?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Эксперт проекта:

НАТАЛЬЯ КОРОТОВСКИХ
Специалист по контент-маркетингу, создатель интернет-проектов, сайтов, бизнес-страниц

АРХЕТИП "БУНТАРЬ"

"И на весь свет для нас законов нет"

Его невозможно не заметить. Он взбудораживает пространство вокруг, как камень, брошенный в воду. Вы завидуете ему —  потому что он делает то, что многие хотели бы —но не отваживаются. Он смеет бросить неудобный вопрос в лицо начальству, покрасить половину волос в малиновый цвет, укатить в ночь, не пообещав вернуться. Он смеет быть свободным там, где остальные связывают себя правилами, обязательствами и долгом.

Поэтому Бунтарь дьявольски привлекателен. Это один из самых сексуальных и харизматичных архетипов. Запретный плод — сами знаете — гораздо желанней преподнесенного на блюдечке. Кстати, кто был самым первым бунтарем в человечестве — кто сорвал яблоко в Эдемском саду?


Архетип Бунтарь

Чем правильнее наше поведение и чем серьезнее мы относимся к нашим обязанностям, тем сильнее нам хочется быть Бунтарями.

Спросите любого человека — хочет ли он свободы?
Спросите — не хочется ли ему временами все бросить и уехать на край света?
Абсолютно каждый ответит "да!"

Однако истина в том, что все хотят свободы, но при этом боятся потерять то, что имеют. И только Бунтарь готов платить любую цену за свободу. Главный талант этого Архетипа – бескомпромиссное ультимативное стремление к свободе.

И отвага. Отвага стоять за свою свободу до конца. В буквальном смысле, до своего конца. Все или ничего.

Как видно из названия, Бунтарь – это протестный архетип. Другие его имена: Разрушитель, Изгой, Аутло, Дикарь, Плохой Парень, Плохая Девчонка, «Человек не такой, как все», Человек-ошибка «404». «Человек, которым неприлично быть».

Ему нет дело до устоев общества. Он пришел эти устои ломать. Ему не интересно идти в ногу со всеми, он всегда «слышит другой барабан».

«Нарушай, чтобы освободиться!»

В своем крестовом походе против правил, законов и ограничений Бунтарь готов разрушить мир до основания, включая саморазрушение. Он не заботится о своей безопасности и может подвергнуть опасности других.

"ПРАВИЛА СУЩЕСТВУЮТ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ НАРУШАТЬ ИХ"

Бунтарь в мифологии.

В древнегреческой мифологии к Бунтарям можно отнести существ, наделенных телами, не такими как у всех:

Кентавр – получеловек-полуконь,

Сирена с телом хищной птицы, головой прекрасной девушки и чарующим голосом,

Минотавр – чудовище с телом человека и головой быка,

древнегреческие чудовища Химера, Цербер, Медуза Горгона, Гидра и ряд менее известных.

Образ Прометея, подарившего людям огонь, многие ассоциируют с образом этакого бунтаря-мученика, бросившего вызов силам зла.Но все-таки Архетип Бунтарь – это не про подарки и созидание. Его функция — разрушение и расчистка пространства для созидателей, которые придут за ним.

Ярче всего проявляет бунтарские качества мифологический великан Тифон.

Arkhetip_Buntar

Самое могучее и устрашающее существо из всех порождённых Геей олицетворяет разрушительные силы земли. Тифон, переходя Эгейское море, разметал острова Киклады. Огненное дыхание чудовища донеслось до острова Фер и разрушило его половину, а вторую превратило в выжженную пустыню. Гигантские волны, поднятые Тифоном, докатились до острова Крит и разрушили царство Миноса. От Тифона пошли все ветры-пустовеи.

Наконец, великий Зевс сбросил разрушителя под гору Этна на Сицилии. Откуда Тифон пытался время от времени выбраться, изрыгая «реку огня, спускающуюся с горы с ужасной яростью; она была красного цвета, а на ней плыли светло-красные камни, большие, как обычный стол… Из 20000 человек, что населяли Катанию, спаслись 3000.” Несколько раз вулкан Этна уничтожала город Катанию.

С тех самых древнегреческих пор имя Тифон стало синонимом разрушительных сил природы: ураганы, вулканы, смерчи. Да, вы правильно догадались, это Тифон живет в наших языках в слове «тайфун».

Характеристики Бунтаря по книге Марк и Пирсон "Герой и Бунтарь":

Основное желание: месть или революция.
Цель: разрушить то, что не работает (для Бунтаря или для Общества).
Страх: оказаться бессильным, заурядным, непоследовательным.
Стратегия: ломать, разрушать или шокировать.
Ловушка: перейти на темную сторону.
Награда: неистовость, радикальная свобода.

Бунтарь - Это стихия в цивилизованном обществе. Миссия Бунтаря - смести то, что больше не работает, уничтожить, что невозможно починить и изменить.

Во имя чего?

Во имя блага других людей, во имя собственной выгоды, чтобы вырваться из тисков несвободы настоящей или придуманной.

А, впрочем, не всегда очевидно ради чего затевается бунт. Иногда только ради того, чтобы его заметили.  В повседневной жизни Бунтарь будет с вами спорить по любому вопросу, если вы высказали свое мнение. Для него естественно не согласиться, истина не так уж важна. Главное, конфликт, шторм.

Разрушителям свойственно питаться конфликтом. Бунт бывает веселый (Остап Бендер) и мрачный (культура мертвых), справедливый и благородный (Робин Гуд, восстание гладиаторов), а бывает бессмысленный и беспощадный (история пиратства).

Бунтаря можно узнать в мятежнике, революционере, злодее или иконоборце, в диком мужчине или дикой женщине, взрывном подростке и пирате, авангардном художнике или модельере.

Бывают два типа времен, которые рождают целое племя Бунтарей.

1. В обществе, где слишком мало гражданской свободы. Чем более суров закон и жестоко наказание — тем безжалостнее и отважнее пираты и революционеры.

2. В благонравном обществе, где тихо и уютно, как в теплом болотце. Чем размереннее и комфортнее жизнь — тем больше Бунтарей приходит ее взорвать.

Бунтарь входит в тройку архетипов, которые пришли оставить свой след в мире.

И действительно Великие Бунтари навсегда остаются в истории. Потому что первыми заявляют о настроениях, зреющих внутри общества или культуры.

Рассмотрим основные ценности и страхи Бунтарей на примере моих любимых ярких носителей этого архетипа:

1. Микеланджело Меризи ди Караваджо. Революция в живописи

Дерзкий художник-бунтарь с безжалостной кистью не признавал никаких предписаний и авторитетов. Он бросил вызов традиционной церковной живописи. Вместо идеальных образов святых Караваджо выплеснул на полотна правду жизни, чем поверг в шок римское аристократическое общество.

Для создания образа богоматери на одной из лучших его картин, известной как «Мадонна пилигримов», позировала — о, ужас! —римская куртизанка Лена Антонети. Да еще босые пятки бродяг упирались прямо в глаза зрителей — неслыханный натурализм для религиозной живописи. Современник писал о картине: «Пилигримы – мужчины с грязными ногами и женщина в неопрятном чепце – наделали шума, поскольку многие восприняли их как оскорбление столь возвышенному полотну».  Это не помешало «Мадонне пилигримов» украшать одну из центральных базилик Рима более четырехсот лет.

Архетип Бунтарь

Гений Караваджо, открывший новое направление в живописи, ценил свой талант — да и свою жизнь — гораздо меньше борьбы за уважение к маленьким и обездоленным людям. При малейшем столкновении с несправедливостью он бросал кисть и выхватывал шпагу.

Неправда ли, приоритеты Бунтаря сильно отличаются от приоритетов архетипа Творца, который старается найти любую возможность избежать конфликта?

Преобладающая эмоция Бунтаря Гнев в сочетании с безбашенностью делают Бунтарей очень опасными для окружающих

2. Коко Шанель. Революция в мире моды.

В мире, где дамы носили корсеты и длинные юбки, Коко надела свободные мужские брюки. Это было неприлично, это был вызов обществу.  Что она себе позволяет? Потом были знаменитые жакеты от Шанель. Потом был образ девчонки-сорванца со стрижкой "боб" с мальчишеским силуэтом. Потом бикини. Потом маленькое черное платье.

Все это так привычно для нас и все это было совершенно неприличным тогда. Трудно себе представить, что до Коко дамы в узких нарядах не могли свободно пожать плечами или махнуть рукой. Бунтарка Коко Шанель в буквальном смысле освободила женщину от удушающих тисков корсета, подарив удобную свободную одежду. Ее считали дерзкой, невыносимой, неприличной. Ну и что? «Мне наплевать, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще,» — говорила Коко. Быть плохой девчонкой для Бунтарки не страшно. Страшно, если тебя не замечают.

Бунтарь_Коко Шанель

Чего ждут Бунтари от окружающих?

ПРИЗНАНИЯ ИХ СУЩЕСТВОВАНИЯ, УВАЖЕНИЯ к их личности и к их ПРАВУ БЫТЬ НЕ ТАКИМи, КАК ВСЕ.

3. Стив Джобс ставит против всех и выигрывает.

«Apple против PC», «Apple против Microsoft» — Apple против всех! Бунтарь Стив Джобс создал Бренд Apple с яркой и точной бунтарской миссией. «Думай иначе» — девиз Apple.

Что там говорят гуру маркетинга? «Изучить существующий спрос и создать под него продукты»? «Думай иначе!» Apple лучше знает, что людям нужно, даже если в данный момент они сами об этом не подозревают.

Эмоции — движущая сила архетипа Бунтарь и бренд Apple просто заряжен ими.

И, наконец, вишенка на торте Apple — точнее, надкушенное яблоко — логотип с посылом в эдемский сад к первому Бунтарю на земле. И напоминанием о том, что Бунтарь один из самых магнитных и сексуальных архетипов. Слаще запретного плода нет ничего.

Архетипы в маркетинге

Стив Джобс — может быть, самый яркий пример предпринимателя-бунтаря, восставшего против системы и создавшего суперуспешный бизнес. Яркий, но не единственный.

Архетип Бунтарь в маркетинге.

Похожая стратегия используется знаменитым байкерским брендом Харлей Дэвидсон.  Создавай собственные правила на дороге.

Сегодня словосочетание Harley-Davidson мгновенно ассоциируется с личной свободой, анархией. С одиноким брутальным Повелителем дорог в кожаной куртке, уносящимся верхом на своем стальном коне с ревущим мотором. А как же без рева мотора? Главное, чтоб его заметили.

Бунтарскую стратегию используют для продвижения чего-то непривычно-неприличного в обществе. Например, в шестидесятых годах прошлого столетия грамотно пиарилось курение для женской аудитории через посыл:


«Сигареты — маленькие факелы свободы!»

Архетипы в маркетинге

Смотрите, в слогане выражен протест против традиционного признания курения мужской территорией.  Вообще, сама идея эмансипации продвигалась через бунтарский бренд.

Люди, принадлежащие к Архетипу Бунтарь тянется к вещам, которые плюют на общественное мнение, пренебрегают здоровьем и безопасностью. Всякую неполезную дрянь под соусом «свобода», «без правил» Бунтарь- подросток купит без раздумий.

Легче всего выразить свой протест — «Я не такой, как все!» — внешне. "Люди, которыми неприлично быть", мгновенно выделяются в толпе. Предложите им то, с помощью чего они могут выразить свой протест: Пирсинг, татуировки, радикальную стрижку, вызывающую одежду. Правда, нужно понимать, что постепенно внешние атрибуты Бунтарей перенимают другие слои общества. Например, сегодня порванные джинсы носят отнюдь не Бунтари.

Если вы создаете свой продукт на основе архетипа Бунтарь, вы должны базироваться на одном из следующих пунктов:

1. Ваша аудитория всерьез не удовлетворена имеющимися продуктами в этой нише.

2. Ваш продукт что-то разрушает (типа новой игры) или на самом деле является революционным.

3. Ваш продукт «на грани фола», то есть позволяет в какой-то степени нарушать моральные или социальные устои и правила, почувствовать себя свободным от условностей общества.

4. Ваш продукт придает владельцу имидж нарушителя правил, Робин Гуда, новатора, революционера и тд.

5. Ваш продукт на самом деле креативен и неожиданен.

6. Цена колеблется от низкой до умеренной.

Просто помните — Бунтарь считает— что его помощь клиентам заключается в сломе привычного мира, в нарушении правил. Кроме одежды и аксессуаров, архетип легко используется в музыкальных направлениях, ювелирных изделиях, парфюмерии, индустрии развлечений.

Если речь идет об инфопродуктах, то Бунтаря  интересуют системы хакинга, обыгрывания казино или обхода законодательства.

Бренды-Бунтари:

Apple
Harley-Davidson
Опиум

Ив Сен-Лоран
Коко Шанель

Бунтари в культуре:

Тяжелый металл,
Рэп и Рэйв
Мадонна,
Курт Кобейн

Брэд Питт,
Джек Николсон

Караваджо
Сальвадор Дали

Маяковский
Лермонтов

Бунтари в литературе часто изображались хорошими людьми, вынужденными нарушать закон во имя торжества  справедливости:

Робин Гуд
Зорро
Гекльберри Финн;

Веселый бунтарь
Остап Бендер, который таки переступал грань дозволенного и после очередной авантюры ему приходилось уносить ноги;

Лермонтов, создатель мрачных Бунтарей-Изгоев:
Печорина
Демона

Символика Бунтаря.

Уже знакомое надкушенное яблоко.

Черный цвет, как символ бунтарства, был усвоен анархистами всех стран.

Часто символика разрушения обозначает принадлежность к царству мертвых: Череп и кости на пиратском флаге. Изображение скелетов на одежде, в украшениях.

На время символами могут становиться вещи или люди, вызывающие ассоциацию со стремлением к освобождению. Таким был культ Че Гевары — Бунтаря-романтика.

Девизы Бунтаря-Разрушителя:

"ПРАВИЛА СУЩЕСТВУЮТ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ НАРУШАТЬ ИХ"

«Противоречь авторитету»

Кодекс Бунтаря в пиратской песне:
«И на весь Свет
для нас законов нет
и на семь бед
всегда готов ответ
»

«Я волком бы выгрыз бюрократизм. К мандатам почтения нету.» В.Маяковский

"Иду куда хочу и выбираю сам. " Курт Кобейн Нирвана

«Думай иначе» Стив Джобс

Добиться свободы и сохранить ее можно лишь той ценой, какую человечество, как правило, платить не готово. Джордж Сэвил Галифакс

Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой. Иоганн Вольфганг Гете

Свобода - это право делать, что хочешь, и мешать другим делать то, что они хотят. Генрик Сенкевич ( с юмором)

Свободным я считаю того, кто ни на что не надеется и ничего не боится. Демокрит

Свободу попугаям! Сво! Бо! Ду! По! Пу! Га! Ям! (мульфильм)

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
ilona_ka
Aug. 9th, 2017 06:24 am (UTC)
Классный пост какой! Спасибо, это очень интересно!
hanty_man
Aug. 10th, 2017 05:03 am (UTC)
Спасибо, Илона!
voneisenstein
Aug. 9th, 2017 11:44 am (UTC)
Как интересно читать! У меня нет Бунтаря и, теоретически, его цели, идеология и способ существования по большей части не близки. Но прочитала статью с огромным удовольствием несколько раз. Стало интересно: вы приводите цитату Курта Кобейна "Иду куда хочу и выбираю сам." Вот это полностью мое. Как и любимый черный цвет. Наверное, потому что мой основной архетип находится в одной тройке архетипов Изменения как и Бунтарь?.. Иначе ничем не могу объяснить эти общие точки соприкосновения.

Edited at 2017-08-09 11:46 am (UTC)
saranika
Aug. 9th, 2017 04:29 pm (UTC)
Спасибо за пост!)

Во мне бунтаря самую чуточку, но эта чуточка, когда просыпается, огого!)
hanty_man
Aug. 10th, 2017 05:07 am (UTC)
Да уж, когда Разрушитель просыпается , мало не покажется :) Спасибо за коммент
infectedmushrom
Aug. 10th, 2017 11:42 pm (UTC)
Будет как раз в тему про бунтарей в обществе: Эксперимент "Давление группы способно обмануть зрение"

Этот эксперимент очень любят воспроизводить в школах и вузах всего мира. Благо для этого нужно совсем немного: всего две картонки, на одной из которых изображены три линии, на другой — одна. От испытуемого требуется сказать, какая из трех линий, нарисованных вместе, равна по длине линии, нарисованной отдельно. Простенькая задача.

Но… Перед тем как дать вполне очевидный ответ, испытуемый должен выслушать ответы своих пятерых коллег. И они все как один называют абсолютно неправильный вариант. Что делать?! С одной стороны, никто не требует, чтобы все ответы совпадали, а глаза явно видят правильный вариант. С другой стороны… В общем, как минимум треть испытуемых проявляет конформизм и называет тот неправильный вариант, который предлагают остальные участники исследования. Они, кстати, вовсе не испытуемые, а сообщники экспериментатора.

Этот результат поверг в изумление даже организатора эксперимента — Соломона Эша. Он-то был уверен, что граждане США, воспитанные в духе индивидуализма, не должны поддаваться давлению группы. Но природа человека оказалась сильнее традиций свободомыслия.

В том, что человек подчиняется давлению группы, нет нового. Интереснее модификации эксперимента. Например, в одной из версий был «подсадной» испытуемый, который называл неправильный вариант, отличающийся от других (например, верный ответ «вторая линия», четверо участников говорят «третья», а один — «первая»). Когда «подсадная» группа утрачивала единство, «наивные» испытуемые давали гораздо больше правильных ответов.

Время Результаты эксперимента были опубликованы в 1951 году. Недавно закончилась Вторая мировая война, американское общество пребывало в эйфории: мы победили тоталитарный фашизм, наши люди свободные и независимые, у нас такого быть никогда не может!.. Эксперимент Эша был ударом по этой самоуверенности.

Мораль Единство мнений — штука опасная. Чтобы адекватно воспринимать реальность, в обществе должны быть диссиденты, при этом не так уж важно, говорят ли они правду или несут полную околесицу, — главное, чтобы их мнение отличалось от позиции большинства.

Где с этим можно столкнуться При оценке мировых событий, при выборе книжки в магазине, при голосовании на выборах, при покупке нового мобильника.
hanty_man
Aug. 12th, 2017 04:00 am (UTC)
Да, было много таких экспериментов о влиянии мнения группы. Помните советский ролик — Каша сладкая или соленая? И про мнение авторитета : Кто на фото Ученый или убийца.
Про Бунтарей, кстати, не так все радужно. Их поведение так же предсказуемо. Если все идут в ногу, значит ему в противоположную сторону. :) Это не осознанный выбор . Это "Баба Яга против". Кстати, энергия бунтарей очень часто используется более продвинутыми в плане самостоятельности архетипами -организаторами. И Бунтарь первым погибает.
infectedmushrom
Aug. 12th, 2017 09:20 am (UTC)
Подумала, что еще Шуты идут вразрез общему мнению . Шута еще не рассматривали.

dvazdi_dva
Aug. 11th, 2017 07:38 pm (UTC)
Наталья, большое спасибо за этот пост!) Многое откликается и многое прояснилось) Некоторые грани архетипа я вообще впервые увидела) Это очень здорово)
hanty_man
Aug. 12th, 2017 04:01 am (UTC)
Я рада :)
amethisto
Aug. 20th, 2017 11:43 am (UTC)
Джобс - это бунтарь-мудрец. Потому одевается как мудрец просто "черные водолазки всегда", но это не деловые костюмы, потому бунт.
Из моды Вествуд забыли. И Мак-Куина. И Гальяно. И Оуэнса... и Рубчинского... и...
( 11 comments — Leave a comment )

Profile

Хло
hloflo
Хло-Фло

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

Powered by LiveJournal.com