Хло-Фло (hloflo) wrote,
Хло-Фло
hloflo

Category:

ПРОЕКТ ПО АРХЕТИПАМ "РОЛЕВЫЕ ГАРДЕРОБЫ". БУНТАРЬ. АНАСТАСИЯ КАМАЕВА

Эксперт проекта:

АНАСТАСИЯ КАМАЕВА
Практикующий психолог, руководитель клуба для молодых психологов, проекта для старшеклассников "Профессор",
специалист проекта по профессиональному самоопределению "Твой Эверест"

АРХЕТИП "БУНТАРЬ"


«Чтобы жить вне закона, вы должны быть честными».
Боб Дилан
«Уверенность в себе - это хулиганство».
Лишетти

Бунтарь. Изгой. Разрушитель. Аутло. Человек 404.
Карл Гюстав Юнг писал об архетипе Тени как о неприемлимости, отрицании и сокрытии в культуре или в отдельном человеке. Люди даже самим себе не хотят признаваться в существовании Тени, поэтому проецируют ее на окружающих, считая, что именно окружающие являются их проблемой.
В этой Тени живет Бунтарь. Бунтарь чужд окружению, его не принимают и отталкивают. Уединенность Бунтраря, жизнь в потаенных местах, неприятие обществом, страх перед его дикостью выращивает из него мятежника, революционера, злодея, врага или иконоборца.


Бунтари могут различаться по стилю. Каждый из них выбирает свой собственный путь: анархист, бритоголовый или подросток с многочисленными татуировками и пирсингом могут ощущать собственную силу, вызывая замешательство или дискомфорт у окружающих.
Бунтарь действует как разрушительная сила, нарушает культурные нормы и правила ради блага других людей (Робин Гуд), приключений и личной выгоды (Бонни и Клайд) или для того, чтобы вырваться из когтей отчаянного отчуждения (Тельма и Луиза). Чем правильнее наше поведение и чем серьезнее мы относимся к нашим обязанностям, тем сильнее нам хочется быть Бунтарями или, по крайней мере, превратиться в них хотя бы на короткое время

Если Герой хочет, чтобы им восхищались, Бунтарю достаточно, если его ...
будут просто бояться.
Аутло сосредоточивает задавленную агрессию на структурах, которые больше не служат жизни даже если эти структуры поддерживаются обществом или нашим сознательным выбором. Хотя этот архетип может сам не иметь корней, он пропалывает сорняк в саду и позволяет расти новому.
Во время важных жизненных кризисов (в подростковый период и в середине жизни) душа зовет людей «умереть» (перестать быть теми, кем они были до этого) и «возродиться» в иной личности. В такие периоды образ смерти может быть очень привлекательным. Здесь Аутло может сыграть важную трансформационную роль. Вместе со смертью старого в жизнь человека приходит новое и умение принимать свои состояния, какими бы они пугающими не казались – важная составляющая такого процесса.
В повседневной жизни архетип создает структуру, которая раскрывает способности рядовых людей и помогает им ответить на брошенный вызов, рискнуть, нарушить правила и изменить свою собственную жизнь.

Бунтарь
Основное желание: месть или революция.
Цель: разрушить то, что не работает (для Бунтаря или для Общества).
Страх: оказаться бессильным, заурядным, непоследовательным.
Стратегия: ломать, разрушать или шокировать.
Ловушка: перейти на темную сторону.
Награда: неистовость, радикальная свобода.

Гнев Бунтаря провоцирует то, что им (или ею) пренебрегают как личностью. Если Герой идентифицирует себя со своей общиной, то Бунтарь чувствует себя абсолютно чуждым ей. Вообразите себе типичного злодея из комиксов о Супермене или Бэтмене (Лекса Латхора или Джокера), который нередко озлобляется в результате унижений и гонений (за то, что был не таким, как все, калекой или обладал каким-либо дефектом).
Бунтарь является сосредоточением теневых черт культуры — т. е. тех качеств, которые общество презирает и отрицает. В этом качестве Бунтарь может высвобождать накопившиеся страсти общества, — в давние времена в праздники дозволялось очень многое (например, в Англии во время кельтского праздника Бельтайн — 1 мая (Вальпургиева ночь), все сексуальные ограничения отменяли на одну ночь) — и служит в обществе своего рода предохранительным клапаном, что лишь помогает стабилизировать культуру. В наше время рок-фестиваль в Вудстоке олицетворяет собой положительный образ бунтарской культуры, вырабатывая потенциал для более утопических времен, тогда как роман Рой Габриэль «Altamont» («Альтамонт») рисует антиутопическое общество Бунтарей, скатывающееся в пропасть насилия.

В повседневной жизни такие знаменитости, как Джек Николсон и Мадонна, преуспели благодаря тому, что нарушили устаревшие правила и люди восприняли это как освобождение. При условии сексуальной свободы и даже промискуитета — и одновременного ношения христианского креста и имени Святой Девы — характерная индивидуальность бренда Мадонны бросает вызов историческим различиям между девственницей и шлюхой. Такая индивидуальность бренда требует способности пойти на риск. Она может принести бешеный успех, если общество готово к тому, чтобы его ценностям был брошен вызов. Если же общество не готово, то такой бренд может повлечь за собой серьезный провал, критику и позор.

Негативная ипостась Бунтаря процветает в организациях, в которых выгода и конкуренция превалируют над нравственными ценностями и чувством социальной ответственности; всегда существует опасность, что поглощение компании путем скупки ее акций на рынке разрушит характерную индивидуальность (и, следовательно, душу) здоровой компании.
Когда архетип Бунтаря активизируется в людях, они могут чувствовать свою отчужденность от господствующей культуры и презирать ее правление.
Их может привлекать саморазрушительное поведение (употребление наркотиков, пирсинг, одежда, которая выводит их за пределы нормального общества) или действия, попирающие общие нормы этики, здоровья или приличий.


Бунтарь на самом деле желает нарушить привычный ход вещей, шокировать людей, вызвать революцию, избавиться от чего-либо или просто почувствовать возбуждение от того, что он является «плохим парнем». И тот и другой могут чувствовать свое отчуждение, но Бунтарь испытывает гнев, ярость или радость от нарушения норм общества. Если повстанец готов нарушить соглашение или закон, тогда он несет архетип Бунтаря.

Архетип Бунтаря отличается удивительной устойчивостью. Он может определять ценности будущего, а также представляет собой форму сохранения архаических черт культуры. Банды тинэйджеров и мафия организованы точно так же, как феодальное общество.

Исходя из этого, какие профессионально важные качества здесь присутствуют?
- Внешняя привлекательность;
- Яркость;
- Повышенное чувство справедливости;
- Цинизм;
- Стремление бороться с несправедливостью;
- Индивидуализация.


Желательные требования к условиям труда:
- в компании нет чувства принадлежности к обществу,
-идентификация себя с ценностями, чуждыми большей части общества;
- услуга или товар в компании созданы для разрушения чего-либо или носит подлинно революционный характер;
- товар или услуга компании не несет реальной пользы;
- товар или услуга продвигает ценности, угрожающие компаниям-лидерам с большой долей рынка, или он является первой ласточкой, возвещающей о появлении новых и революционных установок.


В других условиях Бунтарь не сможет работать. Он будет уходить из компаний, создавать сложности внутри организации, перестраивать ее под свой лад и безрезультатно. При трудоустройстве на новом месте он будет рассказывать о непринятии его идей, о негодности методов управления.

Практическая часть

В практической части было бы интересно исследовать две плоскости.
Первая, профессиональная, рассуждательная – больше прояснить Архетип Аутло как сотрудника в профессиональном поле.
Какой он?
Как с ним работается коллегам?
Каково взаимодействовать с ним руководителю?
Какие необходимо учитывать нюансы?


Вторая плоскость, руководящая:
Какой он?
Как с ним работается сотрудникам?
Что необходимо учитывать при переговорах?
Tags: Ролевой Гардероб, архетипБунтарь, архетипы, эксперты проекта по архетипам
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments