?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Эксперт проекта:

ИНГА АДМИРАЛЬСКАЯ
Кандидат психологических наук, психотерапевт. Специалист в области гендера.

АРХЕТИП "СЛАВНЫЙ МАЛЫЙ". ГЕНДЕРНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ


Собрав воедино мнения участников, формулируем крайне симпатичный и уютный портрет Славного малого – архетипа, рядом с которым всем хорошо. Спасибо всем откликнувшимся, вместе у нас получилась живая и теплая картина!


Одним из самых интересный моментов в обсуждении мне показалась тема гендерной самопрезентации Славного малого. Главная задача архетипа – сделать так, чтобы с ним было комфортно. С одной стороны, секс – это некомфортно, поэтому ничего сексуального в образе быть не должно. В итоге – отсекаются края шкалы и все, что могло бы намекнуть на сексуальную активность и привлекательность архетипа. С другой стороны, андрогинность – это тоже очень некомфортно. Когда человек не может с первого взгляда определить пол другого, у него может возникнуть переживание, получившее название «гендерной тревоги»: он испытывает потребность найти в образе другого какие-то признаки, в опоре на которые сможет понять, кто перед ним. В обществах с жесткими социальными нормами и предписаниями относительно поведения мужчин и женщин вопрос распознавания гендера другого человека становится ключевым, потому что в зависимости от результата опознания субъект должен демонстрировать правильный вариант поведения.

Славный малый никого не заставляет тревожиться – он прямо и недвусмысленно распознается, но при этом абсолютно выпадает из гонки за лидерство в вопросе сексуальной привлекательности. Он таков, что никому не придет в голову мериться с ним женственностью/мужественностью. Другими словами, внешне Славный малый гендерно маркирован, но при этом умудряется находиться вне эмоционально заряженной темы сексуальной привлекательности и брачных игр за счет своей «детской» презентации.

Вот как описывают Славного малого участники гендерной лаборатории:
• Удобство – ключевое слово! Джинсы, толстовка и футболка, кеды или кроссовки. Отличительная черта одежды - отсутствие элитарности. Это всегда что-то простое и очень доступное по цене.
• Одежда Славного малого не запоминающаяся, "как у всех", минимум индивидуальности.
• Я считаю Славного малого существом бесполым, даже детски-бесполым.
• Ключевая деталь в одежде - что-то "будто с чужого плеча" - что-то великоватое. Потерто-поношенное.
• Его основная фишка - вызывать симпатию и не вызывать агрессию.
• Он может выбирать одежду, которая демонстрирует его причастность к определенному кругу общения, но в коллектив он вступает ради общности интересов, а не бунта, так что суровые субкультуры тут мимо кассы.


Ключевые слова типажа: принадлежность, сообщество, принятие.

Образ Славного малого обладает одной интересной характеристикой – любой человек может позаимствовать у него свитер и почувствовать себя, как дома. Славный малый с удовольствием делится одеждой. Он сам носит одежду как будто «с чужого плеча», как точно подметил один из участников лаборатории, но и его одежда легко находит себе место на чужой полке. Не боюсь ошибиться, если предположу, что у каждого из нас в шкафу лежит толстовка или футболка с чужого плеча, которую мы надеваем, когда болеем/устали/хотим уюта. С нами ею поделился человек, в тот момент реализующий своего Славного малого (и мы ее не вернули). Переносное ощущение дома, упакованное в образе этого архетипа согревает, помогает расслабиться, поддерживает. Его «малый походный набор» - это термос (или фляжка с коньячком), зажигалка для курящих, шарф, пакетик мятных конфет. Он умеет молчать так, чтобы мы говорили, и говорить так, чтобы мы могли расслабиться и помолчать.

Основные характеристики образа:


• Уклон в спортивную тематику, акцент на удобстве в движении – толстовки, джинсы, кеды;
• Уютная одежда, скрывающая тело;
• Полуприлегающий или свободный силуэт;
• Логотипы спортивных клубов и разных сообществ, сообщающие о принадлежности к определенной группе;
• Одежда унисекс, которую можно купить в любом магазине масс-маркета;
• Простые натуральные ткани – хлопок, лен, шерсть, трикотаж ручной вязки;
• «Выцветшие» цвета – деним, бежевый, коричневый, эффекты потертости;
• Отсутствие декоративных деталей, блеска, прозрачных вставок;
• Закрытое тело, многослойность – верхний слой может быть расстегнутым или не имеет застежек;
• Бесформенная стрижка, минимум украшений и макияжа;
• Запрет на элитарность, бренд, исключительность. Основная трансляция – «Я – свой, со мной можно расслабиться».


Образ Славного малого хуже всего двигается по шкале с помощью деталей и изменения силуэта:
Чтобы сделать его женственнее, можно заменить джинсы на юбку.
Мужественность – это борода.

Вот, что у нас получилось:


Уютное и теплое стихотворение от cinem_a

Славный малый это когда папа был молодой!
У него были мягкие волосы, теплые руки,

Он мог качать меня на коленке, одной,
А мог просто - возить по двору на закорках,
Давал нажимать на кнопку фотоувеличителя,
В темноте, когда горит только красная лампа,

Держать другую ручку пилы,
Когда мы пилили зимой дрова во дворе!
Я очень люблю, любила,
Своего папу!

Comments

( 14 comments — Leave a comment )
drolka
Nov. 15th, 2016 02:46 pm (UTC)
Я не так давно поймала себя на том, что большую часть социальной жизни прикрываю старшие архетипы младшими - из чувства безопасности. Так сложилось, что я до ужаса боюсь демонстрировать один из ведущих архетипов - Любовника, прикрывая его Славным Малым. Даже всегда считала, что Любовник - это вообще не про меня. Но зато теперь понимаю, почему я вечно вляпываюсь в романтические знакомства в магазине с двумя детьми и немытой головой. Славный малый - отличная легенда, чтоб любое общение скатить во френдзону. Типа - эй, парень, тебе показалось, вот моя клетчатая рубаха, а еще я знаю, как пропатчить кде под фрибсд! Поняла, что даже выбор профессии обусловлен подлинной страстью - умными мужчинами, а не интересом к ИТ, и на каждом месте работы чувствую себя лисой в курятнике, приходя в ужас от мысли, что вот-вот меня разоблачат, поэтому заматываюсь с веселенький балахон и фигачу побольше некоторых, лишь бы не догадались что нифига я не ит-шник а пришла сюда "ленточкой помахать"))). Конспирация обычно выходит как в анекдоте - "Сирота? - Сирота! - Мама-папа есть? - Мама-папа есть!". Но как опытный конспиратор я всегда знаю, когда вовремя свалить. Что-то подобное вытворяет парочка Философ-Простодушный, правда, на Простодушного в основном ведутся только дети маленького возраста и нянечки в детсадах, ну и иногда дяденьки престарелого возраста. Зато когда слышу от не очень близкого человека комплимент - "Ты очень мудрая женщина", то первый импульс - ааа, раскрыли, срочно бежать!
Это лечится? Кем?
c_niluigh
Nov. 17th, 2016 09:45 am (UTC)
>пропатчить кде под фрибсд
И вот это выдавало истинного Эстета. :)
drolka
Nov. 17th, 2016 11:32 am (UTC)
Ага, только бракованного, с контрзависимостью)))
kirakostukova
Nov. 15th, 2016 03:33 pm (UTC)
Спасибо, здорово вы все подытожили!
Но вот у меня точно нет ни футболки, ни толстовки с чужого плеча. Я нипочем не надену чужую вещь. Помню, когда я была маленькой, то мамина подруга приносила нам одежду своей дочери, из которой та выросла. И я потом ни в какую не соглашалась это носить, как бы меня ни заставляли.
Пару раз у меня выклянчили мои вещи одеть, а потом вернули. Я все это выбросила, не могу носить после кого-то.
Ну, наверное я не очень Славный Малый.
lacrilion
Nov. 15th, 2016 05:01 pm (UTC)
Очень меткое описание, спасибо :)
Поулыбалась на свитер в котором приятно болеть :)) есть такие, и я в них и подобных вещах вроде рубашки, комбинезона теряюсь... растворяюсь... правда поняла это только недавно :)
riomyrio
Nov. 16th, 2016 03:18 pm (UTC)
Вот и у меня есть такие свитера, к которым в комплекте идут теплые носки и фильм "Реальная любовь"
Почти все - чужие))
lacrilion
Nov. 16th, 2016 08:56 pm (UTC)
У меня свои, я чужие вещи с большим трудом принимаю, почти никогда :)
(Deleted comment)
brugs_babe
Nov. 15th, 2016 07:39 pm (UTC)
Образ Славного малого хуже всего двигается по шкале с помощью деталей и изменения силуэта
viscerias
Nov. 15th, 2016 09:33 pm (UTC)
Спасибо за статью, все очень понятно расписано. Я как сразу подумала, что во мне нет Славного Малого, так оно и оказалось. У меня даже сомнений особых не было )) Одежды чужой нет, и свою не даю, потому что никто не просит, вкус специфический ) Иногда, конечно, пыталась имитировать, но угрюмая морда выдает отсутствие СМ.
f_i_s_e_r
Nov. 16th, 2016 09:20 am (UTC)
Спасибо большое, Инга, за проделанную работу! Всегда жду ваших постов; с удовольствием принимаю участие в исследовании и с большим интересом читаю потом ваши выводы по теме. Очень интересную мысль подняли первом абзаце про гендерную самопрезентацию Славного Малого, не в бровь, а в глаз прямо. Кажется, так близко к сути ни одного архетипа мы еще не подходили.
Стихотворение очень уютное. :)
riomyrio
Nov. 16th, 2016 03:23 pm (UTC)
Спасибо Вам! За стихотворение сегодня и всегда огромное спасибо cinem_a!
gilluin
Nov. 16th, 2016 06:37 pm (UTC)
Да это мой любимый стиль! Хотя народ в свое время решил, что я Наставник. Но косить под славную - такое милое дело! ;)
zi_nina
Dec. 4th, 2016 09:33 pm (UTC)
спасибо большое за разбор, интересно вышло, особенно "никому не придет в голову мериться с ним женственностью/мужественностью"
эх, а у меня никто никогда одежду не одалживает :)
мало во мне Славного Сироты
( 14 comments — Leave a comment )

Profile

Хло
hloflo
Хло-Фло

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com