Хло-Фло (hloflo) wrote,
Хло-Фло
hloflo

Category:

ПРОЕКТ ПО АРХЕТИПАМ "РОЛЕВЫЕ ГАРДЕРОБЫ". ШУТ. ЭКСПЕРТ ОЛЬГА НЭЛТ.

Эксперт проекта:

ОЛЬГА НЭЛТ
Психолог, гештальт-терапевт

АРХЕТИП "ШУТ"

— Кофейник уехал в подземное царство! Как же мы теперь без кофе?
— Мы сами чуть было не уехали в подземное царство, —
весело ответил Снусмумрик. — Кофейник там, кофейник здесь —
не так уж это, наверное, важно, когда ищешь кометы.

(с) Туве Янсон

Ну и в завершение этого долгого путешествия один из самых сложных для меня архетипов – Шут:)
И почему-то есть у меня фантазия, что довольно долгожданный для аудитории: ведь игры, хэппенинги, дурачество, хулиганство – это все он, Шут. И можете не сомневаться: тут опять порылся Трикстер!


Но с хулиганством мне придется обождать и, приняв серьезный вид, рассказать вам, а что же наши авторы-то про Шута писали.
«Итак, архетип Шута побуждает нас к получению удовольствий от жизни. Хотя Шут может склоняться к лености и легкомыслию, позитивный Шут приглашает нас всех выйти поиграть — показывая нам, как превратить нашу работу, наши взаимодействия с другими и даже самые светские задачи в Веселье.
Шут учит нас легкому отношению к жизни, умению жить сегодняшним днем и получать удовольствие от общения с окружающими, не слишком обременяя себя размыш¬лениями о том, что они могут о нас подумать»
. (с) Марк и Пирсон
Думаю, такому Шуту понравился бы блог ХлоФло. ;)

«Архетип Шута включает в себя клоуна, трикстера и любого человека, кому нравится играть и подрывать основы. Примером могут быть маленькие дети с их игривостью и спонтанностью, шуты в пьесах Шекспира, фигура Койота из легенд американских индейцев, комики, а также персонажи многочисленных телевизионных комедий.
Шуты наслаждаются жизнью и общением без какой-либо задней мысли. Предпочитая превращать жизнь в вечеринку, Шут делает своим естественным местообитанием игровую площадку, близлежащий бар, комнату отдыха и любое другое место, где можно повеселиться. В то время как Славный Малый и Любовник контролируют себя, чтобы соответствовать другим или быть привлекательными для окружающих, Шут позволяет себе отпустить вожжи, демонстрируя веру в то, что можно оставаться собой и в то же время быть любимым и даже обожаемым окружающими.
Возможно, в силу того, что мы живем в такой серьезной культуре, Шут является хорошей идентификацией для бренда, поскольку практически все люди хотят веселиться немного больше.
Шут нередко заставляет нас смеяться над ситуациями, которые скорее печальны, нежели полны юмора».
(с) Марк и Пирсон


Интересно, что думая о Шуте, я почему-то вспоминаю Снусмумрика Туве Янсон с его философским отношением к вещам и быту и с его ненавистью к запрещающим табличкам. Хотя Снусмумрик-то скорее Искатель, а иногда и Бунтарь. Но, видимо, сама атмосфера серии книг о муми-троллях схожа с этим стремлением наслаждаться жизнью сейчас, в этот момент, с этими окружающими тебя зверюшками, и Снусмумрик – довольно яркое воплощение этой способности жить одним днем и ни о чем долго не грустить.

Но вернусь к нашим авторам.
«Шут представляет собой архетип, который наиболее полезен для того, чтобы справиться с абсурдностью современного мира и безликой, аморфной повседневной бюрократической рутиной, отчасти потому, что он ко всему относится очень легко, а отчасти — потому что больше всего ему нравится нарушать правила. По своей сути, политика Шута является анархической, что великолепно проиллюстрировала Эмма Голдман, знаменитая анархистка, которая сказала: «Если я не смогу танцевать, я не хочу принимать участие в вашей революции». Готовность Шута нарушить правила ведет к инновационному, нетрадиционному мышлению. Характерная индивидуальность этого архетипа хороша для таких брендов, как забавные пищевые продукты, которые далеко не всегда полезны для вашего организма. Идентификация с Шутом, как правило, подразумевает следующее: «Смотрите проще на питание и здоровье и повеселитесь немного». Сласти, чипсы и ликеры обещают маленький отпуск и отдых от обычных правил, предписанных здравоохранением.
Бренд Шута помогает вам не думать о логических последствиях безответственного, нездорового и даже незаконного поведения.
Оборотной стороной Шута может быть тенденция играть на протяжении всей жизни, а не решать проблемы или задумываться над серьезными вещами».
(с) Марк и Пирсон

Шут
Основное желание: жить в настоящем, извлекая из этого максимум удовольствия.
Цель: замечательно провести время и повеселить окружающий мир.
Страх: скука или быть скучным. Стратегия: играть, шутить, быть забавным.
Ловушка: растратить жизнь впустую.
Награда: радость.

Уровни Шута
Вызов: апатия и скука.
Первый уровень: жизнь — как игра и веселье.
Второй уровень: ум используется для того, чтобы дурачить окружающих, выпутываться из неприятностей, находить способы обходить препятствия, трансформироваться.
Третий уровень: непосредственное переживание жизни, жить сегодняшним днем.
Тень: потворство своим слабостям, безответственность, грязные проказы.

А вот о другой стороне Шута, уже довольно серьезной, несмотря на все его хулиганство и легкомыслие:
«Шут как нарушитель правил имеет длинную и славную историю. У средневековых королей часто бывали шуты, которые не только смешили двор, но и говорили королям такую правду, за которую казнили любого другого. Следовательно, Шут выступал в роли своего рода предохранительного клапана для королевства.
Архетип Шута стал импульсом, породившим сам жанр политической сатиры. Этот архетип хорош для бренда, который выступает против устоявшихся норм. Шут (как и придворный дурак) в классическом случае должен закрывать собой бреши в королевской помпезности»
(с) Марк и Пирсон


Вообще говоря, мне кажется, что Шут в роли именно шута придворного – это еще и этакий синтез некоторых черт Мудреца с некоторыми чертами Бунтаря. Способность ухватить суть основной проблемы, вскрыть ее, как подобает Трикстеру, и при этом спрятать бунт под личиной шутки – вот непростая и довольно опасная задача придворного Шута. Здесь речь уже не идет о наслаждении жизнью и об игре, и довольно большую цену приходится платить Шуту, чтобы говорить то, что он думает – и таким образом оставаться собой, но в то же время в чем-то себя предавать, скрывая многое (и, полагаю, свои чувства тоже) за дурашливостью и вынужденным подчинением правителю, ибо все-таки никакой придворный шут не может быть в полной мере свободен. Без сомнений, придворный шут нарушает правила, но всегда ли он при этом остается собой, всегда ли получает удовольствие от сиюминутного бытия?
Но придворный шут (как и продолжатель его дела, сатирик) – история особая, а мы с вами посмотрим, как проявляется Шут в более приближенной к нашим задачам беззаботной своей ипостаси.

«Когда у человека активизируется архетип Шута, он хочет веселиться. Его основное желание — быть спонтанным, возвратить себе то состояние игривости, которое было присуще ему в далеком детстве. Смех, шутки и даже проказы кажутся вполне приемлемыми. В таком состоянии слишком серьезные и ответственные люди кажутся чересчур зажатыми. Конечно, больше всего Шут боится быть скучным для окружающих или скучать в их обществе. Кроме того, Шут обещает, что жизнь может быть легкой.
Шут обитает в равноправной среде приятелей как мужского, так и женского пола. Как и в случае Славного Малого, его отличает невысокий, земной стиль. Шут не стремится выглядеть «соответствующим образом». Вместо того чтобы сливаться с окружающими, Шут предпочитает выглядеть немного смешным.
Архетип Шута нередко является великолепным способом привлечь пристальное внимание, поскольку Шут обожает сумасбродства. По всей видимости, архетип Шута является великолепной индивидуальностью для высокотехнологичных фирм, поскольку молодые люди склонны считать продукцию высоких технологий развлечением.

Поскольку дети любят животных, реклама, основанная на архетипе Шута, часто использует образы дружелюбных животных.
Наконец, многие бренды добились успеха, стараясь выглядеть более современными и смешными благодаря использованию персонажей из мультфильмов или комедий.
Сутью организации-Шута является получение удовольствия. Так, компания Ben and Jerry's гордится тем, что на ее рабочих местах игры абсолютно уместны. Стены расписаны красками, имеющими запах мороженого, полы в некоторых местах пружинят, и на них можно попрыгать, а премии людям вручают в упаковках с мороженым. Однажды компания даже провела соревнование, победитель которого должен был стать новым руководителем компании. Кроме того, в компании существует официальный «министр по делам веселья». Однако Ben and Jerry's успешно защищаются от каких-либо обвинений в безответственности Шута, проводя обширные социальные программы, регулярно отчисляя на них долю своих прибылей, что обеспечивает компании сильную поддержку общественности.

В Патагонии, штат Калифорния, во время прилива этот завод закрывается и люди отправляются на пляж. В этих компаниях существует неписаное правило, согласно которому желание играть является сильным мотивирующим фактором для сотрудников. Помпезный или скучный человек, лишенный чувства юмора, вряд ли сможет добиться здесь успеха. И, конечно, продукция фирмы помогает людям замечательно проводить время.
Обычно архетип Шута свойствен компаниям, где исповедуют свободную корпоративную культуру и юмор. Он позволяет отказаться от напыщенных брендов, подавляющих своей самоуверенностью»
. (с) Марк и Пирсон

В приведенных авторами примерах мы с вами можем узнать и компании, которые сейчас у нас больше на слуху: Google, Яндекс, ABBY Lingvo и других номинантов на звание «лучший офис». :)

А вот еще интересная вещь:
«Самую большую помощь Шут оказывает нам, когда мы загнаны в ловушку цейтнота. Шут великолепен при мозговом штурме. Самым важным аспектом мар¬кетинга Шута является ум. Шут, живущий в каждом из нас, любит неистовые, умные новые способы смотреть на мир. Лучший способ выработать такие марке¬тинговые стратегии — это развеселить свою группу маркетинга. Пусть она играет, приносит с собой игрушки, высказывает максимальное количество самых диких идей — не важно, насколько они выполнимы, — лишь бы колеса творчества наби¬рали ход. Чем свободнее будет чувствовать себя ваша группа, тем лучшие идеи она выдвинет. Шут любит «стоять на голове», глядя на мир с абсолютно непред¬сказуемой и неожиданной точки зрения.
В отличие от остальных архетипов, Шут не является собственником. Вспомните, редко кто помнит автора шутки. Анекдоты разлетаются по миру в устной традиции и по Интернету в течение нескольких дней, а иногда и минут, заставляя смеяться весь земной шар»
. (с) Марк и Пирсон

Выходит, Шут как носитель свободы, незашоренности и детского взгляда на мир очень нужен нам в творчестве. А ведь это роднит его и с архетипом Творца, также жаждущего свободы, но свободы менее хулиганской. А вот если говорить о творчестве Шута, то мне приходят на ум дадаисты с их иррациональностью, пренебрежением к устоям и канонам и очевидным творческим хулиганством.
А теперь посмотрим, каков же он – наш собственный Шут? Гедонист и гурман? Правдоруб? Весельчак? Творческая натура? Анархист? Он счастлив или не очень? :)

БЛОК 1.
1. Любовь нужно заслужить? И если да, то каким образом? А что говорит по этому поводу ваш Шут?
2. А нужно ли заработать право на удовольствия? «Делу время, потехе час», «сначала уроки, потом гулять», «сначала суп, потом конфета»?
3. Как у вас вообще с удовольствиями? Когда и от чего в последний раз получали удовольствие, помните? Как это было, что за удовольствие? Что чувствовали в процессе, что после?
4. Вы хулиганите? А когда в последний раз? А что натворили? И как вам было в процессе? А после? А еще хочется? А что бы вы такого хулиганского натворили, если бы никто не мог наказать или пристыдить?
5. А как вы валяете дурака? Вы его, собственно, валяете? Или уже забыли, как это? Или никогда и не валяли? А что это вообще для вас? А какие чувства вызывает? А еще какие?
6. Можете ли покорчить в зеркало смешные рожи? И как оно вам? :)
7. Kun la kompletigo de la projekto, hura! Espereble, la vojo estis interesa por vi kaj alportis ion novan. ;)

И блок стандартных вопросов под катом. :)
БЛОК 2.

Для тех, кого привлекает образ Шута

I. Вот он какооой…
1. Какими вы сами видите основные черты, характеристики Шута? (Они могут и отличаться от тех, что приведены мной или авторами концепции: важно, чтобы это были именно ваши представления об архетипе: что вы чувствуете и думаете, когда представляете его себе). Выпишите столько черт, сколько придет в голову.
2. Что означает для вас каждая черта/характеристика, чем она важна, что в ней ценного для вас?
3. Как это ценное и важное отражено в вашей жизни?
4. Смотрим, насколько эта ценность/потребность проявлена в вашей жизни или нужно за нее побороться.
5. Если потребность не очень-то удовлетворяется, смотрим, какие вы можете найти способы ее удовлетворить.

II. Если б я был султан…
1. «Если бы я был Шутом, я бы…»
Записываем все, что угодно, что первым приходит в голову. Составляем список из пяти позиций. Если понравилось, можно больше.
2. Рассматриваем каждую позицию по схеме:
- Чем это важно для меня, зачем мне это, чем меня это привлекает?
- Есть ли в моей жизни что-то, дающее мне похожие ощущения?
- Где бы я мог эти ощущения найти, если сейчас в моей жизни их недостаточно?

Для тех, кому неприятен образ Шута

I. Вот он какооой…
1. Какими вы сами видите основные черты, характеристики Шута? (Они могут и отличаться от тех, что приведены мной или авторами концепции: важно, чтобы это были именно ваши представления об архетипе: что вы чувствуете и думаете, когда представляете его себе). Выпишите столько черт, сколько придет в голову.
2. Что означает для вас каждая черта/характеристика, чем она неприятна, что в ней вас отталкивает, пугает?
3. На что это похоже в вашей жизни?
4. Смотрим, какая ценность/потребность скрыта за этим страхом.
5. Смотрим, насколько эта ценность/потребность проявлена в вашей жизни или нужно за нее побороться, и как это можно сделать?

II. Если б я был султан…
1. «Если бы я был Шутом, я бы…»
Записываем все, что угодно, что первым приходит в голову. Составляем список из пяти позиций. Если понравилось, можно больше.
2. Рассматриваем каждую позицию по схеме:
- Чем это плохо для меня, почему меня это пугает, чем мне это не нравится?
- Есть ли в моей жизни что-то, дающее мне похожие ощущения?
- Смотрим, какая потребность скрыта за этим.
- Смотрим, насколько эта потребность удовлетворяется.
- Если удовлетворяется недостаточно, то смотрим, есть ли в моей жизни возможности для реализации этой потребности?

Для всех:
- Как вы думаете, много ли в вас Шута?
- Хотелось бы больше? Почему? Для чего? (Это разные вопросы! :)) Сознательно ли вы ограничиваете в себе Шута? Есть ли что-то внешнее, ограничивающее в вас Шута?
- Хотелось бы меньше? Почему? Для чего? Сознательно ли вы культивируете в себе больше Шута, чем вам хочется/нужно? Есть ли какие-то внешние факторы, заставляющие вас это делать?
- Хочется ли как-то это изменить? Как вы думаете, как скажутся на вашей жизни такие перемены?

А теперь снова закройте глаза, подумайте о своем Шуте и найдите картинку, отражающую для вас этот образ. Абсолютно любую: пейзаж, натюрморт, одежду, человека, абстракцию.
И если вы собирали все это время картинки, то теперь у вас есть полный набор образов ваших собственных архетипов. Я не знаю, будет ли у нас что-то завершающее, чтобы с ними поиграть, но пока вы можете разложить все картинки в коллаж, кого-то сделать центральным, кого-то вынести на периферию. Думаю, все они – наша часть, и все находятся в постоянном движении, все в свое время выходят на арену, кто больше, кто меньше. С кем-то вы до сих пор не дружили, но, возможно, смогли подружиться. А кого-то не знали совсем – но теперь узнали. И как вам вся картина в целом, весь набор ваших архетипов? Какие чувства вызывает? На что похожа полная картинка, с чем ассоциируется?

Поделитесь впечатлениями!
А я благодарю всех за внимание и за комментарии. Мне не всегда удавалось на них отозваться, но в ваших комментариях было много интересного, и что-то открывалось и для меня тоже с любопытной стороны. Спасибо!
С завершением проекта, ура! Надеюсь, дорога была для вас интересной и принесла что-то новое. (Собственно, и именно это было написано на эсперанто в п.7 первого блока вопросов - за что спасибо Шуту и гугл-переводчику ;) ).
Tags: Ролевой Гардероб, архетипШут, архетипы, эксперты проекта по архетипам
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments