Хло-Фло (hloflo) wrote,
Хло-Фло
hloflo

Category:

ПРОЕКТ ПО АРХЕТИПАМ "РОЛЕВЫЕ ГАРДЕРОБЫ". ШУТ. АЛИНА ШМАНЕВА.

Эксперт проекта:

АЛИНА ШМАНЕВА
Историк культуры, ведущая Курса о женских образах в литературе и искусстве в Школе образных решений IDEA-class

АРХЕТИП "ШУТ"

Шут – единственный архетип, кому позволено обескураживать и срывать границы условного, пользуясь маской несерьезности. Вообще-то он сам себе позволил. Думаю, это всё, что нам стоит знать о Шуте. Потому что дальше перед нами разыграется неуправляемая вакханалии отменных сценариев на любой вкус, которую и анализировать-то ни к чему: только смотреть и наслаждаться. Но давайте рискнем…

Всё выглядит так, как будто он прорезает ситуацию изнутри острым ножом с яркой рукояткой чисто из любопытства посмотреть, как всё устроено. А потом охотно об этом рассказать в невероятных образах, от которых вам точно станет хорошо.
Обществу эта вполне себе хирургия приносит облегчение, как правило. И Шут, вопреки стереотипам, нужен как панацея, в тот момент и в том месте, когда совсем край и ничего не помогает. С локальными Апокалипсисами он справляется не хуже Героя, а зажжет подгнившую мораль не менее ярко и эпично, чем Бунтарь, только еще и с фейерверками.
Его револьвер выстреливает цветными конфетти (который спрятан за связкой воздушных шаров и выглядит безобидно чуть более чем совсем), хотя на деле метит точно в цель. Перед ним обезоруживается порой даже смерть и часто отходит в сторону тех, кто помрачнее, потому что юмор – сама жизнь. Помните кучу историй про онкологических больных, которые махнули на всё рукой, заперлись дома с комедиями и… внезапно выздоровели. На этом умении улыбаться и побеждать, глядя в лицо самому страшному, построен и отличный фильм «Жизнь прекрасна» (1997).

Преодоление всего, что кажется безмерно серьезным, неизбежным и пугающим. Там, где серьез граничит с гротеском, зажигает жизнь именно Шут. В нем спрятано согласие с жизнью. Тайный чит-код на тему «Ок, жизнь, что бы ты ни надумала, уж я сумею над этим поугорать и развеселить других». Они азартно и свободно играют с самой жизнью, принимая самые неожиданные ее стороны. И, как ни странно, та отвечает взаимностью. Есть еще у Шутов классная черта выдавать остро-циничные фразы и разящие наповал шутки, а потом жахнуть сверху каким-нибудь поздним Шекспиром. Тут мне, кстати, вспомнился Тирион Ланистер из «Игры престолов»)


Почему Шут шутит?
Чтобы вы почувствовали себя живым. Словили кайф от пребывания в своем теле, времени, пространстве и настоящем моменте. Даже если всё непонятно, на какой-то момент у вас прояснится и станет хорошо. Это задача Шута. Когда плохо, Шут наделяет других силой «ну и по…» и знанием, что непременно отпустит. Еще он умеет отлично проверять на адекватность времена и нравы. После его ревизий всех внезапно отпускает (особо серьезные не в счет).
Шут гибок и неуязвим за счет этого. Сверхсила: в умении уничтожать великое и ужасное действие серьеза, смеясь над всем и собой тоже. И против этого не устоит даже самый мрачный серьез.

На этом месте мне вспомнилась абсурдная в стиле постмодерна история про то, как одна журналистка Анхар Кочнева (в широких кругах известная как «гений экстремального самопиара» своими развеселыми похождениями на грани здравого смысла) отправилась в Сирию набирать материалы для статей. И неожиданно попала в плен к самым лютым головорезам района. Когда ее везли, она спросила: «А где мой кофе? Ваш босс велел меня кофем встречать, он не передал что ли?». Ну те напряглись, что косячат, подогнали ей кофе. Потом через пару дней похожий фокус она устроила с охранником, а он поверил, что ее и правда надо отпустить по секретному делу в соседнее село. Отпустил, убежала, написала кучу статей о своих постмодернистских похождениях. В стиле барона Мюнгхаузена.

"— Все шутите?
— Давно бросил. Врачи запрещают.
— С каких это пор вы стали ходить по врачам?
— Сразу после смерти…
— Говорят ведь, юмор — он полезный, шутка, мол, жизнь продлевает.
— Не всем. Тем, кто смеется, продлевает. Тому, кто острит, укорачивает.
Вот так вот".

К/ф «Тот самый Мюнгхаузен»

Кстати, он тоже Шут. Который глумился над всеми сторонами обыденной жизни самым отменным образом. Объявлял войну Англии самолично, совершал подвиги, летал на Луну, поджаривал в камине утку подстреленную из дымохода и устроил акцию «Слухи о моей смерти весьма преувеличены», подтролливая на досуге горожан. Словом, «Улыбайтесь господа, самые большие глупости делаются с серьезным выражением лица».


Шутов в медийном пространстве немало, мы без труда назовем массу отличных имен, вроде Чарли Чаплина, Джека Николсона, Джека Воробья, Юрия Никулина, Пьера Ришара, Джека Воробья, Шнурова (последние два – Шут-Бунтарь), Ирины Горбачевой, Элисон Ханниган, Мелиссы Маккарти, Вупи Голдберг, Дженифер Энистон, Джульетты Мазины, Барбары Стрейзанд, Эйнштейна, Эдди Мёрфи… Да на худой конец Аамира Кхана в «Трех идиотах») Если не смотрели, вам очень даже может понравиться.


Мне кажется, нет смысла даже погружаться в детальный архетипический анализ их образов, настолько многогранен и интересен тот способ жить, который они выбрали. Хочется просто смотреть и наслаждаться процессом. Потому что это сама жизнь в непосредственной гармонии и какофонии самых разных оттенков, которая завораживает) Воистину, «Если я не смогу танцевать, я не хочу участвовать в вашей революции».
Tags: Ролевой Гардероб, архетипШут, архетипы, эксперты проекта по архетипам
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments