?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

За последние 4 года наш сегодняшний эксперт посетила 20 стран, 5 лет работает журналистом, преподавателем и историком культуры, путешествует от Байкала до Венеции, от Полярного круга до Эйфелевой башни и Альп. Как и Хейердал, считает, что границ нет. Пишет заметки о странах, арт-обзоры для галерей, статьи о моде, увлекается психологией и культурой народов мира, в том числе этнографическим исследованием культуры редких племен и народностей, темой диалога культур, образов, архетипов и символов в мировой культуре (русская, западноевропейская, американская литература, живопись, авторское кино).

Об образах Искателей в мировой литературе и кинематографе ее исследование.

Эксперт проекта:

АЛИНА ШМАНЕВА
Историк культуры, ведущая Курса о женских образах в литературе и искусстве в Школе образных решений IDEA-class

АРХЕТИП "ИСКАТЕЛЬ/ЗЕМЛЕПРОХОДЕЦ"


"Вы хотите, чтобы вас казнили. Вы хотите умереть, а не жить.
А должны вы именно жить! Вы должны жить и должны научиться смеяться.
Вы должны научиться слушать проклятую радиомузыку жизни, чтить скрытый за нею дух.
Должны научиться смеяться над ее суматошностью. Вот и всё, большего от вас не требуют"

Герман Гессе "Степной волк"

Искатель - один из самых сложных архетипов и, пожалуй, самый близкий мне самой. Находясь с миром в странных отношениях, особенно не сближаясь ни с кем и сохраняя внутреннее одиночество даже среди близких людей, Искатель живет жизнью на особой глубине, где отражается вся неповторимость внешнего мира, за которым он наблюдает всю свою жизнь, расшифровывая его символы и коды.

Как говорил Булгаков в своем самом известном романе, каждый поступок любого человека, живущего на Земле, бросает тени в вечность. Искатель словно ищет это отражение вечности, двойное дно настоящего во всем, что видит. У разных образов в архетипе в этом поиске будут выбраны свои пути, но сходятся они в одной точке – вечности. Искатель слышит ее частоты, звучание и идет на зов. Невозможность остановить поиск, одиночество и непонятость – его спутники в этой дороге, где он, наверное, и рад бы остепениться и жить мирно и счастливо: помните попытки «степного волка» Гарри Галлера?

Да, видно призвание Искателя – находить смыслы и ими делиться. Разгадывать тайны мира. Именно поэтому он оставляет в покое известное для познания неведомого, делая это интуитивно и с поистине волчьим чутьем. Как у Пастернака:
«Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.

До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.

Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья».


И без этого «путешествия к центру земли» (кстати Жюль Верн, как и его герои, безусловно, Искатель) он не чувствует себя живым, живущим, идет не туда и не уверен доподлинно, что прав. Кому много дано, с того много и спросится. Искатель это знает и чувствует, а потому ищет до конца жизни, пока сердце бьется. Что и где? Этого он порой и сам не понимает.
Но я же говорила про волчье чутье? Когда он находит свой святой Грааль, точно знает, - вот оно.


Как определили Марк и Пирсон, девиз Искателя – «Не пытайся меня удержать». Поняв свою судьбу – странствовать, он уже и сам не пытается удержать себя, хотя бы и рад тому. Потому что его мироощущение в равной мере и приключение, и бремя.
Движущую силу можно называть по-разному. В том же «Степном волке» это «тоска по дому/раю», в мире романтизма, откуда вышли в свет самые яркие Искатели XIX века: герои Байрона, Пушкина и Лермонтова, неизменно пафосные скитальцы из «галереи лишних людей» в поисках идеала и шальной пули, - миром идеальным. К нему герой стремится, что есть сил, но как мы помним еще со школы, достичь не может.

Главная ценность для него – риск, свобода и новаторство. Вот же ш гордец, да?
Да нет.. О себе Искатель не самого высокого мнения. Он просто...
делает, что должно и будь, что будет. Собственно, он всего лишь Наблюдатель, ведущий хроники событий на той же глубине и частоте, что они существуют. Этакий радист. И его сложно назвать воином или паладином, бросающим вызов судьбе. Тут всё скромнее и тише. Чтобы не перепутать Героя с Искателем, приведу пример Н.С. Гумилева, много странствовавшего и ищущего. Гумилев как он есть – архетип Героя: сам вызвался на Первую Мировую войну, заслужил 2 Георгиевских креста за отвагу, первым рвался в атаку, а в своих путешествиях охотился на львов, привозил Анне Ахматовой прекрасные трофеи и расшатывал корзины во время переправы над нильскими крокодилами так, забавы ради; погиб героически и стойко.
Не таков Искатель. Он не ищет громких смыслов. Это герой-одиночка, вооруженный тайнами мира, а не оружием и воинственной линией. Безусловно, Искатель готов к схватке, всегда – в лесах, горах, степях и дальних странах много опасностей, поэтому он суров, ловок и всегда собран. Но схватка ему неинтересна, война – не его стихия.


Именно Искатели создают науку, искусство, литературу, новые изобретения, прогресс, открывают новые земли, говорят на разных языках. Что вряд ли смогли бы сделать без своей природной интроверсии, причиняющей им порой столько боли. Таково призвание.
И на этом месте хочется в унисон Новому году, который мы только что встречали, поднять тост за вечный поиск и мир, полный тайн и неизведанного, но о любимом архетипе я рассказываю с особым пристрастием) А потому, для тех, кто еще со мной, тут, и готовы идти с Искателем до конца, начинается самое интересное… Знакомство с представителями архетипа…
______________________________________________________________

Таких героев во все времена было немало. И в античности, и особенно в Средневековье, и в эпохе Возрождения, в литературе, искусстве, мифах и народных легендах. Из всех них я выбрала для рассказа героев XIX и XX века.

Первый среди галереи Искателей - Гарри Галлер (Герман Гессе, «Степной волк») – человек, которому важно найти в жизни непреходящий смысл, он способен улавливать в музыке, искусстве вибрации другого, более высокого мира. Но остается одинок в своей тяге к вечности, не чувствуя возможным дальше мириться с мещанством и ограниченностью, царящей в немецком обществе его времени. И, пожалуй, это не блажь, скорее боль одаренного человека, не имеющего возможности разделить свою тоску и ощущение вечности с кем-либо и быть понятым. До тех пор, пока не встречает Гермину, он тяготится своей жизнью, но не может выйти к другому измерению. Гермина является такой же личностью, его анимой и зеркалом, но ей удается найти выход в это измерение вечности – в святых и потрясающих душу историях о подвиге любви. Именно через любовь, как неизбитую, новую в своем величии категорию она находит этот выход и показывает его Гарри. Гермина, наполнив поиск истины в своей жизни значением, способна выходить к людям, радоваться простым вещам и веселиться вполне беззаботно, будучи в душе все тем же степным волком, потому она и понимает Галлера так хорошо. Пойдет ли по этой дороге и Гарри, тем более что его сестра по духу указала ему ее? Путь оказывается не так прост, и герой должен проходить его снова и снова.

Гермина уже постигла смыслы, которые искали они оба, она была готова к возвращению Домой. Гарри же оставалось разгадать тайны и найти ответы на вопросы, которые она для себя уже нашла. Гессе через образ Гермины также дает мысль о том, что проводниками к Вечности, к Дому, могут стать особенные люди и события, но они не способны пройти за нас весь путь, половину его должны осилить мы сами, через опыт и чувства ответив с помощью данных ими ключей на самые важные вопросы о смысле.

"Мы и вовсе не могли бы жить, если бы, кроме воздуха этого мира, не было для дыханья еще и другого воздуха, если бы, кроме времени, не существовало еще и вечности, а она-то и есть царство истинного. В нее входят музыка Моцарта и стихи твоих великих поэтов, в нее входят святые, творившие чудеса, претерпевшие мученическую смерть и давшие людям великий пример. Но точно так же входит в вечность образ каждого, настоящего подвига, сила каждого настоящего чувства. Это царство по ту сторону времени и видимости. Там наше место, там наша родина, туда, Степной волк, устремляется наше сердце, и потому мы тоскуем по смерти. Ах, Гарри, нам надо продраться через столько грязи и вздора, чтобы прийти домой! И у нас нет никого, кто бы повел
нас, единственный наш вожатый — это тоска по дому"
.


- Вот тот самый предмет поиска Искателя. Вечность. В искусстве, науке, религии, путешествиях, странствиях по эпохам или странам, иногда во всем вместе взятом. И лучшим ответом для любого Искателя, который я когда-либо видела, становятся слова Пабло-Моцарта в романе, владельца магического театра: "Вы хотите, чтобы вас казнили. Вы хотите умереть, а не жить. А должны вы именно жить! Вы должны жить и должны научиться смеяться. Вы должны научиться слушать проклятую радиомузыку жизни, чтить скрытый за нею дух. Должны научиться смеяться над ее суматошностью. Вот и всё, большего от вас не требуют".
Искатель, степной волк, непрост как личность, да и понимает больше, чем нужно для спокойной жизни. Но извечный конфликт романтизма заканчивается там, где открывается простая истина: он может выбирать. Счастье или несчастье – выбор за самим Искателем. Даже если мир и он сам непрост, история пишется заново.

Следующий Искатель в галерее архетипов – Юрий Живаго из «Доктора Живаго» Б. Пастернака. Этот герой блуждает в поисках, убегает от себя и реальности в Сибирь, но и там его находит революция, любовь и вопросы, на которые он не может дать ответа. Весь роман – о поиске подлинной любви, веры, чести, призвания, верного выбора. Об этом и все стихи Живаго и вся его жизнь. О бессмертии, истине в противоречиях, вечности и воскресении:

«Еще кругом ночная мгла.
Еще так рано в мире,
Что звездам в небе нет числа…
Еще кругом ночная мгла.
Такая рань на свете,
Что площадь вечностью легла
От перекрестка до угла,
И до рассвета и тепла
Еще тысячелетье».


Виктор Франкенштейн, типично романтический герой Мэри Шелли (кстати, роман «Франкенштейн» она написала в 19 лет), Эдип времен романтизма в литературе, ищет секрет бессмертия. И оказывается ведом злым роком. Словно выстраивая цепь трагедий своим поиском, он бежит по всему миру за своим творением, оканчивая путь в вечных льдах Антарктиды. Это герой, чей выбор последовательно рушит его собственную судьбу и заводит поиск в тупик в лучших традициях немецкого романтизма (тут же не к ночи помянуты Искатели Гофмана, где всё еще мрачнее). Хотя верное направление очевидно для читателя, герой делает свой выбор. Как сделали похожий выбор Байрон и его герои, Печорин и многие другие.

Как никто другой много об Искателе знает нордическая литература, легенд здесь неисчислимо, а из классики – Пер Гюнт Ибсена, ищущий себя и смысл своей жизни по всему свету и нашедший все смыслы на родном перекрестке, подле любимой с юности Сольвейг, верно прождавшей его всю жизнь.

Герои Жюля Верна – искатели-путешественники. Это уже не искатели-философы, каких мы видели выше. Вечность, эликсир бессмертия, истина в любви и бытии – не предмет их поиска. Они ищут своеобразие культур, дальних краев и человеческой души. И в самом Жюле Верне, как и в его персонажах, архетип Искателя отлично сочетается с архетипом Героя. В том же ряду – капитан Грэй из «Алых парусов». Это искатели приключений, а по пути и настоящей отваги, дружбы, чести и открытий. Из современных образов такого плана достойны внимания Марко Поло из «Путешественника» Гэри Дженнингса и современный Робин Гуд «Шантарама» Грегори Робертса. Главные герои этих романов, Искатели, абсолютно эталонны и хороши, как и те смыслы, которые они находят в своих путешествиях.

Современные Искатели – это писатели, фотографы, путешественники. Тут не могу не вспомнить Шона О’Коннела из «Невероятной истории Уолтера Митти» - яркий до трафаретности образчик данного архетипа в кино (неразбавленный Героем, что мы видим, например, в приключениях Индианы Джонса). Как и более высокого полета герой «Фонтана» Даррена Аранофски, ищущий древо жизни сразу в нескольких эпохах. На границе Искателя и Героя мы можем встретить героев Джека Лондона.

А существуют ли в природе Искательницы? Да, и они не менее колоритны. Самой яркой Искательницей лично я считаю Гэм Ремарка. О ней вкратце и расскажу.
Героиня Ремарка Гэм - молодая женщина, путешествующая по миру в поисках вечного, которое она видит и ощущает в пейзажах, в любви, в людях... Она приезжает из города в город, и везде ее встречают восхищенно. Гэм умеет очаровывать, но ей это словно не нужно, а потому получается у нее так естественно и придает ее образу особый шарм.


В творчестве Ремарка Гэм - проводник к вечному. То, с чем она соприкасается, приобретает для читателя неуловимые очертания вечного. На пейзажах строится весь роман. В центре всегда Гэм в контексте мира, чаще всего дикого и первозданного. При всей ее слитности с миром, она в нем совершенно не растворяется, как и в любви, оставаясь чуткой наблюдательницей с внутренней силой и харизмой. В Гэм как бы сочетается мудрость и экзотика Востока с раскрепощенностью и прагматичностью Запада. В этом сочетании и философский итог ее поисков: «нам мало просто свечения и просто волн. Вот вам тайна Востока: не размышлять - хотя порой кажется, будто он размышляет, но и тогда это происходит чисто формально, как вариант ощущения, - а только чувствовать. Умение восхищаться тусклым мерцанием лилий в оловянных вазах, восхищаться до самозабвения, дает человеку неизмеримо больше, нежели все раздумья о смысле прекрасного».

Архетип Искателя в мужском ли или женском исполнении серьезен, романтизирован и почти не оставляет места для игры, хотя именно она бы дала ему заветный покой и выносимую легкость бытия взамен глубинным поискам. А потому закончим на легкой ноте, образом еще одной Искательницы, очень известной – героини Одри Хепберн из «Завтрака у Тиффани» (одноименный роман Трумена Капоте).

В ней Искатель сочетается с Ребенком и именно этим, мне кажется, находит гармонию в бесконечной череде поисков и дорог. Как заметил главный герой: «Ты боишься поднять голову и сказать: «Жизнь есть жизнь». Люди влюбляются, люди хотят принадлежать друг другу, потому что это единственный шанс стать счастливыми. Ты называешь себя свободной, дикой. И ты так боишься, что кто-то посадит тебя в клетку. Детка, ты уже в клетке. Ты сама ее создала... Она всегда будет с тобой, потому что, куда бы ты ни отправилась, от самой себя тебе не убежать».


Итог поисков для архетипа Искателя, что бы он ни искал и в каких дальних краях ни находился, - счастье. «Если бы я себе нашла такое место, как Тиффани, я бы сразу купила мебель и дала имя коту». Иногда Искатель называет это смыслом, но на деле почти всегда предметом поиска оказывается счастье. Всё просто).

Подробнее об эксперте: http://hloflo.livejournal.com/890964.html

Comments

( 40 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
polar_lynx
Jan. 22nd, 2016 01:14 pm (UTC)
Самые неприятные отталкивающие персонажи Искатели. Почему так?
suka_san
Jan. 22nd, 2016 01:20 pm (UTC)
Завидуйте молча)
(no subject) - mia_gabrielle - Jan. 22nd, 2016 01:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - polar_lynx - Jan. 22nd, 2016 02:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - karkadzhu - Jan. 22nd, 2016 03:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Alina Shmaneva - Jan. 22nd, 2016 09:59 pm (UTC) - Expand
suka_san
Jan. 22nd, 2016 01:20 pm (UTC)
Крутится, крутится который пост об искателе песня-напишу а то забуду "Лодка" Кинчева.
alisa_dimina
Jan. 22nd, 2016 01:45 pm (UTC)
А главный герой фильма "Трасса 60" выходит тоже Искателем, я права?
lada_ladushka
Jan. 22nd, 2016 03:10 pm (UTC)
Мне кажется, что в "Трассе 60" показано, как Славного Малого делают Искателем :)
(no subject) - alisa_dimina - Jan. 22nd, 2016 03:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zi_nina - Jan. 22nd, 2016 04:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Alina Shmaneva - Jan. 22nd, 2016 10:01 pm (UTC) - Expand
mia_gabrielle
Jan. 22nd, 2016 01:45 pm (UTC)
Второй день хожу и думаю о том, какие Искатели классные, и о том, как они/мы/я довольно эгоистично закручивают мир вокруг себя, всё и всех подчиняют служению своим целям. С другой стороны, есть люди, которые не имеют какой-то большой цели и они сами ищут своего Искателя, чтобы даже просто наблюдать за его жизнью или принимать участие в ней в качестве близкого друга, мецената, обожателя. То есть, это не бессовестное использование чужих ресурсов (эмоций, чувств, знакомств, денег, власти), а взаимодействие, соавторство, союз.
mangusta
Jan. 22nd, 2016 02:23 pm (UTC)
Про Николая Стефаныча Гумилева интересно. Тут, наверное, Воины и Искатели будут его в разные стороны тащить с криками "Это наш!".
Он много сражался, и, действительно, его можно определить в Воины. Думаю, что в итоге, на круг, он все же Искатель, но с Воином в пуле доступных архетипов. Почему я так думаю:
- конкистадоры - зеплепроходцы-захватчики, интересовали НС очень сильно, он в них погружался с головой, и у него даже первый сборник стихов так и называется "Пусть конкистадоров". Но его занимали не возможности найти врагов, победить врагов, получить орден, стать полководцем. Это все постольку-поскольку, а влекла его их романтика именно с точки зрения "познать нечто новое и при этом выжить". Цитируя его же, "и кажется, в мире, как прежде, есть страны, куда не ступала людская нога...".
Возможно, он Искатель, ищущий себя, в том числе, в разных ролях странников и воителей.
Ну и Творец, конечно. Потому образ Воина (а это ж очень мощный образ, начиная с воина Георгия) Гумилев использует часто.

Вопрос целей, снова. А биографически Николай Стефанович воином не был, он был ДонКихотом, оказывающимся на войне периодически. Он был отважен, да. "И святой Георгий дважды тронул пулею нетронутую грудь". Но его не очень заботили рост по службе, боевые товарищи и изучение врагов и их политических мотивов. Более того, тот "монархический заговор", за который его взяли и убили, его очень увлекал своим тайным характером, но цели и задачи заговора Гумилев, по свидетельствам его современников, не очень понимал.
Тайное, неведомое, далекое - это цели Искателя, а не Воина.
Стратегии жизненные тоже были именно Искательские. Анну Андреевну добывал он, как важнейший трофей, добыл, оформил Сокровищем - и все, уехал. А будущего светилу нашей науки Льва Николаевича растили практически без него. Ахматова хотела, чтоб он был рядом. а он ей возил известия, что ее именем назвали в Африке холм, или вот - шкуру в подарок. Оттого и не срослось.
Alina Shmaneva
Jan. 22nd, 2016 10:17 pm (UTC)
Согласна, он везде свой) И Герой, и Искатель, и Воин. Многогранная личность, может и еще пара архетипов за ним обнаружится. Тонкая грань между Искателем и Героем, я тяготею к последнему только потому, что чувствуется в нем эпос, героика, громкая поступь конкистадора. Искатель только наблюдает, описывает, не присваивая, "я" растворяется и почти не звучит. Гумилев завоевывает, - новые земли, победы, Ахматову (это отдельный эпос о штурме ее сердца, долго она не сдавалась)), присваивает и заявляет об этом (вполне имеет право)). О заговоре вспомнилась такая деталь: Гумилев, проходя мимо церквей, уже после революции, всегда крестился, особенно размашисто и нарочито, тем самым бросая вызов столь нелюбимым им большевикам. Он любил говаривать, что львы в Африке и то на вид опаснее. Это почерк больше Героя, чем Искателя. Хотя тут субъективно, очень многое в его личности смешано.

Edited at 2016-01-22 11:37 pm (UTC)
katerina_kethet
Jan. 22nd, 2016 02:31 pm (UTC)

Много читала я тогда, в школе приключений (Купер, Рид, Дефо, Твен и иже с ними подростковые приключенческие), потом  Шекспир, Горький (до сих пор от него не могу избавиться), Мураками, Эко, Перес Реверто. А сейчас психология.
Сегодня привезла себе Лондона и Мураками. Вспомнила про Пришвина.
Знаете,  а вот над цитатой я замерла:ни как мне не дается ее "Вы должны жить и должны научиться смеяться. Вы должны научиться слушать проклятую радиомузыку жизни.... Должны научиться смеяться над ее суматошностью. Вот и всё, большего от вас не требуют".   Никак. Гермина недосягаема



Edited at 2016-01-22 02:33 pm (UTC)
quickflip
Jan. 22nd, 2016 03:02 pm (UTC)
Хотя я вряд ли искатель, обожаю степного волка, хоть это и считается признаком плохого вкуса) типа подростковая книга, а мне уже тридцатник)
kirakostukova
Jan. 22nd, 2016 03:03 pm (UTC)
А мне кажется, что шексировский Гамлет - яркий пример Искателя. Он ищет истину, смысл в жизни, мучается, бьется..Одинок среди людей, ни родная мать, ни любимая, ни друзья его не понимают.... А Горацио, не иначе как его спутник-слуга.
И в Гамлете, по-видимому, нет примеси Героя - поэтому ему так тяжело дается месть, и вот пока Гамлета буквально не застигли врасплох, он так и не мог решиться отомстить.

Edited at 2016-01-22 03:04 pm (UTC)
karkadzhu
Jan. 22nd, 2016 03:16 pm (UTC)
О да! Гарри Галлер. Когда читала, было просто невыносимое чувство узнавания.
ludmila_shi
Jan. 22nd, 2016 03:32 pm (UTC)
Подумалось вот что: если Искатель ищет счастье, почему для него невозможно обнаружить его где-то поблизости? Почему ему кажется, что счастье - именно там, за горизонтом? Может, для Искателя счастье и есть процесс поиска?
Alina Shmaneva
Jan. 22nd, 2016 10:31 pm (UTC)
Искатель изрядно устает, пока ищет) И замахивается на недостижимый идеал (как романтические герои). Достичь его он очень хочет, всё же досадно гоняться за тем, чего нельзя поймать. Другой вопрос, что да, так можно всю жизнь ходить, слишком сложный квест выбран. Но пожелать только поиска как самоцели - это больше к Мудрецу/Философу, для Искателя такой выбор равносилен поражению. У него другие задачи. А то, в чем смысла не находит, он делать не будет. Именно потому Искатели так мрачны бывают. Их пугает и доводит до отчаянья мысль не успеть найти во всей красе и глубине то, что так заветно. Так что его поиск - битва не на жизнь, а на смерть. Через все опасности, назло всем ветрам, но подвести итог, пощупать заветный Грааль - самое главное, "чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы". Просто цель глобальная, дорога долгая и опасная, а конец, как в волшебной сказке, должен оправдывать весь путь.

Edited at 2016-01-22 11:40 pm (UTC)
(no subject) - ludmila_shi - Jan. 23rd, 2016 09:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Alina Shmaneva - Jan. 26th, 2016 11:14 am (UTC) - Expand
ludmila_shi
Jan. 22nd, 2016 03:43 pm (UTC)
Подумалось вот что: если Искатель ищет счастье, почему для него невозможно обнаружить его где-то поблизости? Почему ему кажется, что счастье - именно там, за горизонтом? Может, для Искателя счастье и есть процесс поиска?
irnik_art
Jan. 22nd, 2016 04:29 pm (UTC)
Всё читаю, читаю я про искателей и мне всё что-то до боли знакомое чудится. Может быть это я? Так это всё похоже, особенно недостатки , точно все мои. Но не могу я быть искателем, я боюсь путешествий, поездок! Это же парадокс какой -то. Может быть в природе искатель , который лишний раз из дома выйти не может?
Alina Shmaneva
Jan. 22nd, 2016 10:37 pm (UTC)
Может, тому бывают свои причины, а может и другие архетипы не велят. Если роль Искателя желанна для развития личности, то можно потихоньку расширять личную карту, всё дальше заглядывать за горизонт. Мне близка теория "то, чего мы боимся, может принести нам самую большую радость". Или как у Элизабет Гилберт: "Страх? Да кого он может испугать!") Каждому Искателю - свое время) Может целесообразнее сейчас другая роль, а Искатель еще даст о себе знать, его в себе остановить ох как непросто, если уж захотел выбраться)
(no subject) - irnik_art - Jan. 23rd, 2016 02:39 pm (UTC) - Expand
vsihoimenka
Jan. 22nd, 2016 04:48 pm (UTC)
Гессе я очень люблю. Вспомнился мне еще урывок из "Нарцисса и Гольдмунда". Мне кажется в нем тоже очень хорошо описывается этот архетип:

"Никому не подчиняясь, завися лишь от погоды и времени года, без всякой цели перед собой, без крыши над головой, ничего не имея и подвергаясь всяким случайностям, ведут бездомные свою детскую и смелую, жалкую и сильную жизнь. Они — сыны Адама, изгнанного из рая, и братья зверей невинных. Из рук неба берут они час за часом что им дается: солнце, дождь, туман, снег, тепло и стужу, благополучие и нужду, для них нет времени, нет истории, нет стремлений и тех странных кумиров развития и прогресса, в которых так отчаянно верят обладатели домашнего очага. Бродяга может быть нежным или суровым, ловким или неуклюжим, смелым или боязливым, но он всегда в душе ребенок, всегда живет первый день, с начала мировой истории, всегда руководствуется в жизни немногими простыми желаниями и нуждами. Он может быть умен или глуп; он может глубоко познать себя, как хрупка и преходяща вся жизнь и как робко и пугливо несет все живое свою частицу теплой крови через холод мировых пространств, или он может лишь по-детски жадно следовать приказам своего бедного желудка — всегда он будет противником и смертельным врагом имущего и оседлого, который ненавидит его, презирает и боится, потому что не желает напоминаний обо всем этом: о мимолетности бытия, о постоянном увядании жизни, о неизбежной ледяной смерти, наполняющей всю вселенную вокруг нас."
Alina Shmaneva
Jan. 22nd, 2016 10:38 pm (UTC)
Очень точно. Гессе знал толк в Искателях)
cinem_a
Jan. 22nd, 2016 04:48 pm (UTC)
Алина, добрый день!
Спасибо за текст))
Я любила читать но многих упомянутых в нем книг не читала; и мурашки бегали у меня, густо, оттого что я могу всё это прочесть, такое богатство!! а могу и не читать, а просто знать какая "толпа", сколько людей живут с таким огнем в душе и в судьбе и готовы делится хрониками))
Фраза на которую я откликнулась была: " .. ведущий хроники событий на той же глубине и частоте, что они существуют. Этакий радист". Частота и глубина напомнили еще ощущение ныряльщика за жемчугом.. там тоже частоты и глубины.
Немного раньше, где-то после середины компаньонажа, я немного загрустила, потому " его мироощущение в равной мере и приключение, и бремя." Но буквально сегодня поняла что "счастье или несчастье - выбор за искателем" совершенно ясно!

Здорово что у вас в заключении поста - Одри Хэпберн)) Я недавно смотрела кино, опять написала после: "Волшебно. Всё, начиная с названия")) Таким же был для меня ваш расказ и встреча с ним))
Соня))

herba_angelica
Jan. 22nd, 2016 05:05 pm (UTC)
Восторг от текста, от подбора героев... Гессе не читала, упущение)
Но очень важно для меня именно это - поиск отблеска Вечности. И счастье - как цель. Именно,что счастье.
Всё больше узнаю себя. Всё время, всю жизнь ищу. Себя, глубинные смыслы в мире, смысл себя в мире... На короткое время удовлетворившись находками, снова ищу, глубже, шире.
Спасибо большое!

Edited at 2016-01-22 05:08 pm (UTC)
Alina Shmaneva
Jan. 22nd, 2016 10:59 pm (UTC)
cinem_a , herba_angelica, спасибо, приятно, что отзывается)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 40 comments — Leave a comment )

Profile

Хло
hloflo
Хло-Фло

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com