?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Эксперт проекта:

ИРИНА МАЛЬЦЕВА (НЕКЕЛЕ)
Психолог, специалист по эмоционально-образной терапии, частный сыщик по внутренней Монголии.

ВОЗЬМИ МЕНЯ НА РУЧКИ: АРХЕТИП ЗАБОТЛИВЫЙ –

ВЕЧНАЯ ТОСКА ПО ЛЮБВИ


Привет всем, как обычно, очень надеюсь на жаркую дискуссию, увидимся в комментариях. Архетип у нас в разборе, наконец-то, популярный в народе, очень часто встречающийся, с хорошим пиаром и множеством разнообразных носителей и проявлений. Понять его полегче, чем Мага или Мудреца.

ОТКУДА БЕРУТСЯ ЗАБОТЛИВЫЕ


Исходя из концепции К. Пирсон, мы странствуем от архетипа к архетипу, вырастая из младших к более старшим. Сменяя задачи и контексты жизни, мы действительно приобретаем новые обличья и функции, - и до Опекуна, четвертого по счету архетипа, можно добраться примерно так.

Невинный и Славный Парень, он же Сиротинушка, - это существа с малым социальным весом. Они либо младшие по возрасту, либо их права и ответственность редуцированы по другой причине (болезнь, намеренный отказ от взросления и т.п. и т.д). Оба эти архетипа могут проявлять добрые чувства и милосердие к другим существам, но ничего, кроме первой помощи, обычно не сделают – компетенций не хватит. То есть из полыньи вытащат, а откачать – уже сложно. Книжками поделятся, но почерк и произношение не поставят. Воины – ребята чуть постарше духом, и могли бы направить силу на благо ближнему, но им некогда, они конкурируют не на жизнь, а на смерть. Если у вас в наличии Воин, то кроме мордобития, никаких чудес. Он за вас умрет или убьет, а дальше живите сами, ему не до того.

А вот потом, когда душа человеческая выбралась уже из младенческих пелен Невинного, посидела на краешке Сиротского стула, потолкалась в спортзале с Воинами, и все это примерила, и все задачи освоила (или отменила) – тогда приходит время Опекуна. Архетип драгоценен тем, что он в спирали первый, у которого хватает сил надолго заметить кого-то, кроме себя, не только в битве, и не только как ресурс.

Когда человек дорастает до понимания, что для сохранения своей реальности, ее стабильности и равновесия, хорошо бы позаботиться о наличии в этой реальности еще кого-нибудь, для пущего гомеостазу, - вот тогда он готов к распаковке квестов Опекуна.

С кем Опекун ведет свою архетипическую игру? С младшими архетипами, а также с имитаторами любого архетипа, и изредка – с представителями старших архетипов, оказавшимися в недееспособном состоянии. Как только старший архетип (а их восемь) пришел в сознание и смог встать на ноги, вся власть Опекуна заканчивается.

У архетипа несколько русских названий: например, его называют Заботливый, Опекун, Наставник, Хранитель.
Но Наставником может быть не только архетип Наставника, а еще и Маг, и Мудрец, и временами Творец (они будут отличаться причинами, по которым учат).

Хранитель – это высшее выражение архетипа, для которого крайне важна стабильность. Хранитель бережет традиции, сокровища и жизни. По возможности, и приумножает.

Почему он Опекун – потому что он готов, может и хочет проявлять милосердие и поддержку к тем, кто меньше его, обладает меньшим количеством ресурса.
Почему он Заботливый – потому что он будет тем, кто обеспечивает утоление потребностей на самой подошве пирамиды Маслоу, то есть, кормить, чистить и лечить.
Заботливый может быть просто обслуживающим персоналом, незаметной санитаркой или волонтером. А Опекуну его статус очень важен. Опекун тоже может кормить с ложечки, но в отличие от наемной няни, он в иерархии выше, чем подопечный. Иногда этот архетип считают своим те, кто постоянно занят устройством чужих дел, или мчится на помощь по первому звонку, или покорно выполняет все требования друзей. Это – не Опекун, это Невинный, который пытается заслужить себе любовь и принятие, чтоб не бросили одного. Или Свой парень, который ищет пути войти в стаю снизу. Ну и, наконец, это теневой Опекун, о котором ниже.

Еще важно понимать, что есть Опекуны, а есть просто взаимоподдержка взрослых людей, которым не трудно иногда позаботиться друг о друге. Опекуну не важно, трудно или нет – он всегда готов, ему это нужно, и порой больше, чем подопечным.

О СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЙ

Слово «опека» заимствовано в XVI веке из польского языка. А поляки взяли смысл у латинского слова «procuratio» - «опека, управление». В то же время Лев Успенский писал, что по древнерусским источникам "опека", содержащая корень -пек- – это буквально "озабоченность", "забота о ком-нибудь", которая как бы "печёт душу" опекуна.

Итак, у нас есть слово, которое описывает человека, который о ком-то заботится и имеет право управлять, полностью или отчасти, действиями и ресурсами подопечного. Управление и забота – два основных инструмента любого Опекуна.


А кто у нас тогда подопечный?А это тот, о ком заботятся. Приятно быть кем-нибудь, кого берегут и растят, правда? Не нужно думать о множестве взрослых вопросов. Правда, стоит учитывать, что подопечный по сравнению с опекуном заметно поражен в правах. Не нарочно, так уж получилось. Если вы – подопечный, то вы, по объему вашей ответственности и прав в этих отношениях, либо ребенок, либо домашняя зверушка, либо сильно младший по рангу и статусу, либо недееспособный персонаж. И, раз уж такое приключилось, то радуйтесь, «с вами тот, кто все за вас решит», перефразируя Высоцкого. Зато вам есть, что поесть, откуда копать, и в чем ходить.

И тут стоит, наверное, крепко призадуматься тем, кого манит карьера ведической или какой-нибудь другой домостройной жены. Чтобы не было иллюзий насчет союза равных партнеров.

А еще иногда мечта об Опекуне выглядит как «я ищу Учителя». Было ли с вами такое, и кого вы на самом деле искали, когда ваша душа ждала мудрого наставника?

ПОРТРЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ

Функцию и основную задачу архетипа можно описать кнопкой «сделать все хорошо». При этом хорошо будет так, как кажется хорошо опекуну.

Как отличить Опекуна от всех остальных? По реакции на появление в поле объекта опеки. Кто-то упал в яму? Остальные вытащат из ямы и дальше пойдут. А Опекун вытащит и отведет за руку в школу скалолазания и даст попользовать снаряжение. И проконтролирует сдачу нормативов.

Всякий Опекун очень любит стабильность. Чтобы все было правильно. Понятно. Без катаклизмов и срывов. Для этого архетипа все перечисленное – как знак качества его работы. Лучшие носители архетипа – это блестящие представители человечества, люди уважаемые и милосердные. Они – спасение для младших архетипов. Их очень любят Правители (и умеют ими пользоваться).
Всякий Опекун опосредован той иерархией, которой служит.
В иерархии у него есть скромное, но почетное место. Потому всякому Наставнику ценна благодарность: это подтверждение его значимости и смысла его жизни, это уважение, валюта, которая дороже денег (потому учителя и врачи работают часто за очень маленькие зарплаты).

Любое наставничество, лечение-помощь или выращивание-воспитание основано на позиции «я больше тебя».
Если Заботливому удается изначально договориться о «Ты маленький, я большой», все получается прекрасно. Ученики обучаются, обездоленные спасаются, раненые выздоравливают.
Как только на этапе договоренностей возникает путаница, все сыплется: страдает и сам Заботливый, и его подопечные. Почему? Потому что Заботливый всегда сам решает, что составляет благо в данном случае. Он вам причинит пользу, и будет уверен, что поступил верно. А если вы не признаете, что он большой, важный и полезный, и оставляете более статусное место за собой, то получается, что вроде, вам помощь оказывают, а вроде вы о ней и не просили, челом не били, он сам пришел. Тут открываются просторы для обид и конфликтов, особенно, если заботливый уверен, что все уже по умолчанию как он решил, а вы так не думаете. Как спастись: если вы видите неудержимое причинение добра, немедленно задавайте уточняющий вопрос в лоб: зачем вы делаете для меня то, о чем я вас не просил? Либо вам дадут ответ, либо Опекун найдет другую жертву.

Да, кстати. Поскольку Опекун – архетип, хоть и взрослый, но обращенный в детство в сути своей, деньги ему не очень актуальны. Он не умеет их зарабатывать, не особо понимает, как ими распорядиться (купить еще один словарь, сюртук и указку?), и склонен делать почти бесплатные консультации или выполнять часть работы даром, за идею.

Отношения – тоже епархия взрослых существ, и Опекунам в отношениях обычно неуютно, поэтому они быстренько женятся с покладистым человеком, способным обеспечить семью или выходят замуж за работу и на том успокаиваются.

Разновидности Опекуна:
1. Сестра милосердия. Бывают Братья, но Сестры – чаще. Вынесут с поля боя, зашьют сквозное пулевое ниткой из подола, будут месяц делать искусственное дыхание рот-в-рот и горько плакать, когда очередной подранок встанет, выдернет капельницу и уйдет по своим делам. Попытаются прибинтовать к койке.

2. Учительница первая моя, она же и последняя (С). Такие думают об учениках куда чаще и больше, чем о своих делах.
Даже любовная история с носителем этой разновидности будет иметь привкус мела и параграфа из учебника. Вам все время будут транслировать полезные сведения. А в перерывах ставить оценки, пока ваш локус контроля не поедет окончательно.
Тем не менее, Опекун-Наставник очень привлекает. Все реальные и вымышленные романы учеников с учителями – это про то, как Акела, наконец, промахнется, и можно будет наставить себе пятерок прямо в журнал. Это про запретные социальные лифты прямо во взрослость (ученики обычно не догадываются, что Наставник изнутри – им ровесник).

3. Строгий ментор. Вспомним Снейпа из Гарри Поттера, и увидим, что чем ментор суровей, тем гуще толпа поклонниц. Вдруг его сердце растает, и откроется. Вдруг он захочет стать моим настоящим другом? (на самом деле – вдруг он меня усыновит? Ибо ментор олицетворяет собою обычно архетип Заботливого, но строгого Отца). Менторы любого толка, от бизнес-тренеров до личных консультантов, от таких подкатов несколько шалеют и не очень приветствуют, им в рабочей атмосфере куда уютней, и они будут отбиваться, не учитывая, что сопротивление удорожает их как трофей. Если ментор не отбивается, а вступает в разные равные личные отношения, это уже не Опекун.

4. Всеобщая Мать. Поймает, накормит, выслушает, вытрет подолом слезы и к сердцу прижмет. Знает про всех все, включая группу крови и качество стула. Категорически не занимается никакими своими делами. Только чужими, зато виртуозно.


Приглашаю продолжить список, если вы видели другие разновидности и готовы их добавить сюда.

В ЗАСАСЫВАЮЩЕЙ ТЕНИ

А что в тени? А там у нас притаились неисчислимые отряды дорогих и близких. Мамы, которые звонят своим тридцатилетним детям с вопросами про личную жизнь или чтобы помочь выбрать дату отпуска. Бабушки, ведущие по апрелю за ручку очумелых от жары внучков в пуховиках и шапках.

Или еще один знаковый для нашей страны жест Теневого Опекуна – кормить. Невзирая на отказы, с шантажом, уговорами и физическим давлением. Кстати, именно на этой истории можно хорошо разглядеть, что Опекун все же заботится о ком-то внутри себя (иногда это распечатывается как родовая история голода и лишений, трансгенерационное наследство), а не о реальном нынешнем ребенке, который никогда не голодал. Истинный получатель насильной еды – не подопечный, а опекун. И поэтому кормление невозможно остановить, ведь тот, внутри, никогда не насыщается. А что там хочет этот, снаружи, - Теневому Опекуну не интересно.

Известны истории про Опекунов-спортивных тренеров, которые причиняют физическую боль и даже травмы, чтобы выжать результаты. Понятно, что эти персонажи тоже не видят реальных живых людей в своих спортсменах, они видят механизмы по добыче медалей, дипломов и похвал тренеру. Похожая ситуация с родителями, которые таскают детишек по трендовым кружкам и секциям без выходных.

Теневой опекун начинается там, где перестают задавать подопечному вопрос: «А ты сам-то чего хочешь?».

Теневой опекун имеет два признака:
1. Он совсем теряет из приоритетов реальные потребности подопечного.
2. Он вкладывает силы в рост своей власти и влияния, чтобы утолять свои внутренние потребности, которые чаще всего вообще не осознает.


Подопечные для Тени опекуна теряют свои живые черты и не видны, как личности. Они используются только как функции. Персонажи компьютерной игры, где геймер решает все. Заодно игроку не надо отвлекаться на свою жизнь – подопечные сыграют ее в лучшем варианте, чем было на самом деле.
Таким образом, Теневой Опекун отказывается от своей жизни и поглощает чужую.
У теневого Опекуна всегда есть много очень внятных аргументов в пользу того, почему он заставляет и манипулирует. Ведь цель оправдывает средства.
Чем больше у человека болят внутри его давние раны, тем интенсивнее он может пытаться заставить других людей утолять эту боль посредством следования инструкциям. Это не приносит результата, но приводит зачастую к удивительным вывертам человеческой истории, когда Теневой Опекун дорывается до абсолютной власти над подопечными. Вспомните медсестру Рэтчед из книги «Пролетая над гнездом кукушки». Она искренне полагала, что приносит пользу людям. Как и бабушка из книги «Похороните меня за плинтусом».

Ни остановить Теневого Опекуна, ни вразумить его обычно не получается. Единственный способ выйти из этой Тени – исцелить собственные раны нелюбви, но для этого их надо признать и озвучить, а у Опекуна на это ни сил, ни осознания не хватит. Так что, если вы – реальный Темный Опекун, то вы себя здесь не узнаете. Незачем. Проще изловить очередного брата меньшего и нанести непоправимое добро. А то мы тут разбаловались на разборе старших архетипов, которые как раз Тень свою чаще всего видят и признают.

ЗАЧЕМ ЕМУ ТАКИЕ ХЛОПОТЫ?

Опекун решает важную задачу. Он вкладывается временем, силами и вниманием во что-то, что хочет сохранить и продолжить. Чаще всего объект опеки - все-таки люди, хотя я встречала Опекуна библиотек и знакома с несколькими Опекунами животных.
Для Опекунов очень важна стабильность. Она им подтверждает, что все идет правильно. Если вдруг вместо стабильности стрясся кризис или катастрофа, Опекун по возможности всех спасет, но потратит весь нервный запас, а чтобы восстановиться и не погибнуть, при первой же возможности от спасательных действий перейдет опять к своим привычным занятиям. Известны трогающие душу истории учителей в концлагерях: эти Наставники создавали для заключенных детей-учеников островки стабильности и продолжали выполнять свою работу.

Суть архетипа станет нам ясней, если мы посмотрим, что получает Опекун, реализуя стратегии архетипа.
1. Власть. Я лучше знаю, что тебе лучше.
2. Открытость и доверие подопечных. А это дорогого стоит.
3. Признание.
4. Иллюзию семьи или близких отношений с подопечными.
5. Чувство защищенности и уверенность в себе. Я большой. Я сильный. Я сильнее подопечных.

Весь комплект этих сокровищ – набор ребенка, которому слишком рано пришлось научиться быть (или притворяться) взрослым, принимать решения, нести ответственность и заботиться о других.

У Опекуна его благополучие вынесено вовне и зафиксировано в подопечном. То есть, если с подотчетным пионером что не так, то и икра не лезет в горло, и компот не льется в рот. Опекун становится тем любящим, заботливым, теплым и внимательным Значимым Взрослым, которого не было в сходный момент у него самого.

И понятно, почему Опекуну так важна его работа. Предположу, что главной задачей архетипа является исцеление самого себя через исцеление других. Есть концепция «раненого целителя», о ней можно прочесть в статье психолога Ролло Мэя. Вот что он пишет: «Я хочу предположить, что мы лечим других людей с помощью своих собственных ран. Психологи, которые становятся психотерапевтами, так же, как и психиатры - это люди, которые будучи детьми должны были стать терапевтами собственных семей. Это довольно хорошо установлено различными учениями. И я предлагаю развить эту идею и предположить, что та проницательность, которая приходит к нам благодаря собственной борьбе с нашими проблемами, и приводит нас к тому, чтобы мы развили эмпатию, сострадание и креативность по отношению к другим».

Все мы были когда-то кем-то ранены, иногда эти раны глубоки и приводят к тому, что части нашей души будто капсулируются, существуя отдельно от целого, а мы чувствуем себя не полностью живыми.
И если в детстве вы страдали от заброшенности и недостатка внимания, есть шанс, что вы захотите стать учителем, чтобы ваши ученики были одарены вниманием и заботой. У каждого Опекуна свои способы в попытках исцеления и заботы о других, передать таким образом заботу и поддержку себе самому в прошлое. Выбор подопечных зависит от раны: кто-то вкладывается в дома престарелых, кто-то волонтерит в приютах для детей, а еще кто-то поддерживает бездомных животных. Тот, кто получает заботу, работает в какой-то мере отражением самого Опекуна, того, из прошлого, кому было плохо.

Понятно, что у Опекунов есть вполне логические и обоснованные объяснения, почему они именно здесь. Но причина, как мне кажется, именно в том, что их приводят собственные раны. И недаром подавляющее большинство хороших помогающих практик строятся на восстановлении целостности клиента.


И тут реализация архетипа зависит от того, на чем Опекун концентрируется. «Я делаю это, потому что хочу, чтобы мне не было больно», «я делаю это, потому что хочу, чтобы для меня и других был другой выход, более безопасный», «я делаю это, чтобы у моих подопечных было побольше сил и ресурсов».

Как только мотивация переформулируется в «я делаю это потому, что хочу, чтобы мои подопечные вышли за пределы той истории, перестали быть ранеными ею, переросли бы ее и занялись бы другими историями» - можно предполагать, что Опекун готов к переходу в новый архетип.

А КСТАТИ, КАК УВОЛИТЬСЯ ИЗ ОПЕКУНОВ?

Чтобы соскочить с колеи архетипа Заботливый, достаточно всего ничего. Подопечных, которые перестали в вас нуждаться. Либо вы им вообще никак не смогли помочь и уперлись в смысл своей деятельности. Либо вы им помогли так здорово, что они теперь здоровы, счастливы и думать про вас забыли, негодяи.

Как только вы потеряли ваших подопечных, если только не наловили новых, - вы внезапно обнаруживаете, что люди вырастают из своих задач, проблем, ран и даже архетипов. И тут фокус внимания, который у вас привычно болтался снаружи, (присматривать же надо за подопечными!) обращается вовнутрь. Как только вас начинает интересовать самосознание, вы вырастаете из архетипа. Рецепт универсальный, подходит всем: помнится, в книге Кастанеды Дон Хуан сказал: «Предоставьте других самим себе». Как только вам удается эта штука, вы больше не Опекун, потому что Опекуну это невыносимо, невозможно. Потому что равнозначно предательству раненого себя, которого можно лечить только припарками для ближних своих. Если Опекун может заняться собою, он теряет интерес к сложным и долгоиграющим способам заниматься другими.

Иногда Опекун, исцелив собственные раны, возвращается к служению и заботам о других, чтобы таким образом хранить память о том, что с ним было. И это уже другой архетип, более старший, хотя деятельность может продолжаться та же самая, но с другими задачами. Не «дать возможность всем бездомным детям играть в футбол», а «просто играть в футбол с детьми на улицах, чтобы было весело». Придумайте свои варианты.

А в целом у меня ощущение, что не все важное сказано, и поэтому я буду либо подробно продолжать в комментариях, либо напишу про Опекуна что-нибудь еще.

Comments

( 194 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
myrenysh
Apr. 19th, 2016 07:56 am (UTC)
Как всегда, спасибо за замечательный текст.

Хочу сказать, что очень резануло следующее: в списке того, что получает от своей роли Опекун, первым пунктом Вы указали власть.
Такое ощущение, что весь остальной текст этому противоречит.
Зачем власть тому, кто ходит в дома престарелых или кормит собачек на улице?
Думает ли о власти мать, вытирающая сопли ребенку?
Зачем она учителю, у которого на носу выпускной экзамен в трех классах?
Не вижу связи. Власть, имхо, она про другие архетипы. Ну или про Опекунскую тень. Вот звонки мам 30летним сыновьям по поводу и без с нытьем, с бесконечными просьбами, с "а ты, неблагодарный" - тут она, родимая.
myrenysh
Apr. 19th, 2016 08:32 am (UTC)
Решила дополнить свое мнение примером: вот вы вспоминаете профессора Снегга(Снейпа). Обладает ли он властью? Да, безусловно, он декан факультета (и еще какого!). Пользуется ли он ей? Да! Регулярно. Но.
Но только в интересах своих учеников. Не заметить шалость своего подопечного, но со всей строгостью спросить за малейший недочет с ученика другого факультета - практикует. И Слизеринцы, хитренько улыбааясь, прячутся за его мантию, как за юбку матери. При этом с капитально проштрафившихся учеников своего факультета он спрашивает по-полной! Однако вспомним, что по идеологии Слизерина он и должен растить хитрецов, умеющих по-змеиному выкручиваться из любых передряг. А что он имеет сам? Хм.. живет в подвале, одевается аскетично, одинок...
И еще мы видим образ его предшественника на должности, Горация Слагхорна(Слизнорта), вот уж кто дорвался до власти! Не зря он создавал целый "Клуб Слизней", где что-нибудь имел с каждого ученика, хоть билеты на матч на лучшие места, хоть возможность порекомендовать своего ученика на какую-нибудь должность, да хоть искреннюю благодарность с ежегодной коробкой любимых сладостей к праздникам (мелочь, а приятно). Вроде бы на той же должности, те же таланты (зельевар + педагог), но а Опекуны хочется записать не его, а Снейпа.
(no subject) - mangusta - Apr. 19th, 2016 09:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - gilluin - Apr. 19th, 2016 12:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mangusta - Apr. 19th, 2016 12:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mangusta - Apr. 19th, 2016 09:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - myrenysh - Apr. 19th, 2016 12:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mangusta - Apr. 19th, 2016 12:36 pm (UTC) - Expand
muallaka
Apr. 19th, 2016 09:21 am (UTC)
Спасибо за интересный текст!
kirakostukova
Apr. 19th, 2016 09:24 am (UTC)
Спасибо за очень интересный рассказ. Со многим согласна.
Я тут прочитала, что первый комментатор считает,что Опекуну власть не нужна. А я думаю иначе, мне всегда казалось, что Опекун - это прежде всего стремление к власти, но честолюбие Опекуна более скрытое. В моем понимании, настоящий лидер стремится командовать всем, потому что чувствует себя сильным. А Опекун как бы не уверен в себе, поэтому он скорее манипулирует, и выбирает более слабых подопечных -подданых. Он самоутверждается на их фоне. Вот, тут очень верно вспомнили сестру из "Кукушкина гнезда". А вообще, таких примеров можно найти сколько угодно, например, родители самоутверждаются на фоне своего слабого ребенка, учитель наслаждается властью над учениками...
Да, вот еще вспомнила, была у меня в детстве такая учительница, считалась очень хорошим педагогом.
Так у нее любимой присказкой было: "Вы, глупые жалкие неудачники, ( это обращение к классу), вот пока я здесь, решаю за вас задачи, вы как-то справляетесь, а без меня пропадете!! А вот я! Вот я все умею!"
Думаю, что вы верно описали - это у нее была такая попытка излечить какие-то свои детские переживания и стремление почувствовать себя "настоящей взрослой"

Edited at 2016-04-19 09:36 am (UTC)
mangusta
Apr. 19th, 2016 09:39 am (UTC)
Да, часто у носителей этого архетипа отношения с властью не простые и внятные, как у Правителей, а немножко доказательные и конфликтные.
(no subject) - myrenysh - Apr. 19th, 2016 12:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mangusta - Apr. 19th, 2016 12:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mangusta - Apr. 19th, 2016 12:46 pm (UTC) - Expand
himba
Apr. 19th, 2016 10:16 am (UTC)
Опекуну нужна не власть, а стабильность и структура. Власть - один из результатов, но не самоцель. Главная задача Опекуна - выстроить довольно ригидную структуру, "экзоскелет", которая будет защищать от хаоса и поддерживать слабых. В отличие от того же Мага или Шута, Опекун боится хаоса, очень его не любит (часто потому, что он сам - бывший Сирота, у которого не было никакого контроля над своей жизнью). Он сумел выстроить себе в качестве экзоскелета пространство + процесс, в котором у него есть и контроль над своей жизнью, и защита, и первая его попытка к росту - проверить, сработает ли структура для кого-то еще. Любопытно, что образ Опекуна часто визуально отражает это - два ряда пуговиц, корсет, куртка, застегнутая на все кнопки, волосы в пучок и прочие "конструирующие" элементы.

А Тень начинается тогда, когда Опекун встраивает подопечных в свой экзоскелет и сам встраивается в их. Главное для Опекуна - это понять, что ему его подопечные нужны не меньше, чем он им (они доказывают прочность его системы и помогают ее улучшать), и что экзоскелет - это _временная_ помощь, не предназначенная для постоянной поддержки. Если он об этом забывает - начинается потеря личных границ, удивление, что подопечные больше в нем не нуждаются (неблагодарные твари) и прочие тараканы. В школе (развернутом экзоскелете Опекуна) разрыв возможен - ученики из школы уходят физически, а многие и ментально еще до окончания. А вот в семье это в десятки раз труднее.
mangusta
Apr. 19th, 2016 10:20 am (UTC)
Да. Чтобы надежно сохранять маленького раненого Сироту внутри, нужен хороший экзоскелет. Это заметно по многим людям, которые "рано повзрослели". Не повзрослели, именно что обросли ригидным каркасом. Всякое ригидное образование требует затрат сил на свой ремонт и содержание, не пропускает свежий воздух и не дает вырастать больше себя.
Так что распоряжаться властью (читаем - силой) в Опекуне некогда и некому, она вроде и приятна, но что с ней делать, вообще неясно, кроме как укреплять бастионы вокруг ран. Хорошо зафиксированный подопечный всегда в цене.
(no subject) - himba - Apr. 19th, 2016 11:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - mangusta - Apr. 19th, 2016 12:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - himba - Apr. 19th, 2016 12:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mangusta - Apr. 19th, 2016 12:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - myrenysh - Apr. 19th, 2016 12:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - himba - Apr. 19th, 2016 12:54 pm (UTC) - Expand
funtik_n
Apr. 19th, 2016 10:22 am (UTC)
Какой замечательный разбор архетипа! Ирина, всегда жду ваших постов с наибольшим вниманием!

Откликнулись многие вещи, и очень близко. Я тоже росла под давлением опеки, которая мне буквально искорежила жизнь, и сама, вероятно, лечу свои раны опекунством. Любопытно, что когда мои "подопечные" перестают ими быть, я ловлю себя на некой инертности, что я еще продолжаю какое-то время думать о них сильно, переживать, но потом "отпускаю", и уже нет страдания. А вот когда человек быстро дает отпор, типа, "нет, мне не то надо, не так", то продолжаю еще страдать.
"Тот, кто получает заботу, работает в какой-то мере отражением самого Опекуна, того, из прошлого, кому было плохо." Да, это в точку!!!
Просто замечательный пост. Буду думать и анализировать, как это отражается в моей жизни.
mangusta
Apr. 19th, 2016 10:27 am (UTC)
спасибо на добром слове.

Две разные реакции на расставание с подопечными - возможно, тут еще вплетаются истории про "я всегда буду ждать тебя" - про верность и теплую пристань даже после вылета из гнезда, которую вы, возможно, не получали, и теперь какое-то время готовы давать ушедшим подопечным.
и про "ты отверг меня" - про непринятие, которое когда-то могло ранить вас, и воспроизводится, когда резко уходят другие. И вы воссоздаете эти ситуации, чтобы разрешить однажды. И первая - более исцеляющая для вас, чем ситуация отвержения.
funtik_n
Apr. 19th, 2016 10:31 am (UTC)
Вспомнила эпизод, который яркой картинкой записан в моей памяти и стал знаковым для меня. По отношению к животным, когда мы стремимся приютить, напоить/накормить бездомных или раненых животных, это же тоже проявление архетипа Опекун? Маленький котенок провалился на проезжей части в обрезок трубы, узкой, которая вертикально торчала из асфальта. Он громко мяукал, и я подумала, что он действительно в опасности, если высунет голову и по нему проедет автобус. Но когда я протянула руку, его вытащить, он так отчаянно зашипел и агрессивно выставил все когти, что мое желание быстро улетучилось. Ого! -Подумала я. - Какой ты отчаянный! У меня не было ни прочной ткани, ничего, чтобы его насильно вытащить. И я его оставила. Его вынул кто-то другой.
Меня терзали два чувства - одно, что я его все-таки бросила так, и второе странное детское чувство обиды "вот ведь, дурак какой, ему хочешь помочь, а он буквально растерзать тебя готов!"
mangusta
Apr. 19th, 2016 11:02 am (UTC)
Нас горько ранит отказ принять помощь (даже от дикого котенка), наверное, потому, что мы открываемся в помощи. Мы отдаем что-то добровольно в дар, и не принятое ранит, будто мы просим кого-то "живи, не умирай, дыши", а он отбивается, ломает аппаратуру и мониторы и начинает помирать. Вы этому котику пытались дать жизнь, а он был иного мнения о том, как он хочет свою жизнь и свою смерть.
Когда мы научаемся соглашаться с этим священным правом каждого принадлежать себе самому, мы вырастаем.
Александр Фин
Apr. 19th, 2016 10:48 am (UTC)
Мне одному показалось, что ведущее чувство опекуна - СТРАХ?
Перемен вообще и взросления в часности.

Пусть все останется как было.
И может быть тогда все будет хорошо и мама никто не умрет.

Edited at 2016-04-19 10:51 am (UTC)
mangusta
Apr. 19th, 2016 10:52 am (UTC)
Страх - это основной квест Опекуна. Сможет принять, что мама таки умрет и все изменится - выйдет из архетипа.
А ведущее чувство - отвага. Потому страх и нужен, и пропитывает все собой, даже если снаружи безопасно. Чтобы рождалась равновесная отвага. Если отваги для того, чтобы хранить, беречь и защищать, нет - Опекун уходит в тень.
Olga Redko
Apr. 19th, 2016 10:51 am (UTC)
Спасибо. Исцеляющий текст.

Получается, что Опекун, осознав, что пытается - помогая другим - исцелить себя, отправляется как раз на поиски средства исцеления, становится Искателем.
Или сначала применяет к себе тот арсенал снадобий, которые он применял к своим подопечным. А отправляется искать, когда того, что есть в запасах, не хватает.
mangusta
Apr. 19th, 2016 10:57 am (UTC)
Да, похоже на то.

Опекун забивает на бесконечные орды беспомощных, сирых и убогих, обращает внимание, что ему самому уже тоже что-то интересно, начинает исследовать самое себя и сваливает в Искатели. Которые шатаются снаружи, но на самом деле все интересное носят внутри. Или его вышибает витком выше, если Опекун прокачанный уже, и не первой ходки.

Не всегда Искатель ищет эликсир, чаще всего либо раны затягиваются и больше не беспокоят так сильно, как Опекуна, либо не жрут столько сил, сколько требовалось, чтобы опекать толпу народу. На себя всегда надо не так много).

Ключ - поиск для себя, а не для других.
szumdara
Apr. 19th, 2016 10:56 am (UTC)
Это не власть, это попытка контролировать неконтролируемый мир. Вот тут подобру, тут посоветую, тут спасу и все будет хорошо - остатки магического мышления. Это как ребенок старается стать хорошим для родителей и верит, что пока он таким будет ,все будет хорошо и он этим удержит мир и семью. Вот только свойственно ли это не теневому опекуну? Возможно это зависит от общего уровня тревожности...
mangusta
Apr. 19th, 2016 10:58 am (UTC)
Я там упоминала в тексте, что теневому важна фиксация, а обычному Опекуну - все-таки развитие. Хотя он тоже может быть раненым ребенком, но выбирает не консервирование, а поиски исцеления.
Опекуны - они за эволюцию, только очень медленную. Для теневика эволюция не подходит, только день сурка.
(no subject) - szumdara - Apr. 19th, 2016 11:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - mangusta - Apr. 19th, 2016 11:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - szumdara - Apr. 19th, 2016 11:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - mangusta - Apr. 19th, 2016 11:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - szumdara - Apr. 19th, 2016 11:36 am (UTC) - Expand
cinem_a
Apr. 19th, 2016 10:58 am (UTC)
Ребенок который рано повзрослел
19.04.2016
14:39:26

Ирина, добрый день!
Когда я читала то мне казалось что я читаю грустную историю души
(ей самой рассказанную).
Я чувствовала что это правда, правда, но что из этого можно можно выбраться .. как сделать глубокий выдоохх.. когда уже нет сил когда устал..

Той точкой, из которой я подумала что напишу
ответ, отклик,
было упоминание ребенка,
которому пришлось рано стать взрослым!
Из этого места, для меня, всё раскрутилось!
Я подумала что -- уже родилась взрослым!
Сильнее, больше, умнее, мобильнее
других ..я таскала чемоданы и сумки своих мелких подружек,
подставляла плечо и т.д.
только от того что мне очевидно было
наличие у меня ресурса и слабость их ресурса,
и это так естественно - помогать!

Опекун был самым запутанным для меня
из четырех
где первые рождали интерес, драйв,
а этот только усталость и желание избавиться и закончить!
Недаром он рождал в мне картинку
спутанного в Лилипутии лежащего Гулливера
или очень старого ребенка, с морщинами!

Очень сильная душевная рана
которая не заживала и саднила всегда
и этим привлекала к себе внимание
и необходимость поиска исцеления!

И это происходило между двумя этими процессами
встроенного в меня процесса помогать нести
и ноющей боли себя от которой неизбавишься!

Как ни странно, это оказалось одним!
(Помощь шла с двух сторон!!)))

Исцеление от раны
и автоматизм (встроенность) помощи другим людям
имели одно решение --
посмотреть в себя и дать людям нести самим!!

1. Рану вызывали не другие люди!!
2. Чтобы чувствовать себя хорошо не обязательно чтобы все окружающие были помыты-накормлены-спатьуложены!!

Кризис был сильный!
После него - это как снова учиться ходить!
Или - учиться говорить новыми словами

Edited at 2016-04-19 11:00 am (UTC)
mangusta
Apr. 19th, 2016 11:06 am (UTC)
Re: Ребенок который рано повзрослел
Привет вам. спасибо за то, что делитесь.

Отвечу по некоторым моментам:
1. Из этого можно выбраться и жить. Я регулярно вижу людей, которые это делают, и в силу моей работы, в этом немного участвую. Я знаю тех, кто выбрался.
2. О взрослых с рождения детях. Таких немало, тех, кто вынужден быть взрослее своих родителей. Тут важно понимать, что эта преждевременная взрослость не равна зрелости. И еще, что широкие плечи ребенка-взрослого отращиваются за счет неприкосновенного запаса жизненных сил. Эти силы были даны не на то, чтобы подпирать падающий мир и нестоящих на ногах старших. На то, чтобы расти. И их можно вернуть себе. И жизнь меняется.
3. Лежащий Гулливер - очень точный образ состояния Опекуна, который вынужден отдавать больше, чем получает (у многих Опекунов есть такой дисбаланс).
(Deleted comment)
my_marmoset
Apr. 19th, 2016 11:05 am (UTC)
Некеле, спасибо за дивный и глубокий разбор архетипа.

С Тенью Опекуна приходилось иметь дело. Для моего экземпляра характерна черта - предъявлять "счет за оказанные услуги". Похоже, что она присуща и другим экземплярам тоже.
Истинный Опекун счет непосредственно опекаемому не предъявляет. Он довольствуется "побочными эффектами" опеки. Вы их перечислили. И в этом очень важный критерий их различия.

И еще Опекун, мне кажется, вполне себе может заботиться и о старших архетипах. Когда кто-то из них надевает костюм супер-героя и отправляется заниматься спасением человечества, ему не до варки борща и стирки носков. Вот тут-то и пригождается Опекун, который и чайку нальет, и подушку взобьет, и костюм супер-героя почистит и погладит. И тут ему, похоже, важны будут не личные бонусы, а участие в спасении человечества. Кто чем может, тем и участвует в этом деле. ))

Edited at 2016-04-19 11:11 am (UTC)
mangusta
Apr. 19th, 2016 11:13 am (UTC)
На здоровье).

О, вот тут вы отметили очень точную деталь - Опекуны, когда им совсем становится туго с ресурсом, иногда очень любят выкатывать счет. И это понятно, - они вкладываются, а результат им не доступен в полной мере, потому что растя других, не всегда получается передать маленькому себе поддержку и любовь. Получается, что они тратят энергию, не восполняясь, - и спрос будет с тех, кто под опекой, хотя те не просили. Отсюда попреки, любимые кнопки "вина" и "долг", - и уход в тень.

Про заботу о старших архетипах. Вопрос неоднозначный, потому что получать от такого расклада плюшки еще сложнее, чем если ваши подопечные младше вас. А тут ваше место за шкафом, китель помяла-погладила, и никакого влияния. Что делает Опекун, когда ему надо заполучить старший архетип в подопечные? Он пытается исподволь сделаться необходимым. У С. Кинга есть интересная история о том, как сумасшедшая женщина-Опекун изловила себе писателя и приковала его в плену к кровати в своем доме. Вот так это выглядит, если действовать, как Опекун.

Те, кто смиренно спасают человечество, взбивая подушки, и хотят только сопричастности - это другие архетипы. Что скажете? Поспорим?:)
(no subject) - my_marmoset - Apr. 19th, 2016 12:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mangusta - Apr. 19th, 2016 01:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kirakostukova - Apr. 20th, 2016 01:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - mangusta - Apr. 20th, 2016 08:35 am (UTC) - Expand
zi_nina
Apr. 19th, 2016 11:28 am (UTC)
ох, как я жду ваших постов!
немного не согласна про деньги
я все-таки склоняюсь к мысли о том, что опекун еще и очень хороший специалист, а они как правило востребованы и оплачиваемы
но вот другое дело, что есть сфера интересов Опекуна и деньги, оплата труда может из нее полностью выпасть
а от этого может быть и пренебрежение к собственной внешности
да и сфера интересов опекуна и модные тенденции могут размежеваться (я про это подумала, написала, но еще не опубликовала)
mangusta
Apr. 19th, 2016 11:29 am (UTC)
Давайте же поищем примеры про деньги! Рада буду обсудить.
Если человек становится мастером, даже пусть мастером наставником, то это уже не Опекун. Пока он Опекун, никаких денег. Если есть деньги - уже не Опекун. Я пока видела только такой расклад, но, может, есть у вас примеры, когда не так?:)
(no subject) - zi_nina - Apr. 19th, 2016 11:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - mangusta - Apr. 19th, 2016 11:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - zi_nina - Apr. 19th, 2016 12:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mangusta - Apr. 19th, 2016 12:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zi_nina - Apr. 19th, 2016 12:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mangusta - Apr. 19th, 2016 12:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zi_nina - Apr. 19th, 2016 12:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mangusta - Apr. 19th, 2016 12:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zi_nina - Apr. 19th, 2016 12:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mangusta - Apr. 19th, 2016 12:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zi_nina - Apr. 19th, 2016 12:59 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mangusta - Apr. 19th, 2016 01:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zi_nina - Apr. 19th, 2016 01:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mangusta - Apr. 19th, 2016 01:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - myrenysh - Apr. 19th, 2016 04:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zi_nina - Apr. 19th, 2016 06:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zi_nina - Apr. 19th, 2016 07:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mangusta - Apr. 19th, 2016 07:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zi_nina - Apr. 19th, 2016 08:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - himba - Apr. 19th, 2016 12:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mangusta - Apr. 19th, 2016 12:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - himba - Apr. 19th, 2016 12:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mangusta - Apr. 19th, 2016 12:20 pm (UTC) - Expand
lenuchka02
Apr. 19th, 2016 11:31 am (UTC)
Спасибо! Очень интересное ощущение от нахождения себя внутри текста. Приду перечесть еще!
mangusta
Apr. 19th, 2016 11:33 am (UTC)
Приходите же, и мы тут очень будем рады комментариям и словам изнутри архетипа.
zi_nina
Apr. 19th, 2016 12:36 pm (UTC)
Ирина, а поделитесь пож-та цепочкой проживания архетипов, указанной в книге, я пропустила этот момент

и по спасателям животных - очень удобные ученики, молчаливые, свое несогласие не выражают в привычной словесной форме, им добро проще причинять, чем тем же старшекласникам
mangusta
Apr. 19th, 2016 12:38 pm (UTC)
(no subject) - zi_nina - Apr. 19th, 2016 12:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zi_nina - Apr. 19th, 2016 12:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mangusta - Apr. 19th, 2016 01:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zi_nina - Apr. 19th, 2016 01:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mangusta - Apr. 19th, 2016 01:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zi_nina - Apr. 19th, 2016 01:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mangusta - Apr. 19th, 2016 01:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zi_nina - Apr. 19th, 2016 02:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mangusta - Apr. 19th, 2016 02:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zi_nina - Apr. 19th, 2016 02:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - myrenysh - Apr. 19th, 2016 06:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zi_nina - Apr. 19th, 2016 06:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - myrenysh - Apr. 19th, 2016 06:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zi_nina - Apr. 19th, 2016 07:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - myrenysh - Apr. 19th, 2016 07:31 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zi_nina - Apr. 19th, 2016 08:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mangusta - Apr. 19th, 2016 07:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zi_nina - Apr. 19th, 2016 08:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mangusta - Apr. 20th, 2016 08:16 am (UTC) - Expand
(no subject) - zi_nina - Apr. 20th, 2016 10:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - mangusta - Apr. 20th, 2016 11:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - zi_nina - Apr. 20th, 2016 11:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - zi_nina - Apr. 19th, 2016 01:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zi_nina - Apr. 19th, 2016 08:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mangusta - Apr. 20th, 2016 08:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - zi_nina - Apr. 20th, 2016 09:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - funtik_n - Apr. 19th, 2016 01:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zi_nina - Apr. 19th, 2016 01:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - funtik_n - Apr. 19th, 2016 01:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - secret_ex - Apr. 20th, 2016 01:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zi_nina - Apr. 20th, 2016 03:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - secret_ex - Apr. 20th, 2016 03:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zi_nina - Apr. 20th, 2016 03:41 pm (UTC) - Expand
iosonofelice
Apr. 19th, 2016 02:39 pm (UTC)
"А еще иногда мечта об Опекуне выглядит как «я ищу Учителя». Было ли с вами такое, и кого вы на самом деле искали, когда ваша душа ждала мудрого наставника?"
Бывало, но по-разному. Бывает, что за жаждой ученичества стоит жажда "удочерения", возьмите же меня на ручки и учите ходить, говорить и писать на горшок. А бывает, что в зове "я ищу Учителя" открывается потребность перейти на другой уровень, узнать, по каким законам происходит все в этом мире, жажда знаний, а умения уже сама потом, когда пойму как. Это тоже мечта об Опекуне или же что-то другое? Маги и Мудрецы же берут учеников, но у них мотивация в другом.
И еще возник вопрос насчет прохождения человеком архетипов как жизненного пути - старшие архетипы всегда умеют действовать в рамках младших? Вопрос возник в связи с различными тестами, которые показывают, насколько в характере человека проявлен тот или иной архетип. Можно ли быть настоящим Творцом, не умея быть Славным Малым?
mangusta
Apr. 19th, 2016 03:02 pm (UTC)
Это тоже мечта о Наставнике. Мы все друг другу в разные моменты жизни являемся маяками. Кто-то ушел дальше, и он может благословить на путь тех, кто идет следом, ну и подучить чему-то.

Просто когда мы ждем вестника и наставника, мы уже идем сами, а когда родителя - то хотим, чтобы нас понесли на руках.

Старшие архетипы не всегда умеют действовать по стратегиям младших, так бывает, если человек не смог пройти младший архетип, выяснил, что он не прошел, и перешел к следующему квесту.
Да, можно поэтому быть Творцом, не практиковавши в жизни Славного Малого.
(no subject) - funtik_n - Apr. 19th, 2016 03:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mangusta - Apr. 19th, 2016 03:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - funtik_n - Apr. 19th, 2016 03:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mangusta - Apr. 20th, 2016 08:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - funtik_n - Apr. 20th, 2016 09:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - mangusta - Apr. 20th, 2016 11:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - funtik_n - Apr. 20th, 2016 11:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - zi_nina - Apr. 20th, 2016 10:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - mangusta - Apr. 20th, 2016 11:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - zi_nina - Apr. 20th, 2016 11:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - mangusta - Apr. 20th, 2016 11:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - zi_nina - Apr. 20th, 2016 11:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - myrenysh - Apr. 20th, 2016 01:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mangusta - Apr. 20th, 2016 01:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - myrenysh - Apr. 20th, 2016 01:54 pm (UTC) - Expand
gilluin
Apr. 19th, 2016 03:12 pm (UTC)
Читаю и думаю: с наслаждением бы кого-нибудь спасла и позаботилась! Но вот беда - нет сил. Может, это и к лучшему?.. ;) Может, лучше хранить неодушевленное?
Мария Фисенко
Apr. 19th, 2016 05:41 pm (UTC)
Спасибо, интересная статья. Но вот создалось впечатление, что тут описана сплошная Тень этого архетипа. Получается, люди помогают младшим, слабым и несведущим только из-за своих комплексов? Такая помощь не всегда будет действненна и точно окрашена тревожными настроениями, по-моему.
И показалось мне несправедливым отношение к этому архетипу. Когда обсуждали предыдущие типы, то упоминалось, что человеком завладевает архетип, что у человека может быть способность к какой-то деятельности, успехи с помощью "приемов" ведущего архетипа и т.п. А хранитель описан ( мне так показалось) как забубенная наседка, напряженно вылавливающая объекты заботы. И главная цель -поскорей из него выпрыгнуть, залечив душевные раны. Но разве в любой деятельности не важен опыт и талант? Если у человека отлично получается сохранять стабильность системы, органично встраивать изменения, уметь объяснить сложное простыми словами так, чтоб в мозгу вспыхнула лампочка, проявлять терпение и терпимость, внимание к нуждам других людей, то он хранитель и наставник. Надо быть другим?
Практически всем, взрослея, надо выполнять функции опекуна. Но настоящих талантов мало, я уверена.
Еще мне кажется, забота есть как бы материнская и отцовская. Женщинам, по-моему, инстинктивно проще заботиться о существах, которые не могут сформулировать свои потребности, угадывая их. Иногда и придумывая) Мужчины более глобально заботятся, сопли не вытирают, а мыслят стратегически. Я читала, хороший наставник ставит задачи на шаг вперед, когда наставляемый не осознал еще даже своих потребностей или способностей. Это процесс обучения, там много тонкостей.
Интересен вопрос власти. По-моему, наставник должен быть убедительным. И некоторые насилие над личностью может иметь место, ведь задача не потакать капризам( что часто путают с заботой), а научить чему-то. Все-таки хорошие привычки лучше хороших принципов. Если есть настоящие любовь и забота со стороны наставника, не будет отрицательной реакции. И еще, чем больше опыта у наставника, тем больше понимания, что подопечным действительно нужно.
Может я не канонически понимаю архетип, но мне видится, что опекают , когда есть ресурс на это. И по разным причинам. К тому же , Часто необходимость заботиться о других является стимулом заботиться о себе.

Edited at 2016-04-19 05:46 pm (UTC)
mangusta
Apr. 19th, 2016 05:49 pm (UTC)
Мария, у вас сложилось какое-то очень свое представление.
"тут описана сплошная Тень этого архетипа"
Видимо, вам архетип близок, да еще, возможно, вы видели, как его недооценивают - и в моем посте тоже воспринимаете негативные интонации. А их там нет. Без прохождения этого архетипа не случится ни самоосознание, ни самоисцеление, ни обнаружение огромного мира вокруг. И путешествия героя тоже не будет.

"Получается, люди помогают младшим, слабым и несведущим только из-за своих комплексов? "
Нет, у меня так не получается, это у вас про это болит, видимо.

"А хранитель описан ( мне так показалось) как забубенная наседка, напряженно вылавливающая объекты заботы". Нет, наседка-вылавливатель есть лишь у вас самой в представлениях.

"Практически всем, взрослея, надо выполнять функции опекуна. Но настоящих талантов мало, я уверена".
Я повторю снова: без прохождения этого архетипа вряд ли возможно говорить о зрелости и взрослении души.
Однако, повторю и еще кое-что: застревая в своей правоте и методологии, Опекун становится тираном, сам того не замечая. И это неполезно ему самому, в первую очередь. Всему на благо развитие, в том числе, человеку, идущему архетипическими путями.
(no subject) - mangusta - Apr. 19th, 2016 05:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Мария Фисенко - Apr. 19th, 2016 06:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Александр Фин - Apr. 20th, 2016 06:59 am (UTC) - Expand
(no subject) - Мария Фисенко - Apr. 20th, 2016 04:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Александр Фин - Apr. 22nd, 2016 07:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - Мария Фисенко - Apr. 24th, 2016 02:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Александр Фин - Apr. 27th, 2016 08:46 am (UTC) - Expand
lizardeye
Apr. 19th, 2016 06:37 pm (UTC)
Мне кажется, что многие идущие учиться на психотерапевтов Опекуны. Желают исцелить чужие раны, не залатав свои.
Вообще различные психологические тренинги/коучинги знаковое место для проявления Теневого Опекуна. Можно продвинуть свою систему миропонимания и зафиксировать ее в стольких головах.
mangusta
Apr. 19th, 2016 07:19 pm (UTC)
Те, кого называют "помогающие практики" - часто Опекуны. Но наиболее эффективные из них - в других архетипах, по моим наблюдениям.

Тренинги/коучинги - это не место для Теневого Опекуна. Для Теневого Мага - запросто. Для Тени Правителя - легко. А у Теневого Опекуна просто ресурса нет, чтобы зазвать за деньги кого-нибудь впитывать их систему миропонимания. Теневые Опекуны обычно в меньшем масштабе активны.
puho
Apr. 19th, 2016 08:07 pm (UTC)
Я весь текст ждала, когда начнется разделение наставничества: "Наставником может быть не только архетип Наставника, а еще и Маг, и Мудрец, и временами Творец (они будут отличаться причинами, по которым учат)". И не дождалась! :))
dikiy_anik
Apr. 19th, 2016 09:29 pm (UTC)
Лен, напишу в эту ветку тебе ответом, чтобы было логичней. Если что не так, поправь меня.

Автору поста: у нас тут с Леной пару недель назад вышел диалог про архетипы.
Частный случай: человек обучает другого, чтобы его руками воплотить свою идею. Мне кажется, что это не архетип опекуна. Возможно, маг или кто-то ещё.
Я так думаю, потому что в этом случае четко ощущаю, что фокус при обучении не на людях, а на идее, которую нужно провести.

То есть мне кажется, что архетип опознается не только по способу своих действий (обучение, поиск и т.д.), а ещё и по своим целям и тому, что он видит ключевым в ситуации (благополучие других, самого себя, равновесие мира, признание обществом или что-то ещё).

Интересно получить обратную связь, правильно ли я нащупала)

Edited at 2016-04-19 09:32 pm (UTC)
(no subject) - mangusta - Apr. 20th, 2016 08:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - puho - Apr. 20th, 2016 08:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - dikiy_anik - Apr. 20th, 2016 09:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - mangusta - Apr. 20th, 2016 08:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - puho - Apr. 20th, 2016 08:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - mangusta - Apr. 20th, 2016 08:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - puho - Apr. 20th, 2016 08:51 am (UTC) - Expand
Наталья Буркальцева
Apr. 19th, 2016 08:36 pm (UTC)
Большое спасибо, очень интересный текст. Трижды писала и стирала комментарий. Хотя вроде бы таких сильных эмоций испытывать не с чего. Мне кажется, что я совсем не Опекун, а чистый Правитель. Но, видимо, Тени близки, раз меня так прямо всколыхнуло)


Edited at 2016-04-19 08:37 pm (UTC)
Александр Фин
Apr. 20th, 2016 08:01 am (UTC)
Очередные наброски под тегом #дифференцируй

Отличие Опекуна от …

1. Невинного
Невинный нуждается в том, кто даст заботу.
Опекун – в том, кто примет.

2. Сироты
Сирота соблюдает закон, чтобы стать своим.
Опекун делает своим, чтобы подмять под закон.

3. Воина
Воин ищет – кого бы победить.
Опекун – кого бы спасти.

4. Травматика
Опекун помогает опекаемому.
Травматик пытается помочь себе, используя опекаемого.

5. Искателя.
Искатель отправляет себя в неизвестное.
Опекун остается в первоначальной версии известного.

6. Бунтаря
Бунтарь разрушает устоявшееся.
Опекун – сохраняет.

7. Любящего
Опекуну важно, чтобы кошка была сыта.
Любящему – чтоб мурчала.

8. Творца
Творец использует воображение, чтобы создать все возможные версии реальности.
Опекун использует опыт для обучения жизни в его единственной реальности.

9. Правителя
Правитель - создает порядок и структуру.
Опекун – передает их дальше.

10. Мага
Маг стремится трансформировать реальность.
Опекун – сохранить.

11. Мудреца
Мудрец ищет истину, которая глобально поможет всем.
Опекун знает истину, которая локально поможет немногим.

12. Шута
Шут весел.
Опекун серьезен.
mangusta
Apr. 20th, 2016 08:24 am (UTC)
Очень здорово.
Только про Сироту вообще непонятно. Развернешь?
(no subject) - Александр Фин - Apr. 20th, 2016 08:51 am (UTC) - Expand
(no subject) - mangusta - Apr. 20th, 2016 08:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - Александр Фин - Apr. 20th, 2016 08:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - mangusta - Apr. 20th, 2016 09:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - Александр Фин - Apr. 20th, 2016 09:04 am (UTC) - Expand
secret_ex
Apr. 20th, 2016 10:11 am (UTC)
Добрый день :) Прекрасная порция пищи для размышлений и сравнительного анализа, спасибо, коллега.

Вот что показалось нам интересным: вопрос власти Опекуна. Есть некий перекос (?) в понимании опекунской власти, отличии ее от власти Правителя, например, или власти Мага. Похоже, что общественное сознание считает это неким теневым фактором, теневым признаком для Опекуна.

Мы считаем, что вопрос власти на этом отрезке архетипической спирали впервые встает в полный рост, вместе с вопросом ответственности.
mangusta
Apr. 20th, 2016 11:23 am (UTC)
Я согласна. Это так, и если в вашем, коллега, тексте это будет развернуто, думаю, полезно будет всем.

Власть и ответственность впервые актуальны именно у Опекуна. Я готова повторять это на перекрестках), но властным быть некрасиво, это вбивали читателям данного проекта с ранних лет, и любой намек на власть воспринимается болезненно и со стыдом, отчего вспыхивают дискуссии на тему "мы не такие, мы иные".
(no subject) - Александр Фин - Apr. 20th, 2016 12:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - secret_ex - Apr. 20th, 2016 12:12 pm (UTC) - Expand
valex_a
Apr. 20th, 2016 10:25 am (UTC)
А вот можно ли быть опекуном своей собственной маме? Когда мне было 13 лет я всю себя посвящала заботе о ней, оберегала от любых негативных эмоций, давала все сбрасывать в себя, хотела даже по ночам вставать и делать домашние дела так, чтобы она этого не замечала и чтобы вообще не касалась бытовых вопросов, отдыхала. Была, как я понимаю сейчас, довольно назойливой. Стоило ей упомянуть о каком-то желании, я запоминала и потом склоняла окружающих, чтобы они дарили ей именно это на праздники. Это оно?
mangusta
Apr. 20th, 2016 11:26 am (UTC)
Собственной маме можно быть едой, это распространенная утеха у Невинных, которым из-за этого нечем двигаться в следующие архетипы, все кушает родитель.
(no subject) - irina_x_1 - Apr. 23rd, 2016 09:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - mangusta - Apr. 23rd, 2016 07:31 pm (UTC) - Expand
magict30p
Apr. 20th, 2016 11:40 am (UTC)
ТОП: 14:40 (московское)
Вы попали в Т30P самых обсуждаемых тем в блогосфере.
Это Ваш 9-й ТОПовый пост в этом году.
Посмотреть статистику автора можно в карточке топблогера.
wistful_chant
Apr. 20th, 2016 12:43 pm (UTC)
Ирина, спасибо большое за пост, очень увлекательно излагаете :).

Я в себе приписываю архетипу Хранителя интерес к истории своего рода, к прикладному искусству (быту) прошлого, к чтению биографий и стремление создавать семейные традиции (праздники, например). Его это признаки или нет?
mangusta
Apr. 20th, 2016 01:42 pm (UTC)
Да вы понимаете, есть ли смысл брать и приписывать себе вот это одному архетипу, а вот то другому.
Архетип определяется задачей, а не действиями, мы тут уже уточнили в комментах где-то.

Какие ваши цели и задачи, когда вы вот это все делаете?
(no subject) - wistful_chant - Apr. 20th, 2016 02:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mangusta - Apr. 20th, 2016 02:37 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 194 comments — Leave a comment )

Profile

Хло
hloflo
Хло-Фло

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com