?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

"Религиозный философ и историк Лев Карсавин писал: «Одна лишь Истина не боится адского глума».
Этим глумом и занимается юродивый. У него свой взгляд на проблему добродетели и греха.
Для него «добро» никак не связано с обыденным представлением о том, что такое хорошо"
.
«Блаженные похабы. Культурная история юродства» С. Иванов

Сергей Шнуров: Шут + Изгой/Бунтарь - убедителен в этой истории, его вид не обнадеживает. У такого спросить на улице "который час?" не каждый решится. Несмотря на его улыбочки и в общем-то беззлобные хитрые прищуры возникает подозрение, что запросто можно огрести.
Кстати, очень любит полоски, что кагбэ намекает опять же на ведущие архетипы. Помните, мы читали исследование Мишеля Пастуро "Дьявольская материя. История полосок и полосатых тканей": "В Средние века полоски были связаны с хаосом и нарушением нормы. История, литература и иконография средневековой Европы свидетельствуют о множестве персонажей, традиционно носивших полосатую одежду. Евреи и еретики, шуты и жонглеры, палачи, проститутки и прокаженные, а также воин-предатель из романа о рыцарях Круглого стола, безумец из Книги Псалмов и сам Иуда Искариот – все они были изгоями и отверженными, все они нарушали или искажали существующий порядок вещей".

В пафосных, приличных, "социально-поощряемых" одежках он смотрится часто комично:


Теперь о новом нашумевшем клипе "В Питере - пить".



Что тут можно сказать? Шнур как Шут-Изгой честно делает свою работу, потому как с эту работу кому-то нужно делать, и-так-было-во-веки-веков-аминь.

"Сегодня слова «похабный» и «блаженный» означают весьма различные вещи. Между тем в древнерусском языке они описывали одно и то же явление, для которого ныне осталось единственное слово: «юродство». <...> человек, который публично симулирует сумасшествие, прикидывается дураком или шокирует окружающих нарочитой разнузданностью".

"Едва ли не самый знаменитый русский храм, что стоит на Красной площади в Москве, мало кому известен под своим официальным именем – Покрова на Рву. Зато весь мир знает другое его название – собор Василия Блаженного.
А чем, собственно, прославился этот святой? Как гласит его житие, он разгуливал голый, буянил на рынках, задирал прохожих, кидался камнями в дома набожных людей, насылал смерть, а однажды расколол камнем чудотворную икону. Разве подобное поведение типично для святых? Конечно, если они – юродивые. Недаром тех же людей на Руси называли ещё «похабами»".

"... юродства не бывает без провокации и агрессии"

«Блаженные похабы. Культурная история юродства» С. Иванов

"Что такое древнерусский дурак? Это часто человек очень умный, но делающий то, что не положено, нарушающий обычай, приличие, принятое поведение, обнажающий себя и мир от всех церемониальных форм, показывающий свою наготу и наготу мира,— разоблачитель и разоблачающийся одновременно, нарушитель знаковой системы..."

"Функция смеха — обнажать, обнаруживать правду, раздевать реальность от покровов этикета, церемониальности, искусственного неравенства, от всей сложной знаковой системы данного общества".

И немного о сценарий клипа - он построен на вечной схеме:
"Для древнерусских пародий характерна следующая схема построения вселенной. Вселенная делится на мир настоящий, организованный, мир культуры — и мир не настоящий, не организованный, отрицательный, мир антикультуры. В первом мире господствуют благополучие и упорядоченность знаковой системы, во втором — нищета, голод, пьянство и полная спутанность всех значений. Люди во втором — босы, наги либо одеты в берестяные шлемы и лыковую обувь-лапти, рогоженные одежды, увенчаны соломенными венцами, не имеют общественного устойчивого положения и вообще какой-либо устойчивости, “мятутся меж двор”, кабак заменяет им церковь, тюремный двор — монастырь, пьянство — аскетические подвиги и т. д. Все знаки означают нечто противоположное тому, что они значат в нормальном мире".

"Смех в Древней Руси" Д. Лихачев

Comments

( 33 comments — Leave a comment )
redseagull
May. 4th, 2016 06:12 am (UTC)
спасибо)
что-то меня продолжает заваливать совпадениями, вот опять рядом в ленте - и Вы, и Дина Сабитова (feruza) о скоморошности Шнура
feruza
May. 4th, 2016 06:27 am (UTC)
я в хорошей компании с мыслью о скоморохах :)
hloflo
May. 4th, 2016 06:32 am (UTC)
А я-то как рада:) Про скоморошество сейчас ищу как раз какое-нибудь исследование
redseagull
May. 4th, 2016 03:31 pm (UTC)
Пропп сразу в голову пришел, но там смех в сказках, но не скоморошество
nelt
May. 4th, 2016 04:22 pm (UTC)
Вот две ссылки есть любопытные, если еще не попадались:

http://zadocs.ru/filosofiya/4211/index.html?page=2
и
http://pandia.ru/text/79/374/158.php (выдержка из доклада)

Ну и заодно там ссылаются на Лихачева, Проппа, Бахтина, Аверинцева.

Если от трикстера плясать, то скоморошество, как и европейские праздники Осла, - это и часть осмеяния сакрального, и этакое попрание социальных рамок, и упорядоченная/дозволенная форма озвучивания запрещенного и непристойного, но, тем не менее, никуда не девшегося и занимавшего людей психического содержания, сброс соответствующей энергии.
Что-то типа узаконенной и - парадокс - упорядоченной версии хаоса: да, безумие, но безумие, имеющее определенные рамки. Да, непристойность, но непристойность, четко ограниченная местом/временем/особыми условиями и не выходящая за их пределы.

М.Бахтин писал, что шуты и дураки – носители особой жизненной формы, которая предполагает "возрождение и обновление жизни на лучших началах".
А Лихачев: "Что такое древнерусский дурак? Это часто человек очень умный, но делающий то, что не положено, нарушающий обычай, приличие, принятое поведение, обнажающий себя и мир от всех церемониальных форм, показывающий свою наготу и наготу мира, – разоблачитель и разоблачающийся одновременно, нарушитель знаковой системы, человек, ошибочно ею пользующийся".

То есть, собственно, это то, чем и занимается Трикстер: указывает на дисгармонию и необходимость привнесения нового, а зачастую это новое сам и привносит.
Шуты и скоморохи делают это как трикстеры: осмеивая, десакрализуя, шокируя, нарушая нормы, лишая мир шелухи и тем самым обнаруживая его скрытые проблемы: в идеале - для того, чтобы дать импульс к изменениям.
Они одновременно создают напряжение для изменений и - как мне кажется - снижают напряжение психическое от социальной табуированности каких-то тем.

Edited at 2016-05-04 04:23 pm (UTC)
hloflo
May. 4th, 2016 04:28 pm (UTC)
Спасибо! Одна ссылка не открывается:(
Я до сих пор пытаюсь понять, по какому принципу авторы "Герой и Бунтарь" разделили Бунтаря и Шута, ибо основа там одна - нарушить привычное, обычное, проверять на жизнеспособность, тестировать "живое или не-живое"
nelt
May. 4th, 2016 04:38 pm (UTC)
А которая не открывается? У меня обе в порядке.

Я думаю, авторы просто акценты разные сделали, как с Магом и Мудрецом. Все-таки базовые архетипы - многозначны и амбивалентны, и потому для последовательного применения в брэндинге, для которого разрабатывалась концепция, слишком сложны. Видимо, авторы их и разделили на более простые и легко представимые образы. Бунтарь - ближе к Герою, такой слегка благородно-пафосный, не столько высмеивает, сколько борется, а Шут и сам смешон, и все осмеивает. По внешним признакам. :)
hloflo
May. 4th, 2016 04:47 pm (UTC)
http://zadocs.ru/filosofiya/4211/index.html?page=2 -вот эта
"Доступ ограничен
Доступ к запрашиваемому ресурсу ограничен по решению суда или по иным основаниям,
установленным законодательством Российской Федерации"

nelt
May. 4th, 2016 04:51 pm (UTC)
Ого. Прислать в файлике?
hloflo
May. 4th, 2016 04:53 pm (UTC)
О да:)
nelt
May. 4th, 2016 04:59 pm (UTC)
Ага, отправила.
hloflo
May. 4th, 2016 05:02 pm (UTC)
Спасибо!
Olga Redko
May. 5th, 2016 10:31 am (UTC)
Концепция 12 архетипов разрабатывалась не для брендинга.

Пирсон, филолог по первому образованию, изучающая литературу и вдохновленная книгой Кэмпбелла "Герой с тысячью лиц" в конце 80-х, после 25 лет изучения и обучения, выпускает книгу "Внутренний герой".
В начале 90-х выходит книга "Пробуждение внутреннего героя", где впервые появляются 12 архетипов. В эту книгу, по сути, включена предыдущая.

И только в 2000-х выходит книга про маркетинг, как частный случай практического применения системы из 12 архетипов.

Мы об этом здесь писали http://hloflo.livejournal.com/913550.html

Тут точно не про разные акценты, суть разная.

ЗЫ. Сорри за занудство. Пирсон проделала колоссальную работу, вижу это по книге "Пробуждение внутреннего героя", поэтому "немогумолчать" :), когда вижу, что эксперт проекта пишет, что эта архетипическая концепция разрабатывалась для брендинга.
nelt
May. 5th, 2016 11:10 am (UTC)
Да, спасибо, читала ваше исследование, и с удовольствием. У меня немножко специфический взгляд на концепцию Пирсон. Что работа автором проделана огромная - не отрицаю. Меня смущает некоторое "уплощение" (не опечатка, от слова "плоский") результирующих архетипов. (Даже с уточнениями, приведенными из "Пробуждения героя": в принципе, в "Герое и бунтаре" Марк и Пирсон тоже дают для ряда архетипов не только внешнюю сторону, я тут говорю не столько о глубине проработки, сколько о характере этой проработки.) Это интересный взгляд и и интересная классификация, но как практически любая классификация в данной области, довольно условна и ограничена, в том числе, по сравнению с оригинальной концепцией Юнга. Вы, полагаю, правы в том, что Пирсон разрабатывала ее не только (а может быть, изначально и не столько) для маркетинга: подозреваю, что развитие концепции вы изучали подробнее, чем я, так что вам, разумеется, виднее. Говоря о брэндинге, я имею в виду прикладное значение концепции, каковым, насколько я могу судить, оно во многом выступает и у Пирсон, и в рамках нашего проекта.
Olga Redko
May. 5th, 2016 10:22 am (UTC)
Это я из книги Кэрол Пирсон первой про 12 этих архетипов черпаю.

Бунтарь - это Танатос, про смерть. Закуклиться, отринуть все. Искателем поскитался, посмотрел, теперь настало время окуклиться, умереть для мира, разрушить - в первую очередь - старого себя.
Это поиск своей души.

Шут - это про радость жизни. Завершающий этап. После него - следующий виток Невинного.
loshana
May. 12th, 2016 08:23 am (UTC)
а вы читали/слушали софью агранович? она освещала в какой то из лекций скоморошество и шутов :)))
redseagull
May. 4th, 2016 03:26 pm (UTC)
а меня лента и окололенточное пространство радуют прекрасными совпадениями
i_can_o_0
May. 4th, 2016 06:54 am (UTC)
Класс!
livejournal
May. 4th, 2016 06:55 am (UTC)
Шнур, вплетенный в архетипы: Шут-Изгой
Пользователь i_can_o_0 сослался на вашу запись в своей записи «Шнур, вплетенный в архетипы: Шут-Изгой» в контексте: [...] Оригинал взят у в Шнур, вплетенный в архетипы: Шут-Изгой [...]
stanis_sowa
May. 4th, 2016 07:43 am (UTC)
Прекрасный человек, прекрасное творчество!
zi_nina
May. 4th, 2016 08:32 am (UTC)
лайк!
himba
May. 4th, 2016 08:37 am (UTC)
Он даже в своих "социально-поощряемых" одеждах умудряется показать свое отношение к жизни. То цветом выпендрится (красный пиждак), то аксессуаром (огромный болт часов напоказ вместе с английским костюмом-тройкой), то манерой носить (манжеты выпущены по самое не могу). :-)))
Внезапно вспомнила бунтарку Вивьен Вествуд, которая "прилично" оделась на королевский прием, а на выходе продемонстрировала уже совсем было разочарованным поклонникам отсутствие нижнего белья :-)

Edited at 2016-05-04 08:41 am (UTC)
livejournal
May. 4th, 2016 10:13 am (UTC)
Шнур, вплетенный в архетипы: Шут-Изгой
Пользователь elusnork сослался на вашу запись в своей записи «Шнур, вплетенный в архетипы: Шут-Изгой» в контексте: [...] Оригинал взят у в Шнур, вплетенный в архетипы: Шут-Изгой [...]
(Deleted comment)
polyn_yanta
May. 4th, 2016 01:02 pm (UTC)
Тут же вспомнилось, что слова "блажь" и "блажить" до сих пор означают отнюдь не доброе и приемлемое поведение.
fyu_fyu
May. 4th, 2016 08:16 pm (UTC)
Мастер деталей)))
such_a_man
May. 5th, 2016 01:00 am (UTC)
Вот что забавно-то: https://tvrain.ru/articles/thanks-408683/
hloflo
May. 5th, 2016 02:49 am (UTC)
Что категорически нельзя делать с Бунтарями и Шутами - возводить их на трон и признавать их бесценный вклад:)
(Deleted comment)
lenna_ch
May. 6th, 2016 10:49 pm (UTC)
Он и в сценических костюмах как с чужого плеча, не верю ни одному.
Alina Shmaneva
May. 5th, 2016 05:50 am (UTC)
Шикарно! Про блаженных и скоморохов согласна на все 100, в современном подтексте нашей культуры пошел сдвиг, по ходу забылись функции этого явления. А на деле это мощно и в реалиях российской жизни почти бесценно, как 10 веков назад, так и сейчас) Кого ни возьми из блаженных, они призваны разрушать шаблоны и стереотипы в головах. Без эффекта шока и провокации прежние модели сознания по-любому не разрушить. Об этом много Энтони Роббинс пишет, кстати, в практическом ключе) Как коуч он то стакан воды на клиента выплескивал, то похабную фразу выдавал и - crash - привычный шаблон и мировосприятие клиента разрушался. И Шнур на русских просторах современности демонстрирует этот светский формат юродства, кстати, отлично справляется и очень хорош в своем амплуа)
hleod
May. 5th, 2016 11:03 am (UTC)
какая прекрасная пестня про людей, которые не любят и не умеют свою работу, тут уж действительно остается только пить))
frosyahadosya
May. 7th, 2016 02:33 pm (UTC)
Пока жила в Питере (это мой родной город), не понимала и не признавала Шнура. Уже десять лет я живу в другом городе и только сейчас начала понимать, что более питерской группы придумать сложно, только Питер мог породить "Группировку Ленинград". Нравится мне, или нет, это не важно. Я даже не знаю, чем обьяснить свои ощущения. И безусловно глупо и неуместно ставить Шнура в тот ряд ассоций о родном городе, но он туда попадает... Да простит меня Федор Михайлович!
( 33 comments — Leave a comment )

Profile

Хло
hloflo
Хло-Фло

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com