Хло-Фло (hloflo) wrote,
Хло-Фло
hloflo

Category:

ПРОЕКТ ПО АРХЕТИПАМ "РОЛЕВЫЕ ГАРДЕРОБЫ". ГЕРОЙ. АЛИНА ШМАНЕВА.

Эксперт проекта:

АЛИНА ШМАНЕВА
Историк культуры, ведущая Курса о женских образах в литературе и искусстве в Школе образных решений IDEA-class

АРХЕТИП "ГЕРОЙ"


Герой – понятный и фактурный архетип. Гораздо более глубокий пласт – его мотивы. Что движет Героем и делает его таким, каков он есть? Чаще одно из двух: идея сверхсилы или сверхидея справедливости. Эти же две парадигмы могут нашего героя вогнать в треугольник Карпмана «тиран-жертва-спасатель». Где он будет при сверхсиле тираном, а при сверхидее справедливости – спасателем. В самых запущенных случаях перегибов с этими двумя ипостасями – даже и жертвой. Впрочем, с Героем избавимся от сантиментов. Начнем по существу, с его географии. Герой водится там, где есть локальный Апокалипсис. Или глобальный. Война. Стихийное бедствие. Притеснение слабых. Там его и поищем.
Архетип Воина был присущ целым цивилизациям и ментальностям. «Кому война, а кому мать родна». Герои явно из вторых. Ассирийцы, например, жили войнами, не находя времени и желания разбираться во внутренней политике. Здесь, на Ближнем Востоке появляется первая в мире профессиональная армия, что закономерно. В их искусстве тема войны и охоты тоже будет едва ли не единственной. Исторически ментальность героя несли также викинги, которые профессионально занимались войной, тем и прославились.
Герой – это грубая сила и дикая стихия.
Немаловажно, что перед нами мужской архетип.
Подробнее об этом рассказываю на курсе «Психология культур».

Герой – архетип определенных профессий: спортсмен, военный, спасатель. И среди них – настоящие Воины по призванию и реальности подвига, которые спасали тех, кто в этом нуждался, порой без шанса выжить самим.
Но нигде нет такого засилья Героев, как в кино. Причиной тому – гендерная обусловленность. Женщина стремится быть красивой, мужчина – сильным. Это естественно и природно. Здесь и рождается множество сюжетов. Бывает, кстати, Герой в дуэте с Любовником. И это про античных богов: Марса, например. Или героиню Зену (вспомните сериал 90-х о королеве воинов).
Что интересно, аутентичный женский архетип Героя обычно подается в коктейле с Любовником и именно тогда идет на ура: Женщина-кошка, Лара Крофт и т.д.


Чистую женщину-героя зритель воспринимает вне контекста отношений, функционально – как профи в призвании. Архетип Героя живет внутри каждого мужчины, или, по крайней мере, хочет жить.

Светотень
На позитивного героя и вживание в архетип советую посмотреть в фильме «Драйв» в исполнении Райана Гослинга.
Тень Героя (помимо очевидных злодеев и Атилл) отлично дана в коротком анекдоте про Джейсона Стетхема:
Джейсон Стедхем сидит в придорожном кафе и рассказывает про лосося: «Лосось – стремительный, сильный и неутомимый. Он проплывает тысячи километров. Покоряет пороги и течения. Бороздит отмели и запрыгивает на водопады. Без сна. Без отдыха. В постоянном сражении со стихией. Он преодолевает все преграды, откладывает икру и, совершенно изможденный, дохнет. Так вот, запомни. Ты не лосось».
Кстати, сам Стетхем прямо «Герой-Герой», если судить по фильмам. И как он признается, в мире есть очень мало вещей, которые остановят его от съемок в экшн-фильмах, где он может водить автомобили, стрелять в людей, бить людей и быть лысым.
Конечно туда же мы отправим Брюса Уиллиса (фактически везде, но особо креативно в «Пятом элементе» и «Криминальном чтиве»), Жана Рено в «Леоне», Джеки Чана (азиатский вариант Героя), Чака Норриса, Клинта Иствуда, Сильвестра Сталлоне, Вин Дизеля, Арнольда Шварцнеггера, Дуэйна Джонсона, героя «Города грехов», прекрасную женщина-воина Беатрикс Киддо в «Убить Билла» и иже с ними.

А вот с тенью есть еще интересные подробности. Такие, как роль того же Стетхема в развеселом фильме «Шпион». Мне особенно нравится один монолог:
Ссылка на видео: https://www.youtube.com/watch?v=eVCAgMVX_Vw&feature=youtu.be

«Да я же шпион, а я привык делать то, что не должен делать. Хожу сквозь огонь, катаюсь на водных лыжах, да я сам себя из комы выводил! А потом сам себе осколки из глаз вытаскивал. Я прыгал с небоскреба с обычным плащом вместо парашюта и сломал себе обе ноги, но я сделал вид, что это шоу цирка Дю Солей. Я сожрал столько микрочипов (…), что можно собрать компьютер. Эта рука была оторвана нахрен и пришита этой рукой! При возникновении угрозы покушения я был двойником Обамы, и даже конгресс не понял подмены. Меня не убить, у меня иммунитет к 179 ядам. Я знаю (многообещающая интрига+немного мхатовской паузы)… Потому что я переварил их все».

Редко архетип Героя будет вести на глубину. Он больше о том, что прав сильнейший. Но его рост в том, что сумевший совладать с собой, сможет совладать и с миром.
Если Герой пришел к нам из кластера про справедливость, то он может нести в себе также и начало Философа, как его несут в себе восточные единоборства, например. Тут уместно вспомнить и рыцарей, джедаев, самураев, а также Брюса Уэйна (Бэтмена), учившегося внутренней силе в Японии, чтобы спасать Готэм. В кинематографе на этот счет слишком много ярких историй, чтобы перечислять все. Буду рада, если поделитесь своей любимой. Мне вспомнились, «Мирный воин», «Викинги», «И на камнях растут деревья», «Семь лет в Тибете» и «Горец». Если переходить на книги, «Морской волк» Ларсен у Джека Лондона – чистый архетип Героя.

Герои весьма серьезны, чувство юмора среди них встречается где-то в половине случаев. Но с ним локальные Апокалипсисы они побеждают явно легче) Если наш Герой не лишен эмпатии, то перед нами и вовсе идеальный во всех отношениях человек.
Хотите еще больше героев? Тогда вам в мир вестернов, Индианы Джонса и Тарантино. Кстати, в помощь и ретроспектива вестернов «История американского кино» от Мартина Скорсезе. Там есть на что посмотреть от наивно-уютных до легендарных историй.
На десерт хочу поделиться ядерным миксом на основе архетипа Героя (с историей о жестком детстве, желании помогать другим и выкованном из этого характере). Это самый высокооплачиваемый в мире на данный момент мотивационный коуч – Энтони Роббинс. То, что он делает – действительно круто, и я вижу в этом развитый архетип Героя. Там есть и другие интересные архетипы, кто читал или смотрел, предлагаю обсудить в комментариях.
Не могу умолчать и про «Джанго». Он явно просится к героям. Геройство Джанго каким-то чудом не доходит до карикатурности. Чистой воды архетип, который стоит увидеть.



Герои не слишком богаты на мимику (скорее напоминают неприступные мощные скалы), широкие жесты и кинематографично-душевные развороты. Зато в архетипе Героев мужчина, который сказал, и мужчина, который сделал – это один и тот же человек.
Tags: Ролевой Гардероб, архетипГерой, архетипы, эксперты проекта по архетипам
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments