?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Большой проект по архетипам привел к тому, что начались серьезные исследования. Этот текст возник из жгучего желания выразить предельно точно по-русски названия архетипов из их англоязычного оригинала. И сделан приглашенным экспертом Ольгой Редько*, которая прекрасно знает и русский, и английский языки, а также переводит с английского и увлечена темой архетипов, в соавторстве с Ириной Мальцевой, уже известной вам по публикациям в нашем проекте.

Эксперт проекта:

ИРИНА МАЛЬЦЕВА (НЕКЕЛЕ)
Психолог, специалист по эмоционально-образной терапии, частный сыщик по внутренней Монголии.

СУТЬ НАЗВАНИЙ АРХЕТИПОВ


ЧАСТЬ 1.
СУТЬ НАЗВАНИЙ АРХЕТИПОВ. АРХЕТИПЫ И ПУТЕШЕСТВИЕ ГЕРОЯ

Введение или Историческая справка о системе двенадцати архетипов
Грандиозный проект по ролевым гардеробам, который происходит прямо сейчас, имеет свою теоретическую базу. Это, конечно, К. Юнг, другие психологи, и в большой степени – тексты Кэрол Пирсон.
В России переведена и издана только одна книга, на которую и опираются в основном исследователи архетипов у Хло-Фло. Это работа Кэрол Пирсон и Маргарет Марк «Герой и бунтарь». Тут важно отметить, что полное название книги – «Герой и бунтарь. Создание бренда при помощи архетипов».

В аннотации к ней написано, что Кэрол Пирсон – ученый, президент CASA (Центра архетипических исследований и их практического применения). Мы предположили, что она не ограничилась книгой по маркетингу, и зашла в своих исследованиях куда глубже.


К счастью, наше подозрение подтвердилось: работа по брендам – это лишь частный случай применения архетипической системы к маркетингу. Сама книга является специальной, предназначена для бизнес-структур. В ней обучают, как привлечь покупателей, декларируя принадлежность той или иной вещи к какому-нибудь архетипу. Иными словами, книга описывает внешнее проявление, атрибутику архетипа для стороннего наблюдателя и потребителя.

Но концепция архетипов, блестяще начатая в работах Юнга, куда больше, чем бренды и маркетинг. И мы заинтересовались, как эта тема развивалась в книгах Кэрол Пирсон.

Все началось с диссертации по тематике героев и шутов в современной литературе, которую Кэрол Пирсон защитила в 1970 году. Исследование продолжилось, и тридцать лет назад, в 1986 году, вышла книга «Герой изнутри. Шесть архетипов, которыми мы живем» (The Hero Within: Six Archetypes We Live By), где был описан путь героя через шесть архетипов. Путь начинается с Невинного (Innocent), который, сталкиваясь с первыми трудностями, становится Сиротой (Orphan). Отправляясь на поиски себя, герой превращается в Искателя (Wanderer) и доказывает самому себе и всем вокруг, что он ценен, будучи Воином (Warrior). Когда доказательства собственной ценности собраны, герой превращается в Альтруиста (Altruist), щедро делясь с окружающими. Он возвращается к состоянию Невинного (Innocent) и может дальше менять свою жизнь будучи Магом (Magician). Книга стала бестселлером, было продано около четверти миллиона экземпляров. По словам Кэрол Пирсон, книга оказалась для многих читателей навигатором по тому, какой шаг сделать на следующем этапе своего пути.

Кэрол продолжила свои исследования, и в 1991 году вышла её следующая книга «Пробуждение внутреннего героя. 12 архетипов чтобы найти себя и изменить свой мир» (Awakening the Heroes Within: Twelve Archetypes to Help Us Find Ourselves and Transform Our World). И именно здесь появляется та самая дюжина архетипов, что нам знакома, и нанизываются они на концепцию «путешествие героя» (которую впервые описал Джозеф Кемпбелл в книге «Герой с тысячью лиц»).

Здесь все архетипы укладываются в три этапа: подготовка к странствию, само путешествие и возвращение домой. К огромному нашему сожалению, на русском языке эта книга не выходила, и поэтому мы сделали собственный перевод самого важного – структуры архетипов.

А уже после выхода «Пробуждения внутреннего героя» Кэрол Пирсон сосредоточилась на практическом применении архетипической системы в лидерстве и организациях, и в 2001 году – как частный случай практического применения архетипов, в соавторстве с бизнес-леди Маргарет Марк выходит книга «Герой и бунтарь. Создание бренда при помощи архетипов» (The Hero and the Outlaw: Building Extraordinary Brands Through the Power of Archetypes). Только эта книга на данный момент была переведена на русский язык в 2005 году. Здесь архетипы структурированы по тому принципу, какое сообщение (или, как говорят рекламщики, какой месседж) они доносят до потребителя, чтобы человек, узнав архетип, совершил акт потребления. Иными словами, книга помогает выстроить внешние проявления архетипа, что, без проработки внутренней, ведет к имитации, а не к архетипической сути.

Сейчас Кэрол вернулась к универсальной работе по архетипам, и в 2013 году вышла ее последняя (на данный момент) книга «Восход Персефоны: Пробуждение внутренней героини» (Persephone Rising: Awakening the Heroine Within). Исследование посвящено тому, какие уроки может вынести современная женщина (и современный мужчина, исследующий свою женскую часть) из мифов о Деметре, Зевсе, Персефоне и Дионисе.

____________

Итак, получается, что множество людей в русскоязычном пространстве при своих исследованиях архетипов опираются на материал по брендингу, который, очевидно, имеет неполный характер и касается лишь внешних проявлений. Чтобы дополнить имеющуюся картину, предлагаем вам неизвестную русскоязычному читателю структуру 12 архетипов, разработанную Кэрол Пирсон в книге «Пробуждение внутреннего героя», поскольку нам кажется важным не только посмотреть на внешнюю, часто имитационную, сторону каждого их архетипов, но и осознать глубинные мотивы каждого из архетипов, побуждающие героя начинать, продолжать и завершать свое путешествие.

Особенно важным нам кажется предельно уточнить название архетипа, которое имел в виду автор. Мы заметили, что местами это сильно влияет на понимание характера. В толковании каждого названия архетипа мы задействовали перевод каждого из английских слов, которыми автор характеризует каждый тип, и кроме того, обратились к этимологии этих слов, чтобы быть уверенными, что не упущено никакое значение.

Архетипы и Этапы путешествия Героя

СПИРАЛЬ АРХЕТИПОВ

А теперь мы немножко расшифруем эту таблицу и перескажем вам простыми словами то, что в ней описано.
Разные авторы пробуют уложить порядок прохождения архетипов в какую-нибудь систему, например, в этапы развития человека по возрастной психологии (работы Э. Эриксона). Но это не кажется однозначным. Эта же идея Пирсон про архетипическую спираль как описание Пути Героя видится куда более подходящей, поскольку идея путешествия героя архетипична сам по себе, а значит, созвучна человеческому бессознательному.

Итак, первые четыре архетипа – это период, когда человек осознает сам себя, свое окружение и свои задачи по отношению к другим людям, то есть, базовая социализация. И, начав с нежности Невинного, он сталкивается с первыми утратами и проблемами, становясь Сиротой, которому крайне важно стать в итоге кому-нибудь Своим Парнем. Человек растет, набирается сил и постепенно обнаруживает, что желающих показать себя много. Он учится настаивать на своем и выбивать себе место под солнцем, проходя дорогами архетипа Воина. И, после того, как познал свои силы и получил некоторое количество побед и поражений, Воин начинает замечать, что в мире есть еще Невинные и другие Сироты, после чего находит в себе силы стать им Опекуном, Хранителем своего уютного мира.
По этому симпатичному кругу ходит в жизни большинство достойных людей, и им не требуется иного. Но иногда случается так, что достойный Хранитель начинает испытывать беспокойство. Либо его подопечные встали на крыло, либо опустела сокровищница.

И тут приходит время собираться и выходить тропой Искателя – человек выходит на новый круг развития, большое путешествие начинается.
Что же происходит с нашим Искателем, когда он осваивается в вечно меняющемся мире? Он обнаруживает, что у него в рюкзаке и в голове полно ограничений, правил, традиций, законов, предписаний. И все это уже не имеет к нему никакого отношения, потому что все это годилось только для тех времен, когда он тихо жил у себя в маленьком мирке. Так человек начинает стряхивать чужие убеждения, и это период Бунтаря и Изгоя. «Мне не нужны ваши законы, у меня есть свои», - вот послание этого отрезка пути. Совершив эту необходимую работу, и только после нее, наш странник приближается к самому удивительному, и, на наш взгляд, самому преображающему архетипу.

Только здесь человек обретает достаточную полноту сознания и сил, чтобы стать Любящим. Конечно, это не Любовник и не Эстет, хотя эти ипостаси гармонично входят в набор ролей. Но ключ к дальнейшим преображениям – именно точное название – Любящий. Делающий любовь. Тот, кто смотрит на весь мир, дает любовь и берет за нее ответственность.

Следуя алхимическим путем, появление способности любить приводит нас к новому уровню воплощения человеческой сути – начинается архетип Творец. Здесь человек уподобляется Создателю, и осознает, что на свою реальность он влияет сам, сам ее и выстраивая. Это великое осознание и есть награда нашего путешествующего героя, теперь можно возвращаться домой.

Третий виток архетипов посвящен возвращению, упаковке, оценке результатов, встраиванию новых умений и освоению глубин.
Став создателем собственной реальности, человек получает право и способность в ней править и устанавливать свои законы. Архетип Правителя обеспечивает порядком новый мир, а затем приходит время Мага, который взаимодействует не с миром, но с духом, и таким образом, человек с плоскости человеческого бытия выходит выше, на уровень больших сил и больших игр. Кто же будет созерцать эти игры, давая им объяснения и понимая их на всех уровнях? Для этого нужен Философ и Мудрец. Именно он оглянется на путешествие, поймет, что же случилось в этой дороге, что было важным и что достойно легенд и историй. И вот герой вернулся домой. Заканчивается виток спирали удивительным Шутом, который, по версии Оксфордского толкового словаря, не только джокер, но – бродячий актер и менестрель, что, вернувшись, снимает тогу героя и принимается рассказывать сказку об этом удивительном путешествии всем, собравшимся послушать его. Попутно легенда лишается избыточной важности и серьезности. А когда история будет рассказана, придет время нового витка, и снова Невинный будет смотреть в мир широко раскрытыми глазами…

Часть 2
*Ольга Редько. Экономист, бизнес-леди, коуч, мастер игры Генезис и пр. пр. пр.

Comments

( 128 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
l_a_d_n_a
Feb. 15th, 2016 02:10 pm (UTC)
Прекрасно :)
Больше всего рада очищению Любящего от нарциссической оболочки. Названия "Невинный" и "Сирота" тоже считаю гораздо более адекватными сути архетипов.
mangusta
Feb. 15th, 2016 02:44 pm (UTC)
Спасибо, мы старались. Немало вариантов было перебрано, словарей перетряхнуто и лопат изломано в поисках раскопать, что же имела в виду Пирсон). И, когда именно вот эти имена архетипов выстроились - стала живой вся концепция. :)
(no subject) - lenuchka02 - Feb. 18th, 2016 10:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - mangusta - Feb. 18th, 2016 10:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - lenuchka02 - Feb. 18th, 2016 10:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - mangusta - Feb. 18th, 2016 10:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - cat_maconda - Mar. 17th, 2016 04:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mangusta - Mar. 21st, 2016 11:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - Александр Фин - Feb. 15th, 2016 03:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - montana0805 - Feb. 16th, 2016 08:08 am (UTC) - Expand
elis_27
Feb. 15th, 2016 02:34 pm (UTC)
О, это очень интересно, продолжайте, пожалуйста!
irina_quebec
Feb. 15th, 2016 02:42 pm (UTC)
Спасибо!
Есть над чем задуматься.
wistful_chant
Feb. 15th, 2016 02:50 pm (UTC)
Просто отрада :).
puho
Feb. 15th, 2016 02:51 pm (UTC)
Очень!

Жду продолжения :)
veselo_info
Feb. 15th, 2016 03:26 pm (UTC)
Материал интересный, спасибо. Поищу книги на английском почитать.
По картинке сверху: в глаза сразу бросается - почему цвет Lover там не по порядку в цветовом круге, не там он должен стоять, если это переход от синего к мандженте, а не от мандженты к желтому.

Edited at 2016-02-15 03:27 pm (UTC)
mangusta
Feb. 15th, 2016 03:33 pm (UTC)
Не мы рисовали картинку.
(no subject) - veselo_info - Feb. 15th, 2016 03:58 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mangusta - Feb. 15th, 2016 04:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Olga Redko - Feb. 15th, 2016 03:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - veselo_info - Feb. 15th, 2016 04:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Olga Redko - Feb. 15th, 2016 04:05 pm (UTC) - Expand
ohbellaciao
Feb. 15th, 2016 03:33 pm (UTC)
Спасибо... У меня такой вот вопрос возник, я вот прочувствовала в себе несколько таких схем чтоли... Например, скажем по отношению к противоположному полу я на стадии мага, по отношению к себе только вступаю на стадию любящего, по отношению к делу жизни я уже не сирота , но еще не воин и тд... Можно немного с такой точки зрения посмотреть? Хочется поглубже заглянуть:) спасибо большое за ваши исследования
mangusta
Feb. 15th, 2016 03:36 pm (UTC)
Все начинается с вашей текущей жизненной задачи. Архетип, в котором вы сейчас находитесь, выявляется через нее.
Через проявления в разных аспектах вашей жизни вы можете запутаться, потому что там может быть ситуативно использована роль из уже пройденного архетипа или вообще там у вас неархетипическое поведение стряслось. :)
(no subject) - ohbellaciao - Feb. 15th, 2016 04:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mangusta - Feb. 15th, 2016 04:28 pm (UTC) - Expand
lada_ladushka
Feb. 15th, 2016 03:42 pm (UTC)
А что означают слова в цветных секторах? Эти слова у Мудреца, Героя, Шута и Правителя особенно смущают.
mangusta
Feb. 15th, 2016 03:43 pm (UTC)
Эти слова никак не относятся к нашей статье.
(no subject) - Olga Redko - Feb. 15th, 2016 03:47 pm (UTC) - Expand
a_gulia
Feb. 15th, 2016 03:56 pm (UTC)
Спасибо огромное за труд и интереснейшую информацию! Так многое в голове проясняется после этой логичной цепочки! Вот ведь даже негативные проявления в человеке, обществе, группе можно понять и объяснить исходя из этапа, на котором они находятся, и относиться к ним терпимее.
smartiemm
Feb. 15th, 2016 04:00 pm (UTC)
Ruler доставил:)
И с Любовником интересно и близко.
ulyana_ulli
Feb. 15th, 2016 04:43 pm (UTC)
Спасибо большое за статью и разъяснения. Проект захватывающий и очень интересный, столько новых знаний. Хочу поделиться своими размышлениями по поводу завершения цикла Шутом ( Гермесом). Почему-то интуитивно кажется, что заканчиваться круг должен Магом, это я по аналогии с Зодиакальным кругом, где все начинается с "младенца" Овна и заканчивается мудрыми магическими Рыбами. Знаком Рыб символически управляет планета Нептун. А Нептун более всего имеет отношение к психологии (даже значок Пси похож на символ планеты Нептун), волшебству, магии. "Маги пристально всматриваются в глубь своей души, чтобы изменить себя" ("Герой и бунтарь"). В книге приводятся примеры рекламы, в которой средствами архетипа Мага рекламируются предметы, которые имеют непосредственное отношение к Рыбам и Нептуну: духи, парфюмерия, стиральные ПОРОШКИ, средства для ванн ( жидкости, вода - символ Бессознательного). Реклама спортивной ОБУВИ «New Balance», а ступни человека - это опять же Рыбы, голова - Овен. То есть, если Зодиакальный круг распрямить в линейный отрезок, то голова - Овен, ноги - Рыбы (средневековые гравюры и рисунки). Логично было бы, если бы круг странствий души заканчивался Магом. Хотя прямой и 100% аналогии знаков Зодиака и 12 архетипов нет, то есть планетам (греческим богам) соответствуют несколько взаимопроникающих архетипов (и наоборот). Так просто размышления.
Olga Redko
Feb. 15th, 2016 04:51 pm (UTC)
Мы выше пишем про спираль. Т.е. последний на этом витке - является началом для следующего. Из Шута - в Невинного я вижу как. А вот из Мага в Невинного (пока??) не очень. Вы как видите переход?

Пока вспоминается только уличная магия Дэвида Блейна, когда он говорил про взаимодействия головы (Овен) и ног (Рыб), но это явно не про то ;)
(no subject) - ulyana_ulli - Feb. 15th, 2016 05:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mangusta - Feb. 15th, 2016 06:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - mangusta - Feb. 15th, 2016 05:01 pm (UTC) - Expand
lacrilion
Feb. 15th, 2016 04:57 pm (UTC)
ооо, спасибо

про шута мне особенно понрааавилось :))))
livejournal
Feb. 15th, 2016 05:19 pm (UTC)
ПРОЕКТ ПО АРХЕТИПАМ &quot;РОЛЕВЫЕ ГАРДЕРОБЫ&quot;. ТЕОРЕТИЧ
Пользователь karkadzhu сослался на вашу запись в своей записи «ПРОЕКТ ПО АРХЕТИПАМ "РОЛЕВЫЕ ГАРДЕРОБЫ". ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ» в контексте: [...] Оригинал взят у в ПРОЕКТ ПО АРХЕТИПАМ "РОЛЕВЫЕ ГАРДЕРОБЫ". ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ [...]
karkadzhu
Feb. 15th, 2016 05:21 pm (UTC)
А круг Освальда что означает?
Olga Redko
Feb. 15th, 2016 07:07 pm (UTC)
Мы выше отвечаем двукратно на этот вопрос.
Суммирую:
Это англоязычная иллюстрация к книге "Герой и Бунтарь" (единственная из книг Пирсон, которая была переведена на русский язык) со структурой архетипов, что дана в этой книге.
Зачем и насколько верно технически там намешана цветовая схема Освальда, не разумею. Мы не об этом здесь. Мы здесь о структуре архетипов в Пути Героя.
(no subject) - karkadzhu - Feb. 16th, 2016 03:41 am (UTC) - Expand
dvazdi_dva
Feb. 15th, 2016 06:15 pm (UTC)
Спасибо за такую интересную работу)
И особое спасибо за термин "Любящий") Потому что Эстет и Любовник вовсе не обязательно один и тот же человек. Эстет любит всё красивое и гармоничное (старается для себя), Любовник - других людей или одного человека (старается для кого-то). А Любящий соединяет в себе этих двух человек или две части одной личности.
Очень понравилась мысль, что Творец - это не только человек искусства, это тот, кто выстраивает свою реальность, создает своё видение мира, свои правила, делает свою жизнь такой, какой он хочет (тут уже появляется Правитель и другие). Это не материальное творчество, его нельзя потрогать, увидеть, оно не бросается в глаза сразу, но его можно почувствовать, понять, пообщавшись с человеком, который создал нового себя, свой новый внутренний и внешний мир.
Также я нашла ответ на свой вечный вопрос: почему люди не видят то, что вижу я, довольствуются малым и убогим, не хотят ничего изменить к лучшему? Им просто удобно ходить по первому кругу Невинный - Сирота - Воин - Хранитель, достаточно тех установок и правил, которые получили ещё в начале жизни, они отвечают всем их потребностям, а большего и не надо. Лучшее, что я могу сделать, это не подтягивать их на свой уровень, своё понимание хорошей и достойной жизни (можно надорваться и получить сильный негатив в свой адрес: у них нет задач других архетипов, они им не интересны и не нужны), а просто оставить их в покое, заниматься своими делами и общаться с теми, кто смотрит на мир так же, как и я.
Olga Redko
Feb. 15th, 2016 08:35 pm (UTC)
У меня в раскладе Любящий = Эстет + Любовник + еще один огромный неназываемый кусок, который про готовность взять ответственность за тех, кого и что любишь. В Эстете и Любовнике этой глубины я не вижу.
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 128 comments — Leave a comment )

Profile

Хло
hloflo
Хло-Фло

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com