Хло-Фло (hloflo) wrote,
Хло-Фло
hloflo

Category:

Проект по архетипам "Ролевые гардеробы". Мудрец/Философ. Эксперт Ольга Нэлт.

Сегодня начинаю февральские публикации исследований, мыслей, гипотез, идей и практических заданий экспертов годового проекта по архетипам "Ролевые гардеробы".
Напомню: по формату этот проект будет коллаборацией - совместными творческими и интеллектуальными поисками, исследованиями специалистов из разных сфер, которым интересна тема архетипов. Проект не преследует цели создать 100%-но точную систему типирования, а эксперты не будут выдавать безапелляционные мнения "как устроен этот мир" и готовые рецепты. Проект задуман как площадка и ресурс для неформального общения по теме архетипов, для обмена опытом, идеями, мнениями, взаимного обучения, рождения новых проектов на стыке разных областей.

Эксперт проекта:

ОЛЬГА НЭЛТ
Психолог, гештальт-терапевт

АРХЕТИП "МУДРЕЦ/ФИЛОСОФ"


Всем хорошего дня!

Сначала небольшое отступление. В комментариях к разбору архетипа Искатель меня просили отдельно написать о Трикстере. В процессе я поняла, что начать лучше с текста о том, что же такое юнгианские архетипы вообще. Тема эта довольно замороченная, и сводить ее к чему-то примитивному мне не хочется, но я не уверена, что читатели планируют лезть во все это настолько глубоко. В общем, кто интересовался, посмотрите, пожалуйста, насколько это интересная и удобная для вас форма подачи, чтобы текст о Трикстере я уже могла как-то скорректировать по шкале научность/занудство – попса/развлекательность:)

Почитать про архетипы можно тут.

А теперь продолжим наши игры.

Сегодня мы изучаем Мудреца. И поскольку бОльшая часть вопросов для нахождения в себе архетипа и понимания взаимоотношений с ним вам уже знакома, чуть больше расскажу о самом архетипе. Мне показалось, что он сложнее для эмоционального подключения, чем Искатель, поэтому, думаю, более долгая прелюдия поможет нам лучше с ним познакомиться.

Авторы концепции 12-ти архетипов, очевидно, возводят этот архетип (так же, как и архетип Мага) к юнгианскому архетипу Мудрого Старца, деля сложный образ на два более понятных и взяв для рассмотрения разные его грани.

У Юнга архетипический Мудрый Старец является психической персонификацией духа или Логоса во всех его многочисленных видах, формах и проявлениях, особенно в качестве воплощенного знания или мудрости.



Кроме того, Мудрый Старец символизирует спокойствие, затворническую замкнутость, силу, исходящую изнутри, магическую силу, руководящую человеком и поддерживающую его в его внутренней борьбе.

Образ Мудрого Старца в массовом воображении, к примеру, воплощает Мерлин в легенде о короле Артуре: маг, чародей, мудрец, советник, воспитатель-наставник.

Также считается, что архетип Мудрого Старца тесно связан с архетипами Отца и (куда ж без него?) Трикстера.
Архетип Мудреца весьма проявлен в сказках и легендах, часто в образе учителя, гуру, волшебника, доктора, священника, дедушки. Он дает добрый совет и помогает обрести уверенность в трудные минуты жизни.

Он может предстать в разных формах: как старый мудрый человек или не менее мудрое животное, как царь или отшельник, злой колдун или добрый помощник, целитель или советчик, — но всегда он связан с некоей чудесной властью, превосходящей человеческие способности. Этот архетип заставляет человека приподниматься над своими возможностями: находить решения неразрешимых проблем, изыскивать неведомые силы и преодолевать непреодолимые препятствия. Архетип Мудрого Старца может представить серьезную угрозу личности, поскольку, когда он пробуждается, индивид часто начинает верить, что он владеет "маной"— магической властью, мудростью, даром исцеления или пророчества.
Как и любой архетип, Мудрого Старца амбивалентен, то есть, может проявляться как в положительных, так и в отрицательных образах.

Вспомним, скажем, Гэндальфа и Сарумана из «Властелина Колец» Толкиена или магрибского колдуна из Алладина, представшего сначала добрым дядюшкой и наставником, чтобы потом обернуться злым колдуном. Или наш Морозко, способный и помочь, и погубить. Собственно, и Дед Мороз раньше являлся не только с мешком подарков, но и с палкой для нерадивых: в безобидный посох палка превратилась попозже. Более того, к архетипу Мудрого Старца можно отнести и Конька-Горбунка, и помогающего Ивану-Царевичу Серого Волка. Да и Баба-Яга не обошлась без влияния этого архетипа.

Мудрец часто выступает затворником и своим стремлением к уединению и самодостаточности чем-то близок выведенному Маргарет Марк и Кэрол Пирсон архетипу Искателя. Авторы и сами помещают его в один блок с Искателем и Простодушным как носителей потребностей в реализации и независимости, а также стремления к поиску Рая.

Итак, авторы нашей концепции, Маргарет Марк и Кэрол Пирсон, считают, что Мудрец, как и Искатель, предлагает различные стратегии для поиска пути самореализации. Только если Искатель пускается в дальний путь, то Мудрец говорит, что счастье есть результат образования. Жизнь на том уровне свободы и достатка, который мы сейчас имеем, требует высокого уровня сознания и сопутствующей способности делать выбор. Архетип Мудреца помогает нам прийти к осознанию того, что надо использовать нашу свободу и процветание для улучшения жизни.

Или, проще говоря, Мудрец ищет то, что содействует приобретению знаний или мудрости.
Также авторы относят Мудреца к архетипам Возвращения (это их собственная классификация, которая мне представляется спорной, но в данном случае описание кажется интересным):

«Когда пробуждаются архетипы возвращения, люди и организации осознают, кто же они на более глубоком уровне, чем раньше. Теперь их мотивация найти пути применения своим дарованиям и взглядам, чтобы изменить мир. Они больше не рассказывают историй, чтобы о них позаботились, не занимаются обвинениями других и не ищут оправданий своим действиям. Они скорее живут и работают таким образом, чтобы выразить свои ценности, свои обязательства и таланты в социально ответственной манере. Эти архетипы обычно пробуждаются у зрелых людей или организаций, которые могут не только получать выгоды от жизни в свободном обществе, но также берут на себя ответственность за вовлечение в социальную активность».

Архетип Мудреца ищет истины, которые делают нас свободными. Особенно если Мудрец преодолевает искушение стать догматиком, он может помочь нам стать мудрыми, объективно увидеть себя и мир и корректировать наш курс на основе результатов наших действий и выбора решений.

Мудрецы верят в способность человечества учиться и развиваться, позволяющую нам делать мир лучше и хотят свободно думать своей головой и составлять собственное мнение. Самые яркие представители данного архетипа — ученый, исследователь или учитель. Однако это может быть и следователь, и корреспондент, ведущий репортаж с места событий, и любой эксперт, который делится своими знаниями (включая классический мужской голос за кадром рекламного ролика, рассказывающий о научных разработках, лежащих в основе эффективных стиральных порошков). Знаменитые Мудрецы — это Сократ, Конфуций, Будда, Галилей, Альберт Эйнштейн. Мудрец — непременный участник всех таинственных историй, как Шерлок Холмс; персонаж фантастических рассказов, научно-популярных книг, журналов и информационных рекламных объявлений.

Мудреца также называют: экспертом, ученым, детективом, оракулом, ценителем, советником, философом, исследователем, мыслителем, педантом, профессионалом, ментором, учителем, созерцателем.

Главное желание: открыть истину.
Цель: использовать интеллект и анализ для постижения мира.
Самый большой страх: быть обманутым, введенным в заблуждение; невежество.
Стратегия: искать информацию и знание; саморефлексия и понимание процесса мышления.
Ловушка: Мудрец может изучать вопрос бесконечно, так и не приступив к действию.
Награда: мудрость, интеллект.

Уровни Мудреца

Вызов: смущение, сомнение, глубокое желание найти истину.
Первый уровень: поиски абсолютной истины, стремление к объективности, надежда на экспертов.
Второй уровень: скептицизм, критическое и новаторское мышление, стремление стать экспертом.
Третий уровень: мудрость, уверенность, совершенное овладение предметом
Тень: догматизм, башня из слоновой кости, отрыв от реальности.

Работников-Мудрецов отличает большая потребность в автономии. Мудрецы хотят приходить и уходить, когда им удобно (никаких учетных карточек), любят делать свою работу в собственной манере, а мнение руководства предпочитают выслушивать как равные. Зачастую скептически относятся к способности менеджера любого ранга — в силу недостаточного образования — принимать решения об их работе.

Мудрец живо интересуется образованием, хочет чувствовать себя компетентным, умным и владеть ситуацией. Он ценит свободу и независимость как средства сохранить объективность.

Одного человека больше интересует внутреннее знание, другого — изучение внешнего мира, но оба чувствуют, как важно думать самостоятельно и иметь собственное мнение. Мудрая сторона человека согласна с утверждением: «Я мыслю, следовательно, существую». Когда в характере доминирует Мудрец, образование становится сильным мотивирующим фактором. Но его сопровождает страх быть обманутым, дезинформированным и, следовательно, неверно толковать данные или ситуацию. В худшем случае Мудрец становится догматиком, надменным и самоуверенным. В лучшем — поистине оригинальным мыслителем и обретает настоящую мудрость.


А теперь – слайды упражнения.

Сначала – уже знакомые вам вопросы для понимания взаимоотношений со своим Мудрецом. Эта часть вопросов совершенно одинакова для всех архетипов. Примеры я на этот раз убрала, чтобы они не мешали.

Итак, закройте глаза, подумайте о своем Мудреце, представьте его себе: это могут быть любые образы, цвета, звуки, видеоряд, интерьер… Представили? Открывайте глаза – и поехали.

БЛОК 1.
Для тех, кого привлекает образ Мудреца




I. Вот он какооой…

   1. Какими вы сами видите основные черты, характеристики Мудреца? (Они могут и отличаться от тех, что приведены мной или авторами концепции: важно, чтобы это были именно ваши представления об архетипе: что вы чувствуете и думаете, когда представляете его себе). Выпишите столько черт, сколько придет в голову.

2. Что означает для вас каждая черта/характеристика, чем она важна, что в ней ценного для вас?

3. Как это ценное и важное отражено в вашей жизни?

4. Смотрим, насколько эта ценность/потребность проявлена в вашей жизни или нужно за нее побороться.

5. Если потребность не очень-то удовлетворяется, смотрим, какие вы можете найти способы ее удовлетворить.

II. Если б я был султан…

1. «Если бы я был Мудрецом, я бы…»

Записываем все, что угодно, что первым приходит в голову. Составляем список из пяти позиций. Если понравилось, можно больше.

2. Рассматриваем каждую позицию по схеме:

- Чем это важно для меня, зачем мне это, чем меня это привлекает?
- Есть ли в моей жизни что-то, дающее мне похожие ощущения?
- Где бы я мог эти ощущения найти, если сейчас в моей жизни их недостаточно?

Для тех, кому неприятен образ Мудреца



I. Вот он какооой…

1. Какими вы сами видите основные черты, характеристики Мудреца? (Они могут и отличаться от тех, что приведены мной или авторами концепции: важно, чтобы это были именно ваши представления об архетипе: что вы чувствуете и думаете, когда представляете его себе). Выпишите столько черт, сколько придет в голову.

2. Что означает для вас каждая черта/характеристика, чем она неприятна, что в ней вас отталкивает, пугает?

3. На что это похоже в вашей жизни?

4. Смотрим, какая ценность/потребность скрыта за этим страхом.

5. Смотрим, насколько эта ценность/потребность проявлена в вашей жизни или нужно за нее побороться, и как это можно сделать?

II. Если б я был султан…

1. «Если бы я был Искателем, я бы…»

Записываем все, что угодно, что первым приходит в голову. Составляем список из пяти позиций. Если понравилось, можно больше.

2. Рассматриваем каждую позицию по схеме:

- Чем это плохо для меня, почему меня это пугает, чем мне это не нравится?
- Есть ли в моей жизни что-то, дающее мне похожие ощущения?
- Смотрим, какая потребность скрыта за этим.
- Смотрим, насколько эта потребность удовлетворяется.
- Если удовлетворяется недостаточно, то смотрим, есть ли в моей жизни возможности для реализации этой потребности?

Для всех:

- Как вы думаете, много ли в вас Мудреца?
- Хотелось бы больше? Почему? Для чего? (Это разные вопросы! :)) Сознательно ли вы ограничиваете в себе Мудреца? Есть ли что-то внешнее, ограничивающее в вас Мудреца?
- Хотелось бы меньше? Почему? Для чего? Сознательно ли вы культивируете в себе больше Мудреца, чем вам хочется/нужно? Есть ли какие-то внешние факторы, заставляющие вас это делать?
- Хочется ли как-то это изменить? Как вы думаете, как скажутся на вашей жизни такие перемены?

БЛОК 2.
А теперь про специфику Мудреца.

Итак, архетип Мудреца – это:
- спокойствие;
- внутренняя сила;
- знания;
- уверенность;
- независимость;
- терпение.
А также:
- надменность, высокомерие;
- догматизм, консерватизм;
- отстраненность;
- самоуверенность.

Соответственно, я могу предположить, что:
- Мудрецу может быть важно владеть ситуацией, контролировать происходящее.
- Мудрецу, как и Искателю, может быть важна независимость от других людей и от отношений с ними, ему проще иметь дело с фактами, книгами и цифрами. Это может быть следствием того, что факты и цифры более предсказуемы, взаимодействие с ними проще контролировать.
- Мудрецу может быть важно чувствовать себя «выше» других, менее образованных и сведущих.

Если вы обнаружили, что эти предположения вам близки или, напротив, вызывают сильное негодование, можно попробовать подумать над следующими вопросами:
- Как бы вы на месте Мудреца распорядились накопленными знаниями, для чего бы их использовали?
- Чем тревожит Мудреца непредсказуемость жизни и невозможность ее контролировать?
- Как он чувствует себя вне своего кабинета мыслителя? Почему?
- Зачем Мудрецу нужно ощущение превосходства над другими людьми? Есть ли что-то, что он пытается таким образом в себе не замечать?
- Что может беспокоить Мудреца в отношениях с людьми? Почему он предпочитает книги и цифры?
- И, когда вы ответили на эти вопросы, скажите, что-то в этих ответах похоже на вас, на вашу ситуацию?

А в самом конце снова закройте глаза, подумайте о своем Мудреце и найдите картинку, отражающую для вас этот образ. Абсолютно любую: пейзаж, натюрморт, одежду, человека, абстракцию. И отложите туда же, куда спрятали Искателя.

Делитесь впечатлениями!
И мне традиционно интересно, изменился ли для вас образ Мудреца после упражнений или остался прежним?

Об эксперте проекта подробнее: http://hloflo.livejournal.com/892756.html
Tags: Ролевой Гардероб, Технологии поиска Себя, архетипМудрец, архетипы, эксперты проекта по архетипам
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 135 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →