?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сегодня начинаю февральские публикации исследований, мыслей, гипотез, идей и практических заданий экспертов годового проекта по архетипам "Ролевые гардеробы".
Напомню: по формату этот проект будет коллаборацией - совместными творческими и интеллектуальными поисками, исследованиями специалистов из разных сфер, которым интересна тема архетипов. Проект не преследует цели создать 100%-но точную систему типирования, а эксперты не будут выдавать безапелляционные мнения "как устроен этот мир" и готовые рецепты. Проект задуман как площадка и ресурс для неформального общения по теме архетипов, для обмена опытом, идеями, мнениями, взаимного обучения, рождения новых проектов на стыке разных областей.

Эксперт проекта:

ОЛЬГА НЭЛТ
Психолог, гештальт-терапевт

АРХЕТИП "МУДРЕЦ/ФИЛОСОФ"


Всем хорошего дня!

Сначала небольшое отступление. В комментариях к разбору архетипа Искатель меня просили отдельно написать о Трикстере. В процессе я поняла, что начать лучше с текста о том, что же такое юнгианские архетипы вообще. Тема эта довольно замороченная, и сводить ее к чему-то примитивному мне не хочется, но я не уверена, что читатели планируют лезть во все это настолько глубоко. В общем, кто интересовался, посмотрите, пожалуйста, насколько это интересная и удобная для вас форма подачи, чтобы текст о Трикстере я уже могла как-то скорректировать по шкале научность/занудство – попса/развлекательность:)

Почитать про архетипы можно тут.

А теперь продолжим наши игры.

Сегодня мы изучаем Мудреца. И поскольку бОльшая часть вопросов для нахождения в себе архетипа и понимания взаимоотношений с ним вам уже знакома, чуть больше расскажу о самом архетипе. Мне показалось, что он сложнее для эмоционального подключения, чем Искатель, поэтому, думаю, более долгая прелюдия поможет нам лучше с ним познакомиться.

Авторы концепции 12-ти архетипов, очевидно, возводят этот архетип (так же, как и архетип Мага) к юнгианскому архетипу Мудрого Старца, деля сложный образ на два более понятных и взяв для рассмотрения разные его грани.

У Юнга архетипический Мудрый Старец является психической персонификацией духа или Логоса во всех его многочисленных видах, формах и проявлениях, особенно в качестве воплощенного знания или мудрости.



Кроме того, Мудрый Старец символизирует спокойствие, затворническую замкнутость, силу, исходящую изнутри, магическую силу, руководящую человеком и поддерживающую его в его внутренней борьбе.

Образ Мудрого Старца в массовом воображении, к примеру, воплощает Мерлин в легенде о короле Артуре: маг, чародей, мудрец, советник, воспитатель-наставник.

Также считается, что архетип Мудрого Старца тесно связан с архетипами Отца и (куда ж без него?) Трикстера.
Архетип Мудреца весьма проявлен в сказках и легендах, часто в образе учителя, гуру, волшебника, доктора, священника, дедушки. Он дает добрый совет и помогает обрести уверенность в трудные минуты жизни.

Он может предстать в разных формах: как старый мудрый человек или не менее мудрое животное, как царь или отшельник, злой колдун или добрый помощник, целитель или советчик, — но всегда он связан с некоей чудесной властью, превосходящей человеческие способности. Этот архетип заставляет человека приподниматься над своими возможностями: находить решения неразрешимых проблем, изыскивать неведомые силы и преодолевать непреодолимые препятствия. Архетип Мудрого Старца может представить серьезную угрозу личности, поскольку, когда он пробуждается, индивид часто начинает верить, что он владеет "маной"— магической властью, мудростью, даром исцеления или пророчества.
Как и любой архетип, Мудрого Старца амбивалентен, то есть, может проявляться как в положительных, так и в отрицательных образах.

Вспомним, скажем, Гэндальфа и Сарумана из «Властелина Колец» Толкиена или магрибского колдуна из Алладина, представшего сначала добрым дядюшкой и наставником, чтобы потом обернуться злым колдуном. Или наш Морозко, способный и помочь, и погубить. Собственно, и Дед Мороз раньше являлся не только с мешком подарков, но и с палкой для нерадивых: в безобидный посох палка превратилась попозже. Более того, к архетипу Мудрого Старца можно отнести и Конька-Горбунка, и помогающего Ивану-Царевичу Серого Волка. Да и Баба-Яга не обошлась без влияния этого архетипа.

Мудрец часто выступает затворником и своим стремлением к уединению и самодостаточности чем-то близок выведенному Маргарет Марк и Кэрол Пирсон архетипу Искателя. Авторы и сами помещают его в один блок с Искателем и Простодушным как носителей потребностей в реализации и независимости, а также стремления к поиску Рая.

Итак, авторы нашей концепции, Маргарет Марк и Кэрол Пирсон, считают, что Мудрец, как и Искатель, предлагает различные стратегии для поиска пути самореализации. Только если Искатель пускается в дальний путь, то Мудрец говорит, что счастье есть результат образования. Жизнь на том уровне свободы и достатка, который мы сейчас имеем, требует высокого уровня сознания и сопутствующей способности делать выбор. Архетип Мудреца помогает нам прийти к осознанию того, что надо использовать нашу свободу и процветание для улучшения жизни.

Или, проще говоря, Мудрец ищет то, что содействует приобретению знаний или мудрости.
Также авторы относят Мудреца к архетипам Возвращения (это их собственная классификация, которая мне представляется спорной, но в данном случае описание кажется интересным):

«Когда пробуждаются архетипы возвращения, люди и организации осознают, кто же они на более глубоком уровне, чем раньше. Теперь их мотивация найти пути применения своим дарованиям и взглядам, чтобы изменить мир. Они больше не рассказывают историй, чтобы о них позаботились, не занимаются обвинениями других и не ищут оправданий своим действиям. Они скорее живут и работают таким образом, чтобы выразить свои ценности, свои обязательства и таланты в социально ответственной манере. Эти архетипы обычно пробуждаются у зрелых людей или организаций, которые могут не только получать выгоды от жизни в свободном обществе, но также берут на себя ответственность за вовлечение в социальную активность».

Архетип Мудреца ищет истины, которые делают нас свободными. Особенно если Мудрец преодолевает искушение стать догматиком, он может помочь нам стать мудрыми, объективно увидеть себя и мир и корректировать наш курс на основе результатов наших действий и выбора решений.

Мудрецы верят в способность человечества учиться и развиваться, позволяющую нам делать мир лучше и хотят свободно думать своей головой и составлять собственное мнение. Самые яркие представители данного архетипа — ученый, исследователь или учитель. Однако это может быть и следователь, и корреспондент, ведущий репортаж с места событий, и любой эксперт, который делится своими знаниями (включая классический мужской голос за кадром рекламного ролика, рассказывающий о научных разработках, лежащих в основе эффективных стиральных порошков). Знаменитые Мудрецы — это Сократ, Конфуций, Будда, Галилей, Альберт Эйнштейн. Мудрец — непременный участник всех таинственных историй, как Шерлок Холмс; персонаж фантастических рассказов, научно-популярных книг, журналов и информационных рекламных объявлений.

Мудреца также называют: экспертом, ученым, детективом, оракулом, ценителем, советником, философом, исследователем, мыслителем, педантом, профессионалом, ментором, учителем, созерцателем.

Главное желание: открыть истину.
Цель: использовать интеллект и анализ для постижения мира.
Самый большой страх: быть обманутым, введенным в заблуждение; невежество.
Стратегия: искать информацию и знание; саморефлексия и понимание процесса мышления.
Ловушка: Мудрец может изучать вопрос бесконечно, так и не приступив к действию.
Награда: мудрость, интеллект.

Уровни Мудреца

Вызов: смущение, сомнение, глубокое желание найти истину.
Первый уровень: поиски абсолютной истины, стремление к объективности, надежда на экспертов.
Второй уровень: скептицизм, критическое и новаторское мышление, стремление стать экспертом.
Третий уровень: мудрость, уверенность, совершенное овладение предметом
Тень: догматизм, башня из слоновой кости, отрыв от реальности.

Работников-Мудрецов отличает большая потребность в автономии. Мудрецы хотят приходить и уходить, когда им удобно (никаких учетных карточек), любят делать свою работу в собственной манере, а мнение руководства предпочитают выслушивать как равные. Зачастую скептически относятся к способности менеджера любого ранга — в силу недостаточного образования — принимать решения об их работе.

Мудрец живо интересуется образованием, хочет чувствовать себя компетентным, умным и владеть ситуацией. Он ценит свободу и независимость как средства сохранить объективность.

Одного человека больше интересует внутреннее знание, другого — изучение внешнего мира, но оба чувствуют, как важно думать самостоятельно и иметь собственное мнение. Мудрая сторона человека согласна с утверждением: «Я мыслю, следовательно, существую». Когда в характере доминирует Мудрец, образование становится сильным мотивирующим фактором. Но его сопровождает страх быть обманутым, дезинформированным и, следовательно, неверно толковать данные или ситуацию. В худшем случае Мудрец становится догматиком, надменным и самоуверенным. В лучшем — поистине оригинальным мыслителем и обретает настоящую мудрость.


А теперь – слайды упражнения.

Сначала – уже знакомые вам вопросы для понимания взаимоотношений со своим Мудрецом. Эта часть вопросов совершенно одинакова для всех архетипов. Примеры я на этот раз убрала, чтобы они не мешали.

Итак, закройте глаза, подумайте о своем Мудреце, представьте его себе: это могут быть любые образы, цвета, звуки, видеоряд, интерьер… Представили? Открывайте глаза – и поехали.

БЛОК 1.
Для тех, кого привлекает образ Мудреца




I. Вот он какооой…

   1. Какими вы сами видите основные черты, характеристики Мудреца? (Они могут и отличаться от тех, что приведены мной или авторами концепции: важно, чтобы это были именно ваши представления об архетипе: что вы чувствуете и думаете, когда представляете его себе). Выпишите столько черт, сколько придет в голову.

2. Что означает для вас каждая черта/характеристика, чем она важна, что в ней ценного для вас?

3. Как это ценное и важное отражено в вашей жизни?

4. Смотрим, насколько эта ценность/потребность проявлена в вашей жизни или нужно за нее побороться.

5. Если потребность не очень-то удовлетворяется, смотрим, какие вы можете найти способы ее удовлетворить.

II. Если б я был султан…

1. «Если бы я был Мудрецом, я бы…»

Записываем все, что угодно, что первым приходит в голову. Составляем список из пяти позиций. Если понравилось, можно больше.

2. Рассматриваем каждую позицию по схеме:

- Чем это важно для меня, зачем мне это, чем меня это привлекает?
- Есть ли в моей жизни что-то, дающее мне похожие ощущения?
- Где бы я мог эти ощущения найти, если сейчас в моей жизни их недостаточно?

Для тех, кому неприятен образ Мудреца



I. Вот он какооой…

1. Какими вы сами видите основные черты, характеристики Мудреца? (Они могут и отличаться от тех, что приведены мной или авторами концепции: важно, чтобы это были именно ваши представления об архетипе: что вы чувствуете и думаете, когда представляете его себе). Выпишите столько черт, сколько придет в голову.

2. Что означает для вас каждая черта/характеристика, чем она неприятна, что в ней вас отталкивает, пугает?

3. На что это похоже в вашей жизни?

4. Смотрим, какая ценность/потребность скрыта за этим страхом.

5. Смотрим, насколько эта ценность/потребность проявлена в вашей жизни или нужно за нее побороться, и как это можно сделать?

II. Если б я был султан…

1. «Если бы я был Искателем, я бы…»

Записываем все, что угодно, что первым приходит в голову. Составляем список из пяти позиций. Если понравилось, можно больше.

2. Рассматриваем каждую позицию по схеме:

- Чем это плохо для меня, почему меня это пугает, чем мне это не нравится?
- Есть ли в моей жизни что-то, дающее мне похожие ощущения?
- Смотрим, какая потребность скрыта за этим.
- Смотрим, насколько эта потребность удовлетворяется.
- Если удовлетворяется недостаточно, то смотрим, есть ли в моей жизни возможности для реализации этой потребности?

Для всех:

- Как вы думаете, много ли в вас Мудреца?
- Хотелось бы больше? Почему? Для чего? (Это разные вопросы! :)) Сознательно ли вы ограничиваете в себе Мудреца? Есть ли что-то внешнее, ограничивающее в вас Мудреца?
- Хотелось бы меньше? Почему? Для чего? Сознательно ли вы культивируете в себе больше Мудреца, чем вам хочется/нужно? Есть ли какие-то внешние факторы, заставляющие вас это делать?
- Хочется ли как-то это изменить? Как вы думаете, как скажутся на вашей жизни такие перемены?

БЛОК 2.
А теперь про специфику Мудреца.

Итак, архетип Мудреца – это:
- спокойствие;
- внутренняя сила;
- знания;
- уверенность;
- независимость;
- терпение.
А также:
- надменность, высокомерие;
- догматизм, консерватизм;
- отстраненность;
- самоуверенность.

Соответственно, я могу предположить, что:
- Мудрецу может быть важно владеть ситуацией, контролировать происходящее.
- Мудрецу, как и Искателю, может быть важна независимость от других людей и от отношений с ними, ему проще иметь дело с фактами, книгами и цифрами. Это может быть следствием того, что факты и цифры более предсказуемы, взаимодействие с ними проще контролировать.
- Мудрецу может быть важно чувствовать себя «выше» других, менее образованных и сведущих.

Если вы обнаружили, что эти предположения вам близки или, напротив, вызывают сильное негодование, можно попробовать подумать над следующими вопросами:
- Как бы вы на месте Мудреца распорядились накопленными знаниями, для чего бы их использовали?
- Чем тревожит Мудреца непредсказуемость жизни и невозможность ее контролировать?
- Как он чувствует себя вне своего кабинета мыслителя? Почему?
- Зачем Мудрецу нужно ощущение превосходства над другими людьми? Есть ли что-то, что он пытается таким образом в себе не замечать?
- Что может беспокоить Мудреца в отношениях с людьми? Почему он предпочитает книги и цифры?
- И, когда вы ответили на эти вопросы, скажите, что-то в этих ответах похоже на вас, на вашу ситуацию?

А в самом конце снова закройте глаза, подумайте о своем Мудреце и найдите картинку, отражающую для вас этот образ. Абсолютно любую: пейзаж, натюрморт, одежду, человека, абстракцию. И отложите туда же, куда спрятали Искателя.

Делитесь впечатлениями!
И мне традиционно интересно, изменился ли для вас образ Мудреца после упражнений или остался прежним?

Об эксперте проекта подробнее: http://hloflo.livejournal.com/892756.html

Comments

( 135 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
ksenos_maga
Feb. 4th, 2016 09:11 am (UTC)
Спасибо за интересные вопросы и упражнения!
Мне очень близок этот архетип, как по внутреннему отклику, так и по описанию других в игре с фотографиями. Он кажется каким-то родным, знакомым. Из упражнений вынесла, что многое присутствует от этого архетипа, но и есть что подсветить в "тени".
Образ после упражнений изменился в сторону очеловечения. Он стал более земным, открытым, общительным. Из старца-отшельника-высоко-в-горах превратился в мудрого деда, передающего знания о жизни, природе вещей, силе рода и так далее. Но они всё равно мне оба нравятся. Очень интересно!
nelt
Feb. 4th, 2016 03:14 pm (UTC)
Интересно: две грани. :) Здорово, что оба нравятся. А с каким их них больше себя ассоциируете? Или одинаково?
(no subject) - ksenos_maga - Feb. 5th, 2016 06:29 am (UTC) - Expand
himba
Feb. 4th, 2016 09:13 am (UTC)
I. Вот он какооой…

1. Для меня Мудрец (которым я являюсь) - это конечная стадия цикла Дурак (Шут)-Искатель-Мудрец. Это успокоившийся Искатель. Побродил, посмотрел, вернулся, записал. Можно снова бродить, но это не бесконечные брождения, это брождения, целью которых не является самое брождение.
Это про неустанно узнавать новое, искать ответы на имеющиеся вопросы и задавать новые. Правильные вопросы важнее ответов. Знание важнее авторитетов. Факты важнее эмоций. Общее важнее частного (в том числе интересы большинства важнее интересов индивидуума).

2. Важное все. Я по-другому не умею. Это или так, или это фигня какая-то, а не ежик.

3. Думаю, я вполне воплощаюсь. Исследовательская компания в составе консалтинговой - вполне себе правильное место для Мудреца. Тебе интересны какие-то вещи, ты их копаешь. Кому-то нужны твои знания, и они готовы поделиться за них какими-то ценностями. И ты сразу видишь, что твои знания приносят пользу. Прекрасно же.

4. Бороться надо всегда, даже если ценность есть. Есть некая опасность для Мудреца - успокоиться окончательно и начать думать, что имеющиеся знания абсолютны. По счастью, меня моя жизнь периодически аккуратно возвращает на позицию "Дурак", уже на другом витке, конечно. И снова надо искать и набирать знаний. Я всю жизнь так и хожу по циклу. Только и надеюсь, что каждый раз выхожу на новый виток.

Вопросы из блока 2:
1. Про контроль. Мудрец - это не про контроль в полном смысле этого слова. Контроль - это когда ты хочешь иметь власть над происходящим. Мудреца власть не особенно интересует. Его интересует ЗНАТЬ, что происходит везде и со всем, потому что это дает более полную картину и позволяет более качественно отвечать на вопросы. Но совершенно необязательно, что он хочет что-то с этим знанием ДЕЛАТЬ. Разве что в нем Правитель проявляется.

2 Про факты - факты намного более непредсказуемы, чем люди. Тем не менее, факты не имеют тенденции меняться ни с фига, потому что им с утра недолили кофе. Они меняются, но медленно, или в результате целенаправленной работы. Это про стабильность и преемственность логики, а не про предсказуемость.

3. Про выше других - это когда Мудрец еще маленький и носит в себе недовоспитанного Дурака. Нормальный выросший Мудрец, полностью отработавший и Дурака, и Искателя, никогда не думает, что он выше других. Когда вокруг толпа идиотов (как кажется Дураку), очень легко начать себя обманывать и думать, что ты самый крутой. Это продолжается примерно до того момента, когда Мудрец не может выполнить каких-то элементарных действий для обеспечения собственной жизни. А этот урок рано или поздно получает любой Мудрец, и если из него не извлечь правильного знания, никакой ты не Мудрец. Поэтому самые прокачанные как раз последовательно демонстрируют, что они ничем других не выше.

Edited at 2016-02-04 12:10 pm (UTC)
llaele
Feb. 4th, 2016 01:34 pm (UTC)
Спасибо, отлично написали, очень согласна и про успокоившегося искателя и про периодическое падение в дураки. Вот я сейчас снова там, в дураках и мечтаю идти к новому своему мудрецу. И про контроль согласна очень, и вообще по-моему опытного мудреца не пугает потеря контроля - при изменившихся фактах он их с удовольствием снова изучит.
(no subject) - himba - Feb. 4th, 2016 02:48 pm (UTC) - Expand
orlova_ol
Feb. 4th, 2016 09:16 am (UTC)
1. Неусыпная жажда знаний, углубление в каждый важный и вновь возникший вопрос, желание безапелляционно поучать, уверенность в своей позиции и своих знаниях, равнодушие к спорам, доброта, критичный ум и философский взгляд на жизнь: "если что-то не доказано - это еще не значит, что этого нет, этот вопрос надо хорошенько изучить и написать об этом".

2. Ненасытная любознательность, жизнь в постоянном "докапывании до истины". Желание знать все и обо всем не из страсти превосходства, а из страсти познания. В лучшем воплощении - это некая глубокая добрая мудрость, в худшем - это самоуверенный ученый-сноб.

3. Я - неполноценный Мудрец. У меня это реализовано в вечном желании учиться: разные курсы, семинары, тренинги, множество сфер интересов (по теории "сканеров" и "дайверов" я - абсолютный сканер). Но как только у меня начинает получаться, я часто теряю интерес. Скорее всего у меня все сконцентрировано на процессе обучения, познания. Правда, не уверена, что это Мудрец во мне меня гонит на очередные занятия. У меня нет желания никого поучать, хотя порой хочется написать статью об узнанном и со своими мыслями на этот счет, но внутри сидит противненький голосок: Что ты о себе возомнила? Тебе еще в этом разбираться и разбираться, а уже сама хочешь статью писать. Неуч!
4. Наверное, в этом и есть мой страх. Признать себя как полноценного игрока на поле знаний и навыков и нести ответственность за их точность и достоверность, и за передачу их другим людям.

5. Думаю, бороться надо, чтобы знания не лежали мертвым грузом на моих плечах, не стирались со временем. К тому же уверенность в них дала бы мне и уверенность в собственных силах. Тут почему-то возникла ассоциация с "цепким умом".

Если б я был Мудрецом, я бы
1. С чистой совестью училась всему, что меня интересует
2. Путешествовала в поискам истины и с т.з. научного исследования
3. Писала научные книги и участвовала в конференциях
4. Страстно и заразительно передавала свои знания другим всеми возможными способами
5. Изучив один вопрос, структурировав и зафиксировав знания о нем, спокойно переходила бы к новому, пусть даже он из совершенно другой сферы (сегодня изучала историю балета, завтра - ушла бы с геологами исследовать земные структуры).

Во мне сидит стереотип того, что у человека должна быть одна профессия и одно увлечения и хватит с него, а то это уже не разносторонняя, а всего лишь поверхностная и легкомысленная личность. К тому же как младшая в семье, что я могу знать такого, что еще не знают другие? чему я могу научить других? поперек батьки в пекло...

Учитывая, что Мудрец хочет все контролировать, то его слабым местом, как по мне, является столкновение с какой-то сферой, о которой он пока ничего не знает, но в которой отлично разбирается собеседник. Боюсь, что в данной ситуации каждый Мудрец поведет себя по-разному, лучший вариант - это признаться и себе и другому, что не знать чего-то - нормально и попросить человека просвятить в данном вопросе. Худший вариант - это скрыть свое незнание и вести себя в рамках "мне все это известно, я все это умею и могу". Такая позиция может привести к тому, что Мудрец взвалит на свои плечи больше, чем способен нести.
nelt
Feb. 4th, 2016 03:21 pm (UTC)
Мне кажется, это важная такая штука: с одной стороны, поверить, что ты что-то знаешь, а с другой - что абсолютно все знать невозможно. Думаю, это взаимосвязанные вещи. :)
april_sunny
Feb. 4th, 2016 09:41 am (UTC)
Спасибо за интересный текст. Теперь понимаю январских искателей, узнававших себя в каждом посте :) Вот сегодняшний пост - про меня, мудреца во мне, кажется, все 100 процентов. И все так и есть, и недостатки тоже. Порыв засесть в башню из слоновой кости (или в интернете) силен, и моя вечная проблема - терпимее относится к людям, потому что лейтмотивом всегда звучит "как же много вокруг идиотов". Над вопросами самого прследнего блока буду думать, потому что именно тут я еще не копалась на тему "зачем мне нужно так думать".
nelt
Feb. 4th, 2016 03:23 pm (UTC)
Мне очень интересно, что многие себя узнаЮт в Мудреце!
Думаю, от нетерпимости хорошее спасение - найти тему, в которой ничего не понимаешь. :)

Edited at 2016-02-04 03:23 pm (UTC)
(no subject) - april_sunny - Feb. 6th, 2016 07:28 pm (UTC) - Expand
puho
Feb. 4th, 2016 09:43 am (UTC)
Спасибо большое! Дождалась своего архетипа :)

Во-первых, за пост про архетипы. Он чудесный.
Во-вторых, за этот пост. Я нашла в нем подтверждение своему предположению, что Мудрец — это вера в свои знания и умения. Это «от головы». Это экспертность. Это свобода от чужих систем. Это тонкое чувствование своей системы.

И я чувствую, что когда глубоко ухожу туда, в свое и в понятное, то отрываюсь от мира и теряю широту взгляда. Каждому мудрецу надо регулярно надевать колпак шута и смеяться над собой и своим серьезным видом.

Мое оружие против слоновой башни — самоирония и смех.

И еще я поняла, что мой мудрец — про интеллект, победу разума, веру в свои осознаваемые накопленные силы. Кажется, Маг и Творец — это интуиция. Буду ждать их месяцы и складывать пазл из своих кусочков :)
nelt
Feb. 4th, 2016 03:26 pm (UTC)
Спасибо, я рада, что вам понравилось. :)

Любопытно про Шута как противовес Мудрецу. Мне кажется, это могло бы стать интересной темой: посмотреть на противовесы каждому архетипу.

Маг - другая грань архетипа Мудрого Старца, волшебная его сторона. :) А вот про Творца еще не думала, надо будет посмотреть.
(no subject) - puho - Feb. 4th, 2016 03:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nelt - Feb. 4th, 2016 04:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - puho - Feb. 4th, 2016 04:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nelt - Feb. 4th, 2016 04:07 pm (UTC) - Expand
ilayuli
Feb. 4th, 2016 09:43 am (UTC)
1.Спокойствие, уравновешенность, сострадательность, ясное и четкое понимание границ своих и чужих. Сильный дух, но не пренебрегает телесным совершенствованием.
2. Баланс умение находиться в сбалансированном состоянии ума, тела и духа.Умение создавать его.
4. Очень бороться. С собой, своим высокомерием, ведь всегда есть чему еще научиться.

II. 1. Я бы смогла быть свободной в рассуждениях, без ограниченности ума. Умела бы отличать иллюзии от истины.Владела бы лучше своим разумом и телом.
2.Свобода!Чувствовать себя как я, и только.Не сверять свои ощущения ни по каким канонам и шкалам.
У меня какой-то природный мудрец получился. Никуда знание он нести не стремится особо, потому что истину желают узнать на самом деле не многие. Те кто захочет, придет к нему сам.Образы следующие: скалистые пустыни, горы, скудная растительность.Женщина в длинных одеждах. Наедине с собой и Вселенной. Что-то похожее на кадры из к/ф Красный шатер



Edited at 2016-02-04 09:47 am (UTC)
phantom_master
Feb. 4th, 2016 03:08 pm (UTC)
Восхитительно точно ).
Визуализация у меня другая, но ваш текст - это просто настолько оно...
(no subject) - ilayuli - Feb. 5th, 2016 07:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - nelt - Feb. 4th, 2016 03:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ilayuli - Feb. 5th, 2016 07:52 am (UTC) - Expand
ceridwenn
Feb. 4th, 2016 10:02 am (UTC)
Для тех, кого привлекает образ Мудреца



I. Вот он какооой…

1. Какими вы сами видите основные черты, характеристики Мудреца? (Они могут и отличаться от тех, что приведены мной или авторами концепции: важно, чтобы это были именно ваши представления об архетипе: что вы чувствуете и думаете, когда представляете его себе). Выпишите столько черт, сколько придет в голову.
- спокойствие
- рациональность
-логичность
- склонность теоретизировать
- познание - наивысшая ценность, которая "оправдывает средства"
- подавление/управление эмоциями

2. Что означает для вас каждая черта/характеристика, чем она важна, что в ней ценного для вас?
все привлекают. кажется одним из наиболее многообещающих архетипов. может способствовать прогрессу, если будет кому реализовывать его теоретические наработки.

3. Как это ценное и важное отражено в вашей жизни?
Во мне много мудреца, но недостаточно мудрости =) Я глубокий теоретик, часто не имеющий желания смотреть на реальный мир - тень во всей красе. Люблю учиться, люблю узнавать что-то новое. Люблю логику и разум, с опаской отношусь к эмоциям и стараюсь их всегда разложить на биохимические составляющие)))

4. Смотрим, насколько эта ценность/потребность проявлена в вашей жизни или нужно за нее побороться.
Мало проявлена - работа совсем не способствует ведению изысканий. Пытаюсь компенсировать в свободное время - как минимум самообразованием.

5. Если потребность не очень-то удовлетворяется, смотрим, какие вы можете найти способы ее удовлетворить.
Пытаюсь удовлетворять самообразованием, в дальней перспективе - смена деятельности.

II. Если б я был султан…

1. «Если бы я был Мудрецом, я бы…»
- была не подвержена эмоциям, они бы полностью контролировались разумом.
- обладала бы обширными знаниями
- имела бы идеальную логику
- отводила значительную часть жизни на накопление и преумножение научного знания
- не нуждалась бы в человеческом тепле.


2. Рассматриваем каждую позицию по схеме:
Почему-то опять не получается рассматривать по позициям, слишком цельная для меня картина...
- Чем это важно для меня, зачем мне это, чем меня это привлекает?
счастье от познания - очень сильное
- Есть ли в моей жизни что-то, дающее мне похожие ощущения?
да, получение новых знаний.
- Где бы я мог эти ощущения найти, если сейчас в моей жизни их недостаточно?
в академической среде. в библиотеке.
cinem_a
Feb. 4th, 2016 10:09 am (UTC)
БЛОК 1
Оля добрый день!
Пишу ответ, впечатление, на блок 1))
Начала я с того что я тот, кому Мудрец - неприятен, своими :
важность
занудство
необщительность
старость
нудность
неприятность
неживость
нелюбопытство
невеселость

После того как я выполнила последовательно упражнение, то увидела что Мудрец полностью в мне прокачан и я с удовольствием пользуюсь всеми его дарами, и, что важно, он вовсе ничему не препятствует!
Расставаться я с ним не хотела, ни делать ни больше не меньше, потому что он уже есть, и весь))
Упражнение помогло мне прояснить то что мне нужно и что скрывалось за моим первоначальным неприятием Мудреца, это -- желание, потребность большей мобильности, физической и психологической, выраженной, многочисленными но не связывающими обязательствами обменами, типа: театров, кукол, масок, карнавалов, спектаклей, первомансов, танцев и т.п. Это было уже близко, а сейчас назвалось своими именами)) За что большое-пребольшое Спасибо))
Соня)

Картинка, в знак того что Мудрец и недумает строить препятствия а наоборот совсем, такая:
nelt
Feb. 4th, 2016 03:29 pm (UTC)
RE: БЛОК 1
Какие приятные открытия! От неприятия - к понимаю, что он в вас есть, и что неприятие обманчиво.
Re: БЛОК 1 - cinem_a - Feb. 4th, 2016 03:50 pm (UTC) - Expand
Re: БЛОК 1 - nelt - Feb. 4th, 2016 04:02 pm (UTC) - Expand
Re: БЛОК 1 - cinem_a - Feb. 4th, 2016 04:03 pm (UTC) - Expand
shanti_frei
Feb. 4th, 2016 10:46 am (UTC)
У меня многие увидели философа. Не скажу, чтобы ведущий архетип, но поддерживающий-помогающий по жизни, скорее всего. Интересно, что я его в себе ощущаю-вижу гораздо меньше, чем некоторым он видится со стороны. Мне приходилось уже в довольно юном возрасте слышать от друзей-знакомых что-то типа: «а ты мудрая», «ты могла бы стать хорошим психологом» и т.п. Обычно очень удивлялась, думала: «Это вы шутите так или издеваетесь? Ну, какая я «мудрая» в двадцать с хвостиком, вот доживу хотя бы до тридцатиии…» Дожила, особой мудрости все равно не ощущаю, скорее склонность задавать вопросы, много вопросов, себе и Вселенной)

Философ-мудрец мне совсем не кажется высокомерным. Это скорее четвертая позиция – отстраненное восприятие, наблюдение и анализ со стороны. Мне кажется, чтобы мыслить более менее объективно, всегда необходимо отойти в сторону, иначе получается просто езда на собственных симпатиях-антипатиях))

В качестве ассоциаций для моего внутреннего мудреца.
Представляю высокие горы, раннюю весну, очень много солнца... Скорее всего где-то по близости есть маленький горный монастырь. На камне сидит маленький смешливый дедушка... или бабушка – уже особо не разберешь) Щурится улыбаясь, смотрит прямо на солнце – очень веселый и счастливый. Вот)
Классно. Спасибо, что познакомили!)

Edited at 2016-02-04 10:47 am (UTC)
puho
Feb. 4th, 2016 11:14 am (UTC)
читаю ваш комментарий и очень отзывается. мне тоже когда говорят "ты мудрая", я подскакиваю: мне всего 31, вот доживу до сорока хотя бы...)))

и тоже отстраненность похожа. я понимаю, что когда я задаю вопросы кому-то, и эти вопросы помогают, во мне есть некоторое художественное безразличие, эмоциональная отключенность: мне неважно, как конкретно сложится, что человек выберет, мне важно помочь ему отсеять чужое и несвоевременное, сосредоточиться.
(no subject) - shanti_frei - Feb. 4th, 2016 11:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - puho - Feb. 4th, 2016 11:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - shanti_frei - Feb. 4th, 2016 12:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - puho - Feb. 4th, 2016 12:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shanti_frei - Feb. 4th, 2016 12:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - puho - Feb. 4th, 2016 12:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shanti_frei - Feb. 4th, 2016 12:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nelt - Feb. 4th, 2016 03:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - shanti_frei - Feb. 4th, 2016 06:12 pm (UTC) - Expand
kite_channel
Feb. 4th, 2016 10:46 am (UTC)
Очень любопытно. По описанию архетип скорее ближе к чистому логосу, но по упражнениям и в моём видении в нём много интуитивного, природного, потому что мудрость для меня растёт именно оттуда...
Но вообще интересно получается. С одной стороны хочется, чтобы Мудреца внутри было больше - этого спокойствия, силы духа, внутренней самостоятельности, а с другой - хочется больше эмоций, энергии, внешнего блеска) Комбинировать архетипы - не перекомбинировать)))

Edited at 2016-02-04 10:53 am (UTC)
nelt
Feb. 4th, 2016 03:33 pm (UTC)
Ага. Я эти архетипы стараюсь рассматривать не как жесткую типологию, а скорее как проективную методику. Поэтому Мудрецы у всех такие разные: ведь важно, что мы сами видим в этом образе, какой он именно для нас. Описание только задает направление, а все остальное - у нас внутри. :)

И, конечно, если все же говорить о типировании, чистых типов не будет. Более того, я уверена, что выраженность того или иного архетипа меняется с течением времени.
phantom_master
Feb. 4th, 2016 10:58 am (UTC)
Черты и признаки:
Покой. Сила духа. Ясность мышления, умение быть в мире со своим знанием о мире и о себе, каким бы подчас страшным оно ни было. Принятие реальности как она есть.
Испытывает эмоции, как и любой другой человек, но не руководствуется ими. Никогда не отворачивается от правды, даже если не хочется ее знать. Что увидел - не развидеть.
Живет в соответствии с тем, что знаешь. Не прячется от себя, не притворяется (в первую очередь перед собой же). Понимает, что его, а что - нет, умеет обращаться с ответственностью и границами. Не берет чужой ответственности, не отдает своей. А новое знание приходит само, от него не отвертишься.

Для меня это больше про образ жизни, чем про профессию. Мудрец может быть хоть дворником, хоть программистом, хоть ученым. Наверное, даже политиком может, но это уже недостижимое совершенство.

Если бы я была такой, я смогла бы помогать живым существам, не ломаясь сама и не ломая их. И создала бы гармоничную среду вокруг себя.

И это во мне есть, просто маленькое пока. Много, но маленькое ). Оно ничем не ограничено, мудрость не может быть ограничена извне, только изнутри. А внутренние ограничения - это болезнь роста, и не нужно ломать их с пинка, будет только хуже. Любому цветку надо дать время и возможность вырасти, и не торопить его в процессе.

Мое ощущение этого архетипа очень отражает вот эта картинка.

Без имени

Отражение иллюзорно, но в нем реальность, в то время как реальность - это иллюзия.

Edited at 2016-02-04 11:00 am (UTC)
puho
Feb. 4th, 2016 11:29 am (UTC)
очень интересно. спасибо, что поделились
(no subject) - phantom_master - Feb. 4th, 2016 11:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - puho - Feb. 4th, 2016 12:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lada_ladushka - Feb. 4th, 2016 01:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - puho - Feb. 4th, 2016 02:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lada_ladushka - Feb. 4th, 2016 04:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - phantom_master - Feb. 4th, 2016 03:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - puho - Feb. 4th, 2016 03:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - phantom_master - Feb. 4th, 2016 03:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nelt - Feb. 4th, 2016 03:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - phantom_master - Feb. 4th, 2016 05:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nelt - Feb. 4th, 2016 05:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - phantom_master - Feb. 4th, 2016 06:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nelt - Feb. 4th, 2016 06:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - funtik_n - Feb. 4th, 2016 08:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - phantom_master - Feb. 5th, 2016 12:00 pm (UTC) - Expand
sleep_traveler
Feb. 4th, 2016 11:42 am (UTC)
забавно, тоже нашла много "своего" )) Хотя некоторые характеристики для меня больше ближе к Искателю. Потребность в познании (именно потребность, не "просто желание", а внутренняя сильнейшая потребность, ради которой легко можно отказаться от других потребностей - пищи, комфорта, безопасности), самостоятельные исследования, именно самому до всего докопаться, добраться до Сути, самому увидеть, пережить, понять. Поэтому.. никаких авторитетов не существует )) Ну да, можно посмотреть кто чего накопал на тему, но всё равно всё проверяется, перепроверяется, никогда не принимается сразу на веру и за чистую монету. Никакое мнение или выводы не являются авторитетными. Вот только если сам добрался до того же с сделал подобные выводы - тогда принимаются. Но тоже.. не как что-то окончательное. Процесс познания бесконечен, постоянен, чем и особо увлекателен. Без Искателя, Мудрец, как мне видится, может иметь тенденцию "застывать в мраморе", тот самый "догматизм, консерватизм", линейность и ограниченность мышления, статика, когда нет движения. А это уже не Мудрец, это статуя )) Так и происходит отрыв от реальности, т.к. реальность изменчива и постоянно "течёт", нет в ней ничего застывшего и окончательного. Возможно, статика - это одна из ловушек Мудреца.
С утверждением не согласна )) для меня выглядит так - "я существую, следовательно мыслю". Любая форма существования изначально является проявлением сознания. Без сознания нет существования. Мысли - тоже его проявление.
- Мудрецу может быть важно владеть ситуацией, контролировать происходящее.
--- в начале так, вернее не "важно", а может быть иллюзия что ты что-то там "контролируешь и владеешь", хотя это чисто побочный эффект знания глобальных процессов. Потом осознаёшь, что все процессы так же прекрасно происходят и без твоего контроля и даже участия )) Но в начале Пути может быть соблазн "держать жизнь за горло" и иллюзия что "получается". Потом приходит навык "ничего не держать", а просто перемещаться по потокам.
- Мудрецу, как и Искателю, может быть важна независимость от других людей и от отношений с ними, ему проще иметь дело с фактами, книгами и цифрами. Это может быть следствием того, что факты и цифры более предсказуемы, взаимодействие с ними проще контролировать.
-- факты и цифры - они такие как есть )) были есть и будут. Неизменны. В отличии от людей. Это более стабильно, но зато менее интересно. Они не живые. Просто некий застывший отпечаток события-пространства-времени. Поэтому разочаровать не могут. Люди же.. часто бывает ощущение, что они тебе всеми силами пытаются доказать, что они гораздо хуже, чем ты о них думаешь ))
- Мудрецу может быть важно чувствовать себя «выше» других, менее образованных и сведущих.
--- вообще нет (в моём варианте)) Наоборот - всегда предпочитала равное общество и даже особо - общество более развитых, более образованных, "продвинутых". Есть чему учиться, куда стремиться, мотивация такая. Насчёт "чувства себя выше"... хмм.. скорее раздражает. Тем более, что в каждом заложен огромный потенциал и любой может его развить (если пожелает) и "ученик станет выше своего учителя".
sleep_traveler
Feb. 4th, 2016 11:43 am (UTC)
*извиняюсь, не влезло))

Блок 2
(всё выше перечисленное присутствует)
- надменность, высокомерие; - возможно, есть, раз сразу вижу это на других и мне это неприятно. Да даже не неприятно.. смешит, так скорее. Сама, вроде, не страдаю этим ))
- догматизм, консерватизм; - вообще нет, скорее "разрыв шаблонов"
- отстраненность; - есть, даже "невовлечённость". Помогает чище видеть и воспринимать, без давления эмоций и личностных особенностей. "Внешний наблюдатель". Что не значит - незаинтересованность! Можно что-то изучать (или переживать) с большим интересом, но не вовлекаясь.
- самоуверенность. -- есть и она оправданна ))))

- Как бы вы на месте Мудреца распорядились накопленными знаниями, для чего бы их использовали?
-- раздать всем, знания копить не надо, они не для этого и никому не принадлежат. Узнал - передай другому )))
- Чем тревожит Мудреца непредсказуемость жизни и невозможность ее контролировать?
-- невозможность "окончательно изучить" то, что постоянно меняется. Но тут приходит на подмогу адаптационность Исследователя ))
- Как он чувствует себя вне своего кабинета мыслителя? Почему?
-- да нормально, главное - вовремя вернуться к себе
- Зачем Мудрецу нужно ощущение превосходства над другими людьми? Есть ли что-то, что он пытается таким образом в себе не замечать?
--- не нужно, если Мудрец. Мудрец уже понимает, что учиться и познавать можно везде и повсюду и учителями могут выступать кто угодно. Если же НЕ Мудрец - то страх "быть такими же как и они".
- Что может беспокоить Мудреца в отношениях с людьми? Почему он предпочитает книги и цифры?
-- с людьми - тупость и предсказуемость. Разбазаривание своего потенциала. Тяга к саморазрушению. Это печалит, скорее, а не беспокоит. Мудрецы очень рациональны )) и любое разбазаривание ресурсов печалит. Это также, как, например смотреть, как индивид ковыряется в носу волшебной палочкой.
- И, когда вы ответили на эти вопросы, скажите, что-то в этих ответах похоже на вас, на вашу ситуацию?
-- да всё похоже, даже ковыряние в носу волшебной палочкой ))

Edited at 2016-02-04 11:43 am (UTC)
(no subject) - sleep_traveler - Feb. 4th, 2016 12:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nelt - Feb. 4th, 2016 03:39 pm (UTC) - Expand
sagitta
Feb. 4th, 2016 11:46 am (UTC)
Спасибо за статью.
Прочитав и поразмыслив, я поняла, что архетип Мудреца мне внутренне ближе, чем Искателя (хотя по фоткам во мне увидели Искателя-Опекуна). Особенно понравился список достоинств и недостатков. Обе группы - про меня ;) Мудрец для меня это тот, кто понял, что Дом бесполезно искать в других землях. То есть в других землях может быть интересное, могут быть сокровища, могут быть места, где комфортно жить. Но настоящий Дом - он и везде, и внутри себя одновременно.

Но, пожалуй, если я и мудрец, то очень практичный ;) Знания нужны, чтобы в конечном итоге налаживать тот кусочек мира, за который ты отвечаешь в данный момент.
nelt
Feb. 4th, 2016 03:40 pm (UTC)
Очень любопытно про дом! Спасибо.
Мария Фисенко
Feb. 4th, 2016 01:03 pm (UTC)
В отличие от искателя, образ поддается с большим трудом. Но вызывает огромный интерес и желание разобраться. У меня вопрос к уважаемому эксперту: если архетип выражен у человека, речь идет о реальных знаниях у него или манере поведения?
Просто в процессе работы часто сталкиваюсь с двумя типами женщин: с умными и теми, кто считает себя умной (в определенной области) Насколько приятно общаться с первыми, настолько трудно со вторыми)))

Edited at 2016-02-04 01:28 pm (UTC)
nelt
Feb. 4th, 2016 03:44 pm (UTC)
Задумалась над вашим вопросом. :)
Как архетип в юнгианском понимании, Мудрый Старец, конечно, включает в себя и знания, и опыт, и мудрость.
Как архетип Марк и Пирсон, полагаю, отражает именно тягу к знаниям, к возможности разобраться, к поиску истины для налаживания лучшей жизней, а в теневой части - к догматизму и высокомерию.
Но я бы не стала ни делить женщин на два типа, ни пытаться приписать какой-то из этих групп однозначный архетип: одно на другое практически не накладывается без экстремального упрощения как собственного "типируемого" человека, так и типологии.
(no subject) - Мария Фисенко - Feb. 4th, 2016 08:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nelt - Feb. 4th, 2016 09:14 pm (UTC) - Expand
tamara_k
Feb. 4th, 2016 01:10 pm (UTC)
1. ... основные черты, характеристики Мудреца?
отстраненность. стремление к пониманию, в том числе себя (и постановка экпериментов с этой целью). эмоциональная невовлекаемось. несколько сниженный уровень эмпатии. стремление избежать острых ситуаций, где нельзя обдумать и сделать, надо сразу делать. самодостаточность и независимость.

2. Что означает для вас ...
отстранненость связана с экономией ресурса И ненавязыванием себя. понимание самоценно (мне так кажется :). невовлекаемость это тоже экономия и ненавязывание. сниженный уровень эмпатии туда же. стремление избежать острых ситуаций естественно вытекает из потребности подумать. самодостаточность и независимость ценны вообще.

3. Как это ценное и важное отражено в вашей жизни?
я поздно наконец отстраняться и до меня дошло, что я нужна не всем и всегда :) сама себе нужнее всего и всегда. стремление к пониманию продолжает проявляться в постоянной учебе и исследовательском поведении (вообще я сама себя типирую как искатель и немного воин)

4. Смотрим, насколько эта ценность/потребность проявлена в вашей жизни или нужно за нее побороться.
по-моему, проявлена достаточно, не нужно бороться, уже ага.

5. ...

II. Если б я был султан…

1. «Если бы я был Мудрецом, я бы…»
работала в старой большой библиотеке
не отвечала бы на незаданные вопросы
не решала бы чужие проблемы без просьбы
возможно, ушла бы в отшельничество
проводила бы меньше времени в физической активности


2. Рассматриваем каждую позицию по схеме:

- Чем это важно?
- Есть ли в моей жизни что-то?
- где искать

работать в старой большой библиотеке это красиво :) я работала недолго, в библиотеке университета Лидса. что-то такое есть в L-space по Терри Претчетт. сейчас нет, но было. в старых городах, в старых цивилизациях.
не решение вопросов и проблем - независимость и понимание собственного не-величия :) пока что нет, думаю, искать надо в будущем, когла вырастут дети.
отшельничество есть в транзиторной форме в путешествиях. искать там же
физическая активность для меня важна и нужна, так что нет и не ищу :)

puho
Feb. 4th, 2016 02:56 pm (UTC)
Вот кстати про уровень эмпатии. Читала ваш комментарий и вспомнила кусок интервью с Брене Браун, который чуть выше обсуждали в комментариях. По ее мнению, которое я очень уважаю, эмоциональная не-вовлеченность как раз и сопутствует эмпатии. Приведу цитату:

Один из участников:
— Я эмпат. Но я слишком сильно вовлекаюсь в эмоции других людей. Иногда мне кажется, что я чувствую чужую боль даже сильнее, чем они сами ее чувствуют.

Брене:
— Это нездоровый процесс. Среди работников социальной службы это принято называть «вторичной травмой».
Эмпатия — это не способность вовлекаться в эмоции другого человека, не способность чувствовать его боль лучше его собой, не эмоциональная сцепка. Наоборот! Послушайте, если два человека окажутся в одном темном погребе, помочь они друг другу не будут способны.


Мне кажется, это любопытный взгляд на вещи.
(no subject) - nelt - Feb. 4th, 2016 03:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tamara_k - Feb. 4th, 2016 07:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tamara_k - Feb. 5th, 2016 07:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - puho - Feb. 5th, 2016 07:22 am (UTC) - Expand
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 135 comments — Leave a comment )

Profile

Хло
hloflo
Хло-Фло

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com