
"Этнографы и фольклористы, исследующие погребальные церемонии в различных культурах, неоднократно обращали внимание на наличие в ритуалах, связанных с захоронением умершего, смеховых элементов.
<...>
А.Котляревский отмечал, что не всегда похоронные ритуалы «имеют грустный траурный характер… они не исключают своего рода… веселья». Это же явление десятью веками ранее описал арабский путешественник Ахмед Ибн-Фадлан, обративший внимание во время присутствия на древнеславянских похоронах «руса» на «чрезмерный смех». Позднее антиохийский патриарх Макарий с осуждением отметил совершение поминального обряда по умершему славянину «с полной радостию и весельем».
Состоявшийся в 1231 году Руанский собор запретил игры и развлечения на кладбищах. Нантский съезд католического духовенства (1405 год) принял аналогичное обращение к прихожанам, напомнив им о недопустимости игр на кладбищах с участием мимов, гистрионов, жонглеров и музыкантов.
<...>
... вопрос, задававшийся во время исповеди католику в Средние века: «Не распевал ли ты там (на кладбище — А.Б.) дьявольские песни, и не участвовал ли в плясках, придуманных язычниками, которых обучил дьявол, и не пил ли там и не веселился ли, отбросив все благочестие и чувство любви, как бы в восторге от кончины ближнего твоего?»
<...>
Кладбище, по словам А. Гуревича, зачастую становилось «форумом» общественной жизни»; на нем собирался народ, здесь и печалились, и веселились…». Погосты в раннесредневековой Европе были местом ярмарочной торговли, свиданий молодежи, массовых гуляний.
<...>
... соседство трагических и комически-игровых элементов. Их сочетание мы обнаруживаем с канопах - этрусских сосудах для хранения пепла умершего. Канопы представляли одновременно емкость для праха, оставшегося после кремации, и стилизованный портрет умершего, размещенный на крышке. На многих канопах человеческое лицо освещено так называемой «архаической улыбкой», свойственной некоторым древнегреческим мужским статуям - куросам; улыбающимися древнеегипетские каменотесы изображали также фараонов. Улыбка и смерть на погребальной канопе, надмогильном скульптурном портрете, как и в жизни, располагались рядом" (с) А. Г. Баканурский, исследование "СМЕРТЬ И СМЕХ"

Видимо, мы что-то потеряли вместе с этим взглядом на мир, где симбиоз плача и пляса - естественное состояние.