Хло-Фло (hloflo) wrote,
Хло-Фло
hloflo

Categories:

Метафоры как конструкторы реальности

Сегодня читаем вслух замечательное исследование двух американских профессоров, специализирующихся на когнитивной лингвистике, Джорджа Лакоффа и Марка Джонсона "Метафоры, которыми мы живем" (1980 г.)

Исследование о том, что метафоры - это мощные конструкторы реальности, которые "могут об­ладать способностью определять действительность", творить истории.

"множество людей считает, что они прекрасно обходятся без метафор. Вопреки этому мнению мы обнаружили, что метафора пронизывает нашу повседневную жизнь, причем не только язык, но и мышление и деятельность. Наша обыденная понятийная система, в рамках которой мы думаем и действуем, по сути своей метафорична.
Концепты, которые управляют нашим мышлением, — не просто порождения ума. Они влияют на нашу повседневную деятельность, вплоть до самых тривиальных деталей. Наши концепты структурируют наши ощущения, поведение, наше отношение к другим людям. Тем самым наша концептуальная система играет центральную роль в определении реалий повседневной жизни".
___________________________________________
"Поскольку значительная часть социальной реальности осмысляется в метафорических терминах и поскольку наше представление о материальном мире отчасти метафо­рично, метафора играет очень существенную роль в установлении того, что является для нас реальным".
___________________________________________
"в обычном случае концептуальная система не осознается. О большинстве мелочей, которые мы делаем каждый день, мы просто не думаем, и делаем их более или менее автоматически по определенным схемам. Что представляют собой эти схемы — не ясно. Один из спосо­бов изучения этого — наблюдение за особенностями функционирования языка. Так как коммуникация основывается на той же концептуальной системе, которая используется и в мышлении, и в деятельности, язык оказывается важным источником данных об этой системе".
___________________________________________
"Чтобы как-то объяснить, что означает метафоричность концеп­та и как он структурирует нашу повседневную деятельность, начнем с понятия СПОР и концептуальной метафоры СПОР — ЭТО ВОЙНА. Эта метафора представлена в обыденном языке целым рядом выражений:

Он нападал на каждое слабое место в моей аргументации.

Его критические замечания били точно в цель.

Я разбил его аргументацию.

Я никогда не побеждал его в споре.

Вы не согласны? Хорошо, ваш выстрел.

Если вы используете эту стратегию, он вас уничтожит.

Он разгромил все мои аргументы.



Важно отметить, что мы не просто говорим о спорах в терминах войны: мы действительно можем выиграть или проиграть спор. Мы рассматриваем человека, с которым спорим, как противника. Мы атакуем его позиции и защищаем свои. Мы побеждаем или проигрываем. Мы разрабатываем и используем стратегии. Если мы обнаруживаем, что позицию невозможно защитить, мы можем покинуть ее и занять новую позицию для атаки. Множество вещей, которые мы совершаем в споре, частично структурированы концептом войны. Хотя реального сражения нет, есть словесное противостояние, и структура спора — атака, защита, контратака и т. п. — отражает это. Именно в этом смысле мы живем метафорой СПОР — ЭТО ВОЙНА. В данной культуре она структурирует наши действия в споре. Попробуйте представить культуру, в которой споры не воспринимаются в терминологии военных действий, когда один участник выигрывает, а другой — проигрывает; где нет атаки и защиты, победы или поражения. Представьте культуру, в которой спор рассматривается как танец, участники — как танцоры, а цель заключается в гармоничном и эстетически привлекательном танце. В такой культуре люди по-другому будут относиться к спорам, по-другому их переживать, по-другому их вести и по-другому о них говорить. Для нас же это вообще не будет спором: просто эти люди будут делать нечто иное. Будет странным даже называть их действия «спором». Возможно, наиболее нейтральный способ описания различия между их культурой и нашей заключался бы в утверждении, что форма нашего дискурса структурирована в терминах битвы, а у них — в терминах танца".
___________________________________________
"даже в самых идеальных случаях... РАЦИОНАЛЬНЫЙ СПОР все же осмысляется и ведется в терминах ВОЙНЫ. По-прежнему имеется позиция, которую надлежит занять и отстаивать, вы можете победить или проиграть, у вас есть оппонент, позицию которого вы атакуете и пытаетесь уничтожить и аргументы которого вы пытаетесь разгромить.... Суть здесь в том, что не только наше представление о споре, но и способ его ведения коренятся в нашем знании и опыте физического столкновения. Даже если вы никогда в жизни не принимали участия в кулачной драке, не говоря уже о войне, но спорили уже с того времени, как начали говорить, вы все-таки воспринимаете аргументы и строите их в соответствии с метафорой СПОР — ЭТО ВОЙНА, потому что она встроена в концептуальную систему культуры, в которой вы живете".

Далее:
О метафорах нашей культуры, которые определяют реальность: ВРЕМЯ - ДЕНЬГИ, РАБОТА - РЕСУРС
О метафоре ПРОБЛЕМА - ЗАГАДКА
О конструировании реальности с помощью метафор
О самопонимании.
Tags: БиблиоХлограф, Вербальная магия, Правополушарное, Сторителлинг
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments