Хло-Фло (hloflo) wrote,
Хло-Фло
hloflo

Category:

ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ. ПРОЦЕСС

Продолжаю читать книгу "Психотехника парадокса".
Начало.
Симптом
"Секретные мотивы" семьи
Партикулярные ресурсы
Треугольник Карпмана: Притеснитель, Спаситель, Жертва

Какими компетенциями должен обладать "парадоксотерапевт"?
"Независимо от того, в какой мере данный случай подходит для лечения парадоксом, очень важно, чтобы терапевт умел мыслить циркулярно и парадоксально. Процесс мышления подобного рода мы описываем в первых трёх разделах.
Терапевт должен уметь:
1) относится к симптому как к орудию изменения;
2) видеть позитивные функции симптома (напр., гарантирование заботы, охраны, близости, стабильности и т.п.);
3) понять, почему используемая пациентом система координат не позволяет решить проблему.
Если терапевт применяет парадоксальные техники, и при этом он неспособен к парадоксальному пониманию проблемы, шансы на успех его интервенции не велики. Парадоксальное мышление является специфическим процессом, оно тесно связано с теорией коммуникации и теорией систем".

Кому показана терапия парадоксом: «терапевтоеды» и «терапиоманы»
"Мы считаем, что подходящими кандидатами на парадоксальную терапию являются «терапевтоеды» и «терапиоманы». Терапевтоеды - это лица, имеющие на своём счету множество пройденных терапий, из которых ни одна не принесла желаемого результата. Пациент такого типа, не скрывая удовольствия, рассказывает о том, насколько некомпетентными были предыдущие терапевты или же как плохо они к нему относились. Терапиоман, в свою очередь, живёт лишь затем, чтобы раз в неделю посетить терапевтический сеанс. В ходе лечения он переживает взлёты и падения, однако в конце лечения никакого видимого улучшения у него не наблюдается. Как терапевтоеды, так и терапиоманы оказывают в ходе лечения сильное сопротивление. Они могут декларировать желание получить помощь, но в действительности всегда саботируют действия терапевта".

Как определяется проблема?
"Проблема должна быть определена чётко и конкретно, в том виде, в котором она в данный момент проявляется. Самыми важными являются вопросы «кто?», «что?», «где?» и «когда», но не вопрос «почему?». Итак, терапевт спрашивает у пациента: «Кого касается проблема?», «Когда возникает симптоматическое поведение?», «Как часто это случается?», «Что происходит, когда выявляется проблема?». Он не интересуется эмоциональным состоянием. Проблемой являются повторяющиеся поведенческие паттерны, и терапевт должен детально ознакомиться с ними. Для этого необходимо проанализировать цепочку событий ведущих к проблеме и/или исследовать отдельные повторяющиеся элементы проблемы, создающие замкнутый круг. Поскольку нашей предпосылкой является циркулярность событий, мы вынуждены предположить, что в системе, состоящей из нескольких человек, каждый - так или иначе - имеет отношение к проблеме".
group

О парадоксальных директивах
"Многие из назначаемых нами заданий имеют парадоксальный характер. Их цель - разрушить патологические стереотипы поведения. Такие задания, как правило, имеют форму поведенческих рецептов, которые пациент должен будет реализовать дома. Терапевт может вручить ему парадоксальное письмо, которое тот прочтёт после сеанса, или же назначить ему домашнее задание".

"Рорбаух и его коллеги придумали интересное обоснование парадоксальным приказам. Они информируют пациента о том, что искусство контролирования симптома имеет два направления. Прежде чем человек научится подавлять симптом, он должен овладеть умением вызывать или же отыгрывать симптом. Кроме того, Рорбаух и сотрудники рекомендуют запланировать проявление симптома на определённое время (напр.: «Прошу вас каждое утро в течение пятнадцати минут погружаться в депрессию»), а в качестве обоснования они приводят следующее утверждение: «уж лучше держать под контролем момент проявления симптома, нежели позволить ему появиться спонтанно»".

"Когда речь заходит о представлении парадоксальных утверждений и домашних заданий, мы часто слышим вопрос: «Как вам удаётся сохранить серьёзное выражение лица в момент представления пациенту явно абсурдных приказов».
Задания часто оказываются настолько странными, что начинают казаться комичными. У терапевта, когда он представляет их, может возникнуть желание захихикать. <...> директивам, выдвигающим требования усилить симптоматическое поведение, сопутствует определённая степень невербальной дисквалификации или шутливая атмосфера. Данное положение требует точного подробного анализа видеозаписей. До сих пор эта тема не затрагивалась в литературе".

Продолжение следует...
Tags: БиблиоХлограф
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments