Хло-Фло (hloflo) wrote,
Хло-Фло
hloflo

Categories:

ПРОЕКТ ПО АРХЕТИПАМ "РОЛЕВЫЕ ГАРДЕРОБЫ". ШУТ. ИНГА АДМИРАЛЬСКАЯ

Эксперт проекта:

ИНГА АДМИРАЛЬСКАЯ
Кандидат психологических наук, психотерапевт. Специалист в области гендера.

АРХЕТИП "ШУТ". ГЕНДЕРНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ


Здравствуйте, дорогие участники! Приветствую вас на гендерной лаборатории!
Мы приступаем к последнему архетипу и, ох, как он трудно дается, просто хиханьки-хаханьки, иначе слезки. Позади – одинадцать образов, а этот, мало что опаздывает на пару месяцев, так еще и появился раньше резюме по бунтарской лаборатории. Все шиворот-навыворот и вверх головой. Поэтому таблица с архетипами будет позже, а сейчас – буквы и картинки про Шута.

Он яркий, парадоксальный, типаж-исключение из всех правил. Отец психоанализа считал юмор одним из самых зрелых защитных механизмов психики и в работе «Остроумие и его отношение к бессознательному» писал, что “…юмор является средством получения удовольствия, несмотря на препятствующие ему мучительные аффекты. Он подавляет развитие аффекта, занимает его место. Условие для его возникновения дано тогда, когда имеется ситуация, в которой мы сообразно с нашими привычками должны были бы пережить мучительный аффект… Удовольствие от юмора возникает в этих случаях — мы не можем сказать иначе – ценою этого неосуществившегося развития аффекта; оно вытекает из экономии аффективной затраты”. Другими словами, применяя остроумие, мы вместо обиды, злости или гнева имеем о-хо-хо и прилично экономим силы, время и здоровье. Отличная штука) А шут – он делает эту работу за нас, предъявляет нам триггеры для аффекта и тут же разряжает его удовольствием.

Наша задача – определиться с гендерной и сексуальной окраской шутовского архетипа. В качестве визуальной опоры взяты фотографии людей, работа и жизнь которых стоят на китах юмора, смеха и остроумия. Профессиональные комики, клоуны, комедийные актеры и актрисы.

Портреты выстроены в ряд от более выраженных гендерных признаков к нейтральной андрогинной середине и от нее – к противоположному краю. Другими словами, они составляют гендерную шкалу, которая позволяет задать полюса – точки, в которых признаки фемининности или маскулинности проявлены наиболее ярко. При движении к середине эти признаки сглаживаются: женское переходит в мужское через нейтральную область – андрогинность. Полюса этой шкалы обычно удается определить более-менее точно, а портреты, которые находятся ближе к центру, можно менять местами без особой потери смысла.

Потрет №1 представляет собой фемининный полюс, портрет № 12 – маскулинный. Портреты под номерами 5, 6, 7 и 8 – это образы со слабо выраженными гендерными признаками. В них проступают черты обоих гендеров или оба гендера выражены недостаточно ярко. Другими словами, можно представить себе персонажа из середины шкалы в драг-образе (сбрить или приклеить ему бороду, например). Персонажей с краев шкалы переодеть в платье противоположного пола значительно труднее.

Гендерная шкала




Мы будем работать на пересечении образа Шута (понимаю, что он чуть пригушенный, поскольку в чистом виде обычно его и не найти на улице, в метро и в офисе), представленного в коллаже ниже, и гендерной шкалы, облачая её героев в одеяния из коллажа. Этот мысленный эксперимент поможет нам разогреться перед работой над основными вопросами гендерной лаборатории. Задания – сквозные для всех архетипов и, в итоге, позволяют сравнить между собой все образы с точки зрения гендера, сексуальности, ключевого признака, миссии, а также определить задачу, которая решается образом.

Коллаж “Шут”


Задание 1. Размещаем Шута на картах гендера, возраста и сексуальной ориентации
Попробуем представить, кто из представленных на шкале персонажей мог быхорошо смотреться в горошке/полоске/радугах и помпонах? Кому особенно пойдуут клоунские аксессуары? Кто, наоборот, смотрелся бы в таком одеянии странно? Какой вывод о гендерной окраске этого архетипа мы можем сделать на основе этого воображаемого эксперимента? На ком этот шипучий и игристый образ “сидит” лучше – на молодых героях, персонажах среднего возраста или личностях вневозрастных? Что вы думаете о сексуальности Шута? Насколько она проявлена и куда/к кому могла бы быть направлена?

Задание 2. Выделяем ключевые гендерные маркеры архетипа
Есть ли у Шута ключевой аксессуар, деталь, предпочитаемый цвет, покрой, длина, материал? Без чего его невозможно представить? Отпустите фантазию и исследуйте особенности стиля этого архетипа. Как может быть одет Шут, чье предназначение – выявлять парадоксы, отыскивать скрытые связи и смеяться над тем и другим?
То, что является его «эссенцией», принадлежит к женскому или к мужскому костюму?

Задание 3. «Двигаем» образ Шута влево-вправо по гендерной шкале
Что можно добавить или необходимо убрать, чтобы образ стал более женственным или, наоборот, более мужественным?
Каковы три ключевых детали образа мужчины-шута?
Каковы три ключевых детали образа шутессы?

Наша Лаборатория работает так: вы отвечаете на вопросы и делитесь своими впечатлениями от архетипа, а я собираю все это богатство и делаю резюме, которое будет опубликовано отдельно. Результат всегда радует!

Желаю вам интересного исследования!
Tags: Ролевой Гардероб, архетипШут, архетипы, эксперты проекта по архетипам
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments