?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Эксперт проекта:

ОЛЬГА РЕДЬКО
Перевозчик между языками. Запускатель процессов. Мастер игры Genesis.

АРХЕТИП "ПРАВИТЕЛЬ"

Общая справка: в книге «Пробуждение внутреннего героя» Кэрол Пирсон предлагает систему из последовательных 12-ти архетипов путешествия героя.

Путешествие, метафора процесса индивидуации, состоит из трех этапов:
1. Подготовка к путешествию. Проработка Эго (Ego), контейнера, границ, способных удержать дары предстоящего путешествия.
И здесь последовательно архетипы: Невинный, Сирота, Воин, Опекун.
2. Само путешествие. Встреча с Душой (Soul), поиск, обретение и удержание своего смысла.
Архетипы: Искатель, Бунтарь, Любящий, Творец.
3. Возвращение из путешествия. Достижение Самости (Self). Проявление обретенного смысла в мир.
Архетипы: Правитель, Маг, Мудрец, Шут.

Больше про систему архетипов здесь и здесь.
Слова «Эго», «Душа» и «Самость» далее по тексту указываются с заглавной буквы, чтобы в том числе обозначить соответствующий этап путешествия героя.

***
АРХЕТИП: ПРАВИТЕЛЬ

Правитель – архетип, знаменующий возвращение героя из путешествия. Первый из так называемых старших архетипов.
Языковая cправка. В англоязычном тексте для описания архетипа используется понятие «power». В тексте ниже оно переводится или как «сила», или как «власть», в зависимости от контекста. «Power» – это еще и мощность, то есть способность направленно применить свою силу. Эта языковая справка представляется важной для понимания архетипа

Далее – адаптированный перевод текста Кэрол Пирсон из книги «Пробуждение внутреннего героя».

***
Многие истории, сказки и легенды завершаются открытием: главный персонаж, на первый взгляд простолюдин, с трудом пробившийся сквозь многочисленные преграды, - и есть долгожданный сын или дочь Короля. Зачастую герои – сироты и воспитываются простолюдинами. Этот опыт жизни низшего сословия, конечно же, критически важен для развития смирения, эмпатии и для знания вызовов обычной жизни, столь необходимых для действительно выдающегося лидерства.
Путешествие героя часто рассматривается как подготовка к лидерству. В классическом мифе о Короле-рыбаке королевство - пустырь, поскольку старый Король ранен или болен. Молодой герой отправляется в квест, сражается с драконом и находит сокровище, которое привнесет новую жизнь в умирающую среду. Когда герой возвращается и становится новым Правителем, королевство снова оживает. И действительно, лидерство – это не просто развитие нужных навыков. Cтать действительно выдающимся лидером можно лишь только отправившись в путешествие и вернувшись из него.

Правителем становятся тогда, кода берут полную ответственность за свою жизнь – не только за внутреннюю реальность, но и за то, как внешний мир отражает эту реальность. Правитель – символ целостности и достижений Самости, проявляющейся в мир. Правитель целостен, поскольку объединяет в себе мудрость юности и зрелости, удерживая их в динамическом балансе.
Архетип Правителя заключает в себя не только баланс юности и зрелости, но также мужского и женского. Андрогинный монарх – это ...
символ завершившегося алхимического процесса изменений. Алхимия соотносится с путешествием героя: различные химические процессы, выделяющие золото (или дух) из «меньших» элементов (материи) – это путешествие из общепринятой реальности, где доминирует эго, в территории метаморфоз и духа. Итоговый этап, выраженный символами царственности, золота и солнца - демонстрация состоявшейся способности проявлять истины Души в физическую реальность.
Правитель создает мирное и гармоничное королевство тем, что сам изнутри становится умиротворенным.

Ответственность царствования

Правитель готов к тому, чтобы взять ответственность за свою жизнь. Он не избегает понимания того, что его королевство – зеркало и что он, смотря вовне, видит себя. Если королевство все время подвергается атакам и опустошается, это означает, что Воин не защищает границ, и Правителю нужно собрать войска. Если королевство недружественно, то это Опекун неверно функционирует, и Правителю нужно уделить этому внимание. И так далее. И наоборот, когда королевство процветает, это означает относительную внутреннюю целостность, пусть и временную.
Традиционная свадьба Правителя с землей – символ эротического единения Правителя и его внешней жизни и символ единения Души с физической стороной жизни. Правитель – архетип материального благосостояния и, как следствие, он должен быть готов и способен жить в мире с миром. Труд Правителя – в том, чтобы способствовать порядку, миру, процветанию и изобилию. Здоровая экономика, мудрые законы, чтимые и действующие, среда, способствующая развитию каждого в отдельности, и мудрое использование ресурсов, как человеческих, так и материальных.

Правитель – архетип господства способности оперировать на физическом плане, и Правитель не может брезговать реалиями обычного материального мира. Он чувствуем себя как дома в физическом мире и будучи ответственным сам за себя.


Он наслаждается процессом выражения того, каков он есть, в физическом пространстве: работы, дома, денег, собственности. И он знает, как удовлетворить свои потребности.

Правитель – реалист, у которого нет свободного времени для иллюзии. Он понимает политику силы и может в нее играть. У него нет иллюзий по поводу угроз врагов или враждебности среды.
Он полностью отвечает за свою жизнь. Это не означает, что он винит себя за все с ним происходящее. Это означает лишь то, что он суверенен и отвечает за то, чтобы действие, подходящее ситуации, было совершено.
Как и государства, королевства могут быть бедны и богаты, с богатейшими залежами полезных ископаемых и вовсе без них, благословенны миром и осаждаемы со всех сторон враждебными захватчиками. Правитель берет на себя ответственность в том числе и за то, чтобы увидеть, что он стал слишком догматичным, заскорузлым тираном-людоедом или Королем-Рыбаком и что цветущее некогда королевство превратилось в пустырь. И тогда Правителю нужно найти силы, чтобы ослабить мертвую хватку и позволить возникнуть новому голосу в королевстве и психике.

Сила и мудрость

Правитель – архетип проявленной силы во благо и во вред. Многие опасаются более сильных архетипов, в особенности Правителя и Мага, поскольку их способность причинить вред так же велика, как и способность совершить благо.
Во все времена лишь от немногих ожидалось пройти тропой героя и таким образом стать Правителем своей собственной жизни. Знания об архетипах были частью мифов, карт Таро, алхимической и астрологической систем. Принимались меры, чтобы обычный человек, не подготовленный к мистическому путешествию, не понял бы, что надо делать. Алхимические тексты, к примеру, были намеренно написаны так, чтобы только тот, кто устно обучался алхимической традиции, мог бы их понять. Верилось, что лишь немногие из людей способны отправиться в путешествие и стать Правителями собственной жизни. Так, в средние века люди верили в божественные права Короля. Будущие Король и Королева обучались тайному знанию, чтобы слышать и говорить от имени Бога. Другим же попросту следовало им подчиниться.

Правитель, у которого нет связи с божественной мудростью или чья самовлюбленность и высокомерие превосходят эту связь, ответственны за величайшие злоупотребления силой. Истинный Правитель не будет принимать решения, основываясь лишь на нуждах и прихотях Эго. Он всегда будет в контакте со своей Душой.


Носитель архетипа Правитель смотрит на себя как на монарха своего королевства и действует так, чтобы сделать желаемую жизнь реальной. Величие и масштабы отличают Правителя от Творца. Последний экспериментирует с тем, что позволяет выражать новые устремления и порывы в своей жизни обычно без особых мыслей (не считая эпизодическую панику) о последствиях своих действий на других или на свою жизнь в будущем. Творец временно отключает рутинные заботы и обязанности.

Правитель же не столько создает жизнь, сколько поддерживает и управляет ею. Все истинные монархи или политические лидеры отождествляли себя с коллективным благом и балансировали личные желания и устремления с потребностями других людей.
Быть Правителем означает взять ответственность за успехи и за провалы. Создать образ того, что он хочет для своего королевства и продумать способы превращения этого образа в реальность. (Мудрый Правитель всегда привлечет к этой задаче Мага, поскольку Маг по своей сути – человек видения). И ни один Правитель не правит без плана и без выстраивания коалиций с другими – теми, кто узнаваем как Правитель своего королевств.


Мастерство и ограничения

Пробуждение позитивного архетипа Правителя в психике свидетельствует о достижении определенного мастерства в мире. Очень часто это мастерство на физическом плане работы, вещей, денег, деталей обычной жизни. И не обязательно, что носитель архетипа богат. Это означает, что он достиг удовлетворительного для себя взаимоотношения с деньгами. Живет ли он в экстравагантной роскоши или спартанской простоте, это – результат его собственного выбора.
Архетип Правителя помогает найти метод выработки благосостояния, поддерживающий полное выражение сути его носителя. Это может проявляться и в величайшем богатстве, и в способности чувствовать себя царем, не имея практически ничего.

Архетип Правителя типично ускоряет конфликт власти и ее пределов. Даже власть монархов не абсолютна – она ограничена финансовыми ресурсами королевства, состоянием армии, уровнем поддержки правительства и народа и уровнем собственных способностей Правителя. Если казна пуста, рвы не охраняются, враги наводнили замок, двору не достает радости или Правителю не хватает уважения окружающих, Правитель лицом к лицу сталкивается со своими ограничениями. Правитель осознает, что обвинение других в собственных проблемах забирает его достоинство. И больше достоинства можно найти в том, чтобы предпринимать действия в отношении своих недугов и слепых пятен, не отрицая их.

Правитель понимает, какие действия создают царствование, и не сражается с ними. В психологических терминах это означает, что человек принимает ограничения смертной человеческой жизни.



Правитель не тратит силы на стенания о сбыче мечт. Он действует. Настолько благородно, насколько может, чтобы поступить наилучшим из возможных способов для всеобщего блага, эффективно используя имеющиеся у него ресурсы.
Правитель полностью осознает, что он не всегда может решить проблемы. Иногда вызов, с которым он встречается, превосходит уровень сегодняшних навыков Правителя и поражает его. И тогда побежденный Правитель...

анализирует, что он мог сделать, чтобы быть готовым к новым вызовам.

Это время утверждения ответственности за выбор своей жизни. Время действия и уверенности в том, что Правитель делает любимое дело и имеет достойный образ жизни. Хороший Правитель делает выбор, в котором его склонности, надежды и мечты сочетаются с текущим контекстом жизни. Правитель – реалист. Сверх того, он благосклонен. Он осознает, что не существует необходимого или неотъемлемого конфликта между благами одного и другого, поскольку если один выиграет за счет другого, то все проиграют. Если Правитель сильно держится за высокие идеалы или раздутый образ того, что он хочет в жизни, и отказывается идти навстречу потребностям мира, все потеряют – поскольку таланты Правителя истощатся (так же все будут в минусе, если Правитель пойдет на сделку со своей сутью). Именно поэтому первичный миф о Правителе – это история об исцелении раненого Короля (или Королевы).

Теневой Правитель

Непреодолимое желание контролировать себя и других, неспособность довериться процессу – вот метки теневого Правителя. Контроль ради контроля, власти, статуса или славы, а не во имя процветания королевства. Теневой Правитель неизбежно будем отрезан от своих подлинных, человечных и здоровых побуждений или, наоборот, одержим реальностью своей Души так, что отказывается хоть как-то понимать потребности других и запросы текущего времени и места.
Теневой Правитель – это тиран-людоед, действующий из парадигмы дефицита, верящий, что ему недостаточно и что чье-то приобретение обернется для него потерей. Он хочет принудить других делать так, как велит он, пышет гневом в случае своей неудачи. Он наказывает того, кто ему перечит. Король или Королева, кричащий: «Голову с плеч!» - это теневой Правитель.

Тираны проявляют все черты теневого Правителя. Они эгоистичны, узколобы и злопамятны, часто лишены воображения, невежественны и склонны или к праздности и потаканию, или к спартанской жесткости и нетерпимости. Похожие проявления возникают, когда человек не может найти баланс между приятными радостями жизни и дисциплиной для завершения работы; между собственными потребностями и потребностями других; или между потребностями своей Души и ответственностью в реальном мире.

Теневой Правитель может также «перейти на темную сторону», как говорят о Дарт Вейдере в «Звездных Войнах». Это, конечно же, серьезно. Герой отправляется в путешествие, чтобы найти свою Душу, но потом что-то вмешивается, настолько травмирующее, что проявляется не свою собственная сила и потенциал, но сила зла.
В жизни тех людей, кто вырос достаточно, чтобы увидеть потенциал выражения своей силы в мир, есть момент искушения – использовать эту силу только для расширения Эго или личного удовольствия. Искушения Христа или Будды – примеры этих ключевых моментов в путешествии героя.


Каждый познавший силу сталкивается с этим искушением и осознает, что сделал неверный выбор, когда чувствует себя опустошенным и видит, что жизнь его стерильна и мертва.
Важно помнить, что теневой Правитель может проявиться не только потому, что в жизни слишком много силы, но и потому, что слишком мало. Так же, как и Воину нужно научиться сражаться за то, что имеет смысл (а не просто ради победы), а Опекуну жертвовать только ради сути (а не просто, чтобы быть «хорошим»), Правителю нужно учиться использовать власть и силу не столько для того, чтобы получить богатство и славу, сколько для создания благодатного и цветущего королевства.
Теневой Правитель слишком циничен или полон страхов, чтобы использовать свою силу для проявления своих самых высоких мечт и устремлений, и тогда он довольствуемся потребительством, статусом и властью.

Правитель, двор и постоянное обновление

Опасность стать ригидным, запертым в старые способы действия и, как следствие, причинения вреда своему королевству – вот, что всегда актуально для Правителя. Один из способов предотвратить опасность – это продолжать путь героя всю жизнь, чтобы обновлять себя и королевство. Важно, чтобы Правитель был дополнен другими архетипическими фигурами – для обеспечения баланса. В традиционном дворе эти персонажи были известны как Маг, Мудрец и Шут. Они не так отличаются от ключевых фигур, балансирующих Вождя первобытных племен: Шамана, Мудрого Старца или Старухи и Трикстера.
Стать Правителем своей жизни – это большой триумф сам по себе, но это не конец путешествия. Для полного цикла важно затребовать и выразить внутреннего Мага, Мудрец и Шута.

Comments

( 18 comments — Leave a comment )
keranza
May. 18th, 2016 11:44 am (UTC)
Очень интересно! Спасибо большое за источник - некоторые аспекты стали яснее!
Olga Redko
May. 18th, 2016 01:49 pm (UTC)
Пожалуйста.
Татьяна Самохина
May. 18th, 2016 01:37 pm (UTC)
------
"Архетип Правителя типично ускоряет конфликт власти и ее пределов"
------
А как там в оригинале сформулировано это "типично ускоряет"?
Olga Redko
May. 18th, 2016 01:48 pm (UTC)
"typically force".

Для английской версии - велкам сюда https://www.amazon.com/Awakening-Heroes-Within-Archetypes-Ourselves-ebook/dp/B008CGQ9J0

Татьяна Самохина
May. 18th, 2016 02:13 pm (UTC)
Ага, спасибо!
Наталья Буркальцева
May. 18th, 2016 05:10 pm (UTC)
Большое спасибо! Идея про внутренний суверенитет - это то, что я долго хотела и не могла верно сформулировать

Edited at 2016-05-18 05:11 pm (UTC)
dvaveretena
May. 19th, 2016 03:42 am (UTC)
Спасибо за текст. Компактно, глубоко, структурно, очень доходчиво. Текст как будто разворачивается вглубь по каждому из аспектов. Замечательно,что вы вошли в число экспертов. Можно ли надеяться на такие же развернутые статьи, вдогонку уже пройденным архетипам?
Olga Redko
May. 19th, 2016 06:47 am (UTC)
Спасибо книге Кэрол Пирсон. Моя работа - "дополировать" русский, чтобы текст воспринимался.

Да, по прошедшим уже в проекте архетипам материал готовится.
kirakostukova
May. 19th, 2016 10:08 am (UTC)
Очень интересно, спасибо за статью!
Александр Фин
May. 19th, 2016 05:17 pm (UTC)
Спасибо, Оль.
А в книге не описываются моменты переходов в следующий архетип?
Или какие-то признаки, что носитель уже перерос архетип и ему пора дальше?
Olga Redko
May. 19th, 2016 06:05 pm (UTC)
Описывается косвенно. Через то, что указывается так называемый "зов архетипа".

И тогда:
В Правителя (из Творца) - зов Правителя - недостаток ресурсов, гармонии и порядка в жизни.
Из Правителя (в Мага) - зов Мага - физический/эмоциональный недуг или экстрасенсорный/синхроничный [1] опыт.
[1] От юнговского "synchronicity" - синхроничность, синхронистичность, см. википедь.

Т.е. смотрю на реальность и по ее ТТХ распознаю, где я сейчас.
Если не распознаю реальность как намек на задачи другого архетипа, то добро пожаловать в тень этого.

P.S. За вопрос спасибо. Посмотрю как про зов прикрутить по другим архетипам.

Edited at 2016-05-19 06:29 pm (UTC)
lada_ladushka
May. 19th, 2016 07:53 pm (UTC)
Какая прелесть. Вовремя. Я недавно пришла к выводу, что мне надо развивать в себе Правителя, даже если эта идея мне не особо нравится. Вот чувствую примерно то же, что в зове, плюс по работе придется лезть в околополитические вопросы, если я хочу сделать что-то большее, чем тихо сидеть в песочнице со своими игрушками.
Olga Redko
May. 20th, 2016 09:11 am (UTC)
Скажите, а кому-то еще - кроме вас - это надо, чтобы вы "развили в себе Правителя"? Есть ли какие-то внешние сигналы?
Есть у меня гипотеза, что еще из одним сигналов перехода на рельсы "нового" архетипа - это изменение характера взаимодействия с окружением. Интересно на нее посмотреть - на вашем примере, если возможно.

Скажем, были вы Опекуном и - вокруг - опекаемые. И "внезапно" они стали исследовательским материалом - добро пожаловать в Искателя.
keranza
May. 21st, 2016 11:23 am (UTC)
Вот это правда очень интересный и нужный аспект. Мне тоже кажется, что у меня сейчас пробуждается какой-то другой архетип. То есть, Правитель вроде как тут на месте, но выпускает вперёд кого-то ещё и смотрит, что получается... Можно ли где-то ещё почитать именно про переходы и про проявления других архетипов? И конечно, было бы очень ценно услышать мнения людей, кто в теме, - у вас взгляд более объёмный, с 4Д-эффектом :)
Olga Redko
May. 22nd, 2016 07:48 am (UTC)
Про проявления других архетипов - тут это как раз цельный год исследуется. Общая картина широкими мазками - см. ссылки в начале этого поста.

Про переходы - обсуждения были в рамках проекта. Текущий архетип определяется по текущим своим задачам. Изменяется задача - изменяется архетип (функции окружения - это уже следствие).
Александр Фин
May. 20th, 2016 09:41 am (UTC)
Спасибо, Оль.
А в книге не описываются моменты переходов в следующий архетип?
Или какие-то признаки, что носитель уже перерос архетип и ему пора дальше?
frosyahadosya
May. 22nd, 2016 08:02 pm (UTC)
Эх, где ж ты бродишь, мой Шут... Ибо остальная компашка во мне уж больно нудная и серьезная подобралась :)))))
Спасибо за прекрасный текст! Большая работа! Снимают шляпу :)
rudia
May. 23rd, 2016 05:09 pm (UTC)
вот с power все стало гораздо понятнее
( 18 comments — Leave a comment )

Profile

Хло
hloflo
Хло-Фло

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com