?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Эксперт проекта:

АННА ЛЯНСКАЯ
Лингвист, сценарист, геймдизайнер, фотограф

АРХЕТИП "МАГ"


Этот текст получился не столько про архетип мага, сколько про магию вообще, про то, как менялось отношение к ней на протяжении веков .

КОГДА-ТО МАГИЯ БЫЛА НАУКОЙ – А ПОТОМ ПЕРЕСТАЛА ЕЙ БЫТЬ

Из троицы облеченных властью над умами – жрец, маг, ученый, вероятно, является наиболее древним и понятным архетипом. Когда-то все они жили вполне себе дружно и противоречия между тремя ролями были незаметны – вспомним библейских волхвов (то есть колдунов) – которые были одновременно и правителями, и учеными-астрономами, и, в чем-то, священниками, раз уж они принесли дары новорожденному божеству – и ведь «все же нормально было».

Поклонение волхвов. Мозаика ц. Сант-Аполлинаре Нуово в Равенне. VI в

Тем не менее, в наше время представителей магического ремесла не жалуют ни религия, ни наука – хотя именно колдуны и шаманы когда-то заложили основы и того и другого. Да и позже они часто шли рука об руку, например, совершенно непонятно, куда можно отнести швейцарского врача, алхимика и философа Парацельса, многие из методов которого на сегодняшний день можно счесть магическими или религиозными: например, предположительно, именно ему принадлежит теория "подписи творца" основанная на том, что по форме или цвету плодов, корней, цветов растения можно определить для чего данное растение может использовать человек. Имбирь напоминает желудок и применяется в лечении проблем с желудком. Фасоль похожа на почки, сельдерей на корни, женьшень напоминает фигурку человека и помогает от всего. Правда, удобно? Подробно эта теория описана в книге английского ботаника Уильяма Коулза «Доктрина подписи»
.

В современном мире рациональный способ познания отмежевался от мира магии, сделав ее принадлежностью мира интуитивного, бессознательного, чувственного, скрытого от контролирующего эго. Представление о магии как о «темной стороне» близко связано с пониманием Юнговской Тени.
В Древней Греции магии покровительствовала жена Гермеса, Геката, трехликая богиня колдовства, лунного света, преисподней, ядовитых змей и перекрестков и, воплощающая в себе изменчивость луны, непредсказуемость и кипение страстей в бессознательном.

Уильям Блейк. Геката.

Возможно, именно с поиском ресурсов на темной стороне связано такое широкое использование в магических практиках не самых приятных объектов. Вот описание жилища волшебницы Гингемы из книги А.Волкова «Волшебник изумрудного города»:
Страшно было в пещере Гингемы. Там под потолком висело чучело огромного крокодила. На высоких шестах сидели большие филины, с потолка свешивались связки сушеных мышей, привязанных к веревочкам за хвостики, как луковки. Длинная толстая змея обвилась вокруг столба и равномерно качала пестрой и плоской головой. И много еще всяких странных и жутких вещей было в обширной пещере Гингемы.
В большом закопченном котле Гингема варила волшебное зелье. Она бросала в котел мышей, отрывая одну за другой от связки.
- Куда это подевались змеиные головы?


К поиску решения в табуируемом, отвергаемом и грязном человечество прибегало на протяжении всей истории. Крокодилий помет в качестве средства контрацепции и заплесневелый хлеб для дезинфекции ран в Древнем Египте, прикладывание к бородавкам разрезанных мышей в Елизаветинскую эпоху, шагающая сквозь века уринотерапия, «ведическое» очищение тонкого тела дома с помощью мытья пола коровьим навозом и Филатовское «Спробуй заячий помет! Он - ядрёный. Он - проймёт!» - вот лишь несколько примеров. Кстати, ...
из плесени в итоге удалось выделить пенициллин, спасший множество жизней.

Рисунок Даши Димитровой

А что же церковь? Сегодняшняя церковь наверняка сочла бы эксперименты Парацельса по лечению больных препаратами, изготовленными из человеческих тел, в высшей степени колдовскими. Впрочем, в чернокнижии обвиняли и первых любителей анатомии. За что? За то, что лезут.. куда не надо.
Как сказали бы программисты – пользуются незадокументированными возможностями. Когда возможности документируются и оформляются наукой, церковь, как правило, аккуратно с ними смиряется.


Собственно говоря, с точки зрения религии маги и волшебники – своего рода лайфхакеры, старающиеся найти в бытии неочевидные кнопки и рычаги. Когда доступные методы не сработали, призванное на помощь с помощью жреца Божество не пошевелилось, а результат «очень хочется», можно немного поковыряться в настройках системы и поискать еще один путь. В роли желаемого, кстати, может быть все, что угодно: «Столько ешь и не толстеешь? Точно ведьма!» – говорит одной моей знакомой муж.

В наших представлениях о магическом архетипе большую роль играет наша детская часть, та, которая верит в собственное (или родительское) всемогущество. В то, что сказки никогда не кончаются плохо, и в самый критический момент, когда уже ничего нельзя сделать, чудо просто обязано произойти. В плоском мире Терри Пратчетта волшебники подсчитали, что один шанс на миллион «выпадает девять раз из десяти».

В голодном 1919 году Марина Цветаева записывает в дневник высказывание своей семилетней дочери Ариадны: «Марина! Когда у нас совсем нечего будет есть — даже гнилой картошки, — я сделаю чудо. Я теперь его не делаю, потому что раз мы едим гнилую картошку — значит, ее можно есть?».

Потребность в чуде, в волшебстве, в ощущении собственного магического контроля над ситуацией тем выше, чем меньше реальная способность воздействовать на ситуацию. Именно поэтому даже во время кризиса гадалки, экстрасенсы, колдуны и другие «специалисты по воздействию», не остаются без работы – отчаявшись изменить ситуацию привычными методами. Возможно, поэтому сегодня магические и околомагические практики так широко распространены среди идеологов т. н. «ведической женственности», пропагандирующей добровольный отказ от завоеваний рационального мира – «излишнего» образования, карьеры и активной деятельности во внешнем мире.

Победа рационального над иррациональным – палехская шкатулка «Суд пионеров над Бабой-Ягой»

РАСПЛАТА
Итак, волшебник-лайфхакер может то, чего нельзя делать другим – и тут разум, привычка, или внушенное нам религией убеждение намекают, что «за все приходится платить». У нас есть свобода воли – но мы ограничены в средствах – всемогущий человек, облеченный всеми человеческими слабостями, был бы не слишком удобен для этого мира, тут должен быть какой-то подвох. У той стороны можно попросить в долг – но придет и час расплаты. Цыганка, героиня повести Робертсона Дэвиса «Мятежные ангелы», объясняет пришедшему к ней за проклятием профессору университета суть своей работы следующим образом:

Все эти заклятия лишь средство для концентрации чувства… Но проклятие? Для него нужно самое сильное чувство. Что будет, если вы купите у меня проклятие? У меня нет ненависти к вашему врагу, он для меня ничто. Значит, чтобы проклясть его, я должна быть близка с Великим Неназываемым — иначе и меня ждет что-то страшное. Потому что Великое Неназываемое очень, очень ужасно. Оно занимается не миленьким правосудием цивилизованных людей, а мировым Равновесием, которому на людей плевать: оно может показаться человеку ужасным и злым. Вы понимаете? Когда мировое Равновесие решает, что пора уравнять чаши весов, происходят ужасные вещи. Многое из того, что мы не понимаем, — это проявления мирового Равновесия. Мы притягиваем к себе подобное нам, понимаете, Холлиер? Мы получаем собаку или скрипку, которая подходит нам больше всего, даже если она нам не нравится. А если мы чересчур возносимся, Равновесие без особых церемоний тычет нас носом в нашу слабость. А Великое Неназываемое — бог Равновесия, и если я вызову проклятие ради вашего блага, то, поверьте, нужно будет задобрить Равновесие, иначе я окажусь в большой беде. Я не хочу влезать в долги перед Великим Неназываемым, чтобы сделать вам одолжение, Холлиер. Я не хочу призывать Его — оттуда, снизу, из тьмы, где обитает Рак, командующий всеми созданиями тьмы, духами самоубийц и всеми ужасными силами, — только затем, чтобы заполучить для вас какую-то старую книгу. И знаете, что меня больше всего пугает в нашем разговоре? Легкомыслие, с которым вы просите меня о подобной вещи. Вы сами не знаете, что делаете. Вы обладаете чудовищным легкомыслием современного образованного ума.
Робертсон Дэвис, «Мятежные ангелы», пер. Татьяны Боровиковой

Часто считают, что тем, кто вступает в сделку с ужасающей Той Стороной, платить приходится самым ценным – душой. Неограниченное (если повезет) исполнение желаний сейчас влечет за собой неминуемую расплату потом.. В случае, если срок сделки вышел, а платить по кредитам не хочется, волшебник может приносить своему страшному покровителю невинные души, покупая себе еще немного времени для того, чтобы порадоваться жизни – точнее, отсрочить миг наказания. Очень часто в магических ритуалах используется кровь – не только в качестве чернил для подписи, но и как символ человеческой души или жизни, приносимой в жертву – своей или чужой. Бессмертные вампиры тоже получают бессмертие только ценой постоянной потребности. Маги – непослушные дети Творца, поступающие несправедливо по отношению к остальным, поэтому представление об этом архетипе часто несет в себе идею греха и воздаяния. Даже добрейший Дамблдор обладает тайной, за которую расплачивается всю жизнь.
Впрочем, есть и другой вариант обретения сверхъестественными способностями – когда не человек овладевает ими, а они человеком – это классический путь шаманской инициации, «шаманская болезнь», которая обычно проявляется в приступах сонливости, головной боли, ночных кошмарах, слуховых, зрительных галлюцинациях и эпилептических припадках, преследующих будущего шамана, как правило, во время полового созревания. После начала шаманской деятельности он, как правило, обретает контроль над этими симптомами и способность произвольно входить в трансовые состояния. Переживание шаманской болезни, зов «той стороны» всегда включает в себя тяжелое состояние, смерть и расчленение, возрождение в новом качестве
Специалисты по современной личной магии – харизме, кстати, тоже рекомендуют желающим стать харизматическим лидером иметь в своей биографии эпизод, когда герой был «на волосок от гибели» или проходил тяжелые испытания.

ЖЕНСКОЕ ДЕЛО

Согласно одной из средневековых теорий, ведьмы не могли весить больше 50 кг – именно такой предполагалась грузоподъемность метлы. Рисунок movieclip

Несмотря на то, что у слова «Маг», как уже писала Инга Адмиральская, нет женского рода, мне кажется, что магия в общественном сознании отнюдь не является чисто мужским занятием. Слово маг, вероятнее всего, пришло в наш язык из немецкого Magus, сравнительно недавно из письменных источников – а историю, даже если ее делают женщины, пишут все равно мужчины – и чаще всего, они пишут о мужчинах. А слова «волхва», «ворожея» и «ведьма» (от слова «ведать» – знать) существуют в русском языке уже давно.
Магия – сфера интуиции, сфера бессознательного, не воспринимаемого чистым разумом, сфера имманентного, непознаваемого извне, часто связывается с женским началом. Симона де Бовуар, философ, чьи труды легли в основу современного феминизма, скептически относится к «женской загадке», полагая ее не более чем результатом внешних проекций на неизвестное, приводящему к созданию мифов:

«Утверждение, что женщина — тайна, означает не то, что она молчит, но что язык ее непонятен; она здесь, но ее скрывает завеса; она существует вне этих смутных видений. Кто она? Ангел, демон, вдохновленная свыше, комедиантка?»

«С помощью религий, традиций, языка, сказок, кино мифы проникают даже в те сферы существования, что всецело находятся во власти материальной действительности. Каждый может обрести в них источник сублимации своего скромного опыта: одного обманула любимая женщина — и он заявляет, что она — взбесившаяся матка; другого мучает мысль о его мужском бессилии — и женщина превращается в Самку Богомола; третьему нравится общество его жены — и вот она уже Гармония, Покой, кормилица Земля, Любовь к дешевой вечности, к карманному абсолюту, свойственная большинству мужчин, удовлетворяется за счет мифов. Малейшее волнение или неприятность становятся отражением вневременной Идеи; иллюзия эта приятно льстит тщеславию, Миф — это одна из тех ловушек ложной объективности, в которые непременно попадает дух серьезности».


Особенно ярко подобное разделение было очевидно в средние века, когда на фоне истового поклонения Святой Деве, проходила охота на ведьм – опасных существ, причиняющих разнообразнейший вред. Подобные идеализации, сведение к мифологическому образцу и сегодня в изобилии представлены во многих эзотерических учениях.

Впрочем, не разумом единым.

Женских магических образов нам предстает сразу несколько: рыжая ведьма, хохочущая бестия, полная жизни и сексуальной энергии, и ее противоположность – суровая холодная белая колдунья, снежная королева, Джадис из Нарнии или уродливая старуха – символизирующая смерть. Здесь мы подходим к архетипу Великой Матери, дающей и забирающей жизнь.
Кларисса Пинхола-Эстес в книге «Бегущая с волками» пишет: «Мать Творения – всегда еще и Мать-Смерть, и наоборот. Из-за этой двойной природы или двойной задачи нам предстоит великий труд – понять, что вокруг нас, подле нас и в нас самих должно жить и что должно умереть. Наше дело – определить срок того и другого; позволить умереть тому, что должно умереть, и позволить жить тому, что должно жить».

Три возраста женщины. Слева - картина Ханса Бальдунга (1509-11), справа - Густава Климта (1905)

Продолжая традицию поклонения Триединой богине (в греческой мифологии – триада лунных богинь Артемида, Селена и Геката) ведьмы Терри Пратчетта ходят втроем – «Мать, Девица и.. и еще одна» (еще одна – это старуха). Мать, Дева и Старица входят в число семерых богов, которым поклоняются северяне в книге Роберта Мартина. Женская магия тесно связана со смертью, возрождением и хранением знаний и органична самой женской природе.

А что же мужчины-маги? Они, как правило, выглядят если не женственно, то, как минимум, андрогинно – длинные волосы, просторные одежды, которых не носят мужчины-воины. О колдовском обаянии чаровниц, их необычайной сексуальной притягательности складываются легенды, а вот чародеи.. Вспомним, хотя бы, пушкинского Черномора, сначала укравшего молодую и красивую Людмилу, а потом не знавшего, что с ней делать. Как уже упоминалось, за все надо платить,– собственной кровью, душой или жизненной силой. Если для Мудреца или Ученого отказ от сексуальности часто выглядит добровольным – «эти нелепые телодвижения», то маг и волшебник часто выглядит лишенным возможности продолжить себя в мире обычным путем и поэтому вынужденным прибегать к воровству или обману. У магов нет детей, но бывают ученики, часто полученные от родителей не самым честным путем («отдай мне то, чего дома не знаешь»).

Каким образом соотносится вся эта история с архетипом М. Марк и К. Пирсон? Честно говоря, я не знаю.

ТЕХНИКА, ТЕХНОЛОГИЯ И БЫТОВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ
Наиболее популярным типом магии, распространенным практически у всех народов земли, является симпатическая магия, состоящая из двух принципиальных направлений – гомеопатическая или имитативная магия (сейчас я полью из кувшина на землю, и это вызовет дождь) и контагиозная магия – основанная на представлении, что предметы, находившиеся в контакте, продолжают сохранять между собой связь, даже будучи разделенными в пространстве (например, мы можем воздействовать на человека, заполучив прядь его волос). В классической истории про куклу вуду оба эти способа применяются одновременно: она и внешне напоминает человека, которому должен быть нанесен вред, и содержит какую-то часть его тела. Производимые над ней действия являются уже имитативной магией.

Простые примеры:
Магия фотографии – не только туземцы опасаются того, что, сфотографировав их белый человек может заполучить и унести в аппарате их душу, но и европейцы нередко прибегают к «диагностике и воздействию по фото» или принципиально не выкладывают в социальные сети фотографии детей и беременности во избежание сглаза и забирают из поликлиники свои рентгеновские снимки, так как «неизвестно, кто там на них смотрит и к каким последствиям это может привести».
Магия личных вещей – вместо фотографии на магическом сеансе могут использоваться личные вещи человека. Вещи, подаренные дорогим человеком, часто сберегаются не только, как сувенир, но и как залог сохранения отношений. Одежда, в которой успешно сдан один экзамен, становится «счастливой» и используется для сдачи последующих.
Магия имени – сюда можно отнести и смену имени для того, чтобы изменить свою судьбу, и решение многих родителей скрывать выбранное имя младенца до момента его рождения и традиции наличия двух имен – одного, «настоящего» имени «для своих» и широко известного прозвища для общего использования.
Магия ритуала – многие из читающих этот текст, наверняка, хотя бы раз прибегали к помощи ритуальных действий – кто-то высовывал в форточку зачетку и кричал «Халява, приди!», кто-то для завершения отношений разбивал подаренную бывшим возлюбленным чайную пару и выбрасывал осколки, кто-то рисовал на листе бумаги свой страх и рвал его в клочки – а тот волшебным образом отступал и в реальной жизни.

Структура магии
Магией и волшебством мы часто называем непостижимое, удивительное, непонятное и красивое. То, что может нас затронуть, но не дается нам в руки. В этом магия близко подходит к таким понятиям как творчество и вдохновение. Маг и волшебник – человек, способный вдохновить, но не дающий полного понимания. Тот, который расширяет наши представления о возможном и дает новую надежду. Именно поэтому иногда объяснения о том «как это сделано» лишь разочаровывают слушателей. Магия обращается к той части человека, которая говорит «хочу», которая знает прежде знания и принимает решения до того, как они будут рационализированы. Голос шестого чувства и интуиции, волшебное «просто так» и «чтобы было». Бабочка, которую нельзя удержать , зажав в кулаке. Точки, которые нельзя соединить, глядя вперед.

Практикум
1. Идите и совершите чудо:)

Comments

( 36 comments — Leave a comment )
irina_quebec
Mar. 26th, 2016 01:31 pm (UTC)
И совершим :) А как же, без чуда?
----
Спасибо большое за статью! Многое отозвалось.
annalanskaya
Mar. 28th, 2016 07:26 am (UTC)
Пожалуйста :)
smartiemm
Mar. 26th, 2016 03:31 pm (UTC)
Обоже, Суд пионеров над бабой-ягой сделал мой день:)) жоский троллинг.

Ну про ведических все просто - пока женщина не интериоризирует свою силу, не находит ее внутри - ей лестно думать что магическими практиками можно добиться значимости. А как только сила прихозяена и нашла свое место, ведическая женщина в интерпретации `я желаю всем счастья насильно´ исчезает, и появляется сначала работающий магический инструмент в руках амазонки, а затем приходит свобода проявлений - можешь даже кошечкой в прозрачном розовом побыть... недолго но без ущерба для чувства собственной силы:)... а можешь скинуть гендерное вовсе и осваивать новые миры. Свобода.

Очень интересно про уравновешивание сделанного. (Меня учили так, что прежде чем сделать надо уметь сбалансировать последствия. И плату брать не за приворот а за балансирование последствий. В зависимости от задачи, плечо последствий начинается от двадцатикратного и более. Этим и отличаются маги которые работают за минимальные суммы от тех кто дорого берет, - не всегда, но это единственное за что стоит платить разницу.) Из моих наблюдений, люди как правило не понимают что единственное что им мешает самостоятельно достигнуть желаемого - их же собственное неумение видеть взаимосвязи между балансирующим и желаемым. Это единственный реально работающий двигатель личностного роста, помимо ударов судьбы по башке. Когда ты сначала увязываешь между собой последствия, а затем желаемое падает в руки само как перезрелый плод. И это то для чего магия нужна лично мне.

Про чудо. Однажды мне было восемнадцать лет, у меня вообще не было денег и уже давно, я шла по улице и мечтала что-нибудь поесть ибо кроме чашечки чаю без сахара не было дома ничего, а до обретения новой работы оставалось еще минимум пара месяцев судьбы. И тут на следующем повороте ко мне обращаются два человека - девушка, можно мы вас пригласим на презентацию нового ресторана? Не обижайтесь, мы не в том смысле. Мы вас просто покормить хотим. И правда, просто покормили:))
Остальное не буду рассказывать, но ваще да, моя жизнь из чудес и состоит:)
haos_tani
Mar. 26th, 2016 07:40 pm (UTC)
О балансировании прям в точку!

Насчет чуда) мое было поскромней: очень хотелось парного домашнего коровьего молока, что я и озвучила вслух, сидя на лавочке с мамой. Через 5 минут возникла у калитки знакомая с банкой молока) обычно она его не продает, а тут объяснила, что вдруг излишек образовался) Вот бы так всегда!)
lad_ia
Mar. 28th, 2016 06:09 am (UTC)
О! За этот комментарий отдельная благодарность! Мне тоже именно для этого нужна магия - увидеть баланс.
agio
Mar. 26th, 2016 03:51 pm (UTC)
Робертсон Дэвис «Мятежные ангелы» - пойду почитать.

annalanskaya
Mar. 26th, 2016 08:55 pm (UTC)
Он прекрасный, да.

Вообще в том, что касается магии в теоретическом смысле я больше всего Дэвиса люблю, а в практическом - Пратчетта. Они как-то Все Правильно Понимают :)
baka_neco
Mar. 26th, 2016 09:13 pm (UTC)
ок почитаем
agio
Mar. 27th, 2016 06:57 pm (UTC)
"Все Правильно Понимают" - одна фраза уже предмет для длительной дискуссии. )
в любом случае материал живой и красочный, с удовольствием прочитал (и не только этот!)
annalanskaya
Mar. 28th, 2016 07:40 am (UTC)
Да ну, что тут дискутировать - это ирония.

У меня с перечисленными персонажами немного разный масштаб, чтобы я всерьез отзывалась о том, где они правы, а где - не очень.
agio
Mar. 28th, 2016 04:41 pm (UTC)
та и я хихикаю )
mir_mag
Mar. 26th, 2016 04:04 pm (UTC)
1. Идите и совершите чудо:)
уже))
annalanskaya
Mar. 26th, 2016 09:02 pm (UTC)
Re: 1. Идите и совершите чудо:)
Расскажите, если не секрет.
mir_mag
Mar. 27th, 2016 08:07 am (UTC)
Re: 1. Идите и совершите чудо:)
если глобально, то таких историй есть у меня)).
Если говорить о ежедневной магии, то очень удобно пользоваться для поиска информации)). Захотел - и тут же в ленте нужное, как ,например, Ваш пост. Если примеры привести скурпулезно и фактологически -то можно посмотреть например (в других журналах) комментарии в синхроне по времени с появлением подобного у других людей.
Если же говорить про казуальный уровень, то это иногда затратно - проще полить цветы из крана, чем вызвать дождь))) Хотя и второе вполне))
annalanskaya
Mar. 28th, 2016 07:53 am (UTC)
Re: 1. Идите и совершите чудо:)
Нашла цитату из "Вольного народца" Пратчетта, почти про полив цветов:


"На мгновение она закрыла глаза, а затем, выбросила руку с лопаткой в строну одного из пустых ведер.
-- Ведро, наполнись! -- скомандовала она.
Оно задрожало и захлюпало. Вода плескалась из стороны в сторону.
Роланд уставился на него. Тиффани одарила его одной из самых сладких своих улыбок, которые могли быть весьма усташающими.
-- Ты никому не расскажешь, не так ли? -- сказала она.
Побледнев, он повернул к ней.
-- Мне бы никто не поверил... -- он запнулся.
-- Да, -- скзалала Тиффани. -- Значит, мы понимаем друг друга. Разве не прекрасно? А теперь, если ты не возражаешь, мне надо закончить с этим и заквасить немного сыра.
-- Сыра? Но ты... Ты можешь делать все, что хочешь! -- Роланд вспыхнул.
-- И прямо сейчас я хочу делать сыр, -- спокойно сказала Тиффани. -- Уходи."

mir_mag
Mar. 28th, 2016 08:10 am (UTC)
Re: 1. Идите и совершите чудо:)
Ну из Реала могу. Как-то в одной из прошлых жизней ( ну в течение этой ) захотелось мне попреподавать. До душевной боли и просто очень сильно.
А надо сказать, что в тот момент я служил в строевой части .
Стояли с приятелем . Вдруг к нему пришел посыльный и вызвал в штаб. Я ему говорю , мол тебе будут предлагать место в Академии. Он говорит ,что ,мол, не хочу. Говорю - скажи что я хочу.
Пришёл он потом с круглыми глазами - мол откуда ты всё знал?
Через неделю я уже был на кафедре ,а через три месяца читал лекции по сопромату .
И для меня это было не удивительно)))
А дождь? Что дождь .. Вкусный шашлык ,когда его вдруг захочешь , иногда приятнее.
mir_mag
Mar. 27th, 2016 08:09 am (UTC)
Re: 1. Идите и совершите чудо:)
И да. Благодарю за материалы Ваши. Они замечательны .
mangusta
Mar. 26th, 2016 07:00 pm (UTC)
Замечательный текст.
Вы наметили множество тем, которых до вас никто не коснулся. Понятно, что развернуть все в статье проекта вряд ли возможно, зато можно коснуться важного.

Важная тема - про то, что не всегда человек владеет силой, иногда она владеет человеком, и последствия сильно отличаются от первого варианта.
Еще ответвление, по которому бы отдельный труд делать - про табуированные и "грязные" компоненты в зельях и других инструментах самопознания:) и самоисцеления, которые пробовало применять человечество. Я бы обсудила отдельно, потому что очень глубоко можно копнуть. И еще отдельно бы обсудила тему про симпатику и имитативность не только в вуду, а в том, что предлагают волшебные люди сейчас в России и мире.
Про женское (андрогинное) обличье мага - тоже здорово.
А практикум-то какой).

Да и вообще - это очень хорошо написано, и вы интересно думаете. Спасибо за эту публикацию.
annalanskaya
Mar. 26th, 2016 09:01 pm (UTC)
Конечно, хочется написать и больше и тщательнее.

И подробнее про всякие современные штуки, тут только харизму зацепила слегка - а там целое поле.

"Filth therapy" кстати, как раз области исследования профессор из процитированной книги, по сравнению с ним я очень упрощаю.

Насчет "сила владеет" и "владеет человек" - вообще интересный расклад получается: часто тот, кто хочет покорить силу наскоком, оказывается в ее власти, а тот, кому она сваливается свыше, оказывается способен быть преодолеть искушения - Властелин Колец весь про это. Ну и у шаманов тоже важна не только болезнь, но и то, что шаман учится ей управлять.
mangusta
Mar. 27th, 2016 07:56 am (UTC)
Я бы тоже пообщалась на все эти темы чуть поглубже, чем уместно в пространстве проекта. А может, устроим как-нибудь круглый стол экспертный?
Пока даже не знаю, как оно может выглядеть, но была бы рада обсудить архетипы).
annalanskaya
Mar. 28th, 2016 07:58 am (UTC)
Мне кажется, идея отличная - но есть еще вопрос географии :)

Некоторые из экспертов, насколько я знаю, даже не в России. А материала у многих может хватить не только на выступление на круглом столе, но и на полноценную лекцию (я бы точно с радостью поговорила об этом с живыми людьми да в реальном времени).

Может быть, имеет смысл смотреть в сторону интернет-собраний.
mangusta
Mar. 28th, 2016 10:37 am (UTC)
География не может нам помешать, хоть вы в Питере, а я вообще в деревенской глуши. Можно сделать скайп-обсуждение, например, если назреет таковое. Или вообще съехаться желающими, собрать народ и устроить лекторий по архетипам на пару дней, по итогам проекта.
irina_quebec
Apr. 8th, 2016 07:59 pm (UTC)
Было бы очень интересно послушать/почитать более "глубокое" изложение по архетипам и всем вышеназванным темам.
haos_tani
Mar. 26th, 2016 07:32 pm (UTC)
Отличная статья! Спасибо)
annalanskaya
Mar. 26th, 2016 09:02 pm (UTC)
Пожалуйста :)
zi_nina
Mar. 27th, 2016 04:36 pm (UTC)
спасибо, мне очень понравилось!

добавлю в копилку про три возраста женщин: молодая, зрелая, старая
богинь-прях (в европейской традиции женское занятие) и одновременно богинь, отвечающих за судьбы людей

примеров у меня аж два:

древнегреческие - Мойры; Клото (греч. «Пряха», прядущая нить жизни), Лахесис (греч. «Судьба», «дающая жребий», определяющая судьбу), Атропос, также Атропа (греч. «Неотвратимая») или Айса (неумолимая, неотвратимая участь, обрезающая нить, смерть)
У древних греков изначально их было много, по одной на каждого человека, затем количество уменьшилось.
Собственно из этого выросли персональные феи-кресные и ангелы-хранители

скандинавские - Норны; Урд (прошлое или судьба), Верданди (настоящее или становление), Скульд (будущее или долг), живут у корней мирового дерева Иггдрасиль у источника, поливают ясень водами источника, продлевая его жизнь


Edited at 2016-03-27 04:36 pm (UTC)
annalanskaya
Mar. 28th, 2016 08:22 am (UTC)
Да, тройственность прошлое-настоящее-будущее и молодость-зрелость-старость общая тема для всех культур - хотя и не чисто женская :)

Но вот Мать можно найти только среди женщин.

cafecannelle
Mar. 27th, 2016 04:48 pm (UTC)
Яркий образ мужчины-мага у меня Волшебник Янковского в "Обыкновенном Чуде".

Спасибо, очень интересный текст!
annalanskaya
Mar. 28th, 2016 08:23 am (UTC)
Янковский прекрасный, да!

Но детей у них нет, и все время звучит фоновая грусть и "за свои способности мне придется расплачиваться".
Мария Фисенко
Mar. 27th, 2016 08:05 pm (UTC)
Очень интересная статья, спасибо. И, действительно, мало связанная с американским архетипом. Вот есть разница менталитетов) я как прочитала цитату в одной из статей экспертов, что самый яркий пример Мага - предприниматель, все стало на свои места. В чем сила, брат? Они уже мерило силы придумали вполне себе)))) и не мучаются

Edited at 2016-03-27 08:05 pm (UTC)
annalanskaya
Mar. 28th, 2016 08:38 am (UTC)
Насчет разницы менталитетов точно не скажу - у Фрэзера в "Золотой ветви" приводятся описания магических процедур для самых разных культур, с разных континентов, и они очень похожи по сути, по смыслу и по лежащим в основе убеждениям.

Другое дело, что книга "Бунтарь и Воин" имеет прикладное значение, дает возможность как-то сориентироваться в мире рекламы, разложив все по удобному кругу, и там нужны более простые образы, без ухода в глубины подсознания. Ну и если продукт нацелен на предпринимателей - почему бы и нет.
lad_ia
Mar. 28th, 2016 06:06 am (UTC)
Насчёт навоза - действительно сильное средство, спасибо, что напомнили. Используют, когда нужно очистить помещение, где тяжело болели и умирали. Дозы гомеопатические - со спичечную головку на ведро воды. И про лайфхакерство понравилась формулировка! Такая, обнадёживающая.
annalanskaya
Mar. 28th, 2016 09:08 am (UTC)
Так он и стоит 450 рублей за 100 г, 4500 за кг - я бы тоже экономила.

Но интересно, что сама идея не уникальна.
lad_ia
Mar. 28th, 2016 06:27 pm (UTC)
Не, лечиться калом - не мурчит. А вот навозной водичкой дом омою, ежели приспичит. Веды и индусы настаивают, что коровы священные животные, навоз у них продукт высоких вибраций, любую жуть отрегулирует. Так с чего бы и не согласиться?
snowleo_hatula
Mar. 28th, 2016 08:38 pm (UTC)
По-честному думала: чтобы такое магическое совершить? Пойти куклу- желанницу сделать? Думала и не сделала. И тут задалась вопросом: а что уже сделала? Вот, например, вчера на рассвете ходила за водой в ближайший водоем - у нас тут Пасха была, есть такой обычай. Что с этой водой делать - не придумала. Само действие привлекало. Расписала-разрулила внутренний конфликт - мелочь обыденная, это считается? Или вот зайцы пасхальные принесли детям подарки - мне как-то неловко свою причастность признавать, я просто свидетель. Вот, вся эта организация происходящего, когда только планирую, что-то там за кадром по мелочам поддержу-крутану и киваю уже происходящему - ага, ждали-ждали! - это оно?
restlos
Apr. 4th, 2016 04:17 pm (UTC)
Отлично!) спасибо)
Практикум великолепен)
Пойду совершать чудеса - у меня вот с погодой, например, хорошо получается, с ледоходом и так далее))
( 36 comments — Leave a comment )

Profile

Хло
hloflo
Хло-Фло

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com