Хло-Фло (hloflo) wrote,
Хло-Фло
hloflo

Survivorhumor - юмор для выживания

Несколько лет я вела в ЖЖ funthinkers - сообщество помогающих практиков во всех возможных отраслях, которые практикуют несерьезные подходы к решению сложных проблем и задач. И там я время от времени выкладывала посты под тэгом survivorhumor/юмор для выживания. Это были отрывки из исследований, факты, истории о природе юмора и игр в пограничных ситуациях. Отрывок ниже отлично бы вписался туда, но сообщество затихло. Выложу сюда.

"Этнографы и фольклористы, исследующие погребальные церемонии в различных культурах, неоднократно обращали внимание на наличие в ритуалах, связанных с захоронением умершего, смеховых элементов.
<...>
А.Котляревский отмечал, что не всегда похоронные ритуалы «имеют грустный траурный характер… они не исключают своего рода… веселья». Это же явление десятью веками ранее описал арабский путешественник Ахмед Ибн-Фадлан, обративший внимание во время присутствия на древнеславянских похоронах «руса» на «чрезмерный смех». Позднее антиохийский патриарх Макарий с осуждением отметил совершение поминального обряда по умершему славянину «с полной радостию и весельем».

Состоявшийся в 1231 году Руанский собор запретил игры и развлечения на кладбищах. Нантский съезд католического духовенства (1405 год) принял аналогичное обращение к прихожанам, напомнив им о недопустимости игр на кладбищах с участием мимов, гистрионов, жонглеров и музыкантов.
<...>
... вопрос, задававшийся во время исповеди католику в Средние века: «Не распевал ли ты там (на кладбище — А.Б.) дьявольские песни, и не участвовал ли в плясках, придуманных язычниками, которых обучил дьявол, и не пил ли там и не веселился ли, отбросив все благочестие и чувство любви, как бы в восторге от кончины ближнего твоего?»
<...>
Кладбище, по словам А. Гуревича, зачастую становилось «форумом» общественной жизни»; на нем собирался народ, здесь и печалились, и веселились…». Погосты в раннесредневековой Европе были местом ярмарочной торговли, свиданий молодежи, массовых гуляний.
<...>
... соседство трагических и комически-игровых элементов. Их сочетание мы обнаруживаем с канопах - этрусских сосудах для хранения пепла умершего. Канопы представляли одновременно емкость для праха, оставшегося после кремации, и стилизованный портрет умершего, размещенный на крышке. На многих канопах человеческое лицо освещено так называемой «архаической улыбкой», свойственной некоторым древнегреческим мужским статуям - куросам; улыбающимися древнеегипетские каменотесы изображали также фараонов. Улыбка и смерть на погребальной канопе, надмогильном скульптурном портрете, как и в жизни, располагались рядом"
(с) А. Г. Баканурский, исследование "СМЕРТЬ И СМЕХ"


Видимо, мы что-то потеряли вместе с этим взглядом на мир, где симбиоз плача и пляса - естественное состояние.
Tags: Как же задолбали твои проповеди Хло, Управление хаосом, Хитромудрое мироустройство
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments