?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Эксперт по теме "Гендер и архетип" Инга Адмиральская решила сделать отдельную разъяснялку о том, что такое гендер, потому что параллельно с гендерными исследованиями в рамках каждого конкретного архетипа в рамках ее постов мы будем касаться мужского и женского вообще.

Инга описала понятия, которыми собирается оперировать на своих лаборатория по Гендеру и Архетипу. "Не претендую на новизну и научность, но чувствую потребность в том, чтобы прикрепить к каждому термину определение, от которого мы могли бы отталкиваться" - так пояснила Инга.

Эксперт проекта:

ИНГА АДМИРАЛЬСКАЯ
Кандидат психологических наук, психотерапевт. Специалист в области гендера.

АРХЕТИП "ИСКАТЕЛЬ/ЗЕМЛЕПРОХОДЕЦ"


Гендер можно рассматривать в двух плоскостях – социальной и персональной.

Социальная плоскость гендера
Итак, гендер – это то, что мы имеем ввиду, говоря «мужчина» и «женщина», но не имея ввиду конкретных мужчин и женщин. Это - система смыслов, образов, ожиданий, предписаний, установок, рисков, вознаграждений, ограничений, иерархий, неравенств, долженствований и табу, которая культурно сконструирована и имеет отправной точкой биологический пол индивида. Если бы вам нужно было исполнить роль женщины перед зрителями с другой планеты, где нет полового диморфизма, вы бы черпали представления о том, как нужно двигаться, жестикулировать, говорить и выглядеть именно оттуда – из этой системы. Причем, вам, как бы вы ни старались, удалась бы не роль женщины вообще, а только образ, который прямо сейчас в вашей культуре считается женским.
Гендер не является чем-то врожденным, мы ему обучаемся так же, как учимся ходить и говорить. Симона Бовуар сказала: «Женщинами не рождаются, женщинами становятся» - естественно, к мужчинам это тоже относится)))

У гендера нет биологических основ, он не врожден – дети вне зависимости от их биологического пола рождаются каждый со своими особенностями, а среда уже шлифует и придает ту или иную смысловую или оценочную окраску каждой из них.
Как это происходит?
В 1976 году в классическом эксперименте американских исследователей Дж. Кондри и С. Кондри студентам колледжа показывался небольшой фильм о 9-тимесячном ребенке, причем одной половине участников малыш был представлен как девочка, а другая половина считала, что смотрит ролик о мальчике. Описывая эмоциональную реакцию ребенка на игрушку, неожиданно выскакивающую из коробки, участники, которые «видели» девочку, утверждали, что она испугалась, а те, кто «наблюдал» мальчика считали, что он разозлился. Так, с первых дней ближайшее окружение малыша обращается с ним особым образом и обучает его реагировать на мир в соответствие со своей гендерной этикеткой. Добавим к этому «мальчиковые» или «девочковые» игрушки, книжки, элементы интерьера, цветовое решение (розовый или голубой) и становится ясно, насколько наша среда пропитана гендерными правилами и ограничениями.

К мысли о том, где гендер не имеет природной основы и представляет из себя продукт культуры, ученые (социологи, психологи, антропологи, этнографы, культурологи, историки и политологи) начали приходить совсем недавно, в 20-м веке. Впервые эти догадки прозвучали на поле истории (роль женщин в разные исторические периоды человечества) и этнографии (что такое – быть женщиной в разных народах и этносах). Очень ярко этот тезис был продемонстрирован учеными (в частности, Маргарет Мид), описавшими, как удивительно непохожи, своеобразны и уникальны представления о женском и мужском в разных культурах. То, что в одном культурном контексте считается мужским атрибутом, на который женщине нельзя покушаться, в другом может быть женским, и наоборот. Если бы все девочки на свете с рождения обладали «женскими» задатками, а мальчики – «мужскими», такого бы не произошло.

К смысловому наполнению гендера точно так же, как к другому культурному явлению, применим вопрос «Кому это выгодно?». В наблюдении за окружающим нас миром мы можем сделать простое умозаключение – в обществе, где власть принадлежит преимущественно мужчинам, женщины находятся ниже их в социальной иерархии. Есть выраженный «стеклянный потолок», выше которого женщина не поднимается. Предписания и ограничения, наполняющие этикетку «женщина» будут восприниматься как менее ценные, чем те, которые содержит этикетка «мужчина». Там, где гендерное распределение власти начинает сдвигаться в сторону баланса, можно наблюдать совсем другое наполнение понятий «мужчина» и «женщина». Ну а там, где гендер потихоньку «отлепляется» от системы власти и иерархии, мы можем видеть как единичная модель «настоящих» «женщины» и «мужчины» меняется на «женщин» и «мужчин» - то есть, становится нормально и естественно разнообразие самовыражения вместо стремления к какому-то конкретному образу.

Персональная плоскость гендера
Если говорить о конкретном человеке, то гендер – это тот пол, с которым человек сам себя идентифицирует. Обычно примерно в три года ребенок обнаруживает, что в мире есть мальчики и девочки, женщины и мужчины, и относит себя к тому или иному лагерю. Бывает, что этого не происходит и ребенку нужно какое-то время, чтобы определиться. Он может просить называть его именем, относящимся к противоположному полу, и играть в то, что он не мальчик, а девочка (или наоборот). Бывает и так, что то, как человек сам себя идентифицирует, не совпадает с его паспортным полом, и тогда речь идет о гендерной неконформности. Гендерно неконформный человек или гендерквир – это зонтичный термин, «накрывающий» многообразие этой неконформности. Внутри него – россыпь других терминов.

Транссексуал – человек, который постоянно чувствует себя «в чужом теле». Его самоощущение устойчиво и для того, чтобы он чувствовал себя в обществе хоть сколько-то комфортно, ему там должно найтись место именно в том виде, в котором он хочет себя видеть – чтобы к нему обращались в нужном роде и чтобы его документы соответствовали тому полу, с которым он себя идентифицирует. Существующий на данный момент в большинстве стран процесс адаптации транссексуального человека включает в себя необратимые хирургические операции, которые приближают его тело к желаемому виду. Но, многим транссексуальным людям было бы достаточно смены документов и чтобы к ним обращались, используя то имя и тот род, которые они сами обозначат.

Агендер – человек, который не идентифицирует себя ни с женщинами, ни с мужчинами.
Бигендер – человек, который в разные периоды своей жизни идентифицирует себя то как мужчину, то как женщину или и то, и другое одновременно.
Трансвестит – мужчина, который испытывает потребность переодеваться в женскую одежду и проживать какие-то эпизоды своей жизни в женской роли.

Гендер НЕ связан не только с биологическим полом, но и с сексуальной ориентацией. Например, женщина, которая открывает в себе маскулинные проявления и «отыгрывает» их в конкретных ситуациях (например, опираясь на них во время деловых переговоров), не ставит этим под сомнение свою ориентацию, какой бы она ни была. Зато, она может в зависимости от своих намерений, задач или настроения, добавлять в свой образ (и костюм) детали и акценты, маркирующие тот или иной гендер – и вообще, играть им, как специями в кулинарии.

В каждом из архетипажей мы сможем найти гендерные нотки, исследуя свои впечатления и ощущения от разных образов. Начнем с Искателя – архетипажа января.

Продолжение следует...

Comments

( 18 comments — Leave a comment )
cinem_a
Jan. 12th, 2016 04:38 pm (UTC)
Инга, добрый день!
Сначала думала что трудно будет вникнуть, понять, но быстро втянулась!

Особенно понравилась "персональная плоскость гендера", то что там написано, можно сказать, расширило горизонты, расслабило и успокоило. Это я про подход, что он может быть таким, как у вас описано.
Что трансвеститу может быть достаточно поменять документы и имя..
Что женщина усиливает маскулинность при переговорах не ставя под сомнение свою ориентацию какой бы она ни была..

Спасибо и с уважением,
Соня))
riomyrio
Jan. 12th, 2016 06:59 pm (UTC)
Соня, добрый вечер!
Я очень рада, что мои слова хорошо "легли" и сняли некоторые тревоги.
Мы привыкли воспринимать триаду "гендер-сексуальная ориентация-пол" как нечто монолитное, но внутри этот кубик Рубика может выстраиваться как угодно и любой вариант имеет те же права на жизнь, как и остальные!

С уважением,
Инга

Edited at 2016-01-12 07:00 pm (UTC)
cinem_a
Jan. 12th, 2016 07:06 pm (UTC)
Да)
Да да, Инга, именно это: что не-монолит и что "имеет те же права на жизнь")
ladysunrise
Jan. 12th, 2016 06:13 pm (UTC)
очень интересно, спасибо! В рамках гендерной темы поделюсь видео чудо-чудного :) - болгарский певец Азис, цыган по происхождению:

riomyrio
Jan. 12th, 2016 07:00 pm (UTC)
Да, он тот еще провокатор))
keranza
Jan. 12th, 2016 09:18 pm (UTC)
Очень интересно! Я сталкивалась с темой гендера очень давно в институте и уже позабыла, чего мы тогда изучали, а потом он у меня звучал только в политическом контексте моей работы и всегда плотно увязан исключительно с темой женщин и прав женщин. Теперь мне не только интуитивно понятны причины пробуксовки многих гендерных инициатив :)
Благодарю вас!
riomyrio
Jan. 14th, 2016 01:43 am (UTC)
На здоровье))
puho
Jan. 13th, 2016 05:34 am (UTC)
Инга, а почему трансвестит здесь указан как только м->ж? Есть ведь не только дрэг-квины, но и дрэг-кинги :)

Спасибо, прекрасное описание! Вечный мой вопрос "что это значит, если я родилась женщиной" чуточку яснее стал. Столько я уже перечитала по этому поводу, ваш подход наиболее близок к моему пониманию.
riomyrio
Jan. 14th, 2016 01:28 am (UTC)
Не указала дрэг-кингов (как и дрэг-куинз), потому что сейчас наблюдаю серьезную полемику: столкнулись два взгляда на перевоплощение. Один взгляд рассматривает перевоплощение как сценический жанр и уводит его таким образом из поля гендера. Другой взгляд рассматривает перевоплощения как рупор гендера, а сцену - как одну из площадок для активизма. Поскольку своего мнения у меня пока не сложилось, я не рискнула "вписываться" за какую-либо из сторон. А с трансвеститами двойной роли знакома, общаюсь и могу сослаться на свой опыт.
puho
Jan. 14th, 2016 05:34 am (UTC)
да, всё понятно, спасибо вам :)
utrenniykofe
Jan. 13th, 2016 11:07 am (UTC)
гендерквир...спасибо за термин
riomyrio
Jan. 14th, 2016 01:30 am (UTC)
Он не мой, но очень удобный, когда нужно уйти от бинарности и гетеронормативности (простите за слова страшные))))
utrenniykofe
Jan. 14th, 2016 06:03 am (UTC)
страшные слова тоже - бальзам на сердце
helga_ahimsa
Jan. 13th, 2016 11:43 am (UTC)
Инга, спасибо большое!
Очень интересно, чётко и понятно!
riomyrio
Jan. 14th, 2016 01:29 am (UTC)
На здоровье) Я рада!
odojdi
Jan. 13th, 2016 02:51 pm (UTC)
Доброго времени суток, Инга)
Моё сугубое ИМХО, что женщина и мужчина равны, но не тождественны. Прочитав пост, так и не поняла, противоречит моё ИМХО изложенному Вами или нет :/

Мне просто кажется достаточно очевидным, что из-за разной физиологии мужчина и женщина не могут быть вотпрямсовсем равны. Вне зависимости от того, какими были обои в детской и в каком роде говорит о себе человек. Но я, во-первых, не люблю спорить, а во-вторых, не люблю спорить, основываясь исключительно на своих предположених. Именно поэтому интересно послушать эксперта и, может, понять, в чём я не права.
riomyrio
Jan. 14th, 2016 01:42 am (UTC)
Доброго!
Я исхожу из того, что единственно верного образа мужчины и женщины нет. Не существует некая "женщина" - существуют женщины (разные, не похожие друг на друга, каждая со своей историей и умениями). Не существует некий абстрактный "мужчина", но есть мужчины - носители уникального опыта и историй. Когда мы сравниваем абстрактного мужчину и абстрактную женщину, мы пытаемся оперировать пустыми множествами. "Женщина должна..." - какая женщина, где, в связи с чем, для чего? "Мужчина должен" - опять таки, какой конкретно мужчина, кому должен, почему, для чего? В какой культуре все это происходит? В каком историческом контексте? К какому социальному классу они принадлежат? Ну, и всяческие такие вопросы.
А насчет разницы в физиологии - да с чего мы взяли, что она играет какое-то серьезное значение сама по себе, вне контекста?
Вот - маленькая гендерная игра для расшатывания убеждения:
(Deleted comment)
( 18 comments — Leave a comment )

Profile

Хло
hloflo
Хло-Фло

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Tags

Powered by LiveJournal.com