Хло-Фло (hloflo) wrote,
Хло-Фло
hloflo

Categories:

О ТОМ, КАК ХРАБНУТЬ И ЗАПУСТИТЬ СОБСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ. ЧАСТЬ 2

Начало ТУТ.
Продолжение ЗДЕСЬ.

Продолжаю публиковать выдержки из наставнической сессии с Натальей Гриценко, художником, иллюстратором, педагогом, создателем и координатором творческих и образовательных проектов.

"Я ПОКА НИКТО", или ЧТО ДЕЛАТЬ С СИНДРОМОМ САМОЗВАНЦА

Я всю жизнь любила делать что-то руками - от подарочков до ремонта. При том, что у меня есть вкус и опыт создания разных штук, у меня нет художественного образования, а отсюда огромный страх (который меня стопорит), что мои работы будут на уровне кружка в доме пионеров. Из-за неуверенности в себе мне бывает сложно объективно оценить свои работы, обычно кажется, что они недостаточно хороши, хотя окружающим чаще всего нравится. Вопрос - возможно ли без художественного образования создавать действительно красивые вещи и конкурировать с теми кто годами учился и владеет всеми изобразительными секретами?

Да, возможно. Вспомните все народное прикладное искусство, например.
Но художественное образование - большое подспорье, со знаниями лучше, чем без них. Другое дело, что художественное образование - это не институт и диплом. Часто качество этого образования низкое и знания - бестолковые. Частные курсы, обучение у мастера, чтение книг, просмотр лекций, это все - художественное образование. И, судя по вопросу выше, вы намерены - и ничто не мешает вам - получить художественное образование, в чем я вас только поддерживаю)

Возможно ли конкурировать с теми кто годами учился и владеет всеми изобразительными секретами?

Да, возможно. Во-первых, "годами учился" и "владеет всеми изобразительными секретами" не всегда взаимосвязано. Во-вторых, вы же тоже намерены учиться. Сейчас, сию секунду, не сумеете конкурировать - а потом сумеете. В-третьих, подумайте, наверняка есть возможность разойтись по разным полям с мастодонтами. Может, вы их зря боитесь, тк они все кормятся на чуждом вам поле.

Вообще первое правило конкуренции - конкурируют с себе подобными. Может быть, у мастеров-мастодонтов вообще другая аудитория, или изделия с другим ценником (это сразу уводит их на другое поле). Посмотрите конкретно: кто ваш реальный, а не воображаемый конкурент?



Нужно просто навести порядок.

"у меня есть вкус и опыт создания разных штук" - это важно и отлично
"у меня нет художественного образования" - всем пофиг, важно то, что выше)
"мои работы будут на уровне кружка в доме пионеров" - у вас есть основания так думать? зайдите на сайт любого кружка дома пионеров, скачайте фотографии работ. Сравните со своими. Похоже? Улучшайте работы. Не похоже? Страх безоснователен. Со страхом нужно бороться фактами. Не доверяете своему мнению? Спросите кого-нибудь независимого.
Из-за неуверенности в себе мне бывает сложно объективно оценить свои работы - это понятно. Подумайте, зачем вам нужна эта оценка, для чего? Может быть, она вообще не нужна? Объективности оценки помогает формулирование конкретных критериев, по которым вы ведете оценку, попробуйте.
Аккуратно ли это сделано или недостаточно? Пропорционально ли это? Решил ли я ту задачу, которую ставил перед собой?
Обычно кажется, что они недостаточно хороши - недостаточно хороши для чего? Они могут быть недостаточно хороши для экспонирования в Алмазном фонде России, но будут достаточно хороши вот для этой группы покупателей или для того, чтобы сфотографировать их для книги. Это поможет вам перевести оценку из разряда деструктивной критики в плоскость "соответствует/не соответствует поставленной задаче".

А вообще это неплохое качество для автора: оно может служить мотивом для поиска и развития. Только ставьте себе конкретные задачи и цели для достижения. "Хочу, чтобы было хорошо" - не конкретика.
Хотя окружающим чаще всего нравится - это значит только то, что окружающим чаще всего нравится. Важно об этом помнить. Примат всегда - у ваших задач. Ваша задача "хочу, чтобы окружающим понравилось" - отлично, попадание."Хочу продать работу окружающим" - не факт, что попадание, хотя предпосылки к тому есть. Ваша задача "хочу, чтобы фотографию украшения напечатали в сборнике лучших украшений года" - отношение окружающих к вашим работам лежит вне плоскости этой задачи.


Вопрос о переходе в творческо-иллюстративную среду как направление деятельности: к моему огромному удивлению люди в последнее время реагируют именно на рисунки (хотя я совсем не выделяю их для себя как основное направление) - и меня даже пугает ситуация заказа у меня чего-то, сразу стопор - а вдруг не угадаю, а если не получится, может человек ошибся и хотел большего чем я могу...

Тут очень просто: максимально договариваться на берегу. Я прагматик, и я противник гаданий и сюрпризов в делах. Не нужно угадывать, нужно максимально детально спрашивать, чего хочет человек. Ты не умеешь читать мысли и не обязана понимать, что у него в голове. Если он не знает, чего хочет, - стараться конкретизировать запрос, просить показать примеры, что нравится, показывать свои примеры, спрашивать из схожих сфер, словами "вы хотите, чтобы это было в таком духе? вот цветное, как у Диснея, вам годится?". В диалоге человек раскрывается и на твои абсурдные предположения вместо "я не знаю, чего хочу" говорит "ой, ну что вы, я совсем не хочу цветное, я хочу черно-белое, как вот у Бердслея, знаете Бердслея?" Чаще всего человек просто не может сформулировать, и твоя прямая задача - помочь ему, а далее - себе. Еще нужно честно показывать свое портфолио, говорить "я умею вот так вот и так, а по-другому - не умею". Товар лицом.


"а если не получится" - если человек не хочет чего-то радикального и отличного от того, что ты делаешь, - получится. Не получится - извинишься и вернешь деньги, в конце концов, ничего страшного, бывает, это нормально.

"может человек ошибся и хотел большего чем я могу" - тут помогает все, описанное в пункте 1. Важно выяснить, чего хочет человек, и сопоставить с тем, что ты можешь дать.

А далее вот еще какие штуки:
- тут ответственность двоих. если ты все рассказала, а заказчик говорит, что да, мне все годится вот именно такое, как у тебя, - ты была честна с ним, и он в здравом уме и светлой памяти взял на себя ответственность за свое решение. Где двое и договор - там ответственность пополам. Не тяни все одеяло на себя.
- а может это разновидность гордыни. Если человек обратился к тебе, значит, ему это зачем-то нужно. Зачем, почему к тебе - это ему решать. Не обесценивай его решение размышлениями "ну а вот вдруг я его разочарую". Обратился - значит, ему зачем-то нужно, а ты можешь помочь.


Я фотограф. Начинающий. Думаю о различных партнерствах, с творческими людьми и творческими организациями. Опять же в своей неуверенности - как заходить, тем более пока я никто.

Очень правильно думаете) Думая о партнерствах, всегда помните о взаимной выгоде. Например, они вам - реквизит для съемки или модель бесплатно, а вы им - красивые фотографии для их соцсетки. Бартер - наше все.

"Опять же в своей неуверенности, как заходить"
Смело. Нужно внятно сформулировать, в чем состоит ваше предложение о партнерстве. "Давайте дружить" - это ни о чем. "А давайте я вам сделаю фотографии, а вы мне дадите реквизит для съемок и упомянете обо мне на вашей странице" - это предложение. Думайте о взаимной выгоде. О своей - а нужен ли вам такой партнер, получите ли вы то, что вам нужно, от партнерства с ним. Интересен ли вам пиар на странице, где 10 человек подписчиков? А если это закрытая соцсетка для десяти миллиардеров?) О чужой - старайтесь что-то дать вашему партнеру, попробуйте понять, чем вы ему можете понадобиться.

Заходить нужно массово, письмо+звонок. Говорить кратко и четко, представляться) Быть готовой к отказам - ничего страшного, возможностей много. Я работаю с базой 10 единиц обычно. Разослала десять предложений, семеро не ответили, из трех ответивших с двумя не договорились, один подошел, но одного не достаточно. Следующая десятка контактов пошла в дело. Это абсолютно нормальная практика, тут нет ничего невежливого - вы же предлагаете ценность, а не клянчите. Не хотите - ну хозяин барин, к другим пойдем.

"пока я никто"
Вы не никто. Вы - фотограф. В вас есть ценность - вы, как минимум, умеете снимать, или, как минимум, у вас есть камера, и вы - это важно - хотите сотрудничать. Знаете, сколько людей будут рады попиарить вас за бесплатные фотографии, к примеру? Ого-го! Позвольте партнеру определять, нужно ли ему ваше ценное предложение или нет. Это правда работает. Нас все спрашивают: как вам удалось попасть на выставку Maison&Objet? Там же сплошной блат! А мы просто написали письмо примерно следующего содержания: "Здравствуйте, мы бы хотели принять участие в выставке, вот фотографии работ, можно?" - "Можно!" Все.
Ни у кого в начале пути нет громкого имени. Ресурс "имя" важен в проектах, где важен статус.


Продолжение - О ТОМ, КАК УСТАНАВЛИВАТЬ ЦЕНУ И ПЛАНИРОВАТЬ 100 ДЕЛ СРАЗУ - далее...
Иллюстрации Квентина Блейка
Tags: Бизнес-инкубатор, Время хороших гостей, Маркетинг для арт-рынка, Раскрашивающие Мир, Хроники феста
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments