавательским составом, через громоздкую систему комиссий. Преподаватели полностью свободны и в определении режима работы, ведь именно они ведут занятия и утверждают присутственные часы.»

В чем же разница между Искателем и Мудрецом в рабочих моментах:

Архетип Искателя, это прежде всего архетип пути, изменения, который помогает вытащить личную силу и свободу, а архетип Мудреца как архетип возвращения, реставрации, помогает выпустить личную силу в мир.

Когда пробуждаются архетипы возвращения, люди и организации осознают кто же они на более глубоком уровне, чем раньше. Теперь их мотивация — найти пути применения своим дарованиям и взглядам, чтобы изменить мир. Они больше не рассказывают историй, чтобы о них позаботились, не занимаются обвинениями других и не ищут оправданий своим действиям. Они скорее живут и работают таким образом, чтобы выразить свои ценности, свои обязательства и таланты в социально ответственной манере. Эти архетипы обычно пробуждаются у зрелых людей или организаций, которые могут не только получать выгоды от жизни в свободном обществе, но также берут на себя ответственность за вовлечение в социальную активность.

Архетип Мудреца ищет истины, которые делают нас свободными. Особенно если Мудрец преодолевает искушение стать догматиком, он может помочь нам стать мудрыми, объективно увидеть себя и мир и корректировать наш курс на основе результатов наших действий и выбора решений.

Исходя из этого, какие профессионально важные качества здесь присутствуют?

- обособленность, стремление к уединению
- вдумчивость, скрупулезность
- экспертная позиция
- собранность и низкая эмоциональная проявленность
- «не от мира сего»


Желательные требования к условиям труда:

- гибкий график
- наличие экспертного мнения (наличие референтного лица или группы)
- постоянное повышение квалификации, возможность обучаться новому
- уединенное рабочее место или с минимальным количеством человек в кабинете


При отсутствии необходимых условий мы получим постоянную критику, недовольство руководством компании и самой организации, двойные стандарты, необязательность, гордыню, игру по своим правилам.


Практическая часть

В комментариях в первом ряду напишите свое имя и свою профессию, по которой вы сейчас работаете или процесс, в котором задействованы профессионально.
После того, как вы опубликовали свой комментарий (не до того, а после!), вы становитесь компаньоном участнику, который разместил свой комментарий перед вашим.

Ваша роль как игрока: вы известный профессор, который анализирует профессию с точки зрения Архетипа Мудреца. Вы должны поделиться своим экспертным мнением, как сотрудник-Мудрец реализовался бы в профессии, которая указана в комментарии вашего компаньона. Вообразите, что у Мудреца в указанной профессиональной нише будет получаться лучше всего? Как он, по вашему мнению, проявляет себя в работе? Что ему лучше поручать и не поручать ни в коем случае? И при каких условиях рабочего процесса деятельность Мудреца приносит плоды и делает довольным сотрудника?

Соответственно, человек, который разместит свой комментарий после вашего, станет вашим компаньоном-профессором и даст свое заключение по стратегии действия Мудреца в вашей профессии.

Задание со звездочкой: также вы можете побыть компаньонами для тех участников, с которыми вы хорошо знакомы, или дополнительно попросить кого-то побыть вашим компаньоном.

Иллюстрация Евгении Двоскиной
Tags: Драйвер-пространство, Ролевой Гардероб, архетипМудрец, архетипы, эксперты проекта по архетипам
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 134 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →