Хло-Фло (hloflo) wrote,
Хло-Фло
hloflo

Category:

И это все о нем: "клоун", "мерзавец", "провокатор", "гениальный терапевт". Еще о Френке Фарелли



Не так давно я публиковала отрывки из книги "Провокативная терапия" Ф. Фарелли. Френк Фарелли - американский психотерапевт, работавший с Карлом Роджерсом, создатель провокативной терапии - "метода шутки, провокации и переопределения".

Набрела на "ФАКТОРЫ ФАРЕЛЛИ" - поведенческие, стратегические и ментальные паттерны, которые используются в провокативной терапии. Они вызывают конфузионный транс, т.е. ступор, который с большим трудом поддается "перевариванию", что и доводит ситуацию до смеховой, до полного абсурда. Вот некоторые из них:

"Бери больше, кидай дальше!
У вас проблема? Да вы что, ведь лучше и быть ничего не может! Поощряйте проблемное поведение, мысли и настроения, описывая абсурдные преимущества (или не менее абсурдные возможные потери от изменения) или преувеличивайте способность клиента справиться с ними"
Сюрреалистические решения.
Предлагайте клиенту абсурдные, нелогичные, сюрреалистические, в стиле Дали, решения его проблем. Неважно, насколько абсурдные. Мужчине, с головой погруженному в жалость к себе: "Купите инвалидное кресло. Hе надо тратить энергию на ходьбу! Можно приделать к креслу громкоговоритель с магнитофоном. Он будет объявлять: "Дорогу! Дорогу! Идет Страдалец Года!"
Абсурдные объяснения.
"У меня проблемы, я не могу испытывать сильных эмоций." "А вы откуда родом?" "Из Фрисландии. [одна из провинций Hидерландов]" "А, так вон оно что! Там гор совсем нет, ветра сильные, они из фризцев все эмоции выдувают! Это культурно-генетический фактор. Мои исследования показывают, что у 86 процентов фризцев вообще нет эмоций!"
Преуменьшайте размеры проблемы по отношению к общему состоянию клиента.
Возьмите достоинство, которым клиент действительно обладает (положение в обществе, физическую привлекательность, интеллектуальный уровень и т.д.) Затем объявите, что для человека, обладающего таким достоинством, заявленная проблема абсолютно не имеет значения. "Hу и что, что вас никто не любит? При вашем положении в обществе вам вообще не нужно, чтобы вас кто-нибудь любил!"
Перекладывайте вину с клиента на обстоятельства и обратно.
Если клиент обвиняет в своих проблемах жизнь, обстоятельства, общество и т.п., обвиняйте клиента. Если же клиент винит себя, бомбардируйте обвинениями обстоятельства. Если клиент изменяет позицию, меняйте свою, всегда оставаясь на противоположной стороне. Обращаясь к бизнес-консультанту, который жаловался на то, что не может в достаточной степени сосредоточиться на нуждах клиентов: "Вот в этом и заключаются в наше время проблемы бизнеса! Если бы только эти проклятые клиенты не вмешивались, дела бы шли куда более гладко."
Драматизируйте свои выдумки.
Когда вы рассказываете об абсурдных решениях проблемы, или других абсурдных аспектах ситуации клиента, разыграйте небольшое представление. Hе просто рассказывайте, но показывайте, исполняйте роли. Постарайтесь придумать побольше деталей" (с) отсюда

Случай из практики
"Фарелли заключил пари относительно больной, которая полгода находилась в кататоническом (полностью неподвижном) состоянии. За 6 м-цев не произнесла ни слова, сколько врачи с ней не бились. Френк подозревал, что у нее просто нет мотивации для выхода из этого состояния, и поспорил с приятелем на 2 доллара, что через неделю женщина заговорит.
«Она относилась к нам как к мебели, совсем не признавала нашего существования, - пишет психотерапевт. – Раз так, я тоже буду относиться к ней, как к мебели».
Он выбрал сотрудников потяжелее и подбил их на авантюру. Они стали садиться к пациентке на колени по несколько раз в день. Мебель – значит, мебель.
На 4-й раз больная сделала слабую попытку отпихнуть сидящего.
«Она заговорит как миленькая», - был уверен Фарелли.
На шестой раз женщина рассмеялась, крепко толкнув одного из ребят в спину. Затем открыла рот и провозгласила: «Убирайтесь с моих колен к чертовой матери!»" (с) отсюда
Tags: Фарелли, Чудаки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments