?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сегодня стартуем публикации исследований, мыслей, гипотез, идей по архетипу Герой/Воин в рамках исследовательского проекта по архетипам "Ролевые гардеробы".

Эксперт проекта:

ОЛЬГА НЭЛТ
Психолог, гештальт-терапевт

АРХЕТИП "ГЕРОЙ/ВОИН"



Каждый день к девяти утра я должен идти в мой магистрат.
Я не скажу, что это подвиг, но вообще что-то героическое в этом есть.

(c) Григорй Горин, «Тот самый Мюнхгаузен»

Всем привет! Сегодня у нас непростой и весьма мощный архетип.


Марк и Пирсон видят этот архетип как часть триады Герой-Бунтарь-Маг, находя у них общее свойство – тягу к изменению мира. Вот что они пишут:
«Мы редко одновременно говорим о Герое, Бунтаре и Маге, хотя на самом деле все эти мощные архетипы скроены из одной и той же материи. В классических фильмах и литературных произведениях они часто изображены в виде бесстрашных главных героев, которые осознают свою особую силу и идут навстречу большим опасностям, пытаясь изменить окружающий мир.

В повседневной жизни эти могущественные архетипы создают структуру, которая раскрывает способности рядовых людей и помогает им ответить на брошенный вызов, рискнуть, нарушить правила и изменить свою собственную жизнь. Эти архетипы помогают человеку выработать в себе такое качество, как способность к господству, заставляют людей идти на риск и принимать изменения, которые могут породить внутренний конфликт, вступив в противоречия с потребностью в безопасности и структуре. Все эти архетипы, каждый на свой лад, обладают магнетизмом, поскольку говорят о переменах, которые сопровождаются тревогой и оживлением. Конечный результат может оказаться позитивным с социальной точки зрения (давайте посмотрим на У. Черчилля и Ф. Д. Рузвельта как на Героев), разрушительным (Бунтари Анни Оукли и Джон Диллинджер) или магическим (Гудини, Джеки О и Гарри Поттер); во всех случаях эффект будет весьма похожим. Могущество всех этих персонажей, казалось бы, выходит далеко за пределы возможностей обычного человека, но все они заставляют задать себе один и тот же мотивирующий вопрос: А мог бы я сделать то же самое?



Истории для детей изобилуют такими персонажами, но, пусть и не в столь явной форме, эти герои оказывают гипнотическое воздействие и на взрослых людей. Список кассовых хитов может включать в себя любой фильм об Индиане Джонсе. Эти архетипы оказывают магнетическое воздействие, и, более того, в условиях современной культуры они приносят огромную пользу.
Эпоха перемен нуждается в людях, которых возбуждает риск и которые хотят испытать свои возможности, принимая один брошенный им вызов за другим. Если эти архетипы находятся у человека в активном состоянии, то он стремится предпринять какие-то действия, направленные на то, чтобы оставить свой след в мире. С подобными чаяниями связаны неистовые и бурные эмоции — гнев, честолюбие, яростная решительность. Герой, Бунтарь и Маг используют свою энергию для того, чтобы оставить свой след в мире, а также для того, чтобы разрушить или изменить ригидные, отмирающие структуры. Если в нашей личной жизни нет таких фигур, как это зачастую происходит, мы жаждем их присутствия на рынке товаров и в средствах массовой информации».

(с) Марк и Пирсон

В этом месте я не могу не остановится. Поскольку, если рассматривать, скажем так, научную сторону вопроса, то в этом виденье мне сложно согласиться с авторами, если они основывались на концепции архетипов Юнга. Для меня Бунтарь, как он описан в «Двенадцати архетипах» – несомненное порождение архетипа Трикстера, а Маг в интерпретации Пирсон – скорее проводник к нашему мифологическому сознанию вообще, как таковому, тогда как Герой – это все-таки самостоятельный архетип, а задачу его, коль скоро мы вспомнили Юнга, я бы видела не в подрыве устоев и не в изменении мира, а в победе над чудовищем и защите других от опасности. Можно пойти дальше: «Главный подвиг героя заключается в том, чтобы преодолеть чудовище мрака: это долгожданный триумф, триумф сознания над бессознательным» (с) Карл Юнг, «Душа и миф. Шесть архетипов» - то есть, собственно, в этом архетипе отражено возникновение у первобытного человека сознания.

А «универсальный миф о герое всегда относится к человеку—богатырю или богочеловеку, который побеждает зло в виде драконов, змей, монстров, демонов и так далее и который освобождает свой народ от смерти и разрушения». (с) Карл Юнг, «Архетип и символ».
Если же говорить об архетипичности сказки, немыслимой без Героя, то главная задача его – собственная инициация. В сказке, согласно Проппу, отражены архаичные ритуалы инициации, и Герой, следуя им, символически уходит в мир мертвых за тем, чтобы переродиться уже в новом статусе. А побеждаемый им противник возник лишь со временем из образа зверя, поглощающего инициируемого и таким образом являясь для него...

воротами перехода в мир мертвых, приобщения к олицетворяемым зверем силе и способностям, а затем и возрождения в новом качестве. Когда смысл этого мотива начал забываться, зверь-поглотитель стал не помощником в процессе инициации, а врагом, которого необходимо победить – так возникло хорошо знакомое нам по сказкам драконоборчество (за подробностями можно обратиться к исследованию "Исторические корни волшебной сказки" Проппа).

Но вернемся к Марк и Пирсон. Поскольку квест наш в данном случае все-таки состоит не в поиске научной истины, а в игре, то в качестве проективного материала нам, безусловно, сгодится любой Герой, хотя – кто знает – возможно (и весьма вероятно!), ваш Герой будет скорее Героем Юнга, чем Героем Пирсон, коль скоро архетипы и впрямь часть нашего бессознательного, а бессознательное сложно обмануть концепциями.

Тем более, дальнейшее описание архетипа Героя, на мой взгляд, с классическим не расходится:
«Герой, Бунтарь и Маг противостоят ограниченной, сдерживающей или опасной реальности. Герой (который зачастую выступает в качестве Воина) идет навстречу огромной опасности, чтобы победить зло и защитить общество и священные ценности. Бунтарь действует как разрушительная сила, нарушает культурные нормы и правила ради блага других людей (Робин Гуд), приключений и личной выгоды (Бонни и Клайд) или для того, чтобы вырваться из когтей отчаян¬ного отчуждения (Тельма и Луиза). Маг является катализатором социальных или общеорганизационных изменений или мгновенного оздоровления. Во всех трех случаях в основе лежит желание совершить поступок и проявить силу». (с) Марк и Пирсон

Вообще, рассматривая Героя и Бунтаря как пару, авторы делают вывод, что победившего Бунтаря называют Героем – и наоборот: проигравшему достанется слава Бунтаря:) И что отрицательный полюс Героя сливается с Бунтарем: самый примитивный Герой готов к победе любой ценой, а такая цель редко оказывается благородной или привлекательной.
А сравнивая Героя с Искателем, Марк и Пирсон отмечают, что «если Герой борется за изменение мира, то Искатель обычно не рвется на баррикады со своей критикой». Герой, в отличие от Искателя, больше занят миром, а не собой.

«Твердый и храбрый, этот архетип учит нас ставить цели и достигать их, преодолевать препятствия, стоически выдерживать тяжелые времена, хотя он также тяготеет к тому, чтобы видеть во всех врагов и размышлять в категориях «или-или».
Например, если в нас просыпается Герой, мы учимся собираться с мужеством для борьбы с обстоятельствами и с самими собой.
Казалось бы, все потеряно, но в это время по холмам скачет Герой и спасает ситуацию. Существует бесконечное количество вариаций на эту тему, но в каждой из этих историй Герой одерживает триумфальную победу над злом, несчастьями или трудной задачей, вдохновляя всех нас.
Естественное окружение для Героя — это поле битвы, спортивное состязание, улицы, рабочее место, джунгли политики или любое другое место, где трудности или вызовы требуют мужественных и энергичных действий.

Герой хочет сделать мир лучше. В глубине души он боится потерпеть поражение, не суметь выстоять до конца и одержать победу. Этот архетип помогает нам воспитать в себе энергию, дисциплину, сосредоточенность и решительность.

Наряды и окружающая среда Героя функциональны, а не роскошны. По сути дела, слишком большой комфорт воспринимается как опасность, поскольку он может размягчить человека.
Когда у человека активизируется архетип героя, в нем просыпается честолюбие и готовность принять брошенный вызов. Встречаются и вынужденные Герои, которые замечают несправедливость или проблему и могут просто «подняться» и сделать все, что необходимо для того, чтобы исправить ситуацию. В любом случае, брошенный вызов воодушевляет Героя, несправедливость приводит его в ярость, и он быстро и решительно реагирует на сложности и появляющиеся возможности.

Героя всегда можно узнать в воине, крестоносце, спасателе, сверхчеловеке, солдате, спортсмене-победителе, убийце дракона, конкуренте и игроке команды.
В своих худших проявлениях Герои проявляют высокомерие, хвастливость или рано сводят себя в могилу. В лучших случаях — совершают великие деяния. Как ни парадоксально, но Герои не считают себя героями, поскольку это выглядело бы самонадеянностью. Как правило, они считают, что просто делают свое дело. Кого они действительно не любят, так это не столько злодея, сколько его безропотных жертв. Следовательно, их слабость проявляется в желании принять вызов даже в тех случаях, когда это может показаться глупостью.

Конечно, в рамках этого архетипа, равно как и всех остальных, существует и негативный потенциал. Победивший Герой может оказаться чудовищем. Аттилу можно считать Героем, поскольку он завоевал множество народов, но побежденные народы испытали горечь массовых убийств, изнасилований, грабежей. На низшем уровне архетип Героя жаждет всего лишь господства. Любой оппонент рассматривается как враг, заслуживающий наказания. Нацисты считали себя героями, но это привело к чудовищным последствиям для людей, заключенных в концентрационные лагеря.
В архетипе Героя может таиться следующая ловушка: вы видите себя героем, но окружающие усматривают в вас злодея. Если это случается, стоит остановиться, увидеть то, что видят окружающие и изменить свое поведение.


Героические организации или преданы великому делу, или помогают своим покупателям и работникам «стать тем, кем вы можете быть. Это, конечно, подразумевает — жестким, гибким, честолюбивым, эффективным, способным к конкуренции и, в идеальном случае, принципиальным.
Такие организации жестко подталкивают людей, чтобы те максимально полно раскрывали свои возможности. В частном секторе такие фирмы обычно представляют собой места с очень высокой степенью конкуренции, где объемы продаж, например, постоянно регистрируются на экране текущих достижений. Такие организации пронизаны духом предпринимательства и не только надеются, но и требуют непрерывного роста. В общественном и некоммерческом секторах требуется преданность делу. В любом случае предполагается, что те люди, кто не способен полностью отдаться своей работе, «покинут помещение».
Следовательно, такие фирмы обрекают своих сотрудников на «выгорание», вследствие неписаных требований выполнять работу на высоком (и зачастую неразумном) уровне и ожиданий того, что хорошие сотрудники представляют собой стоически работающие механизмы.

Однако высокоразвитые, здоровые организации-Герои воспитывают работников и команды, способных побеждать, точно так же, как это делают хорошие тренеры, направляющие усилия всей спортивной команды. Предполагается, что все цели будут достигнуты, а стандарты соблюдены, но при этом хорошие работники получают достойное вознаграждение, проходят прекрасное обучение, и их ценят очень высоко. Следовательно, они заботятся о себе и друг о друге. Люди разделяют чувство гордости от того, что принимают участие в победных операциях, и в своей деятельности они искренне преданы качеству работы. Героические организации самого высокого уровня обладают принципами; их убеждения четко сформулированы, подтверждены практикой, а не являются просто риторически¬ми заявлениями».
(с) Марк и Пирсон

Герой
Желание: доказать свою ценность посредством мужественных и сложных действий.
Цель: использовать власть для того, чтобы усовершенствовать мир.
Страх: слабости, ранимости, стать беспомощной жертвой.
Стратегия: стать максимально сильным, компетентным и могущественным.
Ловушка: высокомерие, вечный поиск врага.
Награда: компетентность и мужество.

Уровни Героя
Вызов: лягающийся бык швыряет песок вам в лицо или кто-либо пытается запугать или дурно обращаться с вами; притягательная сложная задача; какой¬-либо человек, нуждающейся в вашей помощи или защите.
Первый уровень: создание границ, приобретение опыта, мастерства, что выражается в достижении успеха; мотивацией и проверкой этого служит конкуренция.
Второй уровень: солдат, выполняющий свои обязанности ради своей страны, организации, общины или семьи.
Третий уровень: использование своей силы, опыта и мужества для того, чтобы что-то изменить для себя лично и целого мира.
Тень: необходимы жестокость и одержимая потребность победить.

Ну а теперь поищем своего Героя? Передо мной, надо сказать, стояла непростая задача: какого именно Героя я предложу вам поискать? Героя Юнга или Героя Пирсон? Или, может быть, речь пойдет об инициации? А можно ли все смешать и не взбалтывать? Или лучше отдать это на откуп вам самим?
И знаете, последний вариант кажется мне наиболее правильным.

БЛОК 1.
1. Кто первым приходит вам в голову, когда мы говорим о Герое? Может быть, это сказочный герой? Или пионер-герой? Или герой войны? Или герой мирного времени («знак ГТО на груди у него, больше не знают о нем ничего»)? Или неизвестный средневековый врач, оставшийся в охваченном чумой городе? Или герой из какой-нибудь Вселенной Марвел? Супермен? Доктор Кто? Георгий Победоносец? Илья Муромец? Павлик Морозов? Мересьев? А может быть, Отто Шмидт?
2. Я совершенно точно упомянула не всех – а для вас важен именно такой, не упомянутый мной Герой? Кто он?
3. И все ли из перечисленных кажутся вам Героями? С чем они борются? Кого и от чего спасают? В чем их героизм?
4. Как по-вашему, что чувствует и думает Герой в ту секунду, когда решается на подвиг?
5. Представьте, что вы - Герой. И вернитесь к вопросам 1 и 2 – ответьте теперь про себя, каким из Героев вы себя представили. Что вы сделали? А может быть, только собираетесь сделать? Как переживаете это уже сделанное или готовитесь к тому, что сделать, что чувствуете, о чем думаете, каким себя видите?

И блок стандартных вопросов под катом.

БЛОК 2.
Для тех, кого привлекает образ Героя
I. Вот он какооой…
1. Какими вы сами видите основные черты, характеристики Героя? (Они могут и отличаться от тех, что приведены мной или авторами концепции: важно, чтобы это были именно ваши представления об архетипе: что вы чувствуете и думаете, когда представляете его себе). Выпишите столько черт, сколько придет в голову.
2. Что означает для вас каждая черта/характеристика, чем она важна, что в ней ценного для вас?
3. Как это ценное и важное отражено в вашей жизни?
4. Смотрим, насколько эта ценность/потребность проявлена в вашей жизни или нужно за нее побороться.
5. Если потребность не очень-то удовлетворяется, смотрим, какие вы можете найти способы ее удовлетворить.

II. Если б я был султан…
1. «Если бы я был Героем, я бы…»
Записываем все, что угодно, что первым приходит в голову. Составляем список из пяти позиций. Если понравилось, можно больше.
2. Рассматриваем каждую позицию по схеме:
- Чем это важно для меня, зачем мне это, чем меня это привлекает?
- Есть ли в моей жизни что-то, дающее мне похожие ощущения?
- Где бы я мог эти ощущения найти, если сейчас в моей жизни их недостаточно?

Для тех, кому неприятен образ Героя

I. Вот он какооой…
1. Какими вы сами видите основные черты, характеристики Героя? (Они могут и отличаться от тех, что приведены мной или авторами концепции: важно, чтобы это были именно ваши представления об архетипе: что вы чувствуете и думаете, когда представляете его себе). Выпишите столько черт, сколько придет в голову.
2. Что означает для вас каждая черта/характеристика, чем она неприятна, что в ней вас отталкивает, пугает?
3. На что это похоже в вашей жизни?
4. Смотрим, какая ценность/потребность скрыта за этим страхом.
5. Смотрим, насколько эта ценность/потребность проявлена в вашей жизни или нужно за нее побороться, и как это можно сделать?

II. Если б я был султан…
1. «Если бы я был Героем, я бы…»
Записываем все, что угодно, что первым приходит в голову. Составляем список из пяти позиций. Если понравилось, можно больше.
2. Рассматриваем каждую позицию по схеме:
- Чем это плохо для меня, почему меня это пугает, чем мне это не нравится?
- Есть ли в моей жизни что-то, дающее мне похожие ощущения?
- Смотрим, какая потребность скрыта за этим.
- Смотрим, насколько эта потребность удовлетворяется.
- Если удовлетворяется недостаточно, то смотрим, есть ли в моей жизни возможности для реализации этой потребности?
Для всех:
- Как вы думаете, много ли в вас Героя?
- Хотелось бы больше? Почему? Для чего? (Это разные вопросы! :)) Сознательно ли вы ограничиваете в себе Героя? Есть ли что-то внешнее, ограничивающее в вас Героя?
- Хотелось бы меньше? Почему? Для чего? Сознательно ли вы культивируете в себе больше Героя, чем вам хочется/нужно? Есть ли какие-то внешние факторы, заставляющие вас это делать?
- Хочется ли как-то это изменить? Как вы думаете, как скажутся на вашей жизни такие перемены?

А теперь снова закройте глаза, подумайте о своем Герое и найдите картинку, отражающую для вас этот образ. Абсолютно любую: пейзаж, натюрморт, одежду, человека, абстракцию. И отложите туда же, куда спрятали все предыдущие образы.

Comments

( 20 comments — Leave a comment )
m_musy23
Feb. 21st, 2017 02:17 pm (UTC)
Очень интересно, прочитала с удовольствием!
restlos
Feb. 21st, 2017 03:47 pm (UTC)
Ура!
Герой для меня интересный и ключевой архетип, интересно его посмотреть со всех сторон.
Для меня первая ассоциация, наиболее близкая мне - это шекспировский Генрих V, герой поневоле, поставленный в условия преодоления и преодолевший преграды с помощью импульса, внутренней силы.
Остальные тоже клевые, конечно - вообще очень выигрышный с моей т.з. образ))
Есть разные экранизации и постановки вышеупомянутой шекспировской хроники; в них по-разному раскрыт вот этот кризисный момент, когда герой решается на битву. Мне очень близка подача Лоуренса Оливье - вот этот миг, когда позади остается все, что было раньше; а впереди - новое и неизвестное, и трубы уже звучат, и ты весь там, но еще пока не можешь тронуться с места, ты смотришь на поле боя и понимаешь, что вот ты сорвешься с места, двинешься вперед - и ничего и никогда больше не будет прежним для тебя и твоих людей; вот это секундное оцепенение - очень важный для меня момент, решающий. Вдохновляющий.

HenryV

Вот этот импульс, движение вперед, точка невозврата - для меня это... хм) то, ради чего стоит жить) вот это стремительное обрушивание в неизвестное, где пляска в состоянии боевой ярости, когда ты ничего не планируешь и не предугадываешь, не задумываешься о прошлом; ты максимально в настоящем. И вот этот момент - это как на американских горках, состояние невесомости, когда захватывает дух и все становится легким и простым.
Идейность - преодоление препятствий для какой-то важной цели. Не будешь же в это все влезать просто так, чисто поржать (ну или хотя бы надо, чтобы это "поржать" было глобальным). Для меня это чаще всего камень преткновения. Чтобы идти на битву, надо быть уверенной в идее - а чаще всего есть то, на что можно посмотреть с разных сторон.
Определенная стратегия преодоления - как гордиев узел или полиэтиленовые пакетики: не развязывать, а разрубить, разорвать к чертям) да! это излюбленная штука. Сразу вглубь, мимо всех этих дурацких условностей и социальных игр, без дипломатии этой - можно отрезать? нужно отрезать!

Все это так или иначе присутствует в моей жизни, и, в принципе, я люблю все эти штуки) но обычно самой мне лень или не хочется инициировать такие... бурные перемены, поэтому меня притаскивает к ним за шиворот и ставит во главе)))
Способы удовлетворения - игры) но игры для меня штука опасная, потому что я слишком глубоко в них погружаюсь, будь это спортивные соревнования или "Монополия" (нашей семье вообще нельзя играть в "Монополию" - если мы проигрываем, то долго и занудно на всех дуемся)). Постановка себе целей и достижение их, преодоление лени, например)

Герои (с долей Правителя) у меня с детства ассоциируются с конями, доспехами и плащами, я их всегда очень любила)) сейчас я тоже периодически хожу в чем-то таком, и на конях езжу, и от этого прям кровь поет)

x_a1e73466

Edited at 2017-02-21 03:48 pm (UTC)
restlos
Feb. 21st, 2017 03:53 pm (UTC)
p.s. По мне, Героя во мне иногда даже слишком много - хочется порой отдохнуть от преодолений. Мы тут недавно выяснили, что вообще в советской традиции мотив преодоления был очень популярен, поэтому среди нас довольно много Героев.
И это тоже слегка стереотипное, уход в тень, повседневное, низкоуровневое геройство: не нравится работа? НАДО работать, НАДО зарабатывать, НАДО себя преодолевать; и т.д. А можно повысить уровень - послав нелюбимую работу к чертям)
p.p.s. Спасибо за вопросы и исследование!))



Edited at 2017-02-21 03:54 pm (UTC)
lada_ladushka
Feb. 21st, 2017 06:30 pm (UTC)
Отличное выражение "низкоуровневое геройство" :)))
restlos
Feb. 21st, 2017 07:38 pm (UTC)
))) спасибо!)
redseagull
Feb. 21st, 2017 09:18 pm (UTC)
низкоуровневое геройство - это пять))) действительно такое наследие совка, где "в слове нужно есть что-то от нужника"
restlos
Feb. 22nd, 2017 07:13 am (UTC)
хех, да уж...))
nell_as_hell
Feb. 22nd, 2017 10:00 am (UTC)
Я не пропагандист советского строя, но объективность требует разделить некоторые вещи. Да, было то, о чем вы пишете (и у меня от этого такая же оскомина), когда под видом "геройства" людей убеждали, фактически, жить в дефиците буквально всего, работать "за галочки", не требовать лучшего... Но кроме этого на "героических" примерах сумели воспитать массу людей с твердыми нравственными принципами, стремлением к лучшему, с прекрасным "человеческим потенциалом" - не всех, но очень много. Буквально каждый сможет вспомнить из своей жизни или своих близких, когда спасла бескорыстная помощь "человека/людей советской закалки". "Позовите Иваныча".
Можно говорить о трагической социальной несправедливости, что такие люди обычно не получали никакого вознаграждения, но это не значит, что они жили неправильно и были просто зазомбированными виктимами. То есь я не говорю, что вы это имели в виду - просто считаю нужным дополнить ваш комментарий, чтобы мы вдруг не начали "выплескивать ребенка вместе с водой". Да, есть "кривые фальшивки" любого архетипа. Но в нормальном проявлении все они нужны и прекрасны. Совсем без Героя человек будет, пардон, "стадом", вяло жующим жвачку парнокопытным, пАссивом, не способным ни на какие свершения.
nell_as_hell
Feb. 22nd, 2017 10:06 am (UTC)
"Низкоуровневое геройство" для меня несколько другое - когда пацан на глазах товарищей или девушки прыгает с большой высоты, едет на велосипеде по краю обрыва, совершает другие рискованные и бессмысленные "подвиги", чтобы покрасоваться, потешить Эго. Еще печальнее, когда "пацану" уже лет 40, а он все "джигитует", изображает на камеру "Крокодила Данди" и т.п.
viscerias
Feb. 21st, 2017 10:23 pm (UTC)
У меня первая ассоциация с героем - это битва за Хельмову Падь во Властелине Колец. Одна из моих любимых сцен, прямо ухххх! Дух захватывает )) Там еще лучи света придают атмосферности, ну и символизма, конечно. Типа свет пронзает лучами армии орков и т.д.



Во Властелине Колец, конечно, вообще герой на герое, героем погоняет ))

Хотела написать, что герои борятся со злом, чтобы добро восторжествовало, но нет. Герои, на мой взгляд, борятся за идею, как уже кто-то написал. Героям может казаться, что они борятся за добро, но мы то знаем, что это далеко не всегда так.

А вот про то, что Герой чувствует, я полностью соглашусь с restlos. Она все очень точно описала ) Как раз представляется тот момент, когда все воины Рохана на своих конях несутся в бой, и как будто мир на секунду замирает, есть только какая-то почти осязаемая тишина.

Не так давно поняла, что Воин у меня один из довольно сильно ощутимых архтипов, но в особый героизм я не пускаюсь в силу других своих архетипов, которые его держат за шиворот )) Но иногда бывало. Обычно вылазит в несправедливых с моей точки зрения ситуациях, когда я вижу, что никто больше отпор не даст, а злоба-то копится ) В конце концов чаша моего терпения заполняется и Герой тут как тут ))



А так он чаще у меня отрывается, когда я в фэнтэзийные РПГшки играю, там ему есть где разгуляться )

В общем, рада я, что наконец-то про него напишут! Спасибо огромное за статью )
nell_as_hell
Feb. 22nd, 2017 08:57 am (UTC)
Я тоже ощущаю Героя-Бунтаря-Мага как триединство, и очень рада, что мы наконец до него добрались. На мой взгляд, развитый ГБМ-набор - это тоже самое, что развитая Самость по Юнгу. Поведение, вытекающее из развитого взрослого сознания, опоры на свой собственный внутренний стержень, независимое мышление и способность (если осознается необходимость) на поступки вразрез с социальными условностями, привычными "штампами", выгодой, комфортом и даже биологическими императивами.
И поскольку ключевые слова - "взрослое сознание", это не имеет отношения, например, к "пацанскому" желанию совершать подвиги, чтобы выделиться, получить популярность, восхищение, похвалу, "медаль на грудь". Или к демонстративному принесению себя в жертву в надежде на то же самое. Или к подростковой увлеченности "мессианскими порывами" или мистицизмом, а также к бунтам подросткового типа (Бунтарь здесь гораздо более условен - просто готовность противостоять "злу").
Настоящий обладатель ГБМ-набора не обладает ни повышенной конфликтностью, ни навязчивым желанием "козырять" или "спасать мир" - он слишком взрослый и умный. Он не корежит супермена и не брезгует быть "обычным скромным человеком, который просто делает то, что может и считает правильным". (Не тем, что большинство ожидает при слове "герой"). Он не ощущает в себе никакой "особой силы", притупленного чувства страха или адреналиновой зависимости. Его выявляют только определенные ситуации. "Все понимали, что начальник ведет фирму к катастрофе, но трусливо молчали - "почему именно я должен?" - и только безопасно ругали начальство дома на кухне ... А ГБМ встал на собрании и при всех сказал. Хотя у него тоже дети и прочие обстоятельства, и он понимал, насколько высока вероятность, что сначала его показательно уволят, а уже потом, может быть, все-таки задумаются над курсом".
Яркий пример - история Примакова в качестве премьера при Ельцине (могу рекомендовать показанную недавно по ТВ документалку "Прощание. Евгений Примаков"). Не политизирования ради - просто хочется реальный портрет ГБМ, а не фантазийных персонажей. И в жизни далеко не всегда есть яркие "киношные" ситуации, где можно проскакать в сияющих доспехах на белом коне, а гораздо чаще прозаические и бесславные (с уже посмертной славой). Кроме красочного "разворота над Атлантикой", 99% карьеры Примакова было "будничной работой". В итоге его вспоминают как Героя-Мага, который после дефолта 98-го смог затормозить инфляцию на десятки процентов, предотвратить полную катастрофу - и конечно, не взмахом волшебной палочки... Но ни когда все это совершалось, ни после никто не качал его на руках - ему приходилось "бунтовать", пробивать грамотный курс в ситуации жесточайшей критики и унизительных публичных "разносов"... и закончилось не заслуженной наградой, а неблагодарным "выкидыванием".
Его история демонстрирует, что таких людей - Личностей - часто боятся "на всякий случай", как конкурентоспособных, даже если реально они никак не конкурируют и не стремятся к власти. Обладатель независимого мышления и крепкого внутреннего стержня обычно не воспринимается как "приятно лояльный" и "легко управляемый". Спокойный, выдержанный, умный человек с нравственным кодексом кажется "опасным", в отличие от Невинного с наивной жаждой подвига и славы или "пожизненно" бунтующего, "на самом деле, против мамы с папой", горлопана. Казалось бы, ГБМ и надо выдвигать везде и всюду, однако реальность не такова. Ельцин призвал Примакова только в крайне тяжелой ситуации, а потом быстро его "сбагрил". В худших случаях могут даже "на всякий случай" репрессировать или убить, история полна таких примеров.
ГБМ - это те, кто, по незабвенному Антону Павловичу, в значительной мере "выдавили из себя раба" - именно из этого вытекает способность к разумному "бунту" там, где действительно нужно, "героизму" и "магии". А также обладают развитым чувством ответственности, которое и толкает на то, что "подвигами" считают уже другие, не способные на тоже самое, тогда как для ГБМ это просто норма, "а как иначе?" Не норма, почему все другие трусливо молчат, уходят от прямых мнений и решений, ищут отговорки и оправдания и любят пофлудить о великом, "не вставая с дивана".
amethisto
Mar. 4th, 2017 09:49 pm (UTC)
ахаха, так это же прямо "Сид Кампеадор и король испанский, уже-не-помню-как-звали"!
nell_as_hell
Feb. 22nd, 2017 08:58 am (UTC)
В советской литературе и кино, особенно "оттепельных", был популярен главный герой-ГБМ, сражающийся с бюрократическими препонами ради прогресса. "Не хлебом единым", "Белые одежды", "Иду на грозу", и море других произведений. Тем, кто еще застал (или изучал), этот комплексный архетип отлично знаком.
snowleo_hatula
Feb. 22nd, 2017 07:25 pm (UTC)
Триада Пирсона вызывает полное согласие. Возражения ей - тоже. Трудно себе представить путь Мага без пути воина и без бунтарства. Или можно через Искателя расти в Мага? Вот, герои сказок куда чаще после подвигов становятся Правителями. И Бунтаря легко могу представить растущим в Трикстера.

Мне как-то трудно понять, кто такой Герой. Недавно читала у Мурета и Гиллета про архетип Воина. И там все более-менее ясно. Но вот Герой - это ведь просто герой своей истории. Герой ли лежащий на печи Илья Муромец? Уж точно не воин. Вставший с нее, экипированный и на коне, в дозоре, в битве - и Герой, Воин.
impugner
Feb. 23rd, 2017 09:55 am (UTC)
БЛОК 1.
Доктор Кто мой герой. Все кажутся героями :) Просто у них свои способы.
В момент, когда решается совершить подвиг, он думает: "я себе не прощу, если этого не сделаю".
Я себя представила героем довольно лояльным. С мечом не кидаюсь, но и не уклоняюсь от битвы. Хитрю, но на виду. Если раскроют, значит есть о чём подумать, если нет, то с такими очевидными глупцами лучше работать по очевидным схемам, потому что это уже превращается в уродливую игру. Что я сделала как герой? Отстояла и отстаиваю возможность быть собой :) Чувствую? Чувствую, что прорываюсь к свету :)

БЛОК 2.
Для тех, кого привлекает образ Героя
I. Герой - это тот человек, который в неопределённой с точки зрения морали ситуации "идти или не идти" - пойдёт. Он может и ошибиться, быть не на той стороне, но всегда признает свои ошибки, что тоже героический поступок.
1. Прямолинейный, целеустремлённый, даже если все против него или никто за ним не идёт, никого нет впереди, ему не требуется поддержки, он всё равно пойдёт туда, куда ему нужно.
2. Для меня это важно, потому что очень много в мире простого, но это частенько может порости "имхо" всякими и частенько в сознании людей есть ошибочные установки, всё общество может ошибаться. А герои видят цели и идут к ним даже если это идёт в разрез общественному мнению. Главное - это цель.
3. Эх, в моей жизни это отражается, но очень тихо, без спецэффектов )))
4. Да я постоянно борюсь с собой, с обществом внутри себя. Вижу цель - ползу, но двигаюсь. Вызов - сложная задача. Но конкурировать не могу абсолютно, да и конкуренция - это что-то параллельное геройству, всё равно что битва ради битвы. Так что достаточно геройства, в меру :)

Важна цель и, если ты можешь её достигнуть при помощи непонятной для окружающих звуковой отвёртки, то достигаешь её при помощи звуковой отвертки ))) и не обязательно цель должна быть ясна для окружающих.

Вот такой тихий образ героя )))


Edited at 2017-02-23 10:45 am (UTC)
cinem_a
Feb. 23rd, 2017 02:43 pm (UTC)
Блок 1.
Ольга, спасибо за текст, структуру и предложенные вопросы самоисследования! Спасибо участникам, которые поделились своими ответами!
У меня получилось следующее. (Думаю, мой герой получился обычным.)

БЛОК 1.

1. Кто первым приходит вам в голову, когда мы говорим о Герое? Может быть, это сказочный герой? Или пионер-герой? Или герой войны? Или герой мирного времени («знак ГТО на груди у него, больше не знают о нем ничего»)? Или неизвестный средневековый врач, оставшийся в охваченном чумой городе? Или герой из какой-нибудь Вселенной Марвел? Супермен? Доктор Кто? Георгий Победоносец? Илья Муромец? Павлик Морозов? Мересьев? А может быть, Отто Шмидт? -- ПЕРВЫМ МНЕ ПРИХОДИТ В ГОЛОВУ ОДИНОЧКА, ВПЕРВЫЕ ОСТАВШИЙСЯ ОДИН НА ОДИН СО СВОИМ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕМ.. У НЕГО УЖЕ ЕСТЬ ГЕРОЙСКОЕ ОБМУНДИРОВАНИЕ, ОН УЖЕ УШЕЛ ИЗ ТЕПЛОГО УДОБНОГО ДОМА, НО ДОМ ЕЩЕ ДЕРЖИТ ЕГО ВОСПОМИНАНИЕМ, ГЕРОЙ НЕ ЧУВСТВУЕТ В СЕБЕ МНОГО СИЛ И ПРОБУЕТ НАЙТИ ИХ В СЕБЕ ВО ВРЕМЯ ПУТИ.

2. Я совершенно точно упомянула не всех – а для вас важен именно такой, не упомянутый мной Герой? Кто он? -- ...

3. И все ли из перечисленных кажутся вам Героями? С чем они борются? Кого и от чего спасают? В чем их героизм? -- ДУМАЮ, ЧТО КАЖДЫЙ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ВЫШЕ ГЕРОЕВ БОРЕТСЯ С СОБОЙ, ЧТОБЫ ПРЕОДОЛЕТЬ СВОЮ ИНЕРТНОСТЬ, НУЖНО ПРОЯВИТЬ СВОЮ НАСТОЙЧИВОСТЬ.

4. Как по-вашему, что чувствует и думает Герой в ту секунду, когда решается на подвиг? -- В ТУ СЕКУНДУ, КОГДА ГЕРОЙ РЕШАЕТСЯ НА ПОДВИГ, ОН ОТДАЕТ СЕБЯ В РУКИ ЧЕГО-ТО БОЛЬШЕГО, ЧТО ИМЕННО ЕМУ, КАК ЛИЧНОСТИ, ЕЩЕ НЕ ИЗВЕСТНО, НО ОН ЗНАЕТ ЭТО В СЕБЕ В ВИДЕ МЕЧТЫ ИЛИ ЗОВА.

5. Представьте, что вы - Герой. И вернитесь к вопросам 1 и 2 – ответьте теперь про себя, каким из Героев вы себя представили. Что вы сделали? А может быть, только собираетесь сделать? Как переживаете это уже сделанное или готовитесь к тому, что сделать, что чувствуете, о чем думаете, каким себя видите?-- Я ПОХОЖА НА ГЕРОЯ МЕРЕСЬЕВА

cinem_a
Feb. 23rd, 2017 02:44 pm (UTC)
БЛОК 2

БЛОК 2.

Для тех, кого привлекает образ Героя

I. Вот он какооой…

1. Какими вы сами видите основные черты, характеристики Героя? (Они могут и отличаться от тех, что приведены мной или авторами концепции: важно, чтобы это были именно ваши представления об архетипе: что вы чувствуете и думаете, когда представляете его себе). Выпишите столько черт, сколько придет в голову.--
ЗАКРЫТЫЙ
ЗАМКНУТЫЙ
БЛЕСТЯЩИЙ
НАСТОРОЖЕННЫЙ
НАСТРОЕННЫЙ ТОЛЬКО НА СЕБЯ

2. Что означает для вас каждая черта/характеристика, чем она важна, что в ней ценного для вас?
--
ЗАКРЫТЫЙ -- можно привести в порядок свой внутренний мир
ЗАМКНУТЫЙ -- не тратит энергию, необходимую на решение насущной задачи
БЛЕСТЯЩИЙ -- отражает влияния из наружного мира
НАСТОРОЖЕННЫЙ -- учит увеличивать сенситивность
НАСТРОЕННЫЙ ТОЛЬКО НА СЕБЯ -- отбор и выбор только необходимых задач

3. Как это ценное и важное отражено в вашей жизни? -

почти всё отражено в моей жизни

4. Смотрим, насколько эта ценность/потребность проявлена в вашей жизни или нужно за нее побороться.--

проявлена

5. Если потребность не очень-то удовлетворяется, смотрим, какие вы можете найти способы ее удовлетворить. --


II. Если б я был султан…

1. «Если бы я был Героем, я бы…»

Записываем все, что угодно, что первым приходит в голову. Составляем список из пяти позиций. Если понравилось, можно больше.

ИМЕЛ ПЛАЩ
ИМЕЛ ШИРОКИЙ ШАГ
ИМЕЛ ШЛЕМ
БЫЛ НЕМНОГОСЛОВЕН
БЫЛ БЫ ТОЧЕН В ДЕЙСТВИЯХ И СЛОВАХ


2. Рассматриваем каждую позицию по схеме:
- Чем это важно для меня, зачем мне это, чем меня это привлекает?
- Есть ли в моей жизни что-то, дающее мне похожие ощущения?
- Где бы я мог эти ощущения найти, если сейчас в моей жизни их недостаточно?



ИМЕЛ БЫ ПЛАЩ --
-- плащ развевается, плащ виден издалека, в него можно завернуться, в нем тепло..
-- когда я хорошо себя чувствую и физически крепкая, то такие ощущения я имею во время прогулок быстрой ходьбой..
-- ..

ИМЕЛ ШИРОКИЙ ШАГ-
-- во время широкого шага хорошо чувствуется все тело, его слаженность, можно ощущать изменения в походке после занятий физич. упражнениями, а также производить калибровку прямо во время ходьбы

-- да, есть, ходьба ..

-- ..

ИМЕЛ БЫ ШЛЕМ
-- мысли должны быть ограничены определенной задачей
-- да, иногда я обвязываю голову платком
-- ..

БЫЛ БЫ НЕМНОГОСЛОВЕН
-- это ограничивает энергию на неактуальные задачи, а также на ненужные связи и информационные каналы
-- я немного словна

БЫЛ БЫ ТОЧЕН В ДЕЙСТВИЯХ И ДЕЛАХ

-- то же самое -- не дает тратиться энергии на неактуальные задачи..


-----------------------------------------------------

- Как вы думаете, много ли в вас Героя? -- ДУМАЮ, ЧТО МНОГО.
- Хотелось бы больше? Почему? Для чего? (Это разные вопросы! :)) Сознательно ли вы ограничиваете в себе Героя? Есть ли что-то внешнее, ограничивающее в вас Героя? -- НЕТ, БОЛЬШЕ НЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ. ПОТОМУ ЧТО НАЛИЧИЕ ГЕРОЯ ВО МНЕ ОБЕСПЕЧЕНО ЭНЕРГИЕЙ, РАВНОЙ КОЛИЧЕСТВУ ГЕРОЯ.
СЕЙЧАС ВНЕШНЕ НИЧЕГО НЕ ОГРАНИЧИВАЕТ ЕГО ВО МНЕ.

- Хотелось бы меньше? Почему? Для чего? Сознательно ли вы культивируете в себе больше Героя, чем вам хочется/нужно? Есть ли какие-то внешние факторы, заставляющие вас это делать?--
МЕНЬШЕ НЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ, ПОТОМУ ЧТО ЭНЕРГИЯ ГЕРОЯ НУЖНА, ЧТОБЫ ДВИГАТЬСЯ, ТАК КАК Я СЕЙЧАС МОГУ

- Хочется ли как-то это изменить? Как вы думаете, как скажутся на вашей жизни такие перемены?--
НЕТ, СЕЙЧАС Я НЕ ХОЧУ НИЧЕГО ИЗМЕНИТЬ В ДВИЖЕНИИ СВОЕГО ГЕРОЯ.
kirakostukova
Feb. 24th, 2017 12:09 pm (UTC)
БЛОК 1.
Герой мне прежде всего почему-то напоминает о мучениках и борцах за идею. Кто -то вроде Данко, вырвавшего сердце из груди. ,
В моем понимании, Герой - фигура жертвенная, погибающая в конце истории ради своих идеалов. Из реальных людей вспоминается почему-то Ян Гус , и герои, погибшие во время ВОВ, защищая родину. Или Че Гевара.
Еще ассоциация с крупным муравьем, который, обороняя муравейник, даст разорвать себя на куски, но не пустит врага.
При этом не столь важно, каковы именно идеалы Героя, они могут быть ошибочны. Для меня Герой - это скорее особый склад характера. В Герое есть определенная одержимость, внутреннее стремление к смерти, он точно поезд, несущийся в пропасть. У него должен быть неистовый характер, вот как у Савонаролы. ,
Поэтому из перечисленных вами героев мне, скажем, абсолютно не кажутся героями всевозможные персонажи комиксов, Супермены, Марвел и проч. Они слишком уж самодовольны и жизнелюбивы, нет одержимости. Такие сытенькие фальшивые герои, которым все дается легко и просто.
Илья Муромец куда больше походит на Героя. В его истории есть и странствия, и испытания. Шмидт вполне похож на Героя, или какой-нибудь врач, преданный своему делу, тоже.
Мне кажется, что, решаясь на подвиг, Герой спокоен и собран, он мысленно перебирает произошедшие события, анализирует ситуацию и приходит к выводу, что все делает правильно и отступление невозможно.
"Как по-вашему, что чувствует и думает Герой в ту секунду, когда решается на подвиг?
5. Представьте, что вы - Герой. И вернитесь к вопросам 1 и 2 – ответьте теперь про себя, каким из Героев вы себя представили. Что вы сделали? А может быть, только собираетесь сделать? Как переживаете это уже сделанное или готовитесь к тому, что сделать, что чувствуете, о чем думаете, каким себя видите?"
Себя в виде героя я представляю как что-то среднее между Яном Гусом и Гильгамешем..
Герой это тот, кто не боится пойти против толпы и общественного мнения, поэтому я бы не побоялась выступить против несправедливости и лжи, не обращая внимания на злобу посредственностей, которые таких людей терпеть не могут.
Вообще-то представлять себя героем мне не очень приятно, так как героизм означает непредсказуемость, а я люблю, чтобы все было спланировано заранее, поэтому в такую минуту я волнуюсь и сожалею о том, что я вообще оказалась в такой ситуации, но считаю, что примириться с несправедливостью невозможно и я скорее погибну, чем отступлю. К неприятному ощущению напряжения зато добавляется приятное щекочущее чувство моей собственной силы. Я уверена, что я сильнее врагов, и именно поэтому они меня ненавидят и пытаются одолеть гурьбой, т.к. в честном бою со мной не совладать. Так что чувствую еще и гордость.
Вообще мне кажется, что "эпоху Героя" я уже прошла где-то раньше, в ранней юности, и теперешняя я это надстройка над моим героическим прошлым. Но кажется, что после Героя во мне осталось что-то вроде стального стержня, который и позволяет не ломаться в сложных ситуациях.

Edited at 2017-02-24 12:12 pm (UTC)
silverfern
Mar. 3rd, 2017 04:20 pm (UTC)
Я просто добавлю картинки, которые у меня с Героем/Воином ассоциируются.



(Люси Лоулесс)



(Диана Арбенина)


В рок-группах часто, как мне кажется, используют образ героя/воина (и Бунтаря еще), но обычно видно, кто в этой роли смотрится гармонично, а кто не очень:


(«Ария»)



(«Кино»)
amethisto
Mar. 4th, 2017 09:33 pm (UTC)
когда я думаю о героях, то вспоминаю психологические эксперименты на детях, в стиле "устроить в школе нацизм" или "поиграть в тюрьму".они довольно известны и печальны: на какой-то день дети забывают, что это игра. но была в них и светлая сторона: находился смельчак, который ломал им систему. в том эксперименте, что с тюрьмой, это хорошо описано.
что чувствует герой, когда идет на подвиг? знаете, что чувствует первый воин в клине, когда клин идёт на таран? острую тоску и желание оказаться где-нибудь в другом месте, неизбывную печаль от осознания, что если он уйдет, то на этом месте будет пусто и он подставит всех. ту самую обиду ребенка, который играл в "свободный стул" (или как она называется) и оказался без.
Иисус на эту тему спрашивал "зачем ты оставил меня". Вот кстати, герой всех времен и народов.
-
ну и собственно, второй момент геройства хорошо показан в "7 самураях", когда под финиш молодой самурай говорит: "но мы победили!" а старый показывает на крестьян, которых они защищали, и отвечает: "нет, победили они..."

Edited at 2017-03-04 09:56 pm (UTC)
( 20 comments — Leave a comment )

Profile

Хло
hloflo
Хло-Фло

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com