?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сегодня исследование Правителя от дизайнера одежды и стилиста.

Эксперт проекта:

ЛЮБОВЬ МОЛОТКОВА
Дизайнер одежды и имидж-стилист

АРХЕТИП "ПРАВИТЕЛЬ"


"Каждая женщина на Земле мечтает стать Королевой:
одни мечтают быть таковыми везде, другие для своего любимого мужчины,
и лишь только Королева не мечтает быть Королевой…"


Бесспорно, есть такое явление: слишком многие хотят присвоить себе статус Король/Королева, но по сути таковыми не являются. Многие эксперты в своих исследованиях уже очень емко раскрыли подметили факт имитации данного архетипа.

Чем больше копаю наши ролевые гардеробы, тем больше осознаю, что реалии современной жизни сильно влияют на движения между архетипами. Что чистое стилевое воплощение - сейчас скорее атавизм, нежели необходимость. Ведь не существует в нашем обществе человека-носителя только одного Архетипа, или даже двух. В нашей судьбе и жизненном пути намешаны и проявлены сразу более 3-ех, причем в разных сферах жизни мы будем проявлять качества разных архетипов, а значит и в нашем стиле мы будем учиться "жонглировать гардеробами" всех архетипических мастей.

Именно это и происходит в современной моде. И чистое воплощение одного из стилей будет считываться как изжившее и законсервировавшееся. На мой взгляд.

Поговорим об истоках дизайна одежды.

Одежда у древних народов являлась отражением деятельности человека. Земледельцы прикрывались "фиговым листочком", а охотники использовали кожаные пояса. На этих примитивных одеяниях появлялись различные говорящие метки: кровью, соком растений и пр. Формы одежд тоже трансформировались и рассказывали об укладе и культуре каждого племени, далее народа, еще далее страны. Чуть позже одежда стала не просто необходимостью или предметом творчества, но и атрибутом определенного статуса: бедные люди носили похожую одежду из одних и тех же тканей, богатые – совсем другую, чаще всего изготовленную на заказ, а значит эксклюзивную. В какой-то момент, когда усилились классовые отличия, появились и разновидности в самих одеждах.

Таким образом, выделился классовый вид одежды - мантия, которая преимущественно была привилегией очень знатных и очень родовитых дворян. Несмотря на то, что одежда типа мантии была известна всем народам задолго до появления феодализма в Европе. У древних греков это были химатион и хламида, у римлян – паллиум, палла, лацерна. Именно в силу древности происхождения этой формы одежды она в первые века христианства и возникновения феодализма в Европе превратилась в особую почетную форму одежды, которую имели право носить только влиятельные феодалы: императоры, короли, герцоги, князья. Так мантия превратилась в одну из монархических регалий.

Мантия, пелерина
(от лат. mantelum – плащ: man us – рука и tela – ткань) – верхнее одеяние без рукавов, набрасываемое на плечи, поверх всей остальной одежды и покрывающее (скрывающее) руки.
Пелерина - короткая до пояса накидка поверх платья, часто с капюшоном/ Женский широкий воротник до плеч или до локтя, надеваемый поверх платья.

Как признак регалий, мантии обладали единым цветом – красным или пурпуровым (порфировым), независимо от того, государю какой страны и какого ранга они принадлежали. Шились они из атласной, бархатной материи красного цвета, расшивались золотом, украшалось жемчугом, драгоценными камнями, золотым кружевом по краям и подбивались горностаевым мехом. Мантия, как царская одежда символизировала благоустройство, благосостояние и мир.


Посмотрите на визуальные отличия статусов Магов " Братство кольца"...


Маги как представители высокого и особого уровня тоже используют мантии. Но эта мантия более схожи с простой тканевой накидкой, которые обычно спереди и сзади украшается различными смысловыми символами, помогающими Волшебнику. После нанесения символов краской иногда поверху знак вышивается нитками или бисером, покрывается тесьмой или аппликацией, повторяющей все его контуры, мантия служит часто защитной оболочкой, куда маг вкладывает часть себя, своей силы. Края мантии обрабатываются контрастной лентой или чем-либо подобным. Предполагается, что это оберегает носителя от вторжения чего-то негативного извне.

Цвет мантии соответствует роду занятия – маги огня одеваются в красное, а маги воды – в синее.
Если это манипулятор - он станет одеваться в серый, как наименее заметный.
Если магия зависит от мощной воли – в чёрный. Чёрный – это цвет силы, кроме того, он обеспечивает дополнительную защиту.
Яркие цвета, скорее уместны для прямых боевых магов.
Белый – для волшебника, манипулирующего чистой энергией.

Мантия мага также может украшаться изнутри - для того, чтобы уравновесить ауру или закрыть ту или иную уязвимость в обороне мага. Кроме того, со внутренней стороны мантии носится некий амулет – обычно это драгоценный камень, своеобразный энергетический центр ауры, напрямую связанный с Магом.

Царские мантии отличаются от мантий иных архетипов дорогой тканью, с более трудоемкой и богатой отделкой.

Золотая отделка
Не все - золото, что блестит, а то, что золотом оплачено. (с)

Давайте посмотрим на одежду с точки зрения ее стоимости. Думаю ни у кого не возникнет вопросов относительно ценового уровня, который характерен для Правителя. Истинный Король (а не жалкий имитатор) не будет покупать дешевые вещи, материалы и реплики, потому что он уже познал вкус качества и уровня, которых он достиг. Он скорее выберет настоящее золото, и бриллианты, а не стразы. Сделает на одежде эксклюзивную ручную вышивку золотом, нежели купит вещь с низкопробной отделкой.

Немного истории. В Древнем Египте вышивка была довольно распространенным видом рукоделия среди знатных женщин. В Англии с XIII в. стали вышивать различные орнаментальные мотивы растительного характера серебром, золотом, шелком. Англичане первыми из всех стран Западной Европы прославились своими вышивками. Немного позже, в XV в., вышивка распространилась во Франции. В те времена все материалы и инструменты для вышивания были довольно дороги, поэтому им занимались исключительно знатные дамы. Ажурная вышивка (в технике Ришелье) возникла в период эпохи Возрождения в Италии. Известные женщины Запада были увлечены этим вышиванием. Например, Екатерина Медичи и ее дочери, их кузины де Гиз, Мария Стюарт, госпожа де Ментенон, Мария Антуанетта. Чаще работы выполняли шелковыми, серебряными и золотыми нитями, жемчугом и драгоценными камнями.

Таким образом, эксклюзивность и роскошь характеризуют уровень Правителя при любом виде одеяний.
Но есть одно "но": королевским уровнем и шиком можно считать только то, что выполнено в единственном экземпляре и по спецзаказу, будь то: вышивка, инкрустация, ручная отделка гипюром в несколько слоев, роспись и шитье золотыми нитками. А это очень, очень, очень дорого стоит, и не каждый себе может это позволить. В общем, никакого тиража! Иначе это не для королевского плеча!

А вот тут-то и ловятся все любители "Дорохо-бохато" на сорочинских ярмарках. Пытаясь казаться, а не быть Королевами. "Корону", конечно, можно купить на распродаже и надеть, но вот с достоинством удержать в состоянии только истинные Правители. Ни одна крутая реплика (подделка) не приблизит к королевскому статусу. К сожалению, многие хотят оказаться в "Дамках" будучи Пешками.

Приподнятый воротник

Любой воротник, который возвышается сзади и не прилегает полностью к плечам имеет исторические корни: прототипом их стал изысканный воротник - «Медичи». Он представлял собой высокую веерообразную конструкцию на каркасе. И также приобрел популярность благодаря влиятельным особам - королеве Франции Екатерине Медичи и королеве Англии Елизавете Первой.


Перчатки

Свидетельства использования перчаток в древности находят повсеместно. Изначально перчатки были не предметом роскоши, а скорее средством необходимости. Они изготавливались из множества недорогих материалов и использовались пастухами, крестьянами и солдатами разных времен. С появлением социальных классов перчатки стали символизировать статус их обладателя.
В средневековых странах перчатки служили не только украшением, признаком роскоши и элегантности – они стали символом отличия и власти, знаком, отличающим представителей знати.
Перчатки королей и высшего духовенства богато украшались золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями. Простым смертным были доступны лишь перчатки из оленьей, телячьей и бараньей кожи.


За свою историю перчатки выступали в самых разных ролях. Интересно, что они обладают самой богатой символикой.
...
Рука – это действие, а перчатка ее защищает. Это символ высокого положения и чистоты рук. Символ отказа от бытовых проблем. Свидетельство доброй веры, залог чести, чистоты сердца (чистые руки и чистое сердце). Белые перчатки, которые носят священнослужители, означают чистоту сердца и неподкупность. Снятые перчатки означают уважение, откровенность, поскольку того, кто в перчатках, можно скрыть. Бросить перчатку - значит бросить вызов чести.

Дорогой мех

Изнанка мантии (подбивка мантии) сшита из меха белого цвета с редкими чёрными вкраплениями. В изящных отворотах мантии создаётся поистине величественная красота сочетания и контраста белоснежного с чёрным и красным.


Символ королевского величия - мантия - шился только из горностая, на белоснежном фоне меха которого украшением служили редкие «запятые» чёрного цвета. Горностай являлся и символом персонифицированного Осязания (одного из пяти чувств) как отражение сенсорики и владычества. А сам горностай символизирует чистоту, непорочность (поскольку зимой горностай белый) и невинность, а также ассоциируется с правосудием. Горностая изображают на одежде как знак королевского достоинства, светской и религиозной знатности.

Отголосок Правителя в современной моде - дорогой меховой воротник на пальто, это тот самый визуальный код нашего архетипа.

Королевская мантия исторически - торжественное облачение монарха. Как правило, она шилась из бархата и подбивалась горностаевым мехом. Иными словами, мех у Правителей шел внутри, а не снаружи. Оторочка горностаем возникала только тогда, когда мех шел внутри изделия. Современные пальто на меху - тот самый царский уровень.


Хочется отметить, что не всякая шуба - признак Правителя. Только из дорогих и идеально обработанных видов меха: соболь, горностай, норка и т.п. Изделия из более доступных и неотсортированных шкурок - признак Героя, который выжил в нечеловеческих условиях с дикими животными и стал Королем природы, убив зверя и используя его шкурку для собственного тепла и демонстрации своей силы другим людям.

Королевская посадка на фигуре

Очень часто многие имея ввиду гардероб Правителя, предлагают подразумевают гардероб Опекуна. Я с этим не соглашаюсь. Объясню свою точку зрения. Наряды, которые носят королевские особы в наших современных реалиях, по форме и силуэту являются Опекунскими, ведь они полностью выглядят по прописанному королевскому регламенту. Но вот качество тканей и посадки гардероба совсем иного уровня. Да и украшения поистине царские Опекун себе не может позволить. Поэтому гардероб королевской знати - это Правитель+ Опекун. Думаю, по этой причине многим хочется переодеть Кейт Мидлтон, но увы, ее социальный имиджевый ( т.е. искусственно сформированный) архетип: Опекун-Правитель. И именно Опекунские нормы диктуют ей определенный дресс-код. А архетип Правителя в таком случае отражен в качестве материалов костюма и идеальной посадке по фигуре, а значит в особенностях пошива.

Есть несколько уровней процесса изготовления одежды

PRÊT-À-PORTER (дословно в переводе с французского означает «готовый к носке») - это готовая одежда, сшитая по универсальным стандартным лекалам, которую можно купить в любом обычном или специализированном магазине. Это категория, которой заполнены все магазины одежды. Лекала каждой марки, тем не менее, имеют свои особенности, что дает разные результаты на разных фигурах. Примерно раз в пять лет эти лекала обновляются. Мы с вами понимаем, что нет ни идеальных фигур, ни идеальных лекал. Каков же выход?

Строго говоря, существует два вида индивидуального пошива – MADE-TO-MEASURE и BESPOKE TAILORING, а также особняком стоящая их знаменитая сестра HAUTE COUTURE (уникальные модели великих кутюрье, выполненные знаменитыми салонами мод по заказу клиента, с уникальной ручной отделкой и лимитированным производством тканей, которые производят специально для одного изделия). HAUTE COUTURE- бесспорно для истинных Правителей.

MADE-TO-MEASURE по-английски, SUR MESURE по-французски, SU MESURA – по-итальянски в дословном переводе на русский язык означает «выполненный по мерке» или «сшито по мерке». Скажем, у вас не 48-й и не 50-й размер, а 49-й — портной подгонит типовые лекала пиджака и брюк в точности под вас. В MTM допускаются машинные швы.

BESPOKE TAILORING – это индивидуальный пошив в самой его традиционной форме. Сам термин пришел к нам из XVII века, когда в портновских мастерских, где хранились отрезы разных тканей, клиент выбирал себе материал, который обозначался как «ткань по предварительной договоренности», из которой затем и шился заказ. Смысл состоит в том, чтобы буквально построить костюм, сделать его вашей второй кожей. Портной здесь выступает в роли скульптора, пытающегося найти полное соответствие конструкции костюма вашему телосложению. Это уже не ремесло, а чистое искусство. Этот процесс может занять несколько месяцев. Стоимость подобных работ по этой причине весьма высока.

Стоит сказать и про материалы, которые чаще всего выпускаются в ограниченных метражах. Я даже подробно не говорю про особое производство тканей, где для овец создают поистине королевские условия. Но именно это все влияет на качество шерсти, из которой прядут тончайшие нити километровой длины без зазубринок и дефектов. Подобные шерстяные ткани совершенно не мнутся, не колются, отталкивают капли вина и грязи. В них не жарко летом и совсем не холодно зимой, несмотря на их низкую плотность и толщину .
Не это ли самый настоящий королевский пошив?!

Кстати, по моим наблюдениям, архетип Правителя будет проявляться в желании костюм подогнать под себя. Сделать его продолжением своей личности. Это свойственно людям с данным архетипом, которые пусть и не достигли наивысокого финансового уровня, чтобы заказывать HAUTE COUTURE. Но желание ощущать себя по-королевски даже в купленной одежде - выдает их архетип. Они всегда оценят внутреннюю начинку и обработку, которая порой бывает настоящим произведением искусства и по стоимости ничуть не меньше чем основная ткань ( например, подклад из натурального шелка, отделка кантами и ручным швом).

Четкость симметрии

Законы композиции для создания образа Правителя строятся на фундаментальности, а значит симметрии. Никаких перекосов: ни в прямом, ни в переносном смысле.
Если бы будем смотреть на внешние контуры силуэтов, то они будут схожи с Трапецией, не треугольник (конус) Мага, не прямоугольник Опекуна, не Овал Мудреца. Трапеция- это своебразный треугольник , но статичный, спокойно-целеустремленный, без фанатичного фокуса в одной точке.
Важной особенностью образа будет четкость и стабильность всех линий, которая будет подчеркнута отделкой по всем краям основных линий. Таким образом, устойчивость и значимость архетипа приобретает сильное звучание. Иными словами, изысканной вышивкой, отделкой камнями или меховой оторочкой по низу изделия и рукавов, по бортам, краю воротника и карманов, по горловине - характерный прием внушительного и стабильного роскошества Правителя.


А вот в рамках Королевских форм и отделки мы как раз встретимся с обилием живописности, о которой я рассказывала в прошлом исследовании.
Живописность фактур, переплетений, ручной отделки, но не форм! И это важное правило в визуальных кодах архетипа Правитель.

Ткани и материалы

Самыми характерными для Правителя являются бархат, парча и жаккард из натуральных материалов. Все дорогие и элитарные ткани, например, Scabal, костюмная ткань из тонкорунного мериноса, плательные из шелка.

Шляпки, короны, диадемы
«По недоступным мне причинам
Во всех краях, во все года
Значимость денег, власти, чина
По шляпе лишь была видна…»

поэт Кристиан Гентер об эпохе Средневековья

Шляпа (англ. Hat) – головной убор устойчивой формы, обычно состоящий из тульи, полей и элементов декора.


В Древнем Египте фараон надевал под корону большой платок из полосатой ткани, который называли клафт или немес. Остальные египтяне, кроме рабов, носили парики из растительного волокна. Чем выше было социальное положение обладателя, тем пышнее и больше был парик. Прототипом современных шляп ученые также считают средневековый геннин. Согласно самой распространенной версии, коническую шляпу-геннин придумала королева Франции Изабелла Баварская в 1395 году. С течением эпох шляпы менялись, но безусловно они являлись также отражением определенного рода занятий и сословий. Для путешествий и прогулок были предназначены треуголки и теплые шляпки. Чепцы остались в качестве домашнего или ночного элемента одежды. А декорированные изысканные шляпы были отражением монарших шапок и стали бессменным атрибутом самого высокого сословия. И безусловно, чем изысканнее и дороже они украшены, тем явнее Правитель проявлен. Но характер украшательств тоже будет нести коды Архетипов. В данной подборке шляп, на мой взгляд, проявлен Простодушный/Романтик.

Геральдическая Лилия


Действительный атрибут королевской власти. Знак отличия правящих монархов, чистоты (целомудрия), плодотворности. Любая интерпретация геральдической лилии отсылает нас к архетипу Правителя. Будь это в печатной продукции, интерьере, отделке или материалах (жаккарды).


Практически нет ни одного дизайнера, который бы хоть раз, но прорабатывал тему Флер-де-лис . Рисовал, видоизменял, или даже просто внутренне реагировал на эту королевскую геральдику. Мечта прикоснуться к настоящему Королевскому величию присуща наверно каждому человеку.

Украшения и Аксессуары
Должность шута при скупом короле исполняет сам король.
Славомир Врублевский

Почти каждая девчонка, читая сказки о Золушке, с детства мечтает превратиться в принцессу. Подобную магию порой и творят некоторые феи-стилисты. Накрасили губы красной помадой - и вокруг страстной Любовницы мужчины штабелями должны укладываться. Надели украшения-реплики с "драгоценными" камнями на шею, руки, запястья и "золушка" стала выглядеть дороже. И выходит от стилиста этакая горячая смесь Любовницы и Правителя - Королева Красоты!

Иногда для некоторых женщин такое включение архетипов нужно, а порой бессмысленно, если в базе своей девушка, вовсе не золушка (Заботливый/Опекун), а Бунтарь или вообще Шут.
Благодаря Коко Шанель теперь мы все можем поиграть в Королеву, примерить на себя имитацию Правителя. Коко ввела в моду инкрустированную бижутерию, но наш архетип у нее безусловно был проявлен.

Стоит признать, что поистине не по-королевски выглядит реплика элитарных часов в дешевой машине, сумочка LOUIS VUITTON в обычной маршрутке. С учетом, что этот бренд вообще не делает никаких скидок на свои коллекции и даже сжигает непроданную продукцию, дабы гарантировать королевскую уникальность. Играя в правителя, главное не выглядеть, как Шут. Иногда стоит честно посмотреть на себя в зеркало и признать: "Это не король, а пушистый маракас!"( м/ф "Король Лев-2"). Увидев, что наряды Шута подходят лучше, стоит задуматься и понять, что Шут обладает не меньшим влиянием, чем Король. И чаще всего Правитель и шут соседствуют на одной сцене перед одними и теми же зрителями. Но об этом поговорим позднее.


Если вы строите образ Правителя, остановите свой выбор на элитарных и достойных по качеству аксессуарах. Дорогая обувь, вместо обычных пластмассовых пуговиц приобретите дорогие, симметричные, инкрустированные. Выбирая между модной, имитирующей "дороговизну" бижутерией и золотом, остановитесь на драгоценных металлах с драгоценными камнями или жемчугом. И вместо тяжеловесного колье из дешевых материалов, купите, например, брошь - Геральдическую Лилию. Либо любое другое ювелирное изделие.

Правитель не хвастается своими богатствами и не кичится весом дорогих атрибутов. Он просто во всем окружает себя достойным и уникальным, поскольку знает, что заслужил, и понимает, таких, как он - единицы. И уникальность его не в количестве злата и драгоценностей, а в фундаментальном величии личности.

"Один урок я выучила еще в театральной школе. Учитель спросил нас: "Что значит для вас быть королевой?". Все наперегонки начали отвечать про осанку, авторитет. Он ответил: "Нет, это то, как меняется атмосфера в комнате, когда заходите туда Вы!" (с) Мерил Стрип.

Больше визуальных кодов Правителя: https://ru.pinterest.com/ladyhammer1/правитель/

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
livejournal
Jun. 17th, 2016 06:56 pm (UTC)
ПРОЕКТ ПО АРХЕТИПАМ "РОЛЕВЫЕ ГАРДЕРОБЫ". ПРАВИТЕЛ
Пользователь lidiyalidiya сослался на вашу запись в своей записи «ПРОЕКТ ПО АРХЕТИПАМ "РОЛЕВЫЕ ГАРДЕРОБЫ". ПРАВИТЕЛЬ. ЛЮБОВЬ МОЛОТКОВА » в контексте: [...] Оригинал взят у в ПРОЕКТ ПО АРХЕТИПАМ "РОЛЕВЫЕ ГАРДЕРОБЫ". ПРАВИТЕЛЬ. ЛЮБОВЬ МОЛОТКОВА [...]
slon121
Jun. 17th, 2016 09:53 pm (UTC)
Прекрасно.
Наталья Буркальцева
Jun. 17th, 2016 10:30 pm (UTC)
Спасибо, очень интересная статья. Только вопрос - а что насчет минимализма в стиле Правителя? Я себя оцениваю как раз как Правителя (ну, по крайней мере, судя по статьям проекта, все сходится). Но я совершенно не люблю золото и пышную отделку. И многое готова отдать за чудеса кроя японских дизайнеров..

Edited at 2016-06-17 10:33 pm (UTC)
zeeebda
Jun. 18th, 2016 11:19 am (UTC)
Вот тоже присоединяюсь к вопросу. Мне не встречались настоящие Правители, которые склонны к украшательству себя. Их облик всегда МИНИМАЛИСТИЧЕН, но при этом качество одежды максимально высокое из доступного им согласно уровню доходов. Может быть одна акцентная деталь-statement (сумка, ремень, часы, колье...), либо обходятся вообще без деталей, делая упор именно на качество материалов и посадки.
Правитель человек самодостаточный, а где самодостаточность, там не будет украшательств, вензелей и показушности (потому пальто подбиты мехом именно внутри, часто даже мехового воротника не будет и никаких колье в три ряда с перстнями и брошами как у шанель). Правители более всех других архетипов тяготеют к элегантному классическому стилю проверенному временем. Привлекать к себе внимание одеждой они не стремятся, никого не обольщают и не шокируют, всегда думают об уместности. Одежда Правителя является как бы рамой для картины, она не должна оттягивать на себя внимание от личности самого Правителя и его дел. Задача Правителя, чтобы запомнили его самого, а не его одежду.
Что касается современных глав государств и, тем более, монархов, мало кто из них в реальности обладает выраженным архетипом Правителя.
ulyana_ulli
Jun. 18th, 2016 05:02 am (UTC)
Всегда жду Ваших статей, очень интересно узнавать об особенностях композиционного построения, о которых Вы рассказываете. Полностью согласна с Вами, что в современных реалиях вряд ли можно выражать внешне чистый архетип, всегда присутствует сочетание нескольких. Спасибо, интересно и содержательно.
sagraedo
Jun. 18th, 2016 10:29 am (UTC)
На картинке с лилиями - паттерн "цветок граната", очень богатый, но не лилейный.
marusyas
Jun. 23rd, 2016 06:08 pm (UTC)
А я вот недавно подумала про Правителя в изгнании - каким бы он выглядел?
( 7 comments — Leave a comment )

Profile

Хло
hloflo
Хло-Фло

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Tags

Powered by LiveJournal.com