Хло-Фло (hloflo) wrote,
Хло-Фло
hloflo

Categories:

ПРОЕКТ ПО АРХЕТИПАМ "РОЛЕВЫЕ ГАРДЕРОБЫ". ИСКАТЕЛЬ. ИНГА АДМИРАЛЬСКАЯ-1

Эксперт по теме "Гендер и архетип" Инга Адмиральская решила сделать отдельную разъяснялку о том, что такое гендер, потому что параллельно с гендерными исследованиями в рамках каждого конкретного архетипа в рамках ее постов мы будем касаться мужского и женского вообще.

Инга описала понятия, которыми собирается оперировать на своих лаборатория по Гендеру и Архетипу. "Не претендую на новизну и научность, но чувствую потребность в том, чтобы прикрепить к каждому термину определение, от которого мы могли бы отталкиваться" - так пояснила Инга.

Эксперт проекта:

ИНГА АДМИРАЛЬСКАЯ
Кандидат психологических наук, психотерапевт. Специалист в области гендера.

АРХЕТИП "ИСКАТЕЛЬ/ЗЕМЛЕПРОХОДЕЦ"


Гендер можно рассматривать в двух плоскостях – социальной и персональной.

Социальная плоскость гендера
Итак, гендер – это то, что мы имеем ввиду, говоря «мужчина» и «женщина», но не имея ввиду конкретных мужчин и женщин. Это - система смыслов, образов, ожиданий, предписаний, установок, рисков, вознаграждений, ограничений, иерархий, неравенств, долженствований и табу, которая культурно сконструирована и имеет отправной точкой биологический пол индивида. Если бы вам нужно было исполнить роль женщины перед зрителями с другой планеты, где нет полового диморфизма, вы бы черпали представления о том, как нужно двигаться, жестикулировать, говорить и выглядеть именно оттуда – из этой системы. Причем, вам, как бы вы ни старались, удалась бы не роль женщины вообще, а только образ, который прямо сейчас в вашей культуре считается женским.
Гендер не является чем-то врожденным, мы ему обучаемся так же, как учимся ходить и говорить. Симона Бовуар сказала: «Женщинами не рождаются, женщинами становятся» - естественно, к мужчинам это тоже относится)))

У гендера нет биологических основ, он не врожден – дети вне зависимости от их биологического пола рождаются каждый со своими особенностями, а среда уже шлифует и придает ту или иную смысловую или оценочную окраску каждой из них.
Как это происходит?
В 1976 году в классическом эксперименте американских исследователей Дж. Кондри и С. Кондри студентам колледжа показывался небольшой фильм о 9-тимесячном ребенке, причем одной половине участников малыш был представлен как девочка, а другая половина считала, что смотрит ролик о мальчике. Описывая эмоциональную реакцию ребенка на игрушку, неожиданно выскакивающую из коробки, участники, которые «видели» девочку, утверждали, что она испугалась, а те, кто «наблюдал» мальчика считали, что он разозлился. Так, с первых дней ближайшее окружение малыша обращается с ним особым образом и обучает его реагировать на мир в соответствие со своей гендерной этикеткой. Добавим к этому «мальчиковые» или «девочковые» игрушки, книжки, элементы интерьера, цветовое решение (розовый или голубой) и становится ясно, насколько наша среда пропитана гендерными правилами и ограничениями.

К мысли о том, где гендер не имеет природной основы и представляет из себя продукт культуры, ученые (социологи, психологи, антропологи, этнографы, культурологи, историки и политологи) начали приходить совсем недавно, в 20-м веке. Впервые эти догадки прозвучали на поле истории (роль женщин в разные исторические периоды человечества) и этнографии (что такое – быть женщиной в разных народах и этносах). Очень ярко этот тезис был продемонстрирован учеными (в частности, Маргарет Мид), описавшими, как удивительно непохожи, своеобразны и уникальны представления о женском и мужском в разных культурах. То, что в одном культурном контексте считается мужским атрибутом, на который женщине нельзя покушаться, в другом может быть женским, и наоборот. Если бы все девочки на свете с рождения обладали «женскими» задатками, а мальчики – «мужскими», такого бы не произошло.

К смысловому наполнению гендера точно так же, как к другому культурному явлению, применим вопрос «Кому это выгодно?». В наблюдении за окружающим нас миром мы можем сделать простое умозаключение – в обществе, где власть принадлежит преимущественно мужчинам, женщины находятся ниже их в социальной иерархии. Есть выраженный «стеклянный потолок», выше которого женщина не поднимается. Предписания и ограничения, наполняющие этикетку «женщина» будут восприниматься как менее ценные, чем те, которые содержит этикетка «мужчина». Там, где гендерное распределение власти начинает сдвигаться в сторону баланса, можно наблюдать совсем другое наполнение понятий «мужчина» и «женщина». Ну а там, где гендер потихоньку «отлепляется» от системы власти и иерархии, мы можем видеть как единичная модель «настоящих» «женщины» и «мужчины» меняется на «женщин» и «мужчин» - то есть, становится нормально и естественно разнообразие самовыражения вместо стремления к какому-то конкретному образу.

Персональная плоскость гендера
Если говорить о конкретном человеке, то гендер – это тот пол, с которым человек сам себя идентифицирует. Обычно примерно в три года ребенок обнаруживает, что в мире есть мальчики и девочки, женщины и мужчины, и относит себя к тому или иному лагерю. Бывает, что этого не происходит и ребенку нужно какое-то время, чтобы определиться. Он может просить называть его именем, относящимся к противоположному полу, и играть в то, что он не мальчик, а девочка (или наоборот). Бывает и так, что то, как человек сам себя идентифицирует, не совпадает с его паспортным полом, и тогда речь идет о гендерной неконформности. Гендерно неконформный человек или гендерквир – это зонтичный термин, «накрывающий» многообразие этой неконформности. Внутри него – россыпь других терминов.

Транссексуал – человек, который постоянно чувствует себя «в чужом теле». Его самоощущение устойчиво и для того, чтобы он чувствовал себя в обществе хоть сколько-то комфортно, ему там должно найтись место именно в том виде, в котором он хочет себя видеть – чтобы к нему обращались в нужном роде и чтобы его документы соответствовали тому полу, с которым он себя идентифицирует. Существующий на данный момент в большинстве стран процесс адаптации транссексуального человека включает в себя необратимые хирургические операции, которые приближают его тело к желаемому виду. Но, многим транссексуальным людям было бы достаточно смены документов и чтобы к ним обращались, используя то имя и тот род, которые они сами обозначат.

Агендер – человек, который не идентифицирует себя ни с женщинами, ни с мужчинами.
Бигендер – человек, который в разные периоды своей жизни идентифицирует себя то как мужчину, то как женщину или и то, и другое одновременно.
Трансвестит – мужчина, который испытывает потребность переодеваться в женскую одежду и проживать какие-то эпизоды своей жизни в женской роли.

Гендер НЕ связан не только с биологическим полом, но и с сексуальной ориентацией. Например, женщина, которая открывает в себе маскулинные проявления и «отыгрывает» их в конкретных ситуациях (например, опираясь на них во время деловых переговоров), не ставит этим под сомнение свою ориентацию, какой бы она ни была. Зато, она может в зависимости от своих намерений, задач или настроения, добавлять в свой образ (и костюм) детали и акценты, маркирующие тот или иной гендер – и вообще, играть им, как специями в кулинарии.

В каждом из архетипажей мы сможем найти гендерные нотки, исследуя свои впечатления и ощущения от разных образов. Начнем с Искателя – архетипажа января.

Продолжение следует...
Tags: Ролевой Гардероб, архетипИскатель, архетипы, эксперты проекта по архетипам
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments