Хло-Фло (hloflo) wrote,
Хло-Фло
hloflo

Categories:

ЛИЧНЫЙ СТОРИТЕЛЛИНГ: ОХОТА НА АГЕНТОВ ПЕРЕМЕН

"Прошлое - это не то, что с вами было, а то, что вы сделали с тем, что с вами было".
Олдос Хаксли
"мы организуем­ свой опыт и память о жизненных событиях преимущественно в форме повествований -
историй, оправданий, мифов; изложения причин, объясняющих, почему мы делаем или не делаем что-то"

Джером Брунер


Продолжаю песнь о личном театре и о ролях, которые мы играем в своих персональных балаганах.

Напомню: под ролями тут понимаются не социальные маски, а динамические шаблоны - "прозрачные трафареты", через которые мы смотрим на мир. Эти шаблоны, с одной стороны, мы сами задали нашими предыдущими восприятиями / контактами / реакциям. С другой стороны, через них мы и дальше по инерции воспринимаем окружающую реальность, выбираем из нее такие стимулы, которые позволят нам дать непротиворечивую интерпретацию событиям, людям, отношениям. Так создаются сценарии наших Личных Историй. И чем сильнее вера "я - это моя роль", чем больше мы ассоциированы со своими ролями ("я - неудачник по жизни", "я - нелюбимый ребенок и от этого никуда не деться"), тем сложнее изменить сценарий.

Одни роли мы транслируем сознательно: выбираем из всего спектра информации о себе варианты для ответа на вопрос "Кто я такой?" - для ответа и себе, и окружающим. Другие роли мы выбираем и исполняем "нечаянно", мол, мы это не выбирали, оно само. Понять "нечаянные роли" можно оценив тренды своей истории - ситуации, отношения, которые стабильно присутствуют и повторяются, статистически подтверждаясь чаще, чем у окружающих.

Понравился комментарий про осознание неосознаваемые роли: "У меня роль человека, который постоянно работает почти без денег. Тренд такой, блин. Какую роль надо стабильно транслировать человеку, чтобы почти все время не было денег? Эмм... роль эдакой Золушки, во! Которая, зайка золотая, розы посадит, гречку просеет, самое себя познает, а ей за это сухарик можно погрызть. Чооооорт! А ведь это ж реально моя ключевая сказка".

atkritka_1366712823_473

Имеет смысл время от времени делать аудит ролей: как своих осознанных трансляций, так и нечаянно исполняемых, когда "оно само все время так складывается, ума не приложу почему". А после - продолжать творить Личную Историю в заданном русле, если все устраивает. Либо создавать изменения, если представления вашего личного балагана перестали вас наслаждать.

atkritka_1345909697_616

Если менять наскучившие шоу, то с чего начать?
Любые тренды (экономические, исторические, промышленные, образовательные и пр.) сходят на нет. Началом их конца являются "change agents" - агенты перемен, микротенденции. Это крошечные, неуловимые изменения - катализаторы больших изменений, будущих новых трендов. Так что я рекомендую начать с охоты на агентов перемен в личном сторителлинге.

Мы конструируем наши Личные Истории, выбирая события и ситуации, которые согласуются с нашим сценарием, и игнорируем то, что в него не укладывается. Некоторые игнорируемые нами исключения, если принять их во внимание, являются агентами перемен и имеют шансы изменить нежелательные для нас сценарии на предпочитаемые. В нарративной практике такие исключения называются "уникальные эпизоды"/"блистательные события" - это моменты, когда мы действовали вне наших сценарных фреймов: "Золушка", "Жилетка", "Закрыватель амбразур", "Перфекционист" и пр.

atkritka_1371403771_295

Вот тут в статье Дарья Кутузова пишет про уникальные эпизоды.
"Многие проблемы существуют в течение длительного времени, потому что они развиваются постепенно, и люди к ним приспосабливаются. Люди «срастаются» со своими проблемами и перестают отличать себя от проблемы и от контекста.
<...> Замечая даже мельчайшие изменения, люди становятся в большей степени готовыми рассматривать свою жизненную ситуацию с неожиданной позиции. Исключения из проблемной истории становятся «строительными кирпичиками» для выстраивания предпочитаемой истории. Нарративный практик обращает внимание на мельчайшие исключения из доминирующей проблемной истории, ситуации, где проблема могла одержать над человеком верх, но почему-то не одержала. Эти исключения называются «уникальными эпизодами»; они ложатся в основу новой, альтернативной истории жизни человека".


Неудачник, отправившийся на охоту за агентами перемен, может обнаружить, что удача - вот удача! - улыбалась и ему, но только в определенных ситуациях. Человек-"всехняя жилетка" вспомнить, что в его жизни были случаи, когда к нему обращались не для того, чтобы слить негатив, выплакать свои беды, а за вдохновением и благословением на добрые перемены. Если славно поохотиться, можно добыть 3-4 упитанных агента перемен - те уникальные эпизоды, которые явно противоречат негативным трендам в наших Историях.

После можно проанализировать найденные ситуации, сравнить их между собой. А затем найти общее в своих ролевых стратегиях, которые мы неосознанно выбирали именно в этих ситуациях... Осознать, кем мы были в этих эпизодах, как себя вели, ощущали. Мммм, сколько там вкусных инсайтов о том, какие роли в нашем личном балагане создают исключения из привычного сценария! А сколько сразу появляется тараканов с мудрыми глазами и видом сочувствующих докторов, которые по-отечески гладят по голове и объясняют, что исключения они на то и исключения - что все это дурно кончается - и что все это требует столько сил - и вообще когда это было - и не надо заниматься глупостями.
Отдельное феерическое шоу:)

С агентами перемен можно работать не только в ретроспективе - и в перспективе тоже. О чем далее.
А пока доброй охоты!
Tags: Дизайн-проект реальности, Ролевой Гардероб, Сторителлинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 55 comments