Хло-Фло (hloflo) wrote,
Хло-Фло
hloflo

Categories:
Есть социальные архетипажи: Правитель, Герой/Воин, Опекун. Есть внесоциальные/околосоциальные, "маргинальные" архетипажи: Бунтарь/Изгой, Шут, Маг, Творец.
Читаю статьи про пояс - как вещь, отделяющую в культуре разных народов социальное и внесоциальное, свое/обыденное от чужого/пугающего. Разграничивающее "я в безопасности/в домике" и "у меня крыша улетела". И понимаю, почему распоясавшийся Воин или Опекун - "не может быть!", это не норма, угроза привычному бытию, подрыв основ. А распоясавшийся Шут или Творец - "что, опять?" и "ну а что с них взять".
_________________

"Пояс используется как оберег во многих культурах, некоторые исследователи связывают такую семантику пояса с его формой, формой правильного круга, замкнутой окружности. Представлялось, что пространство вокруг человека в форме замкнутого круга делает его недосягаемым, недоступным для злых духов, играет роль оберега. Подобные пространственные категории, восходившие к глубокой древности, были известны многим народам. Граница может быть смоделирована по-разному: забор, пояс, прочерченный круг и т.п.

Вера в магическую роль преграды в фирме окружности, недоступную недоброжелательным духам, прослеживается и в древнем обычае постоянно носить пояс. По сообщениям информаторов, в прошлом все носили пояс постоянно, с детства до смерти. Д.К. Зеленин предполагал, что магический круг-оберег развивался из кругового обхода человеком той местности, где человек надумал заночевать, идя поселиться надолго; такой обход был необходим, чтобы убедиться в отсутствии гнезда хищников, особенно змей, и т.п.

.... персонажи хтонического мира традиционно появляются без пояса: например, русалка может быть голой или одетой в белую рубаху, но обязательно подчеркивается отсутствие пояса. <...> снятие пояса означало приобщение к потустороннему миру. В родильных ритуалах роженица распоясывалась, распускала волосы, снимала кольца и т.д. Этими символическими действиями она "размыкала" себя, теперь она не была ограниченной внутри пояса, ее силы теперь не скованы поясом "внутри" нее. То, что женщина снимает пояс, обозначает ее вступление в контакт с силами природы"
Н.С. Кошубарова, "Ткань в русской традиционной культуре: знак и функция"
_________________

"Пояс, отделяющий людей от нелюдей, одновременно служит и границей двух сущностей в самом человеке: "Все мы по пояс люди (наполовину скоты). <...> пояс снимается в случае контакта со сферой чужого. Снявший пояс сам приобретает признаки чужести (условие обеспечения контакта)"
А. К. Байбурин, "Пояс (к семиотике вещей)"
_________________

Видимо, пояс сдвигает образ к более человеческому - к тому, что маркируется, как "свой", "предсказуемый", "встроенный в более-менее понятную систему". Пояс на Маге делает образ менее хтоническим и более плотным/телесным, пояс на Творце и Бунтаре обещает хоть какую-то предсказуемость. Конусообразный силуэт и отсутствие пояса на Правителе и Опекуне добавляют им немного магичности.

Tags: Ролевой Гардероб, архетипы, метаимидж
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments