?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Клиент: Я ждал изменений, ждал, когда я начну жить, встречу кого-нибудь.
Полгода назад мне это надоело.
Фарелли: Надоело быть собой? У тебя такая редкая способность мириться
с невозможным.
Клиент: Я не хочу быть самим собой таким. Например, я - психолог. Но я не
могу работать с людьми нормально. Я их боюсь.
Фарелли: Может, тебе за зеркалом работать. Как с шизофрениками работают,
которые всего бояться. "Это говорит твой разум"...
Френк Фарелли, чудаковатый психотерапевт-бугагашник,
создатель провокативной психотерапии


Читаю ответы Ройтмана, создателя "Марафона". Есть спорные вещи, есть явные провокации. Но с рядом вещей согласна.

ПРО ЛЮБИМЫЕ ГРАБЛИ

"Если наступаешь на одни и те же грабли,
значит, они стоят того. Значит, ох..енные грабли!"

"Часто ко мне обращаются люди, с которыми постоянно случаются одни и те же неприятности. Например: «Меня все время увольняют в числе первых, когда есть сокращение…», «Мне не везет с друзьями, мои лучшие подруги оказываются предательницами», «Мою машину постоянно бьют на стоянке» и тому подобное.
Как консультант, как тренер, я всегда задаю вопрос: если ваш друг придет к вам и расскажет, что вот уже восьмой раз он чинит задний бампер,что вы ему скажете? Что это случайность? А может, что он парковаться не умеет? Кoгда мы говорим о других, возникает мысль о некой логике процесса. Когда мы говорим о себе, возникает некая фатальная случайность. Трудно увидеть закономерность, когда речь идет о самом себе, своей машине, своем ребенке. Легче увидеть в происходящем случайность, карму, знак зодака и астрологический прогноз.

Почему наступаем на одни и те же грабли?
На эту тему есть хороший анекдот. В одном церковном приходе поп упал с колокольни, и ни одной царапины. Дьякон сказал — «Случайность«. Когда поп во второй раз упал с колокольни и опять ни одной царапины, дьякон сказал — «Совпадение«. А вот когда поп в третий раз упал с колокольни и опять ни одной царапины, тогда дьякон сказал — «Это ПРИВЫЧКА«.
Этот анекдот, кроме всего прочего, иллюстрирует тот факт, что со сторны увидеть закономерность легче. Вам кажется, что на вам просто не везет? Что неудачно складываются обстоятельства? Но мне не верится, что поп упал с колокольни случайно, зачем он полез-то туда вообще? Я как человек, живущий на площади, наблюдаю ежедневно в 10:01 падение попа и уже зову к этому времени друзей, полюбоваться на его полет.

Как перестать наступать на одни и те же грабли?
Надо выявить систему связей. Что мы будем делать в случае с попом? Для начала я, как консультант, выясню, а хочет ли поп заниматься чем-нибудь другим между 10 и 11 утра ежедневно. Это для того, чтобы выяснить, есть ли у него вторичная выгода от падения с колокольни. Говоря проще, а что поп с этого падения имеет?
Дальше пытаемся это осознать. Здесь поп поймет, что он падает с колокольни оттого, что попадья его жалеет и не уходит к любовнику, и это единственное, что держит их вместе. Возможно, поп продолжит падать с колокольни, но осознанно, понимая зачем. Подстелит себе соломы, падать будет аккуратненько, а еще дней через семь, посчитав ребра, напишет прошение в синод о разводе или еще как-нибудь решит бросить попадью, например, с той же колокольни. Он как-то выйдет из замкнутого круга, тем или иным путем. Это решение, которое примет поп.

<...> а может ли поп справиться с ситуацией без помощи консультанта, если в какой-то момент решит, что 25-й раз падать с колокольни — это перебор?
Может. Поп может сесть со своим другом дьяконом и попытаться посмотреть на ситуацию со стороны. Максимально честно, взглянуть на то, что прячется в глубине его души. По идее, задать самому себе провокационные вопросы типа «а зачем мне это надо?» и честно ответить на них поп может даже и без помощи друга.
Главное — очень захотеть перестать ежедневно летать с колокольни".

ПРО ЖЕЛАНИЕ СПАСАТЬ ТЕХ, КТО НЕ ПРОСИТ

"Многочисленные проблемы возникают, когда мы пытаемся оправдать
ожидания других, вместо того, чтобы определить наши собственные"

Карл Рэнсом Роджерс

"-Мой папа курит и не занимается своим здоровьем, он же вгоняет себя в гроб! Я не могу на это спокойно смотреть.
-Моя сестра постоянно «влипает» в отношения с совершенно неподходящими мужчинами. Ничего из этого хорошего не выходит, она по прежнему не замужем. Я за нее переживаю, но она моих советов не слушает, что делать?


Я в такой ситуации могу предложить три выхода.
1. Сказать по-честному «Папа, я волнуюсь и переживаю, что ты скоро умрешь, и я останусь одна.» Папа ответит: «Не волнуйся, дорогая деточка, я все равно когда нибудь умру, с этим надо смириться».
2. Тогда включается второй способ: прямая осознанная манипуляция. К примеру, у вас диабет. Вы заявляете: "Папа, пока ты не бросишь курить, я не буду принимать лекарства от диабета, и когда у меня отвалятся ноги, ты будешь виноват". При этом демонстративно складывайте лекарства в вазочку на середине стола. Желательно, что бы они были еще и очень дорогие. Если папа строит с вами честные и прямые отношения, он говорит: "Детка, если хочешь — береги свое здоровье, а если хочешь — болей, это твое право. У тебя своя жизнь, у меня своя. Я конечно буду нервничать и переживать, но я справлюсь. А с шантажистами переговоры не веду".
3. Остается третий способ. Проявить к папе уважение, которого он вполне заслуживает и доверить ему жить его жизнь самому, и вам жить свою жизнь. Он действительно тогда умрет, или не тогда умрет и вы останетесь совсем одни. Дело так и обстоит: мы приходим в этот мир одинокими, одинокими и уходим, все встречи, происходящие по пути — это прекрасные подарки.
Соглашусь с тем, что третий вариант труден и не прост в исполнении. Поэтому я и предлагаю пройти полностью первые два варианта, а уж потом, когда они не сработают, использовать третий".

"У моего друга на протяжении вот уже нескольких лет депрессия на фоне развода. Посещает психиатра, пьет антидепрессанты. И если год назад все было совсем плохо (как раз тогда он и развелся официально) — потерял хорошую, а главное — любимую, работу, закрылся от всех, жил, как бомж — где и как придется, то сейчас все наладилось. И на работу вернулся, и с окружением все в порядке (иначе и быть не могло: он очень добрый и светлый человек) и квартиру снял вместе со старшей дочкой.
Все настолько хорошо, что он почти месяц «забывал» принять антидепрессанты. И то ли от этого (но он уже 2 недели как восстановил прием), то ли вообще причина совсем в другом, его опять начала «крыть» депрессия.
Говорит, ощущение, что все-все-все очень-очень плохо.
Пробовала разложить по частям, а что плохо-то, собственно? По-вашему, по-мужски, не захотел разбираться. <...> Я переживаю за него, что опять сорвется. На этот раз на работе долго терпеть не будут. Уволят без сожаления. А для него это так важно. Я не знаю, чем могу ему помочь и как себя правильно вести во время его приступов черного негативизма. Жалеть — непродуктивно, молчать — немилосердно, советовать — так непрошенный совет вызывает только сопротивление.
Помогите нам, пожалуйста.


Звучит для меня ваше обращение следующим образом: у меня есть взрослый, зрелый, здравомыслящий друг. Он очень болен тяжелейшим заболеванием. Причем как все мужчины он отличается недисциплинированностью и инфантильностью. Он элементарно не принимает таблетки, способные ему помочь. Не ходит к доктору, который мог бы делать ему уколы и воспитывать его в правильном направлении. Убедительно прошу вас помочь мне, выделив наручники для привязывания к батарее, а также автомобиль с решеткой, а также полицейского раз в неделю для препровождения его к врачу и обратно.
Боюсь, что не только я не смогу помочь вам, но даже полиция и система здравоохранение. Либо он не дееспособен, и место ему в психушке, либо он здоровый, взрослый и дееспособный человек, имеющий право выбирать свою жизнь. Каким бы противоестественным бы вам это не казалось. Его проблему вам без наручников не решить, а вы, похоже, на это не готовы. Теперь возьмем вашу проблему, которая мне как раз кажется более реальной. Ваша проблема, как мне она видится, звучит следующим образом: глубоко в душе вы мните себя господом богом. Вы думаете, что вы можете спасти самых близких, любимых от болезней, страданий, от самой смерти. Спешу вас разочаровать. Вам придется принять и смириться с тем, что вы не способны, не можете. Более того, это даже не ваш промысел. Есть вещи, которые вам доступны и посильны. Жить свою жизнь, жить ее осознано, учиться быть счастливой. Черта проходит здесь".

Comments

( 70 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
almafuego
Aug. 23rd, 2013 05:12 am (UTC)
Спасибо!!! Второе мне просто нужно распечатать большими буквами и развесить на всех видных местах:)
jule_t
Aug. 23rd, 2013 05:12 am (UTC)
грешно смеяться, но правда ведь смешно...и практический каждый раз ведь и на консультациях, и у самой себя, пока уже шишка синеть не начнет)))
у любой "печальки" всегда есть своя цена и своя выгода, вопрос только в весах)
hloflo
Aug. 23rd, 2013 05:45 am (UTC)
А иногда вопрос в козерогах:)
(no subject) - jule_t - Aug. 23rd, 2013 05:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - de_mut - Aug. 23rd, 2013 07:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - jule_t - Aug. 23rd, 2013 07:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - redtata - Aug. 25th, 2013 03:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - jule_t - Aug. 25th, 2013 03:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - redtata - Aug. 25th, 2013 03:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pretty_i_am - Aug. 23rd, 2013 07:25 pm (UTC) - Expand
nafka
Aug. 23rd, 2013 06:10 am (UTC)
пилила мужа,что поздно под утро ложится спать и тем самым гробит своё здоровье. потом перестала. пусть сам разбирается)
cyara
Aug. 23rd, 2013 06:19 am (UTC)
Спасибо огроменное! Очень вовремя. Как раз пытаюсь с любимыми граблями разобраться. На все самые актуальные вопросы здесь кажется есть ответы. У вас поистине волшебный журнал, спасибо!
xaxahappy
Aug. 23rd, 2013 06:32 am (UTC)
ООО, это очень непросто - дать людям нести ответственность за их жизнь, особенно когда привыкаешь прикрывать это "заботой" и "волнением"))) Но когда знаешь, что зачем и почему - уже проще становится пробираться в этих дебрях к собственной и чужой свободе. СПАСИБО!
salembo
Aug. 23rd, 2013 06:44 am (UTC)
когда самый близкий человек здравомыслящий и взрослый, ничего не меняя, продолжает страдать, то приходится выбирать с ним или без него. это во мне появляется самое большое сопротивление во мне вызывает.
ну и есть же, наверное, разница между помочь и сделать за. или это не тот случай?
hloflo
Aug. 23rd, 2013 07:05 am (UTC)
Помочь без спросу нужна ли помощь?
(no subject) - salembo - Aug. 23rd, 2013 07:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - hloflo - Aug. 23rd, 2013 07:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - salembo - Aug. 23rd, 2013 07:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - tochka_zyu - Aug. 27th, 2013 08:40 am (UTC) - Expand
somikova
Aug. 23rd, 2013 06:46 am (UTC)
а если ситуация такова, что близкий человек не просто себя гробит, а становится невозможным в общении - тогда чего?
hloflo
Aug. 23rd, 2013 07:07 am (UTC)
Я тут не советчик. У меня такая картина мира, что мои советы вряд ли Вас устроят:)))
(no subject) - somikova - Aug. 23rd, 2013 07:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - hloflo - Aug. 23rd, 2013 07:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - somikova - Aug. 23rd, 2013 11:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - lartemisa - Aug. 23rd, 2013 12:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hloflo - Aug. 23rd, 2013 01:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kakajatakaja - Aug. 24th, 2013 05:50 am (UTC) - Expand
marina_solmari
Aug. 23rd, 2013 06:47 am (UTC)
Как в поговорке "не лишай других счастья быть несчастными")))))))). Доброго прекрасного утра и чудесного дня, милая Хло!!
hloflo
Aug. 23rd, 2013 07:07 am (UTC)
Привет:)
zhinsheng
Aug. 23rd, 2013 07:08 am (UTC)
Была такой клушей-хлопотуньей, пока однажды любимый мужчина не сказал в запале "Да пошла ты на х... со своей заботой!". Грубо, конечно, но зато как действенно - больше не лезу с советами и помощью, пока не попросит. И он себя чувствует спокойней, и я свободней.
gold_leaf
Aug. 23rd, 2013 07:17 am (UTC)
и согласна, и одновременно не знаю...
вот, например, есть у меня такой друг. И когда он начинает говорить о своих проблемах, я могу или выдавать сочувствующие междометия или сказать: "Ты сам это выбрал". А он начнет кричать "Да, точно нет". и возникнет у нас никому не нужный дебат.

Ну как с тем попом, что падает с колокольни.
Стоп! поняла :)
hloflo
Aug. 23rd, 2013 07:36 am (UTC)
Понятно, что он начнет кричать:) Он же это не выбирал, оно само! Ну и что, что пятый раз? Все равно само!

Вот приходит к тебе человек с проблемой. Что надо сделать в первую очередь?:)
(no subject) - gold_leaf - Aug. 23rd, 2013 07:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - hloflo - Aug. 23rd, 2013 07:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - gold_leaf - Aug. 23rd, 2013 08:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - hloflo - Aug. 23rd, 2013 08:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - gold_leaf - Aug. 23rd, 2013 09:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - hloflo - Aug. 23rd, 2013 01:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gold_leaf - Aug. 23rd, 2013 02:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hloflo - Aug. 23rd, 2013 02:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gold_leaf - Aug. 23rd, 2013 02:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gold_leaf - Aug. 23rd, 2013 02:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - summer_hare - Aug. 23rd, 2013 09:41 am (UTC) - Expand
(no subject) - yaagatha - Aug. 23rd, 2013 09:53 am (UTC) - Expand
tatianadoll
Aug. 23rd, 2013 07:18 am (UTC)
Смешно и замечательно...У меня тоже во лбу долго горела шахтерская лампочка "Помогатель 911"...Потом перегорела..А новую я вкручивать не стала(хоть и больно смотреть ,как твои близкие лбом бункеры открывают...лбы их,бункеры тоже...а вдруг откроют?:))
hloflo
Aug. 23rd, 2013 07:37 am (UTC)
:)
w_u
Aug. 23rd, 2013 08:32 am (UTC)
Как вовремя, метафоры очень действенные!
Отучаю себя от "принуждения к добру", тяжеловато, конечно, но дается :)
wiuff
Aug. 23rd, 2013 08:33 am (UTC)
Спасибо большое! Замечательно написано! Сохранила себе, чтобы время от времени освежать в памяти, когда захочется побубнеть и поучить других жить "правильно":)
eternele
Aug. 23rd, 2013 08:38 am (UTC)
хуже, когда ты не жаловался и не просил, и вообще у тебя всё круто, а кто-то кидается тебя спасать насильно, объясняя, как ужасно ты живёшь.
olyonushka
Aug. 23rd, 2013 08:05 pm (UTC)
Вообще-то этой фразой Вы провоцируете себя спасать... От непрошенных спасателей. ))
Может, и в жизни?
(no subject) - eternele - Aug. 23rd, 2013 08:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - olyonushka - Aug. 24th, 2013 04:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - eternele - Aug. 24th, 2013 05:53 am (UTC) - Expand
(Anonymous)
Aug. 23rd, 2013 09:38 am (UTC)
Елена Полякова
Мерзотный взгляд на жизнь.
Лежит старушка в луже - ну и пусть лежит, это же ее выбор! Она сама пошла по этой скользкой дороге. Взрослый, дееспособный человек! А почему это вас так волнует? Ваша проблема в том, что вы мните себя великодушным человеком не способным пройти мимо чужой беды? Спешу вас разочаровать - это не ваш промысел! Учитесь быть счастливым!
Я, конечно, утрирую, но суть от этого не меняется.
hloflo
Aug. 23rd, 2013 10:05 am (UTC)
Re: Елена Полякова
Угу, тут не только над старушками измываются, тут еще пьют кровь христианских младенцев
Re: Елена Полякова - kachura_nataly - Aug. 23rd, 2013 11:17 am (UTC) - Expand
Re: Елена Полякова - pretty_i_am - Aug. 23rd, 2013 07:41 pm (UTC) - Expand
Re: Елена Полякова - tochka_zyu - Aug. 27th, 2013 08:23 am (UTC) - Expand
Re: Елена Полякова - tochka_zyu - Aug. 27th, 2013 08:17 am (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 70 comments — Leave a comment )

Profile

Хло
hloflo
Хло-Фло

Latest Month

July 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com