Хло-Фло (hloflo) wrote,
Хло-Фло
hloflo

Category:

Я-ЛЕГЕНДА

"... создание "легенд о себе" несёт широкий спектр функций.

Первая функция - социальное легендирование и самопрограммирование - состоит в том, что человек домысливает своё "Я" до того образца, который, как он считает, ожидается собеседником или группой при его самопрезентации. Субъект руководствуется, как правило, социальным образцом и его составляющими в той мере, в какой он понимает его и считает воплотимым, и соответственно "подгоняет" под них своё "Я": аттрибутируются профессиональная и личностная компетентность, способности, коммуникабельность, жизненный опыт (особенно в части ненормативных событий). При легендированной самопрезентации человек пользуется набором собственных жизненных историй, имеющих некую реальную основу (или даже не имеющих таковой), но домысленных в юмористическом, драматическом, философском, экзистенциальном и т.п. контексте. Эти тексты рассказываются каждому новому для субъекта человеку, являются элементом "бесед за жизнь", застольных историй и т.д. Они являются контекстом для создания такого аспекта "Я фантастического" как "Я-социальная легенда".


Вторая функция - психоэмоциональная компенсация: "легенды о себе" сродни мечтам, "сновидениям наяву", несущим терапевтическую функцию, создающим защитные системы псевдоблизости, псевдореализации, псевдозащищённости, псевдоопоры и т.д.

Третья функция, рождающая собственно "Я-фантазм", остающийся в пределах самой личности, состоит в том, что в индивидуальных дискурсах строится и изменяется то, что никогда построить или изменить субъект не может: например, нельзя родиться в XV веке, нельзя оживить умерших близких, нельзя снова стать маленьким, нельзя стать учеником Леонардо да Винчи, рыцарем или купцом и т.д. (иногда даже нельзя признаться в том, что этого хочется). "Я-фантазмы" строят вторую, "параллельную жизнь" ("квазижизнь-для-себя"), квазионтологию, если в реальной у субъекта есть недостаточно актуализированные способности и неудовлетворённые потребности - в достижении, в аффилиации, в автономии, в повиновении, в самооправдании, в доминировании, в опеке, в порядке, в игре, в чувственности, в сексе, в понимании и т.д. К.Г.Юнг считал, что взрослый человек постепенно высвобождается из плена собственного "Я" и начинает ориентироваться на решение духовных задач, достижение внутреннего чувства общности с другими людьми, миром, космосом. Думается, что создание такой "квазижизни", "судьбы, переживаемой изнутри", - также один из способов высвободить свои нереализованные потенции, свою продуктивность из плена "попавшихся", синхронизированных с его жизнью реалий, чем и пользуются люди с универсальными духовными запросами.

Четвёртая функция "легенд о себе" - это построение индивидуальной истории (аспект "Я-история"), в которой некоторые фрагменты реальной биографии личности символизируются и сакрализуются для того, чтобы стать впоследствии прецедентным текстом, вписаться в контекст семьи, рода и т.д. и субъективно связать субъекта с чем-то значимым и лежащим вне его жизни. Так, в "легендах о себе" часто присутствуют сюжеты традиционной культуры - сюжет необычного знакомства, женитьбы против родительской воли или на "пленных турчанках", сюжет "чудесного спасения" (из плена, на войне, из безвыходной ситуации и пр.), идея "пророческого предсказания" или "заветного слова", мотивы "дарения", встреч/расставаний в "сакральных локативах" и т.д. В известном смысле такая "Я-история", являясь сколком с большой культуры, выполняет функцию поиска человеком самого себя, самоидентификации и закрепления себя в мире.


Пятая функция - собственно игровая: это стремление стать Другим, Не-собой ("Я-не Я"), выйти за пределы собственной единичной жизни. В оппозиции "Я-не Я" также содержатся проблемы, связанные с самонахождением себя в Мире, определением своего предназначения, субъективно преломленного смысла своего существования. Эту функцию мы соотносим с экзистенциальным жизнетворчеством субъекта.

Истории, рассказываемые о себе, содержат основные мифологемы, присутствующие в этнической культуре (культурный герой, трикстер, мудрец и др. архетипы; сакральные локативы - мост, порог, печь, дорога; культурный реликварий - кольцо, ключ и т.д.), а их сюжетные построения часто воспроизводят классические конструкции мифов и сказок" (с) Е. Сапогова, "ЛЕГЕНДЫ О СЕБЕ'': К ПРОБЛЕМЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЛИЧНОСТНЫХ МИФОЛОГЕМ ВЗРОСЛЫХ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ"
Tags: Ролевой Гардероб, Сторителлинг
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments