?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Эксперт проекта:

АНАСТАСИЯ КАМАЕВА
Практикующий психолог, руководитель клуба для молодых психологов, проекта для старшеклассников "Профессор",
специалист проекта по профессиональному самоопределению "Твой Эверест"

АРХЕТИП "ОПЕКУН"


В описании архетипа «Заботящийся» мне бы хотелось немного изменить формат, затронуть тему истории профориентации. Тем более, что она пропитана духом заботы и помощью в трудоустройстве людей разных категорий, статусов.

Одним из ярких моментов истории развития профориентации является конец 19 века. Место развития событий – Америка. Человек, создавший историю - Фрэнк Парсонс (Frank Parsons) – американец с английскими и ирландскими корнями, который внес в современную профориентационную работу значительный вклад. Я бы даже сказала – кладезь принципов, способов и методов.


Возможно, вы слышали где-то краем уха про бюро по выбору профессий. Это бюро детище Фрэнка Парсонса, которое он создал после нескончаемой череды работ –инженер-строитель, агроном, преподаватель истории и французского языка, юрист, писатель, декан колледжа и еще, еще, еще.

После очередной реорганизации колледжа, Фрэнк Парсонс стал изучать причины экономических реформ в различных странах и вышел на проблему кадровой политики. Промышленные революции, строительство железных дорог, интенсивное строительство предприятий, заводов - всем нужны были работники. Образование на тот момент могли себе позволить не многие, а кто мог - не хотели идти в разнорабочие. Предприятия могли взять только обученных специалистов, так как станки были дорогостоящие и любой простой производства выходил в копеечку. Погрузившись в проблемы кадровой политики на предприятиях, Парсонс создал сначала «Институт выживания» с возможностью получить образование любому молодому человеку, независимо от положения в обществе, а на волне активного интереса среди населения - «Бюро профориентации».


Услуги Бюро оказывало для населения бесплатно, а попечительский совет в лице профсоюзных лидеров, президентов колледжей, государственных лиц оказывали не только финансовую поддержку, но и определили цель деятельности: «Помощь молодым людям в выборе профессии, подготовке к выбору области профессиональной деятельности и созданию эффективной и успешной карьеры».

В книге «Выбор профессии» Фрэнк Парсонс подробно описал те модели и принципы профориентации, которыми специалисты, консультанты по профессии пользуются по сей день:
- Четкое представление о себе, своих склонностях, способностях, интересах, ресурсах, ограничениях и других качествах.
- Знание требований и условий для достижения успеха преимуществ и недостатков, компенсаций, возможностей и перспективы в различных направлениях деятельности.
- Правильное, обоснованное соотношение этих двух факторов.

По мнению Фрэнка, именно этот подход позволяет совершить удачный выбор и состояться в профессии. Практики в области профориентации до сих пор подтверждают, что анализ своих способностей (внутреннего ресурса) и внешних факторов (заработная плата, условия труда, функционал, количество людей в компании) дает возможность выбирать для себя близкие к идеальным условия работы, освобождать себя от груза давления мыслей «кто я?», «что я здесь делаю?» и других философских фразеологизмов.

Самостоятельная работа для любознательных
В современной интерпретации это упражнение «Хочу», «Могу», «Надо», где в области «Хочу» выписываете свои желания, потребности, в области «Могу» - что вы умеете, что хорошо получается, в области «Надо» - анализируете востребованность на рынке труда той или иной специальности.

Сотрудники бюро придерживались принципов, которые актуальны и в данный момент времени:
• Выбор профессии по значимости можно приравнять к супружескому выбору.
• Профессию лучше выбирать осознанно, чем надеяться на удачный случай.
• Никто не должен выбирать профессию без тщательного размышления и без опоры на профконсультанта.
• Молодежь должна ознакомиться с большим числом профессий, а не браться сразу же за «удобную» или случайно подвернувшуюся работу.
• Выбор профессии протекает тем успешнее, чем внимательнее профконсультант изучит особенности личности выбирающего, фак¬торы успешного выбора и мир профессий.


В 1910 году прошла первая национальная конференция по вопросам профессиональной ориентации в Бостоне. Участники из 35 городов обсудили тезисы, которых Соединенные Штаты придерживаются до сих пор:
• Престижной считается та работа, которая реально приносит пользу для общества.
• Первоначальная задача начальной школы развивать в ребенке кругозор, а не определять будущую профессию.
• Средняя школа должна информировать учащихся о разных профессиях.
• Не следует рекомендовать профессию без учёта способностей учащихся, руководствуясь только её востребованностью на рынке труда.


Фрэнк Парсонс не дожил до этого славного времени. Он умер в сентябре 1908 года. Тем не менее, его взгляды и принципы подбора профессии стали фундаментом для дальнейшего развития профориентации в стране и за ее пределами. Была сертифицирована программа для консультантов. Программа прошла адаптацию Гарвардским университетом как первая образовательная программа для консультантов. Был придуман так называемый бостонский план, по которому учителя начальной и средней школы должны были стать профессиональными консультантами.

Если посмотреть путь Парсонса, то вполне наглядно продемонстрированы уровни Заботливого:

Вызов: увидеть кого-либо в беде (проблема кадровой политики, безработица и низкий уровень образования).
Первый уровень: Заботиться о тех, кто нуждается в ухаживании (бесплатное оказание услуг населению по профориентации).
Второй уровень: сбалансировать заботу о себе с заботой об окружающих.
Третий уровень: альтруизм, забота о мире (здесь говорят вышеперечисленные факты биографии и вклад).
Тень: мученичество, беспомощность, чувство вины.
Про второй уровень и теневую сторону в данном случае написать сложно. Некоторые моменты в биографии отсутствуют, да и про теневую сторону можно восстанавливать лишь опосредовано, что также может оказаться интерпретацией, а не действительностью.

Что важно - пропуская подобную деятельность через призму архетипа «Опекун», можно увидеть ключевые (профессионально важные) качества, которые проявляются в человеке:
- эмпатия (способность смотреть на вещи и чувствовать их с точки зрения другого человека);
- умение услышать то, что было сказано, что осталось невысказанным, и что имелось в виду;
- последовательность;
- надежность;
- обязательность;
- доверительность.

Все сферы, где требуется поддержка, помощь людям в сохранении отношений, проявление заботы Опекун проявит себя с яркой и сильной стороны. Но здесь человек может попасть в ловушку, а именно к вопросу о монетизации своих умений и стереотипе: «Я же делаю добро, как за это можно брать деньги??». Занимательно, что Парсонс не брал деньги за консультации и подобное встречается среди начинающих помогающих практиков.
Второй ловушкой может быть дисбаланс между заботой о себе и заботой об окружающих. Это как раз к вопросу: «Может ли голодный повар вкусно и с душой накормить других?», про сапожника без сапог и так далее.

Желательные требования к условиям труда.
Именно в этой части хотелось бы исследовать идеальные условия труда, которые для Опекуна одновременно являлись бы как профилактикой эмоционального выгорания, так и проявлением его сильных сторон.
Исследование будет простым. В комментариях к первому ряду вы пишите свое имя и профессию или специальность, по которой вы сейчас работаете или процесс, в котором задействованы профессионально.
После того, как вы опубликовали свой комментарий (не до того, а после!), вы становитесь компаньоном участнику, который разместил свой комментарий перед вашим.

Ваша роль как игрока: вы известный Практик по кадровым вопросам, который анализирует профессию с точки зрения Архетипа Опекуна. Вы должны поделиться своим экспертным мнением со своим компаньоном, какие условия сотруднику-Опекуну необходимы, чтобы он мог качественно и продолжительно работать в этой профессии, реализовываться в ней. Как он, по вашему мнению, проявляет себя в работе при таких условиях? Что ему лучше поручать и не поручать ни в коем случае? И при каких условиях рабочего процесса деятельность Опекуна приносит плоды, создавая атмосферу благожелательности?

Задание со звездочкой: также вы можете побыть компаньонами для тех участников, с которыми вы хорошо знакомы, или дополнительно попросить кого-то побыть вашим компаньоном.

Пы.Сы. По возможности буду включаться и рассуждать вместе с вами.

ФБ Анастасии Камаевой: https://www.facebook.com/kamanasi

Comments

( 21 comments — Leave a comment )
(Deleted comment)
(Deleted comment)
anhara84
Apr. 13th, 2016 06:28 am (UTC)
Пожалуйста :)

Тема профориентации объемная, у вас про что летает?
(Deleted comment)
anhara84
Apr. 15th, 2016 05:29 am (UTC)
Поддерживаю полностью про осознанный выбор. Еще поддерживаю активность подростка.

Есть миллиарды способов выбора своей жизненной стратегии.

Можно начать с простого - проанализировать разные области своей деятельности, начиная с детского сада, домашних дел, любимых персонажей, школьных предметов.

skvo_indianwife
Apr. 12th, 2016 06:42 pm (UTC)
Светлана. Инженер- электрик.
skvo_indianwife
Apr. 12th, 2016 06:54 pm (UTC)
Наталия, Вы, по моему мнению, очень даже опекун и особенно наставник. Просто так в профессию педагога не приходят. Поэтому я желаю Вам терпения, свободного времени для себя, умения и желания наслаждаться достижениями Ваших студентов. От государства я бы потребовала прибавку зарплаты и убрать из преподавательского процесса бюрократию. Для наиболее комфортного длительного преподавания я бы подумала об организации обратной связи, то есть кроме периодических встреч с бывшими учениками ещё и список их достижений. Чтобы гордиться и радоваться за них! И ещё - дальнейшего собственного роста и как можно полной возможности свободно делиться своими знаниями, навыками и умениями со всеми, кто в этом нуждается.
(Deleted comment)
khousha
Apr. 13th, 2016 01:40 am (UTC)
Анна. После долгой карьеры аналитика информационных систем, преподаю в университете, заканчиваю докторскую диссертацию.
khousha
Apr. 13th, 2016 01:52 am (UTC)
Светлана, писала, думая о Вас. О профессии инженера-электрика глазами инженера информационных систем :)

>Какие условия необходимы, чтобы он мог качественно и продолжительно работать в этой профессии, реализовываться в ней.
Во-первых, нужна свобода выбора проектов. Опекун, как мне кажется, очень мотивирован в работе, если верит в своё дело и считает его важным. Во-вторых, проекты должны быть "зелёными" - они должны быть бережными по отношению к окружающей среде, ориентированными на людей ит.д. В-третьих, нужна команда. Опекун хочет общаться с людьми, решая их проблемы и подпитываясь энергетически от этой деятельности. Опекун отнюдь не одиночка. Ему нужен коллектив.

>Как он, по вашему мнению, проявляет себя в работе при таких условиях?
Инженер-электрик - очень подходящая Опекуну специальность, если условия выше соблюдены. Опекун будет очень энергично и не жалея себя двигать работу, если все три пункта присутствуют. Более того, он будет получать массу удовольствия от самого процесса работы и не будет считать часы, отданные этому делу.

>Что ему лучше поручать и не поручать ни в коем случае?
Опекуну можно и нужно поручать "улучшать Мир вокруг". Ни в коем случае не стОит мотивировать его работу финансовой выгодой, т.к. он бессребренник в душе и будет внутренне протестовать, если дело будет затеяно ради выгоды и при этом интересы людей будут страдаать.

>И при каких условиях рабочего процесса деятельность Опекуна приносит плоды, создавая атмосферу благожелательности?
Когда Опекуну дают возможность высказываться и предлагать, когда его мнение слышат и обсуждают (не обязательно принимают, но берут во внимание). Когда Опекун чувствует, что в него верят и ему поручают ответственные дела, при этом не следя за каждым его шагом, давая ему определённую свободу выбора метода работы, поля деятельности.
skvo_indianwife
Apr. 13th, 2016 06:13 am (UTC)
Анна, спасибо за комментарий. Судя по нему - я не Опекун, хотя многое верно. И то, что я люблю работать в коллективе, и то, что мне нравится решать проблемы, и то, что мне нравится, когда к моему мнению прислушиваются. Но вот про то, что меня не стоит мотивировать финансово, я бы поспорила. И про то, что мои проекты должны быть "зелеными" тоже не совсем так. Есть нормы и правила, которые необходимо соблюдать в проектировании, и тогда все будет экологично ))) Спасибо еще раз за Ваше мнение.
khousha
Apr. 13th, 2016 11:31 am (UTC)

Светлана, мой опекун еще и маг, поэтому я бы не стала делать выводы, основываясь на моих писаниях. Просто размышления вам в копилку :)

kirakostukova
Apr. 13th, 2016 02:08 pm (UTC)
Кира. Журналистка.
loonrana
Apr. 13th, 2016 04:03 pm (UTC)
Журналист-опекун может писать о социальных проблемах. Даже вести просветительскую деятельность. Сфер, к сожалению, хватает. Много одиноких стариков, беспризорных детей, запуганных женщин, которым нужна информационная и человеческая поддержка.
Это сложная тема, конечно.
Извините, если очень банально.
kirakostukova
Apr. 19th, 2016 08:00 am (UTC)
Нет, все интересно и по делу. Спасибо!
kirakostukova
Apr. 13th, 2016 02:42 pm (UTC)
Анна, добрый день!
1. Какие условия сотруднику-Опекуну необходимы, чтобы он мог качественно и продолжительно работать в этой профессии, реализовываться в ней?
Ну, для меня "аналитик информационных систем" это нечто весьма сложное и даже волшебное, потустороннее. Поэтому я, исходя из личных ощущений, полагаю, что в первую очередь вам необходимы восхищенные ученики, которые будут воспринимать ваши слова, точно магию, им можно будет передать свои знания и сделать их прекрасными специалистами, тем самым обеспечив их будущее. Далее, вам нужен демократичный руководитель, который будет поддерживать ваши инновационные образовательные проекты, вместо скучной учебной рутины. Таким образом, получив поддержку руководства и одновременно видя нуждающихся в вас студентов, вы сможете долго и увлечено работать в этой области. А докторская диссертация - это проявление вашего интереса к исследованию и, полагаю, некоторого честолюбия, видимо в вас есть еще и другие архетипы.
2.Как он, по вашему мнению, проявляет себя в работе при таких условиях?
Думаю, вполне удачно себя проявляет. Забота о молодежи очень подходит Опекуну.
3. Что ему лучше поручать и не поручать ни в коем случае?
Опекуну -преподавателю можно и нужно поручать делать учебный процесс более интересным, ярким, эффективным. Такой преподаватель будет до последнего "тянуть" даже самых слабых учеников, т.к. его внутренний голос ни за что не позволит исключить их. Опекуну -преподавателю нельзя поручать действия, которые пойдут вразрез с его положительными устремлениями. Например, такой преподаватель ни за что не станет вымогать у студентов деньги, не станет интриговать в своем коллективе. Скучная работа тоже противопоказана Опекуну, ему очень важно видеть, что его деятельность действительно делает людей счастливыми, а не выполняется "для галочки".
4. И при каких условиях рабочего процесса деятельность Опекуна приносит плоды, создавая атмосферу благожелательности?
Оборотная сторона Опекуна- это гиперопека и подавление, поэтому Опекуну не стоит браться за контроль над кем-то : есть вероятность, что он скатится в тиранию.
Поэтому идеальные условия для Опекуна - это, когда он свободно общается среди равных, готовый прийти им на помощь, искренне любящий свое ремесло, не подавляемый сверху, но в то же время не наделенный слишком большими полномочиями. В общем, Опекуну нужно свободное общество, там-то его деятельность и будет наиболее полезна и будет создавать атмосферу благожелательности.
loonrana
Apr. 13th, 2016 03:49 pm (UTC)
Лариса. Химик по образованию. Сейчас думаю о новой и совершенно другой профессии.
shurishka
Apr. 14th, 2016 09:08 pm (UTC)
Профессия химика - это кропотливые и неторопливые исследования в лаборатории.
Сотруднику-опекуну, разумеется, нужны восторженные студенты с широко раскрытыми глазами, ну, и грант на разработку нового и совершенно необходимого рынку продукта.
shurishka
Apr. 14th, 2016 09:04 pm (UTC)
Александра, инженер-проектировщик ОВиК
kirakostukova
Apr. 19th, 2016 08:04 am (UTC)
Вижу, никто вам не отвечает, решила сама ответить вкртаце, надеюсь, вы не против! Инженер -опекун должен, разумеется, заботиться о хорошем самочувствии и удобстве людей. Для успешной работы ему нужны технические средства ну и благодарные местные жители, которые восхищаются его трудом!
shurishka
Apr. 19th, 2016 11:52 am (UTC)
Спасибо! :)))
Я еще стараюсь подкармливать понемногу коллектив :))))
Ну, и эмоциональное состояние окружающих для меня важно.
( 21 comments — Leave a comment )

Profile

Хло
hloflo
Хло-Фло

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Tags

Powered by LiveJournal.com