?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В своих исследованиях в январе этот эксперт рассказала о ролевой модели, персоне, тени и ловушках архетипа Искатель. Сегодня публикую продолжение исследования на примере Мудреца/Философа.

Эксперт проекта:

ОЛЬГА КРЫЩЕНКО
Юнгианский психотерапевт, психолог-консультант

АРХЕТИП "МУДРЕЦ"


Любопытно, что второй из наших архетипов, Мудрец, тоже связан с независимостью и самопознанием, но на качественно другом витке спирали. Этот архетип про ум, разумное понятийное и абстрактное мышление, про умение интуичить в мире идей, все анализировать и синтезировать. Мудрец может здорово объяснить все, что уже перешло в разряд известного для него, но только если спросят. Кстати, и организует он тогда информацию так, что всем будет ясно и понятно. Однако много в этом архетипе, его энергиях, на мой взгляд, отшельничества и отстраненности.

Хотя в дарах-лучших проявлениях он помогает трезво мыслить, видеть общую картину, причинно-следственные связи, одновременно контактировать с высшим разумом и мыслить абстракциями, не забывая при этом про земную человеческую природу. Помогает выдвигать независимые суждения, здоровую критику и скептически относиться к неизвестному.

Старец с книгой.jpg
картина А.Шишкина


Мое отношение к архетипу Мудреца сейчас - спокойное, уважительное. Раньше вызывал больше восторгов, сейчас спокойнее, ровнее и четче.

АРХЕТИПИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ, которые мне вспоминаются сразу, это мудрые старцы, вольные каменщики - масоны и средневековые ученые-алхимики.

Мудрецом, которого я знала в реальной жизни, долгое время был мой отец, но все-таки он для меня больше живой человек сейчас, чем РОЛЕВАЯ МОДЕЛЬ. В юности пищала от восторга, если по телевизору шла передача "Что? Где? Когда?" и там работу ума можно было наблюдать в непосредственной динамике и сразу влюбляться в умных мужчин. А сейчас, пожалуй, вот этот человек Л.А.Мацих, остроумный и проницательный МУДРЕЦ, российский философ, теолог и лингвист, культуролог, неутомимый рассказчик о религиях и масонстве, которого, к глубокому сожалению, уже нет с ними на этой земле.
Это фотография 2011 года, Санкт-Петербург. Интереснейшие архивы его можно найти в интернете.

IMG_7778.JPG


Теперь про ловушки. Про первую ловушку - важно отделять архетипический образ и ролевую модель, которую вы воспринимаете и чувствами, и ощущениями очень ярко, от живого человека, если вы с ним хотите взаимодействовать по-нормальному. Учитывайте, что не любят Мудрецы песнопений и подобострастных восторгов.

Про вторую ловушку - если вы замечаете как много умных, эрудированных, логичных людей вас окружает и гордитесь ими, а себя внутри считаете дураком/дурочкой - это не верная самооценка. Ибо, то что они рядом - верный признак Мудреца, поднимающегося у вас из глубин бессознательного и находящегося на уровне Анимуса - с него все и начинается. Это вы сами, на уровне личного бессознательного, транслируете такой сигнал в мир, на который приходят умные и замечательные люди. Но приходят они вовсе не для использования - не стоит подсаживаться на чужую мудрость. Они лишь знак вашей собственной мудрости. В какой-то момент чужие размышления и миропонимание становятся не такими уж интересными. А притягиваться в жизнь начинают категоричные и уверенные только в своей правоте упертыши, дающие надменные оценки:). Объясняй им или не объясняй, никакая аргументация не действует, кругом обесценивание:(.

Эх-ма! Это не мир ужасен. Это Архетип Мудреца пошел Теневой стороной. Про Тени архетипов и уточнения названий хорошо в этом месяце поговорили мои коллеги по проекту, лишь напомню, что вытеснять Тень, бороться с ней и не признавать как свою - ошибка. Чем быстрее вы найдете социально приемлемое применение этой Тени в своей жизни, тем лучше. В моем случае было подвигом увидеть и принять собственное высокомерие и холодность к чувствам других людей, именно там, где я лучше всего разбираюсь, где наиболее компетентна. Однако, очень долго меня почти физически тошнило от таких людей, которые объявляли профанацией все, что не дотягивает до их уровня и "выплескивают с водой ребенка". А в какой-то момент я узнала в этом себя, спасибо друзьям и Театру, и поняла, что моя Тень причиняет боль. Найти применение помогла профессия преподавателя - контроль знаний является одной из преподавательских задач. Сначала я была очень хорошей и ставила всем студентам пятерки и задавала легкие вопросы. Потом училась критике и выражению возмущения, когда несут ахинею. С опытом пришла адекватность, я надеюсь:).

Про архетипические ловушки, повторюсь, они есть. Избежать их невозможно, можно осознанно пройти сквозь них. Это нормально. И нельзя их исключить, или вырезать, "сделать монтаж". Нужно дать себе время на проживание и разворачивание этого важного внутреннего процесса.

Если вы осознанно собрались пробуждать в себе архетип или понимаете, что сквозь вас проходит лишь часть энергии архетипа (таких сложных архетипов, которые "тут проходит, а тут застрял и ни фига не проходит" у каждого из нас есть несколько, для меня это Бунтарь и Шут, например).
Первый шаг - найти привлекательный архетипический образ противоположного пола.
Второй - конкретную ролевую модель - человека из жизни, который, на ваш взгляд, хорошо проводит энергию этого архетипа. И учиться у них, осознавая ...
возможные архетипические ловушки. Парадоксально делать то же, что и они, но ценить то, что получится у вас по-своему. Выглядеть в ядре так же, но по-своему. Третий шаг - смотреть на Тень архетипа, думать, что вас пугает и раздражает в ней больше всего и искать социально приемлемые способы воплощения этой Тени.

Однако, друзья мои, это опять упрощенно. Более глубокая модель человеческой психики во взаимодействии с архетипами еще более объемная. Если архетип прошел Аниму/Анимус и Тень, то уже на уровне Личности (Эго) см. Юнгианскую схему его энергия может расконцентрироваться по разным частям личности (их еще называют субличности). Это тот самый "внутренний балаган" о котором мы часто вспоминаем в Валином блоге. Это не архетипы. И не архетипические образы. Это уже ЧАСТИ НАШЕЙ ЛИЧНОСТИ, связанные с архетипом. И очень бы здорово было бы, если бы они объединились в целостность. Их гораздо проще назвать, осознать и увидеть. Как раз архетип Мудреца может помочь увидеть общее в казалось бы противоположном и объединить. На то он и архетип Самости. Но чаще между частями личности нет согласия - и это рассеивает энергии архетипа, а значит создает препятствие на нашем пути к обретению его даров. Личность может крошиться на кусочки по разным причинам. Одна из общих (воспитание и кризисы возрастного развития) нашла отражение в известной модели "Ребенок-Родитель-Взрослый" (автор ее Э.Берн, транзактный анализ).

Часто наблюдала на Зеркальных Театрах Образов именно истории расщепления одного архетипа на уровне личности. Архетип Мудреца может расконцентрироваться, например, на три фигуры: дитя малое, целительница и мудрый старец. Дитя при этом самая провокативная часть, постоянно устраивает какие-то выходки, от которых страдает и оно само и другие, и никак не верит в свою мудрость, сколько ему не объясняй, что оно божественное. Трудно различить, что это не разные архетипы, а один и тот же Мудрец. Но приходит свое время, личность растет в своем пути прохождения архетипа, и однажды все три фигуры начинают действовать заодно и проявляться через Персону. Это такая точка сборки, точка ОБРАЗНОГО СИНТЕЗА в личности. Попутно, как волной смывает старые шкурки-маски Персоны. Жесткая Персона пытается противоречить, держась за них - но если это действительно архетип поднимается - ей не устоять. Именно в таких случаях у нас, женщин, может быть выброшен на фиг весь гардероб, потому что "надеть нечего", и это никак не связано с внешними событиями или тенденциями моды. Это внутренние события в психике. Так архетипы учат Персону быть гибкой и адаптивной к себе и своему и заботятся, чтобы Мудрец проявился и адекватно архетипу и так уникально, как именно у этого человека ему проявиться суждено.

Версия про межличностные отношения такая: для людей с хорошо проявленным архетипом Мудреца - я считаю, что у них все хорошо с отношениями. То есть они могут в них вступать, хорошо чувствуют свои и чужие границы, умеют говорить о чувствах вовремя и обсуждать увлекательный процесс построения и развития этих самых отношений. Ну чуточку больше других нуждаются в собственном гнезде-кабинете и любят, когда о насущном заботится партнер. Но это не означает, что при отсутствии кабинета или заботы партнера с ними случится истерика или потеря смысла жизни. Близки по духу Искатель и Простодушный, неожиданны и привлекательны - Любовник, Сирота и Шут.
Как вам гипотеза?

Шишкин Друид.jpg
картина А.Шишкина


Подробности об эксперте: http://hloflo.livejournal.com/892756.html

Comments

( 22 comments — Leave a comment )
zi_nina
Feb. 23rd, 2016 02:23 pm (UTC)
очень понравилась публикация, многое отозвалось
я тоже думаю, что Мудрецу близки Искатель и Простодушный, и Шут. Про Любовника-соблазнителя не думала, про Любовника-любящего полностью согласна. На счет славного Парня, то только в те моменты, когда Мудрец сам готов пообщаться.
Задумалась, прорастал ли через меня Мудрец. Было осознание, что мое видение красоты, оно про меня, а не про объективную красоту. Было осознание в проф. сфере, что дизайн - вспомогательный и не самый важный элемент на сайте. Это оно?
smartiemm
Feb. 23rd, 2016 04:30 pm (UTC)
Про привлекательного Любовника очень отзывается. Неоднократно наблюдала... и пользовалась:)

Мудрец своей устойчивостью взывает к лучшему в Любовнике - умению осветить реальность божественной искрой энергии Любви.
Ведь в каком-то смысле страхи Мудреца лежат в области богооставленности. `истинно ли мое суждение´, вечное сомнение. А Любовник просто освещает поляну Любовью - и становится видно что сомнения подобного плана - наброды ума. Мне эта мистерия сладка.
impugner
Feb. 23rd, 2016 04:55 pm (UTC)
Хммм.... Мудрец — самая неоднозначная фигура для меня. В детстве казалось, что все взрослые и окружающие — мудрецы. Со временем начала путаться, кто мудрец, а кто — нет. Потом искала мудреца. А теперь... Ничего. А когда он может разделиться на троих... И теневая сторона у него такая распространенная... :) Вообще его не чувствую :)
lacrilion
Feb. 23rd, 2016 06:18 pm (UTC)
Про Тень как то неожиданно, почему она обязана проявляться? переформулирую вопрос, возможный ли вариант позитивной реализации-применения архетипа? или Тень архетипа это тоже обязательная часть, которой надо найти применение... а как же тогда будет себя вести просто вытесняемая "светлая" часть архетипа...?
l_a_d_n_a
Feb. 23rd, 2016 07:36 pm (UTC)
Угу, спасибо за вопрос. Не должна Тень никому, она просто есть :).
В ситуации, когда архетип "всплывает" (см.схему) Тень из личного бессознательного встречается с Тенью архетипа (а это, как мы помним, коллективное бессознательное), сила Тени огромна. И с ней придется встретиться, чтобы интегрировать. Лучше, если человек осознает, что происходит. Об этой силе ему могут сообщать другие (как в моем примере про высокомерие), а он, до тех пор пока не обратит на это внимание, может изо всех сил отрицать и стараться принять лишь то, что считает хорошим, светлым, нужным и полезным... В мире есть все, и все энергия, вне зависимости от наших оценок. Работа с архетипами это не рынок, где можно выбирать, что нравится, а то что не нравится не брать. Поэтому Тени архетипа тоже придется искать применение.
"Просто вытесняемая светлая часть" тоже застрянет на этапе Тень+Тень и будет стучаться через других людей, через сны и знаки, усиливая оные, если нет осознания и сил принимать изменения.
lacrilion
Feb. 24th, 2016 07:29 am (UTC)
Ольга, спасибо за разъяснение :)
Получается интеграция -проживание архетипа всегда содержит в себе проработку его Теневой стороны, если вам кажется, что вы взяли и сразу реализовали его в плюс, значит вы попросту не замечаете подводной части айсберга. :)
shanti_frei
Feb. 23rd, 2016 06:23 pm (UTC)
Очень сильное впечатление произвела статья, скопировала себе большой кусок, добавила усё в избранное, думаю, буду читать и перечитывать, потому как и интересно и близко, и есть над чем подумать. Спасибо!
frosyahadosya
Feb. 23rd, 2016 06:52 pm (UTC)
"...если вы замечаете как много умных, эрудированных, логичных людей вас окружает и гордитесь ими, а себя внутри считаете дураком/дурочкой..."

Очень знакомые ощущения! :)) В компании мужа и его друзей я очень долго ощущала себя "блондинкой". Муж от этого подбешивался, особенно когда я начинала притворяться "простачкой". Это действительно было связано с самооценкой. А вот теперь, по ходу, они меня перевоспитали и из меня так и прет "теневой снобизм". Приходится прям наступать на себя, чтобы вслушиваться в слова некоторых людей, которых не считаю "значимо важными". А ведь Мудрец во мне явно не главенствующий :)))
l_a_d_n_a
Feb. 26th, 2016 03:50 pm (UTC)
Здорово :)
livejournal
Feb. 23rd, 2016 07:48 pm (UTC)
ПРОЕКТ ПО АРХЕТИПАМ "РОЛЕВЫЕ ГАРДЕРОБЫ". МУДРЕЦ. О
Пользователь vakurov сослался на вашу запись в своей записи «ПРОЕКТ ПО АРХЕТИПАМ "РОЛЕВЫЕ ГАРДЕРОБЫ". МУДРЕЦ. ОЛЬГА КРЫЩЕНКО» в контексте: [...] Оригинал взят у в ПРОЕКТ ПО АРХЕТИПАМ "РОЛЕВЫЕ ГАРДЕРОБЫ". МУДРЕЦ. ОЛЬГА КРЫЩЕНКО [...]
puho
Feb. 24th, 2016 05:36 am (UTC)
мне кажется, что Мудрецу близок Любовник-Творец.
во-первых, это во всех смыслах живительная сила, на которую у Мудреца времени не хватает.
а потом, это вытягивает во внешний мир.

или Творец-Шут.
но Творец нужен, ибо Мудрец без творения закисает в учении. а в паре с кем-нибудь может помочь создать что-то невероятное.
l_a_d_n_a
Feb. 26th, 2016 03:50 pm (UTC)
Леночка, да, согласна. с Творцом отношения какого-то иного порядка
seredan
Feb. 24th, 2016 09:30 am (UTC)
Ольга, спасибо огромное!)
То, что Вы пишете , очень отзывается! Вот читаю, и киваю на каждую фразу.)
Мария Фисенко
Feb. 24th, 2016 06:20 pm (UTC)
Какая интересная статья. И Тень оказывается очень нужной вещью. Вспоминаю, когда-то хотела стать серьезней и рассудительней, а получалось плохо. Я придумала себе типа игры: стала перенимать небольшие недостатки с моей очки зрения( смешно сказать, морщить лоб во время размышлений, высказывать мнение бесстрастно, упорствовать в убеждениях). И подтянулись положительные моменты. Мне так показалось, по крайней мере)
l_a_d_n_a
Feb. 26th, 2016 03:49 pm (UTC)
Да, перенимать недостатки - это прикольная техника :)
karkadzhu
Feb. 24th, 2016 07:55 pm (UTC)
Очень отзывается. Где взять инструкцию по проходу через Тень?
l_a_d_n_a
Feb. 26th, 2016 03:46 pm (UTC)
Ну, вот, например :): http://l-a-d-n-a.livejournal.com/493618.html
karkadzhu
Feb. 27th, 2016 05:51 am (UTC)
Спасибо!!
irsam
Feb. 25th, 2016 11:16 am (UTC)
А как же классическая сюжетная пара из книг "герой-мудрец"? Или там "герой-учитель"?
l_a_d_n_a
Feb. 26th, 2016 03:43 pm (UTC)
Да, нормально :) Я про притяжение в любовные межлимчностные отношения :)
irina_quebec
Mar. 5th, 2016 03:41 am (UTC)
Спасибо большое!
"Надеть нечего" — всё так, всё так. Уже ничего и не покупаю нового пока, жду :)
l_a_d_n_a
Mar. 5th, 2016 06:36 am (UTC)
Вот да. Я уже отношусь к шкафу как к части пути индивидуации, поэтому то ничего не покупаю, а то случаются волны обновлений.
( 22 comments — Leave a comment )

Profile

Хло
hloflo
Хло-Фло

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Tags

Powered by LiveJournal.com