Хло-Фло (hloflo) wrote,
Хло-Фло
hloflo

Categories:

Архетипы: гендер

Среди экспертов проекта по архетипам, который проходил у меня в ЖЖ в 2016-2017 годах, была Инга Адмиральская, кандидат психологических наук, психотерапевт, специалист в области гендера. Инга вела гендерную лабораторию, исследовала с многочисленными участниками, какие архетипажи являются "гендернооформленными", какие "гендерноплавающими", какие "гендернонейтральными" и пр.
Краткие резюме по каждому архетипажу.

СЛАВНЫЙ МАЛЫЙ
Гендер: "Четко определяемый. Асексуально-романтичный. Славный Малый никого не заставляет тревожиться – он прямо и недвусмысленно распознается, но при этом абсолютно выпадает из гонки за лидерство в вопросе сексуальной привлекательности. Он таков, что никому не придет в голову мериться с ним женственностью/мужественностью. Другими словами, внешне Славный Малый гендерно маркирован, но при этом умудряется находиться вне эмоционально заряженной темы сексуальной привлекательности и брачных игр"

ПРОСТОДУШНЫЙ
Гендер: "Наивные, вне зависимости от их реального гендера, воспринимаются как дети, резвящиеся в персональном Эдеме до грехопадения-пубертата. Андрогинны, инфантильны, милы – гендер смазывается, в рамках этого архетипа социальные предписания и ограничения не работают. Наивному незнакомы стыд и смущение, его сексуальность больше похожа на игру, в ней нет соблазнения и завоевания"

ОПЕКУН
Гендер: "Четко определяемый. Опекун не "сидит" на Беллуччи и Бандерасе. Хотя Опекуны-мужчины и Опекуны-женщины неуловимо похожи друг на друга, они не андрогинны. Наставников разного пола невозможно спутать, гендер выражен четко, но… представители этого архетипа «одеты» в свою задачу, свое предназначение. Будучи на своем месте и имея дела с незрелыми и формирующимися, Опекун не может быть сексуальным, не может провоцировать и соблазнять. В этом просвечивает запрет на инцестуозные отношения, поскольку Опекун – символический «отец» или «мать» для своих воспитанников"

МАГ
Гендер: "Маг присутствует на обоих гендерных полюсах, и сквозь роскошные женские образы просвечивает волевая мужская суть, а за мощным мужским предъявлением проглядывает феминная чувствительность и тонкость. Он пластичен. В сексуальности магов нет ориентированности на другого (и, соответственно, демонстрации сексуальности для привлечения внимания), но она – необходимое топливо для их деятельности"

МУДРЕЦ
Гендер: "Мудрец выглядит не столько, как гендерно нейтральный или андрогинный, сколько находящийся «вне пола». Один из способов быть «вне пола» - символический «климакс», поэтому нередки ассоциации с пожилыми людьми в амплуа Мудрецов. Мудрец лишен каких-либо эротизированных деталей, его тело скрыто под одеждой и формы могут только угадываться. Сами формы лишены выраженных гендерных признаков, либо эти признаки хорошо скрыты. Самая детализированной область его образа – лицо, основной акцент на глазах"

БУНТАРЬ
Гендер: "Вне гендера, с возможностью гендерного перфоманса. Если социально-исторический контекст обуславливает четкую гендерную маркировку (девочки в розовом, мальчики в голубом), то Бунтарь будет действовать по принципу «взболтать, но не смешивать». Если в моде унисекс, он, наоборот, ярко обыграет типично мужской или женский костюм"

ГЕРОЙ
Гендер: "Воины и Воительницы похожи друг на друга четкой и стремительной пластикой, угловатыми чертами лица, короткими стрижками. Этот архетип, взятый без примесей, тяготеет к андрогинности. Воином можно восхищаться, им можно любоваться, но внутри этого мифа нет места сексуальному напряжению. Вернее, здесь нет места второму, партнеру. Воин занимается сексом со своей целью – ей одной подчинено его возбуждение, к ней он стремится со всей страстью. Возможно, именно поэтому представитель этого архетипа воспринимается нами как одиночка. Воин выстроен вокруг внутреннего стержня – своих установок, ценностей и целей"

ИСКАТЕЛЬ
Гендер: "Мы воспринимаем Искателя как образ, ощутимо сдвинутый к мужской части гендерной шкалы. В умеренном выражении он выглядит как гендерно нейтральный, андрогинный. Это архетип, маскирующий человека, но выставляющий на первый план его занятие, функцию, цель, содержание деятельности. Он находится вне соблазнения или доминирования, беспол и ориентирован на свою цель"

ПРАВИТЕЛЬ
Гендер: "Мы можем воспринимать Правителя как образ, находящийся на полюсах гендерной шкалы – четкий, внятный и легко распознающийся. Мужчины-Правители маскулинны (и нередко бородаты), женщины - элегантны, плавны и точны в движениях. И те, и другие никогда никуда не торопятся, в каждом моменте статичны и отличаются высоким контролем – за собой, другими, всей подотчетной им территории. Представители этого архетипажа – львы и львицы, скорее зрелые (вне зависимости от возраста) и находящиеся в расцвете своих сил. Их сексуальность продуктивна и является атрибутом мощи, власти, могущества, контроля над территорией"

ЭСТЕТ
Гендер: "Женщины представляют собой полюс феминной гендерной шкалы, мужчины распределены по маскулинной. Возможно, это отражает общественное представление о красоте (женщина – должна быть красивой, мужчина – опционально). Общество предъявляет к женщинам более строгие требования в отношении внешности и привлекательности, а сексуальность и соблазнительность находятся в топе списка ожиданий. Мужская (гетеросексуальная) сексуальность менее детализирована и фетишизирована в одежде"

ШУТ
Гендер: "тяготеет к агендерности и кросс-гендерности. Похоже, что гендер и сексуальность - это те пространства, в которые Шут заходит редко, разве что по делам. Как, например, артисты шоу бурлеска, которые эффектно и задорно раздеваются, обыгрывая при этом свои телесные особенности (в том числе, отстегивая протез ноги)"

ТВОРЕЦ
Гендер: "Творцы находятся вне тех трех измерений - вне гендера, вне сексуальности, вне возраста. Это архетип, который сложно двигать по гендерной шкале с помощью каких-то конкретных приемов типа аксессуаров или тканей. Он воплощает этот гендер здесь и сейчас, а не подчеркивает его высокими каблуками или галстуком. В образе может не быть ни одной детали, традиционно связываемой с женственностью или мужественностью, но тем не менее он будет четко и ярко спозиционирован на гендерной шкале. Одним словом, сотворен"
Tags: Ролевой Гардероб, Технологии поиска Себя, архетипы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments